7 источников, где взять фактуру для статьи, если вы сами не эксперт
За экспертные статьи достойно платят. Но чтобы зарабатывать хорошо, не обязательно быть экспертом. Главное — добывать фактуру. Рассказываем, как и где


vlada_maestro / shutterstock
Хорошо маркетологам, экономистам, юристам, фитнес-тренерам — всем, у кого есть практический опыт и экспертиза в теме. У них всегда хватит фактуры и примеров из жизни на сильный материал.
Но как быть «просто копирайтерам» без личной экспертизы или с опытом в нише с низким спросом на контент? Продолжать писать рерайты по 50 рублей за пучок или несколько лет нарабатывать экспертизу в SMM, чтобы выйти на приличный доход? К счастью, есть более быстрый способ научиться делать крутые статьи и начать зарабатывать больше.
На самом деле, чтобы делать глубокие и сильные материалы, нужно хорошо уметь три вещи:
- Разбираться в задаче — понимать, для кого и зачем мы пишем текст, какой результат он должен принести.
- Работать с формой и форматом: создавать структуру, подбирать подачу, редактировать формулировки.
- Собирать фактуру: факты, примеры, статистику — фундамент, на котором будет прочно стоять текст.
Каждый пункт — тема отдельной статьи. В этой мы разберёмся, где брать фактуру, если вы не эксперт — ни разу не делали на практике то, о чём нужно написать. А научиться понимать задачи и работать с форматами, а также формировать контент-стратегию и анализировать результаты можно, например, на курсе «Профессия Копирайтер PRO».
Когда нужна дополнительная экспертиза
Когда вы пишете рецепт диетической лазаньи или описываете семь способов занять малыша в дороге для своего Instagram-блога*, дополнительная фактура не нужна.
Другое дело — секреты идеального бешамеля на портале для шеф-поваров или статья в блог сети фитнес-клубов о том, как составить диетическое меню на неделю с учётом веса и пола. Если вы не дипломированный повар с пятилетним опытом и не диетолог, вряд ли с ходу сможете написать нормальный материал. Но это не значит, что написать вообще не получится. Просто потребуется чуть больше времени и дополнительная фактура.
Итак, давайте представим, что нам заказали статью на тему «Воображение дошколят: как и зачем развивать». Педагогического опыта и образования у нас нет.
Обзор источников фактов и смыслов для написания текстов
Публикации по теме
Когда в теме ориентируешься слабо, легко попасть в ловушку «пустого листа». Непонятно, с чего начать и какая вообще нужна фактура. В этом случае первым делом можно проштудировать публикации по теме, чтобы немного сориентироваться и понять, в какую сторону копать.
Что искать:
- ориентиры для своего материала: мысли, идеи, вопросы;
- проблемы аудитории статьи;
- слабые места в чужих материалах, чтобы сделать свой лучше.
Где искать. Часто клиент сам даёт список референсов — хороших материалов на ту же или смежные темы.

Скриншот: Skillbox Media
Если нет — можно спросить у клиента самому или сразу пойти в Google. На этом этапе качество площадок не столь важно, но откровенный бред лучше всё-таки отсекать.

Скриншот: Google
Профильные сообщества в соцсетях и форумы
Этот источник не даст чётких, ясных и исчерпывающих ответов на все вопросы, которые у вас возникнут. Зато на форумах и в соцсетях можно глубже погрузиться в тему и за пару постов или веток охватить несколько разных точек зрения на вопрос.

Скриншот: «Фейсбук*»*
Что искать:
- вопросы по теме статьи;
- примеры и кейсы — упомянуть или сослаться в материале;
- экспертов — договориться о комментарии;
- посты и комментарии специалистов — добавить в материал в виде цитаты или скриншота;
- опыт специалистов и аудитории — обобщить и сделать выводы;
- профессиональный сленг и термины — использовать в статье, чтобы подстроиться под аудиторию.
Где искать. Универсальных площадок, которые подошли бы независимо от темы, нет. Поэтому вариант один — идти в поисковики/соцсети и искать. Чтобы сэкономить время, можно спросить годные ресурсы у клиента. Когда человек «варится» в теме, он, скорее всего, знает живые площадки.

Если постов и веток по нужной теме нет, можно инициировать обсуждение самому, прямо написав, что собираете материал для статьи. Ответов придётся подождать, но, если площадка живая, не очень долго.

Скриншот: «ВКонтакте»
Эксперты
Практикующие специалисты — самый верный и простой способ получить фактуру для статьи. Они каждый день делают то, о чём нам предстоит написать. Поэтому без проблем подкинут кейсов и примеров из практики, раскроют тонкости, о которых человек «не в теме» даже не задумается.
Встречаются материалы, которые почти полностью состоят из комментариев экспертов. Это формат «Мнение»: несколько специалистов высказывают свою точку зрения по какому-либо вопросу и делятся опытом.

Скриншот: ppc.world
Есть две модели работы с экспертами:
- Автор пишет статью сам, а у экспертов берёт комментарии, чтобы подтвердить свои аргументы.
- Автор пишет статью в паре с экспертом: специалист даёт всё необходимое, а автор оформляет это в логичный и читабельный материал.
Вторая схема чаще встречается, когда клиент выделяет своего эксперта и они вместе с автором работают над материалами для площадок компании.
Что искать. Если эксперт глубоко работает над материалом вместе с автором, у него можно и нужно брать всю фактуру: факты, идеи, закономерности, приёмы, инструменты, примеры.
Когда работаем в формате комментариев, у экспертов можно спросить:
- случаи из практики;
- подходы, приёмы и методы;
- лучший, по опыту, способ решить задачу;
- тонкости и нюансы;
- трудности, с которыми обычно сталкиваются;
- инструменты, которыми пользуются.
Это общие вопросы, которые стоит адаптировать в зависимости от темы статьи. Так, для статьи про воображение мы можем спросить у дошкольного педагога, какие занятия и игры он обычно использует для развития этой способности, как оценить уровень воображения у детей разного возраста.

Скриншот: pressfeed.ru
Где искать. Первым делом — спросить у клиента. Даже если он не сможет направить сотрудника, который даст всю необходимую фактуру, то подскажет, к кому обратиться за комментарием — в своей компании или у партнёров.
Если клиент не помог, эксперта можно поискать:
- на специальных площадках для журналистов: PressFeed, Nutcall, HackPack, Deadline.Media;
- в группах по поиску экспертов в соцсетях: «Герои и эксперты для СМИ», «Дорогая передача! Герои и эксперты для СМИ», «Ищу контакты (PR, СМИ, маркетинг, digital)»;
- на профильных площадках — в числе активных авторов и комментаторов;
- среди своих контактов в соцсетях. Чтобы не тратить время на просматривание тысяч профилей, можно опубликовать пост о поиске эксперта;
- в соцсетях и поисковиках.
В отличие от статей, эксперты не только дадут «мясо», но и ответят на вопросы, если они появятся. Однако в работе со специалистами есть свои нюансы:
- Востребованные эксперты чаще всего не хотят тратить время за спасибо, и я сейчас не о деньгах. Наиболее распространённая благодарность — поставить ссылку на сайт или аккаунт эксперта. Но иногда удаётся договориться на упоминание его имени и/или компании в статье.
- Возможность поставить ссылку и упоминание стоит согласовать с клиентом заранее. Если вы пообещаете человеку, он потратит время, а в итоге всё придётся вырезать — это негативно отразится на репутации и может привести к скандалу.
- Если вы используете в статье комментарий эксперта в виде прямой речи, всегда согласовывайте с ним финальный текст. Это нужно, чтобы не исказить факты и убедиться, что вы всё поняли правильно.
Книги
В качестве источника фактуры для статьи лучше подойдут общепризнанные авторитетные книги и недавние работы известных современных экспертов. Последнее особенно актуально, если вы пишете о том, что быстро меняется. Фактуру из книги об интернет-маркетинге 2010 года нужно брать с большой осторожностью — за десять лет многие утверждения могли утратить актуальность.
И ещё нюанс: с современным нон-фикшн нужно быть начеку. Зачастую книги пишутся только для того, чтобы пропиарить автора или его компанию. Чтобы убедиться, что написанному можно доверять, поищите информацию — кто это, чем он занимается и почему может экспертно говорить по теме.
Так, чтобы взять фактуру из книги о детском воображении, стоит убедиться, что у автора есть профильное образование и опыт работы. Фактуру из книги мамы-блогера, написанной на основе наблюдений за своим единственным ребёнком, брать для статьи на портал для педагогов-профессионалов явно не стоит. Ссылка на такой источник не вызовет доверия у читателя.
Что искать:
- идеи и утверждения, вокруг которых можно построить собственные рассуждения и исследования;
- мнение автора, которое подтверждает ваши тезисы;
- примеры, кейсы, эксперименты, результаты опытов и исследований;
- практические задания и упражнения, которые помогают лучше понять и лично убедиться в сказанном;
- прикладные советы, основанные на опыте автора книги.
Где искать. Книгами жанра нон-фикшн забиты все книжные магазины. Есть даже целые издательства, которые специализируются на этом направлении. Однако когда пишешь по десять статей в месяц, для каждой книг не накупишь; -) Поэтому их можно поискать:
- На своих книжных полках. Если книг в доме много и они собирались несколькими поколениями, вполне вероятно, там найдётся что-то из разряда «нестареющей классики» — старые авторитетные работы признанных экспертов, которые всё ещё актуальны.
- В бесплатных электронных библиотеках: «Руниверс», бесплатная полка «ЛитРеса», «Национальная электронная библиотека» (нужно установить ПО).
- В платных книжных сервисах: MyBook, Bookmate, «Библиоклуб». Если вы много читаете, часто обращаетесь к книгам по работе, платить 400–500 рублей в месяц за доступ к сотням тысяч книг может быть целесообразно.
- В обычной районной библиотеке. Последних работ современных экспертов там может и не быть, а старых книг и учебников — полно.

Научные работы
Наука на стоит на месте: учёные постоянно что-то изучают, анализируют, проводят эксперименты. Результаты собирают и обобщают, делают выводы. Такие работы могут стать неплохим источником фактуры, главное, чтобы они были качественными — репрезентативными и научно обоснованными.
Что искать:
- описания и результаты экспериментов, которые помогут полнее раскрыть тему статьи;
- выводы и обобщения, вокруг которых можно развернуть собственные рассуждения;
- статистические данные;
- прогнозы дальнейшего развития событий.
Где искать. К сожалению, большинство серьёзных научных работ просто так не нагуглишь. Однако в сети есть электронные библиотеки, где можно найти такие документы полностью или частями:
Как и в случае с книгами, здесь стоит внимательно изучить личность автора и методы исследования, прежде чем ссылаться на работу в материале.

Статистические данные
В интернете можно найти статистику практически в любой нише и по любому вопросу. Этим можно и нужно пользоваться, чтобы основывать выводы в статье на данных, а не на допущениях.
Статистические данные часто используют во вводной части статьи, чтобы подчеркнуть актуальность темы. «Восемь женщин из десяти беспокоятся о красоте ногтей» — неплохой заход, когда он подтверждён реальными соцопросами, а не взят из головы.
Что искать:
- численность, цена, скорость, срок — все количественные показатели, которые помогут лучше раскрыть тему статьи;
- общественное мнение, выраженное в цифрах;
- закономерности, подтверждённые статистикой.
Например, по теме детского воображения я нашла вот такие данные в монографии для студентов-педагогов:

Где искать. Конкретный источник зависит от того, какая именно статистика и в какой сфере вам нужна. Вот несколько источников:
- государственная статистика: Росстат, Роспотребнадзор, Минэкономразвития, налоговая;
- статистика в сфере интернета: Яндекс.Вордстат, Google Trends, Brand Analytics (раздел «Тренды»), Яндекс.Исследования, рейтинг Mail.ru, Mediascope;
- коммерческие исследования в разных нишах: ГФК, 2ГИС, Adindex, Kantar, Nielsen.
Это лишь несколько примеров. Больше статистических источников можно найти в файлике, которым щедро поделилась редактор Светлана Дучак. Она собрала 33 источника, а теперь этот список пополняется коллективно. Если нужной статистики нет и там, остаётся только гуглить. Со временем у вас наверняка соберётся свой список хороших источников.
Бонус: собственное исследование
Иногда целесообразно провести собственное исследование и использовать его как один из или единственный источник фактуры для статьи. Приведу несколько примеров, тогда станет понятнее.
Нужно написать статью на тему «Сколько зарабатывает копирайтер». Вы вроде и сами копирайтер, но писать на основе одного только своего опыта необъективно. Помимо опроса коллег в профильных сообществах и сбора комментариев от специалистов разного уровня, можно самостоятельно проанализировать заказы на текстовых биржах и проекты на сайтах фриланса, вакансии и предложения на HeadHunter, в пабликах и Telegram-каналах. На основе собранных данных делаем выводы, что фултайм в офисе можно зарабатывать столько-то в месяц, на проектной работе на удалёнке — столько-то за проект.
Другой вариант — поручили написать обзор курсов по копирайтингу. Пообщаться с учениками и узнать их мнение — круто. Но помимо этого, можно внимательно проанализировать условия, цены, программы — и результаты этого анализа тоже включить в статью.
То же самое с обзором софта, сравнением застройщиков и любых однородных объектов. Провести базовое сравнение и сделать первоначальные выводы можно самостоятельно. А с помощью статистики, книг и экспертов дополнить материал, сделать его сильнее и полезнее для читателя.
Что же касается статьи про воображение дошкольников, тут собственное исследование для неэксперта возможно, только если «под рукой» есть ребёнок нужного возраста. Например, можно провести с ним занятия на развитие воображения и дополнить статью этим опытом. НО: только дополнить. В основе всё же будут материалы из книг, комментарии экспертов и научные работы.