Управление
#статьи

Что такое ликвидность и что показывают разные виды ликвидности

Бывает ликвидность денег, предприятия, недвижимости, рынка. Эта статья поможет разобраться, чем различаются показатели и какие из них нужны бизнесу.

Иллюстрация: Kатя Павловская для Skillbox Media

Когда говорят о финансовой устойчивости компании или ценности активов, часто вспоминают про ликвидность. Это один из базовых терминов финансового менеджмента.

Прочитав этот материал, вы узнаете:


Что такое ликвидность и где используют термин

Ликвидность — это возможность продать актив по рыночной цене. Активом может быть любая вещь: ценные бумаги, недвижимость, одежда, мебель, компания или имущество бизнеса. В общем, всё, что можно продать. Так термин используют в экономике.

В управлении финансами и в бухгалтерском учёте есть похожий термин — ликвидность предприятия. Он показывает, сможет ли компания быстро рассчитаться с кредиторами с помощью активов.

Активы — всё имущество компании. При расчёте ликвидности предприятия чаще учитывают оборотные активы — например, товары или сырьё. Их можно быстро продать. Реже учитывают внеоборотные: помещения, оборудование, офисную технику и так далее. Их сложнее продать по рыночной цене, на них сложнее найти покупателя. Поэтому, если в компании начнётся кризис, быстро рассчитаться с долгами с помощью внеоборотных активов не получится.

Чем больше у бизнеса оборотных активов, тем лучше. Значит, он платёжеспособен. В сложных ситуациях компании есть что быстро продать, чтобы рассчитаться с текущими долгами.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет управлять финансами бизнеса

Что показывает ликвидность

Простыми словами — ликвидность покажет, насколько быстро и по какой цене можно продать товар в текущий момент. В обычной жизни мы часто слышим два термина: низкая и высокая ликвидность.

Низкая, или краткосрочная, ликвидность — когда актив продаётся долго и ниже себестоимости.

Допустим, вы решили продать старый дом в отдалённом посёлке. Покупателей на недвижимость вдали от городской инфраструктуры не так много. Такой актив может продаваться годами даже с большим дисконтом.

Высокая ликвидность — когда желающих купить актив много.

Допустим, у квартиры в центре города удобное местоположение. Она находится неподалёку от объектов инфраструктуры и транспортных развязок. Такую квартиру можно продать выше себестоимости за несколько недель или месяцев.

Виды ликвидности

Термин «ликвидность» можно встретить в разных сферах и разных отраслях экономики. Разберём, где его можно встретить и что он означает.

Ликвидность денег — возможность свободно обменивать валюту или расплачиваться ей. У стран с развитой и устойчивой экономикой валюта наиболее ликвидна. Например, доллар и евро можно купить и продать практически в любой стране мира, киргизский сом сложно купить даже в странах, у которых есть экономическое партнёрство с Кыргызстаном.

Киргизский сом не продаёт даже «Сбер», хотя Россия — экономический партнёр Кыргызстана
Скриншот: «Сбер» / Skillbox Media

Ликвидность рынка показывает, как часто на нём заключают сделки. Например, есть рынки недвижимости, продовольственных товаров, нефтепереработки и другие. У них будет разная ликвидность: самым ликвидным будет тот, на котором больше всего сделок и денег.

Каждый рынок может переживать подъёмы и кризисы — как внутри страны, так и в мире. Рассмотрим, например, рынок рекламы в России. Каждый год компании тратят на продвижение больше денег и заключают больше договоров, а значит, ликвидность тоже растёт. Бывают годы, когда рекламу заказывают реже — ликвидность рынка снижается.

Ликвидность рынка рекламы растёт в долгосрочной перспективе
Скриншот: АКАР / Skillbox Media

Ликвидность недвижимости — то, насколько быстро можно продать помещение. Ликвидность недвижимости может меняться под влиянием множества факторов: географии, района, возраста постройки и качества ремонта.

Например, квартира в центре мегаполиса будет более ликвидной, чем такая же квартира на окраине. При этом высоколиквидная квартира станет низколиквидной, если власти решат построить рядом мусороперерабатывающий завод.

Ликвидность ценных бумаг помогает инвестору выбрать бумаги для портфеля. Чем выше спрос, тем проще продать актив по текущей цене.

Ликвидность ценных бумаг определяется по объёму торгов и величине спреда. Спред — разница между максимальной ценой покупки и минимальной ценой продажи. Чем меньше разница, тем лучше.

Самые ликвидные бумаги — акции. Чем устойчивее компания, тем выше спрос на её бумаги — значит, растёт и цена. Например, в индексе голубых фишек МосБиржи есть акции «Газпрома», «Яндекса», Сбербанка и других. Стоимость акций этих компаний с 1995 по 2023 год выросла на 1008,72%.

Исторический график цены на индекс МосБиржи, состоящий из голубых фишек, показывает рост на 1008,72%
Скриншот: Investing / Skillbox Media

У облигаций ликвидность ниже из-за ограничения по сроку погашения и цене. Инвесторы смотрят на волатильность бумаги, объём торгов и количество дней без сделок. Если объём большой, а дней без сделок мало, значит, бумага востребована и её можно покупать.

Ликвидность товара — то, как быстро его можно реализовать. Ликвидность можно определять и для физических товаров, и для инвестиционных — например, фьючерсов, опционов или товарных фондов.

Инвестиционные товары проще купить и продать, чем физические. Например, чтобы продать детскую игрушку, нужно найти место сбыта, наладить логистику, доставить заказ покупателю. Чтобы купить и продать акции фонда, не нужно практически ничего.

К тому же инвестиционные товары часто стоят дешевле, чем физические. Например, нефть и драгметаллы считаются самыми востребованными на рынке. Чтобы на них заработать, не нужно тратить миллионы долларов на закупку сырья — можно купить акцию фонда, который вкладывается в нефть или золото. Стоимость такой акции может быть меньше одного доллара.

Ликвидность предприятия показывает платёжеспособность компании. Её мы разбирали выше.

Ликвидность активов — показатель всех классов активов в портфеле бизнеса или отдельного человека. Допустим, у вас может быть своя квартира, валютный счёт и несколько акций компаний. Показатель поможет понять, какие из активов наиболее ликвидные, чтобы в случае проблем отдать долги.

Продать валюту и акции быстрее, чем квартиру. Поэтому в портфеле они более ликвидны, чем недвижимость.

В зависимости от показателя активы можно причислить к одному из трёх классов. Вот таблица, которая перечисляет классы активов по возрастанию ликвидности.

Быстрореализуемые активыАкции крупных компаний, отгруженные товары, депозиты со сроком в один год, краткосрочные облигации
Медленно реализуемые активыСырьё и материалы, незавершённое производство, готовые товары
Труднореализуемые активыТехника, оборудование, недвижимость, инвестиции сроком больше одного года

Как анализируют ликвидность предприятия

Ликвидность предприятий проверяют по бухгалтерскому балансу. Чем больше коэффициент ликвидности баланса, тем лучше. Высокий коэффициент показывает, что у бизнеса достаточно оборотных активов, чтобы покрыть текущие долги. То же самое справедливо для людей — чем меньше у человека долгов и чем больше быстро продаваемых активов, тем лучше.

Экономисты различают текущую, быструю и абсолютную ликвидность. Эти типы ликвидности помогают понять, стоит ли вкладывать деньги в ценные бумаги компании или будет ли выгодно её купить. Разберёмся в каждом подробнее.

Текущая ликвидность показывает платёжеспособность предприятия — то есть может ли бизнес погасить текущие долги за счёт оборотных активов, например товаров.

Показатель рассчитывается по формуле:

Текущая ликвидность = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

Оборотные активы — это имущество компании, которое приносит доход в течение одного года. Например, товары, сырьё, депозиты или облигации со сроком в один год.

Краткосрочные обязательства — все долги компании, которые нужно закрыть в течение года. Например, обязательства перед поставщиками или кредиторами.

Есть два сценария оценки коэффициента: расчёт ликвидности при покупке или при возможном банкротстве.

  • При банкротстве чем выше показатель, тем лучше. Если коэффициент ликвидности равен 1–1,5 — дела компании не очень. Бизнес сможет покрыть текущие долги, но не более того. Хороший показатель — 2. Он значит, что у бизнеса достаточно возможностей, чтобы покрыть текущие обязательства перед партнёрами.
  • При покупке бизнеса или ценных бумаг компании нормой считается коэффициент 1 или больше 1. Бизнес может покрыть текущие долги. Показатель больше 1,5 означает, что оборотные активы используются неэффективно.

Быстрая ликвидность показывает способность компании погашать долги в случае неприятностей — например, кризиса.

Быстрая ликвидность = (Краткосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочные финансовые вложения + Остаток на счетах) / Краткосрочные обязательства

Краткосрочная дебиторская задолженность — задолженность сроком в 12 месяцев на отчётную дату.

Краткосрочные финансовые вложения — инвестиции компании со сроком в один год или меньше. Например, процентные займы, депозиты, облигации.

Когда коэффициент ликвидности равен или больше 1, ситуация в компании считается стабильной.

Абсолютная ликвидность показывает, какую часть краткосрочных долгов компания может быстро погасить за счёт собственных средств.

Абсолютная ликвидность = (Остаток на счетах + Краткосрочные финансовые вложения) / Краткосрочные обязательства

Коэффициент, равный или превышающий 0,2, считается нормальным. У компании достаточно своих денег, чтобы погасить часть долга в случае каких-либо сложностей.

Главное о ликвидности в пяти пунктах

  • Ликвидность финансового актива — возможность продать его по рыночной цене в текущий момент. Активами могут быть, например, товары, валюта, бизнес.
  • Ликвидность показывает, насколько быстро можно реализовать актив и не сильно потерять в стоимости. Активы, которые продать сложно, — низколиквидные. Активы, которые можно продать быстро и просто, — высоколиквидные.
  • Термин используют в разных отраслях экономики. Оценивают, например, ликвидность рынков, денег, недвижимости.
  • В финансах и бухгалтерском учёте используют показатель ликвидности предприятия. Она отражает платёжеспособность компании — сможет ли она заплатить по текущим обязательствам.
  • Ликвидность предприятия анализируют по бухгалтерскому балансу. Обычно чем больше активов, которые можно быстро продать, тем лучше.

Как узнать больше о финансах в бизнесе

  • Управление финансами — базовая функция любого бизнеса. Понимая основы управления финансами, можно эффективно распоряжаться ресурсами компании. В этой статье Skillbox Media рассказали главное о том, что такое финансовый менеджмент и как он организован в компаниях.
  • Рентабельность — ещё один базовый показатель в финансовом менеджменте. Если вы только начали знакомиться с понятием рентабельности — прочитайте эту статью. В ней мы рассказали, какие виды рентабельности бывают, как их рассчитывать и применять и какой показатель считается нормой.
  • В крупных компаниях за оценку ликвидности, расчёт рентабельности и управление финансами отвечает финансовый менеджер. Это перспективная профессия, с которой можно зарабатывать от 100 тысяч рублей. Освоить её можно на курсе Skillbox «Профессия Финансовый менеджер». На нём учат составлять бюджеты, оценивать бизнес, анализировать рабочий капитал и многому другому.

Другие материалы Skillbox Media о финансах в бизнесе

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована