Управление
#статьи

Введение в финансовый менеджмент. Что это такое и как компании управляют финансами

Зачем нужен финансовый менеджмент? Какие концепции и инструменты в нём есть? Кто за него отвечает?

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

О финансовом менеджменте рассказал

Дмитрий Бородин

Инвестиционный директор венчурного фонда. Профессиональный фокус — финансовое моделирование, инвестиционная оценка и корпоративные финансы.

Занимался отбором и анализом инвестиционных проектов в private-equity-фонде. Много лет руководил отделом корпоративных финансов в ПАО «НПК ОВК»: привлекал банковское финансирование, выпускал облигации, участвовал в выводе компании на IPO, отвечал за финансовое моделирование и инвестиционную оценку деятельности всей группы компаний. Кандидат экономических наук, имеет международный сертификат финансового аналитика CFA и сертификат финансового риск-менеджера FRM. Доцент МГТУ им. Н. Э. Баумана, преподаёт на программе MBA Investment Banking в РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Преподаватель на курсах Skillbox «Профессия Финансовый менеджер», «Финансовый аналитик», «Финансовое моделирование», «Инвестиционный аналитик».

Управление финансами — базовая функция любого бизнеса. Это отдельное направление в менеджменте, в котором множество инструментов, методов и концепций. Понимая его основы, можно эффективно распоряжаться ресурсами компании.

Этот материал Skillbox Media поможет разобраться в финансовом менеджменте.


Что такое финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент — управление всеми финансами, или денежными потоками, компании. Также это научная дисциплина и обширная область знаний. Она охватывает все сферы управления финансами — от расчётов с клиентами до привлечения капитала: кредитов и инвестиций. Подробнее о том, что в неё входит, мы расскажем ниже.

То, кто отвечает за управление денежными потоками в компании, зависит от её размера. В микробизнесе функции, связанные с финансами, выполняет собственник или руководитель. Но они часто управляют денежными потоками менее эффективно, чем это делал бы специалист.

В малом и среднем бизнесе управлением денежными потоками может заниматься один человек — финансовый менеджер. В крупных компаниях за это ответственны десятки людей — менеджеры, экономисты, аналитики и другие. Ими руководит CFO — финансовый директор. Например, в компании могут быть такие отделы:

  • отдел финансовой аналитики — сотрудники в нём отвечают за анализ отчётности, инвестиционных проектов, рынка;
  • отдел корпоративных финансов, в котором занимаются привлечением капитала и сопровождают эти сделки — работают с банками, ценными бумагами, инвесторами;
  • отдел финансового менеджмента, в котором занимаются бюджетированием, учётом, распределением прибыли, контролем.

Финансовый менеджмент тесно связан с остальными сферами деятельности компании. Поэтому сотрудники, отвечающие за него, взаимодействуют со многими отделами — например, запрашивают информацию у бухгалтеров, маркетологов, отдела производства.

Без грамотного управления финансами невозможно построить успешный бизнес, поэтому его основы должны знать предприниматели и руководители. Также эти основы обязательны для специалистов, которые работают с финансами и планируют строить карьеру экономиста, бухгалтера или аналитика.

Главные функции финансового менеджмента

Функциями называют направления работы финансовых менеджеров — то, чем они занимаются. Набор функций зависит от задач бизнеса. Мы расскажем о четырёх традиционных функциях, которые нужны бизнесу чаще всего.

Финансовое планирование. Другое название функции — бюджетирование. Финансовый менеджер составляет планы доходов, расходов, движения денежных средств для всей компании. Проще говоря — фиксирует, сколько денег получат отделы, на что их потратят и какими должны быть результаты. Чаще всего срок таких планов — месяц, но иногда бюджет составляют на год вперёд.

Управление инвестициями. Специалист составляет бизнес-планы и технико-экономические обоснования для них, рассчитывает рентабельность, оценивает инвестиционную привлекательность проектов. В крупных компаниях этим может заниматься отдельный сотрудник, в компаниях поменьше это тоже задача финансового менеджера.

Управленческий учёт. Это система сбора, хранения, представления и структурирования информации для принятия управленческих решений. Подробнее об управленческом учёте можно почитать здесь. Менеджер выстраивает систему учёта, ведёт его, предоставляет отчёты руководителям. Также он может проводить план-фактный анализ — проще говоря, проверять, удалось ли достичь плановых показателей.

Финансовый контроль. Менеджер взаимодействует с контрагентами: проверяет условия в договорах и контролирует дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Всеми этими функциями может заниматься один финансовый менеджер. А ещё обязанности могут разделять: например, один менеджер будет отвечать только за управленческий учёт, другой — за планирование.

Есть много других функций, которые встречаются реже. Например, финансовый менеджер может заниматься ценообразованием — помогать коммерческому департаменту с расчётами для обоснования цены продукта. Или помогать казначейству: рассчитывать, хватит ли денег на текущие платежи.

Разберём подробнее одну из возможных функций — управление дебиторской задолженностью. Чтобы управлять задолженностью, менеджер:

  • ведёт список всех договоров, по которым будут отсроченные платежи;
  • каждый день или еженедельно рассчитывает общую сумму дебиторской задолженности и сумму, которая должна поступить на следующей неделе;
  • передаёт расчёты в отдел казначейства или бюджетирования;
  • перед датой платежа формирует счета-фактуры и направляет их контрагенту с напоминанием.

Если оплата не прошла вовремя, менеджер передаёт данные в коммерческий департамент или другой отдел, который может решить эту проблему.

Курсы Skillbox помогут стартовать и развиваться в сфере финансов

Цели и задачи финансового менеджмента

Главная цель финансового менеджмента — повысить стоимость компании и максимизировать её прибыль. В эту глобальную цель входит множество задач. Мы расскажем о четырёх самых важных.

Первая задача — эффективно использовать ресурсы. Допустим, компания взяла кредит под 14% годовых и не использует эти деньги. Они лежат на счетах и приносят всего 6% годовых. Это неэффективное использование ресурсов. Задача финансового менеджмента — не допустить такого.

Вторая — оптимизировать расходы. Финансовый менеджер ищет, какие расходы можно уменьшить, и предлагает способы это сделать. Допустим, компания часто покупает сырьё и тратит на это много денег. Менеджер может предложить поставщикам предоплату в обмен на скидку 5% — так он оптимизирует расходы.

Третья — минимизировать риски. Менеджер уменьшает риск того, что компания понесёт убытки. Например, следит, чтобы компания вовремя получала деньги от контрагентов и могла без задержек гасить кредиторскую задолженность. Так он избавляется от риска переплаты, которая возникла бы из-за штрафов за просрочку.

Четвёртая — обеспечить финансовую устойчивость. Под этим понимают способность расплачиваться по обязательствам. Менеджер следит, чтобы у компании всегда хватало денег на текущие и будущие платежи.

К классическим задачам также относят оптимизацию денежного оборота, оценку возможностей компании, обеспечение рентабельности и многое другое. Можно сказать, что финансовый менеджмент есть во всех задачах компании.

Основы управления финансами: концепции и принципы

Финансовый менеджмент — обширная область знаний со множеством концепций и принципов. Все они применяются одновременно. Мы расскажем о базовых — на них ориентируются чаще всего.

Основные концепции:

Концепция денежных потоков. Денежные потоки — основа для оценки проектов и принятия любых решений. Специалисты не ориентируются на бухгалтерскую отчётность, а смотрят, сколько денег фактически поступило на счета и сколько ушло. То есть оценивают реальное движение денежных средств.

Концепция временной стоимости денег. Она предполагает, что ценность одной суммы различается в разные промежутки времени. Проще говоря, тысяча долларов сейчас, через год и через тридцать лет — это разные суммы, хотя номинально они равны. Чем раньше компания получает деньги, тем больше их ценность и тем больше продуктов или сырья на них можно купить.

Концепция стоимости капитала. Она предполагает, что у капитала есть стоимость — это цена, которую компания платит за его привлечение. Стоимость зависит от источника — например, кредит обходится дороже, чем деньги акционеров. Принимая любые решения, финансовый менеджер должен помнить об этом.

Концепция соотношения риска и доходности. Это общее для финансов соотношение: без риска не бывает дохода. Чем меньше риск, тем меньшую доходность можно получить, и наоборот: чем выше риск, тем больше может оказаться прибыль.

Концепция альтернативных затрат. Менеджер должен учитывать альтернативные варианты вложений, когда анализирует проекты. Допустим, компания хочет построить производственный цех. Специалист должен учесть альтернативы — положить деньги на депозит, купить другую компанию, выплатить дивиденды акционерам.

Концепция эффективного рынка. Она предполагает, что рынки различны по эффективности. Под эффективностью понимают свойство рынка учитывать всё, что на нём происходит. Проще говоря — если рынок эффективный, компания не сможет заработать на нём больше, чем в среднем зарабатывают конкуренты. Если нет — это значит, что на нём можно хорошо заработать.

В учебных пособиях перечисляют разные принципы финансового менеджмента. На практике чаще всего используют пять.

Принцип финансовой самостоятельности. Компания должна рассчитывать только на себя. Менеджеры и руководители обязаны принимать решения, которые позволят бизнесу решать все свои задачи самостоятельно.

Принцип самофинансирования. Он похож на первый — у компании должны быть собственные ресурсы. Чаще всего это прибыль от основной деятельности, но могут быть и другие источники финансов.

Принцип материальной ответственности. Сотрудники, которые принимают важные решения, должны быть материально ответственны за них.

Принцип обеспечения рисков. Любой бизнес связан с рисками. Нужно оценивать эти риски, управлять ими и «закрывать» их — снижать настолько, насколько это возможно.

Принцип материальной заинтересованности. Компания и её сотрудники должны быть заинтересованы в финансовых результатах. Проще говоря — все бизнес-процессы нужно ориентировать на получение прибыли.

Какие методы и инструменты используют для управления финансами

Методами называют способы, с помощью которых управляют финансами. Это, например, кредитование, страхование рисков, налогообложение, прогнозирование, факторный анализ и многие другие.

Инструменты — то, с помощью чего управляют финансами. Набор инструментов зависит от задач компании. Три самых распространённых инструмента такие:

ERP-система. Это система управления предприятием, в которой хранятся все необходимые менеджеру данные. Например, список договоров, суммы в них, сроки платежей и другие. Примеры ERP-систем — SAP, Oracle, «1C». Подробнее о том, как работают эти системы, можно почитать здесь.

Бюджет. Любая компания ведёт бюджет, даже если это список доходов и расходов на бумаге. Это инструмент планирования, прогнозирования и принятия решений. Благодаря ему менеджер может решить, например, нужно ли привлекать дополнительные ресурсы.

Финансовая модель. Это план развития на несколько лет вперёд. В нём прогнозируют выручку, себестоимость, чистую прибыль, денежные потоки. Модель нужна для принятия решений и оценки рисков. Ещё её используют для привлечения капитала — например, в переговорах с банками, акционерами, потенциальными инвесторами.

Бюджетирование и финансовое моделирование — основа, необходимая каждому финансовому менеджеру. Вне зависимости от круга задач ему придётся работать с этими инструментами.

Как внедрить систему финансового менеджмента

Упрощённо в процессе внедрения можно выделить три этапа: создание организационной структуры, описание функциональности и наём сотрудников.

Создание структуры менеджмента — первый этап. Нужно определить, какие отделы нужны компании, и разграничить их зоны ответственности. Например, может понадобиться четыре отдела:

  • управленческого учёта, в котором будут собирать информацию, анализировать её и предоставлять результаты;
  • бюджетирования, в котором будут составлять бюджет на год, обновлять его, контролировать исполнение;
  • корпоративных финансов, в котором будут заниматься привлечением финансирования и управлять финансами;
  • финансовый, в котором будут контролировать платежи и взаимоотношения с контрагентами.

Второй этап — описание функциональности отделов. Для этого для отделов или каждого предполагаемого сотрудника в нём составляют должностную инструкцию. Так называют документ, в котором указаны обязанности, полномочия, права, зона ответственности работников.

Третий этап — наём сотрудников. Этим могут заниматься HR-менеджеры. Но часто компании нанимают CFO и делегируют ему построение отделов с нуля — он проводит собеседования с кандидатами, отбирает лучших и обучает их, если это необходимо.

Дальше систему финансового менеджмента совершенствуют и оптимизируют. Она постоянно меняется из-за внутренних и внешних событий. Например, могут появляться новые должности и департаменты или перераспределяться зоны ответственности отделов.

Совет: заранее продумайте коммуникацию между отделами. Часто бывает, что один отдел зависит от второго, потому что должен получать там информацию, а сотрудники второго ленятся предоставлять её. Избежать этого можно, если прописать правила коммуникации в должностных инструкциях.

Как узнать больше о финансах в бизнесе

  • Финансовая модель — базовый инструмент менеджмента. С её помощью оценивают бизнес, рассчитывают точку безубыточности, моделируют сценарии развития проектов. В этом материале Skillbox Media можно узнать, как составить такую модель самостоятельно.
  • Финансовый менеджер должен разбираться в бухгалтерском учёте, потому что часто работает с ним. Прочитайте эту статью, чтобы понять основы бухгалтерского учёта и разобраться в том, как его организовать.
  • Прибыль в бизнесе бывает разной: маржинальной, валовой, операционной, чистой. Менеджер должен уметь разбираться в разных видах прибыли. В этом материале рассказали, чем различаются эти виды прибыли и как их рассчитывать.
  • Финансовый менеджер — перспективная профессия. Освоить её можно на курсе Skillbox «Профессия Финансовый менеджер». Студентов учат всем необходимым в работе навыкам — от оценки бизнеса до управления рисками.
Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована