Развитие
#статьи

Игра «Лила Чакра»: что это и зачем в неё играют

И почему многие психологи это одобряют.

Иллюстрация: Emre Keshavar / Pexels / freepik / Colowgee для Skillbox Media

Из статьи вы узнаете:

Елена Ушакова

Психолог-консультант, специалист по метафорическим ассоциативным картам, игропрактик «Лилы Чакры».

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое «Лила Чакра»

«Лила Чакра» — это трансформационная игра, внешне и в механике напоминающая настольную игру-бродилку: участники бросают кубик и передвигаются по полю.

Но цель трансформационных игр — не развлечение, а формирование новых навыков или познание себя. По сути, это тренажёр: участники проживают жизненные ситуации на безопасном поле, а затем с большей готовностью подходят к тем же вызовам в жизни.

«Лила Чакра» относится к играм для самопознания. Для некоторых участников сеанс также может оказаться психотерапевтическим. Дело в том, что игра вынуждает выпускать «запертые» эмоции, проговаривать страхи и проживать внутренние конфликты. Если вы попали к игропрактику-психологу, после «Лилы Чакры» специалист может предложить проработать отдельные вопросы в терапии.

«Лила Чакра» и «Лила» — это одно и то же?

Нет.

«Лила» — древняя индийская игра. В названии заложен одноимённый философский термин. В индийской культуре и религиозной традиции «лила» — это «космическая» игра, с которой началось мироздание, беспричинный выплеск творческой и созидательной энергии Бога.

«Лила» требует глубокого погружения, и сеанс может длиться не одни сутки.

«Лила Чакра» — это «обновлённая» версия, адаптированная под массовое пользование в современном контексте. Кроме индийской прародительницы, игра опирается также на китайскую Книгу Перемен и чакровую систему.

Поле «Лилы» — это 72 клетки, каждая из которых равна одному пункту плана бытия из индуистской философии. А ещё в «Лиле» вы увидите хитросплетения змей и стрел — они влияют на передвижения игрока.

Фото: Karina Bostanika / Shutterstock

Поле «Лилы Чакры» устроено лаконичнее. На нём всего 64 клетки — по количеству гексаграмм Книги Перемен. Сверху вниз идут семь рядов чакр. У каждой чакры есть своя доминанта.

Например, зелёный ряд — это чакра Анахата, связанная с сердцем, её доминанта — любовь. А третий ряд, жёлтый, — это Манипура. Она расположена в солнечном сплетении, отвечает за «аккумуляцию» энергии. Её доминанты — уверенность в себе и сила воли.

«Лила Чакра» может заменить поход к психологу?

Тоже нет. «Лила Чакра», как и другие трансформационные игры, не относится к научным методам психотерапии. Но по сути этот инструмент самопознания близок к метафорическим ассоциативным картам (МАК). Кстати, они тоже используются на сеансах «Лилы Чакры».

Многие считают, что трансформационные игры и МАК — это то же самое, что гадание на Таро и гороскопы. Но есть причина, по которой первые используются в психологии, а вторые нет.

Дело в том, что при работе с картами и на сеансах «Лилы Чакры» человек преимущественно говорит сам. Ведущий и психолог (в случае с МАК) — только наблюдатели, которые могут что-то подсветить в ходе мыслей говорящего. Гороскопы и гадания — это активные «рупоры», основанные на эффекте Барнума. Послания таких практик, как и в случае с МАК, абстрактны, но в них встроены слова, в которые хочется поверить. Цепляясь за одно красивое убеждение о себе, человек в итоге верит всему сообщению. Но исходит оно из внешнего источника, не изнутри, поэтому велик шанс последовать за чужими ценностями и мыслями.

МАК и «Лила Чакра» не оставляют возможности такому самообману: все проекции и рассуждения в случае с этими инструментами всегда исходят от самого человека.

Заменить терапию «Лила Чакра» не может. Но она способна открыть зоны для дальнейшей проработки со специалистом. Кстати, тем, кто по каким-то причинам боится психологов и не готов к терапии, игровой формат поможет мягче встать на путь самопознания и рефлексии.

Что ещё может дать «Лила Чакра»

Чего игра не может: одномоментно изменить человека и его характер.

Но зато игра может помочь:

  • создать план действий в текущем жизненном контексте;
  • сформулировать конкретные цели;
  • научиться брать ответственность за свою жизнь;
  • найти мотивацию для активных действий;
  • обрести жизненную опору и уверенность в себе;
  • заметить деструктивные привычки, паттерны поведения и мысли.

Допустим, формулируется запрос: «Я хочу зарабатывать 100 тысяч в месяц». В ходе игры может оказаться, что на самом деле эта цель не совсем ваша.

Человек выматывается на работе, стремится к повышениям, выгорает и заново запрыгивает в «беличье колесо». Но не ради себя и своего комфорта, а, например, ради похвалы от мамы с папой. Или от обиды на преподавателя, который занижал оценки и говорил: «Ничего из тебя не выйдет». Гнаться за чужим одобрением — разрушительно для самого «гонщика».

В таком случае игра может выступить «текстовыделителем»: привлечёт внимание к навязанным ценностям или подсветит привычный ход мыслей, который мешает в достижении цели.

Наш герой из примера выше может думать так: «Я не могу попросить повышения и премии, потому что считаю, что мои успехи должны говорить за себя, и жду, когда начальник сам меня заметит». Подобные убеждения зачастую основаны на неуверенности в себе и привычке обесценивать свои достижения:

«Заговорить о себе — значит похвалиться; хвалиться — нескромно и опасно: вдруг начальник скажет, что я ничего не умею и добился меньшего, чем другие в моём отделе».

Цепочку причин и последствий страхов не всегда легко озвучить самому себе, а тем временем всё это мешает в достижении целей. Многие привыкли «капсулировать» чувства, обиды и переживания в глубине сознания. Игра заставляет вытаскивать и проговаривать спрятанное, замечать мысли, привычки и собственные возможности, которые раньше были не в фокусе. И составлять планы достижения цели.

С какими целями люди играют

Найти новые идеи для творчества или бизнеса, выйти из карьерного или личного тупика, построить гармоничные отношения, повысить уровень дохода.

Иногда человек не видит цели вовсе или не может сосредоточиться на одной конкретной. Осознать и принять точку, к которой стремишься, — тоже возможный запрос для сеанса «Лилы Чакры».

Есть важный нюанс: игра не подходит для проживания горя. Пережить потерю близкого, развод или болезнь нужно по всем стадиям — от отрицания до принятия. Прийти на игру с запросом «Хочу срочно найти нового партнёра после расставания» — нельзя. Игра не обезболивающее и не способ заместить оправданные тяжёлые переживания лёгкими надеждами на будущее.

Но запрос «Хочу стать увереннее в себе и через два месяца после расставания вернуться к полноценной жизни» задать можно.

Как проходит сеанс «Лилы Чакры»

Человек приходит на игру с определённым состоянием неудовлетворённости — фиксируем это как точку А. Дальше выбираем точку Б — состояние, к которому человек стремится. Чем детальнее картинка точки Б, тем эффективнее сеанс.

Дальше настройка на игру — сеанс медитации, чтобы сконцентрироваться на запросе и визуализировать его. С этой же целью перед стартом используются метафорические карты.

Игра начинается с броска кубика. В первый ход всё стандартно: какое число выпало, на такую гексаграмму передвигаемся. У каждой клетки есть своя карточка — на ней картинка, текстовая метафора и опорные позиции для осознания. Задача игрока — интерпретировать карточку в контексте своей цели.

«Лила Чакра» визуализирует событийный ряд в движении из точки А в точку Б. Как и в жизни, проживая свой путь на поле, игроки натыкаются на преграды, равномерно идут к цели или получают возможность перескочить на несколько шагов вперёд.

В финале участники получают домашнее задание — набор действий, которые нужно предпринять в ближайшие 72 часа. Дальше повторяется стартовый ритуал: короткая медитация и сеанс с метафорическими картами. И наконец, анализ состояния игрока на конец игры. Кстати, «Лила Чакра» подходит для игры в онлайне и в группах по 5–10 человек.

Сколько длится один сеанс

Формально игра заканчивается на гексаграммах 58 или 64. Но не всегда нужно держать участников на поле до победных полей. Ведущий может предложить закончить игру на любой ресурсной гексаграмме, которая даёт понимание, как действовать дальше в жизни.

Если за раз съесть целый пирог — ждите тяжести, тошноты и желания полежать. Если только парочку кусочков — получите приятное насыщение и наберётесь сил. «Лила Чакра» работает так же: иногда дойти до конца — значит получить слишком много информации и инсайтов, психологически перегрузиться.

Продолжительность сеанса в основном определяет ведущий. Полутора часов обычно хватает, чтобы набрать достаточно материала для рефлексии. Если игру не останавливать, то бродить по полю можно и три, и пять, и семь часов.

На время игры влияют вибрации и карты разочарований — они двигают участников вперёд на несколько гексаграмм и, наоборот, задерживают их на определённых участках поля. Например, застрять можно на конкретной чакре, и это важный пункт для самоанализа.

А ещё важно, чем решит играть человек. Можно выбрать стандартную фишку или поставить на поле что-то личное: часы, браслет, серёжку, монетку. Бусы или браслеты сразу займут собой несколько гексаграмм, а серёжка иногда теряется даже в одной клетке. Такие различия в игровом материале тоже определяют время сеанса и многое говорят об игроке.

Если решились сыграть в «Лилу Чакру», стоит понимать, что игра ничего не сделает за вас магическим образом: она не приносит удачу, не латает горе и не дарит новых навыков. Она помогает увидеть, что мешает вам действовать и двигаться к целям, а также подсказывает, над какими привычками, установками и мыслями стоит поработать.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована