Как привить ребёнку любовь к учёбе
Как мягко направить ребёнка в правильное русло и не навредить своими добрыми намерениями.
Кадр: мультипликационный фильм «Маленький принц» / Paramount Pictures
Посмотрели вебинар об актуальных практиках развития и выяснили, как эксперты предлагают вовлекать детей в учёбу без ущерба «магии детства». Собрали основные рекомендации в девять советов. В частности, расскажем:
- нужно ли водить ребёнка на кружки;
- стоит ли спешить с развитием интеллекта;
- что такое сила воли и зачем она ребёнку;
- как бороться с гаджетами и нужно ли это делать;
- как выбрать хорошую школу и на что обращать внимание, отдавая малыша в детский сад.
Дмитрий Занин
Кандидат психологических наук, тренер ICBT, профессор ANSA.
Алина Шабас
Педагог-психолог, семейный психолог, сертифицированный коуч.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Совет №1
Ограничьте количество кружков
Спальные районы пестрят вывесками услуг дополнительного образования. Детей предлагают водить на ментальную арифметику и скорочтение, на театральные курсы и уроки рисования, на английский для малышей и в кружки финансовой грамотности. При этом параллельно хорошо бы привить ребёнку любовь к спорту и записаться на теннис, плавание и хоккей.
Современным родителям часто кажется, что чем больше новых хобби откроет для себя ребёнок, тем лучше. И в намерении показать своему чаду, как огромен и прекрасен мир вокруг, нет ничего плохого, если не превращать базовое стремление к познанию в гонку за медалями.
Из-за перегруженного графика ребёнок может вовсе потерять мотивацию к учёбе.
«Ребёнок ходит и на плавание, и на скрипку, и на подготовку к ЕГЭ — его день расписан по минутам. Школьная программа и домашние задания иногда при этом отводятся на поздний вечер. Ребёнок попросту устаёт, выгорает, и мотивация к учёбе снижается».
Алина Шабас
Алина также напоминает: стремление к познанию заложено в каждом, поэтому не стоит переживать, что ребёнок останется неучем, если не отправить его на кучу занятий. Нейропсихолог и кандидат психологических наук Дмитрий Занин тоже подчёркивает: познание и развитие — это «вшитые» потребности человека. Ребёнок будет развиваться и «эволюционировать» в своём освоении мира даже без десятков кружков в расписании.
Можно провести такую аналогию: мы нуждаемся в еде, но если съесть десять килограммов за раз, организм их просто не переварит. Баланс важен во всём, и в познании тоже.
Совет №2
Оставляйте детям время на отдых
Дмитрий Занин предлагает интересный эксперимент. Представьте, что вы долгое время корпите над рабочим проектом. Неделю-две каждый день по восемь часов трудитесь под ястребиным взором начальства, стараетесь и регулярно недосыпаете. И вот в долгожданный день сдачи руководитель говорит: «Двойка вам, дорогой мой сотрудник, тут ошибка».
Затем он на весь офис озвучивает ваш промах и заставляет всё быстро исправить. К концу рабочего дня вам хочется одного: добраться до дома, налить себе любимый напиток и отвлечься на сериал. Но сценарий разыгрывается иначе: супруг встречает вас новостью о том, что начальник позвонил домой, пожаловался на вашу некомпетентность и потребовал переделать проект.
Вы ещё пару часов гнёте спину над ноутбуком, и тут звонит будильник — пора идти на вторую работу. И вы безропотно идёте.
«Сколько бы времени вы прожили в таком режиме? А наши дети живут в нём постоянно, это уже стандарт. Не перегружайте ребёнка, оставляйте время для отдыха».
Дмитрий Занин
Школа, баскетбол, домашка, школа, английский, домашка — если этот цикл бесконечен и даже в выходные не прерывается на отдых, ребёнок со временем утратит любой интерес к учёбе. Переработки и высокий темп труда вызывают выгорание у взрослых, и с детьми может случиться то же самое.
«Сидеть за партой непросто — это требует усилий и концентрации внимания. Нет возможности свободно мыслить и двигаться, и это тоже стресс. Поэтому, когда ребёнок пришёл домой, не нужно сразу засаживать его за уроки. Зачастую детям необходимы полчаса-час, чтобы расслабиться и отдохнуть».
Алина Шабас
Совет №3
Помните, что не всё решает интеллект
«А мой Вася в четыре года уже читает», «А моя Лена таблицу умножения к первому классу выучила» — услышав подобное на детской площадке, тревожные родители срочно бегут записывать своего «отстающего» на курсы ускоренного развития. Кто-то боится уступить соседям в гонке за звание «Самого умного ребёнка», другие вешают на себя ярлык «Плохой родитель» за то, что «вовремя» не научили детей писать, считать и сочинять шекспировские сонеты.
Но на деле подобные «соревнования» пользы не приносят. Особенно детям. Дмитрий Занин отмечает, что мозг ребёнка удивительно пластичен (поэтому усваивать новые навыки в детском возрасте проще, чем в 20, 30, 40 лет). Но это не значит, что ребёнку нужно знать и уметь всё и как можно раньше. А вот что ему действительно необходимо — научиться терпению, концентрации внимания и психологической устойчивости.
«Родители дошкольников делают большой упор на обучение буквам, слогам, чтению, цифрам, чтобы подготовиться к школе. Вроде разумно. И многие дети сегодня к первому классу действительно высоко интеллектуально развиты. Но они не могут концентрировать долго внимание. У них нет мотивации сесть и сделать то, что нужно, а не то, что хочется. Поэтому в стратегии развития мало сделать ставку на интеллект, важнее — развивать внимание, память, мыслительные процессы, координацию движений и эмоциональную сферу».
Алина Шабас
Сама идея вырастить из ребёнка гения зачастую деструктивна. Когда малыша хвалят только за то, какой он умный, ему начинает казаться, что единственный способ получить любовь — доказать свою особенность, талант, интеллектуальность. «Меня любят не потому, что я — это я, а потому, что я умный» — распознать эту ловушку разрушительных убеждений непросто даже взрослым, а дети нередко слепо в неё попадаются. И счастья жизнь в такой парадигме не приносит.
«…Посмотрите статистику, как закончили жизнь гениальные дети всего мира. Вы удивитесь, но их жизни не отличаются высокой продолжительностью, во-первых. А во-вторых, качество этой жизни тоже оставляет желать лучшего. И это поголовная история».
Дмитрий Занин
Не стоит перегружать психику ребёнка тем, что ему в его возрасте не нужно. Писать и считать в первом классе — нормально и полезно, но в три года — необязательно. Дмитрий Занин отмечает, что научить ребёнка можно чему угодно. Есть даже эксперимент, в котором детей обучали высшей математике. Успешно ли — вопрос с двойным дном.
«Такой эксперимент был проведён: детей в младшей школе учили высшей математике, и они усваивали эту дисциплину на уровне механического запоминания. Но не понимали: освоить логику высшей математики невозможно как минимум до юношеского возраста».
Дмитрий Занин
Читайте также:
Прежде чем научить ребёнка чему-то, задайте себе вопрос: а зачем это моему малышу? Точно ли он может осознать новый навык? Станет ли его жизнь с этим знанием полнее, ярче и проще? Если ответ примерно такой: «Вот мне в сегодняшние 30 лет кажется, что было бы здорово, если бы мама отдала меня в детстве на английский или на танцы», то стоит остановиться и подумать, кому нужен новый навык и достижение: вам или ребёнку.
«Когда мы стремимся вложить в голову детям то, что нам хочется, а не то, что им [нужно] по возрасту или чего сами дети желают, то в этот момент надо просто честно себе сказать, что [вы] занимаетесь не воспитанием, а самореализацией за счёт ребёнка».
Дмитрий Занин
Совет №4
Развивайте силу воли
Детям нужна свобода творчества, игр и желаний — с этим сегодня мало кто спорит. Принуждать, заставлять, угрожать бедственным положением в будущем и мотивировать «кнутом», к счастью, уже немодно. Но стратегия воспитания не должна состоять из сплошных детских «хочу»: что такое «надо» тоже важно объяснить.
«Я полностью согласен, что детям необходима определённая свобода. Но в этой свободе необходима тренировка волевого механизма. Сила воли — это способность человека управлять своими мотивами. Ребёнку важно знать, как заставить самого себя выполнить задачу в ущерб тому, чего хочется. Эта волевая структура архинеобходима. Та же гениальность — это 1% таланта и 99% усидчивости. А вот эти 99% — это и есть воля».
Дмитрий Занин
Нужно объяснить ребёнку, в чём ценность волевых действий и почему жить в сплошных «хочу» не выйдет. «Ну-ка быстро переоделся и помыл руки, иначе никаких игрушек!» — такие методы силу воли не подкрепляют. А вот если ребёнок осознаёт, что немытые после прогулки руки приведут к больному животу, то конфликтов станет меньше.
Читайте также:
Вместо угроз и упований на силу родительского авторитета («Сделай так, потому что я так сказал, папа всегда прав!») введите в привычку объяснять. Рассказывайте о последствиях конкретных действий, учитесь хвалить за любые достижения и выбор в пользу «надо», а не «хочу». И будьте рядом, когда что-то не получается: сила воли ведёт нас по сложному пути в обход простого. И на тропе, полной трудностей, случаются провалы — важно, чтобы ребёнок знал, что это нормально.
Коллектив учёных из Швейцарии и Германии указывает, что самоконтроль (сила воли) у детей — это, прежде всего, способность концентрировать и удерживать внимание на конкретных задачах, следовать инструкциям и сознательно регулировать себя в соответствии с целями.
Чтобы развить силу воли в ребёнке, нужно держать в его фокусе ту цель, к которой он стремится. Например, попробуйте задавать вопросы: «Как ты думаешь, зачем тебе нужно помыть руки?», «Давай обсудим, видишь ли ты смысл делать домашнее задание? Какой?». Обсуждайте, к чему приведёт каждое выполненное здесь и сейчас «надо».
А ещё детский самоконтроль стоит на умении подавлять нежелательные мысли, чувства или импульсы. Освоить этот навык ребёнку помогут занятия с нейропсихологом. Специалист подберёт систему конкретных упражнений под запросы малыша, чтобы тот научился замечать, чего ему хочется, оценивать свои действия и лучше понимать самого себя.
Читайте также:
Совет №5
Превратите смартфон из врага в друга
А ещё — из мотивирующего «пряника» в бытовой инструмент.
Нет смысла демонизировать гаджеты: они уже стали неотъемлемой частью жизни и детей, и взрослых. Когда родитель отбирает телефон, обещая вернуть его после сделанных уроков, ребёнок начинает воспринимать гаджет как некую роскошь, ради которой нужно потрудиться.
Телефон становится целью деятельности: «Мне нужен телефон, значит, я сделаю уроки, чтобы его получить». В таком сценарии родитель на самом деле не мотивирует, а стимулирует деятельность. Мотивация есть там, где есть осознанная цель, а получение телефона — это предложенная «сверху» выгода. Лошадь бежит за морковкой, привязанной к удочке, не потому, что мотивирована, а потому, что просто хочет морковку.
«Стимулируя учебную деятельность, мы её уничтожаем. Был проведён такой эксперимент: в детском саду детям из первой группы стали вручать звёздочки за рисунки. А вторым ничего за рисунки не предлагали. В итоге участники первой группы стали рисовать больше, но менее качественно. Они перестали стараться в процессе. И как только звёздочки закончились, дети, которых стимулировали рисовать, перестали это делать вообще. А вторая группа как рисовала, так и рисует. Деятельность, которая предусмотрена возрастом (дошкольники любят рисовать), вдруг прервалась из-за отсутствия стимулирования».
Дмитрий Занин
Ценность процесса теряется, меркнет перед наслаждением от получения награды. И чтобы телефон не превратился в цифрового вредителя, съедающего время на учёбу и развитие, не стоит превращать его в элемент мотивации.
«На уровне нейрофизиологии это работает так: если человек получает удовольствие от процесса, вырабатывается дофамин. Он даёт ощущение радости. Изменение или внедрение стимулирования меняет структуру выработки дофамина. Дофамин начинает вырабатываться в момент ожидания и получения вознаграждения. …Сам процесс деятельности теряет смысл».
Дмитрий Занин
Когда ребёнок отдыхает с помощью телефона, позвольте ему насладиться этим процессом. И если ребёнок отказывается расстаться с гаджетом во время учёбы, придумайте, как использовать телефон в качестве инструмента познания, а не врага, отнимающего время. Включите на нём белый шум или лекцию по теме домашнего задания, откройте калькулятор или полезные таблицы, иллюстрации.
Совет №6
Используйте подходящие возрасту способы обучения
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности — игра. Если вы хотите чему-то научить дошкольника — играйте с ним. В магазин и продавца, в животных, в школу, в дочки-матери — такие ролевые игры помогают детям освоить нормы поведения в различных ситуациях, научиться общаться и контактировать с миром. И тренируют самоконтроль: в игре есть правила, соблюдать их надо, даже если не хочется, иначе игра окончится.
Со школьниками арсенал методов куда шире, ведь учебная деятельность выходит на первый план. Например, чтобы приучить ребёнка делать домашние задания или собирать портфель, можно попробовать технику интериоризации (методику усвоения знаний) Льва Семёновича Выготского.
Она работает в три этапа:
- взрослый говорит — ребёнок делает;
- ребёнок говорит — ребёнок делает;
- ребёнок думает — ребёнок делает.
В первый день практики озвучивайте ребёнку алгоритм действий:
- достань портфель;
- открой дневник;
- подготовь всё необходимое к первому уроку;
- положи в портфель;
- подготовь всё ко второму/третьему/четвёртому уроку;
- положи в портфель;
- проверь ещё раз по дневнику, всё ли учёл;
- пересмотри пенал;
- убедись, что в нём есть всё необходимое;
- положи пенал в портфель;
- поставь портфель и сменку в угол комнаты;
- приготовь одежду.
На второй день повторите. А на третий предложите ребёнку собрать портфель самому, проговаривая вслух все действия. Наблюдайте, будьте рядом, но не вмешивайтесь, пока ребёнок не закончит. Когда этот этап будет доведён до совершенства, переходите к третьему: ребёнок будет собирать портфель, мысленно следуя алгоритму.
Главное в методике интериоризации — подготовить стартовый чек-лист. Ребёнку не всегда понятны алгоритмы очевидных для взрослых действий. Например, дети не рождаются с умением учить стихи наизусть, собираться в школу, убираться в комнате, выполнять домашнее задание. Пошаговая инструкция порой нужна даже в таких, казалось бы, мелочах.
А ещё в случае с уроками важно подготовить специальную зону для учебной деятельности.
«Сделайте зонирование комнаты. Это важный элемент воспитательного процесса. Место, где ребёнок спит, не должно быть игровой [зоной]. Место, где учит уроки, — не место для еды. Строгие зоны создают элементарное рефлекторное включение в состояние конкретной деятельности. Выделить определённое место для уроков, как только ребёнок пошёл в первый класс. Это важно».
Дмитрий Занин
Совет №7
Выбирайте не школу, а педагога
Дмитрий Занин подчёркивает, что главная задача педагога начальных классов — сохранить мотивацию к учёбе. Важно, чтобы обучение и внеклассная деятельность были интересными и комфортными — такими, чтобы дети наслаждались процессом. Попытки загнать детей в рамки «норм развития» и соответствия результатам могут спровоцировать отвращение к учёбе на всю жизнь.
Оценки не важны, идеальное поведение тоже — значимыми должны быть детские эмоции. Если ребёнок выходит из школы с улыбкой и взахлёб рассказывает, как здорово было сегодня на математике, — это уже отлично, и неважно, сколько строк из таблицы умножения удалось выучить.
«Исследования нейропрактик в сфере коррекционно-развивающего обучения показали, что ключевой фактор для коррекции детей с задержкой развития — это отношения с педагогом. Каким бы профессиональным центр ни был, как бы он ни был оборудован — если нет доверительного контакта с педагогом, развитие не запустится».
Дмитрий Занин
А вот чек-лист хорошего садика, по мнению Алины Шабас:
- в расписании садика должно быть много разных игр, занятия по физическому развитию и развитию крупной и мелкой моторики;
- хорошо, если в штате садика есть нейропсихолог, а в графике учтены занятия по нейроразвитию;
- в программе садика должно уделяться внимание эмоциональному интеллекту.
«В наших центрах с маленькими детьми через игры и сказки проговаривают и изучают разные эмоции. Через нейроигры мы запускаем речевое развитие у младших детей. Тем, кто постарше, нейрометодики помогают научиться концентрироваться, собираться на уровне ума и тела. Кстати, мы заметили, что дети возраста 5–7 лет быстрее и осмысленнее читают благодаря нейропсихологическим упражнениям».
Алина Шабас
Читайте также:
Совет №8
Если есть проблемы в школе, решайте их комплексно
Видя очередную двойку в дневнике, многие родители сразу думают: «С моим ребёнком что-то не так». Но это упрощённое видение. Зачастую трудности с учёбой связаны вовсе не с тем, что дети не понимают и не усваивают материал. Возможно, дело в отношениях с учителем. Или в том, что ребёнок включил «протестный режим» в ответ на строгость родителей.
Для начала стоит поговорить со своим чадом и напомнить ему, что вы всегда на его стороне. Скажите, что оценки не так важны и для вас главное, чтобы ваш ребёнок был счастлив. Возможно, на фоне такой поддержки наружу вылезут проблемные зоны: конфликты с одноклассниками и учителями, невозможность собраться из-за недосыпа или плохого самочувствия, обида на родителей за чрезмерное внимание к оценкам. Или физическая невозможность собраться и выполнять задания в стрессовой обстановке. В последнем варианте лучше обратиться к специалисту-нейропсихологу.
«Любая деятельность имеет под собой сложную структуру мозговой работы. Например, ребёнок пишет фразу „Мама мыла раму“. Как будет работать мозг в этом случае? Сначала активируются стволовая часть и ретикулярная формация. Если этот участок не сработает, ребёнок не сможет ничего сделать. Дальше — височная часть, связанная с распознаванием звука. И так далее. Мозг работает, постепенно активизируя различные участки мозга. И сложности в той или иной деятельности у ребёнка могут быть связаны с тем, что происходит некая дисфункция на тех или иных участках».
Дмитрий Занин
Дмитрий приводит такой пример: допустим, у ребёнка есть дисфункция в лобной доле, и ему сложно управлять своими действиями. Есть три уровня проявления этой проблемы. Первый — это, собственно, дисфункция участка мозга, из-за которой школьник будет неусидчив и начнёт сильно отвлекаться на всё вокруг.
Читайте также:
В ответ ребёнку поставят диагноз — педагогическая запущенность. Это второй уровень проявления проблемы. А третий уровень — это компенсаторная реакция. То, как ребёнок будет адаптироваться к сложившейся ситуации. Реакция может быть положительной и отрицательной.
«Например, учитель поднимает школьника, задаёт вопрос. Ответ неправильный — класс смеётся, и это весело. Ребёнок перестаёт стараться исправить ситуацию и прилагать усилия: зачем, если свои проблемы с учёбой можно использовать для повышения своего статуса „клоуна“ и получить из этого некую социальную пользу».
Дмитрий Занин
В традиционной педагогической системе эту проблему решают прямо: заставляют ребёнка контролировать своё поведение и менять его в угоду «норме». Сажают и говорят: пока не сделаешь, не встанешь. Такой процесс занимает огромное количество сил и энергии и параллельно создаёт ребёнку психологическую травму.
Есть и другой путь — обратиться к нейропсихологу, который подберёт серию игровых развивающих упражнений. Выполняя их, ребёнок отстроит компенсаторные связи в соответствующем участке головного мозга и научится управлять своим поведением.
И главный совет — просто любите своих детей. Успешными и не очень, с пятёрками и «лебедями», с замечаниями в дневнике и хвалебными грамотами. Забота, поддержка и любовь родителей — порой это и есть тот самый недостающий кусочек пазла в портрете детского счастья и психологической стабильности.
Детский нейропсихолог
Программа разработана совместно с Московским институтом психоанализа. Учитесь в онлайне и получите диплом о дополнительном профессиональном образовании. Вы узнаете, как работает мозг; сможете оценивать интеллектуальные и творческие способности ребёнка, определять особенности его мышления и уровень эмоционального интеллекта. А также поймёте, как формируются патологии, и научитесь корректировать наиболее распространённые проблемы: трудности в обучении, гиперактивность и так далее.
Узнать подробнее