Развитие
#статьи

Дети и цифровые технологии: как получать максимальную пользу от гаджетов

Какое влияние цифровые технологии оказывают на подрастающее поколение и как найти баланс между виртуальной и реальной жизнью детей.

Иллюстрация: freepik / mdjaff / kjpargeter / Freepik / hobijist3d / Ricardo Gomez / Pi Supply / Adam Birkett / Dhru J / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Николай Данилов-Нитусов

Основатель компании «Инфотех», управляющий партнёр «АИС Медиа»

Моя младшая дочь Саша, которой всего полтора года, ещё не пользуется электронными гаджетами, хотя через некоторое время они могут стать неплохими тренажёрами для развития мелкой моторики. А у старшей дочери Маши (ей 8 лет), к счастью, получается сохранять дистанцию со смартфоном.

Во-первых, ребёнок много занимается в спортивных секциях. При этом мы не ставили целью сделать из Маши профессиональную спортсменку, хотя она ходила во многие спортивные кружки, чтобы расширить кругозор.

Во-вторых, в школе запрещено пользоваться телефонами во время уроков и брать их в класс. Кроме этого, мы выделяем на использование смартфона определённое время, то есть дочь не залипает в нём днями напролёт.

Мне кажется, у нас получается держать баланс между использованием гаджетов и реальной жизнью: несколько дней назад Маша где-то дома потеряла смартфон. Конечно, она хочет его найти, но не закатывает истерик по этому поводу. Нет телефона — ничего страшного, найдётся позже.

Поделюсь своими размышлениями о том, в чём вред и польза для детей в их контакте с технологиями.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Могут ли гаджеты быть вредными для детей

Да, но, впрочем, в той же мере, что и для взрослых. Вот несколько минусов долгого времяпрепровождения в гаджетах.

Негативное влияние на здоровье

Длительное сидение перед экраном компьютера, планшета или смартфона может вызывать проблемы со зрением, нарушение осанки и расстройств сна.

Снижение физической активности

К сожалению, дети готовы променять активные игры во дворе с одноклассниками на игру с ними же в онлайне.

Зависимость

Дети могут стать зависимыми от использования гаджетов, игр и социальных сетей. Я сам неоднократно наблюдал на примере сверстников своей дочери, что дети закатывали истерики, когда у них забирали телефон.

Подростки подсаживаются на социальные сети, сравнивают себя со сверстниками — возможно, более обеспеченными и успешными — и отрываются от реальности, глядя на красивые, но часто лживые картинки.

Впрочем, подсаживаются на скроллинг ленты и взрослые. Некоторые, можно сказать, уже превратились в андроидов, у которых смартфон — их продолжение. Лично я считаю, что использование гаджетов должно быть разумным, осознанным и ограниченным по времени. По этой причине я уже больше года не использую известную американскую социальную сеть для обмена фотографиями и видео. При этом я ничего не потерял, а только приобрёл. Теперь я не трачу своё время на потребление ненужного контента и сравнение себя с другими людьми.

Социальная изоляция и уход в виртуальную жизнь с головой

Использование цифровых технологий может влиять на желание детей общаться с реальными людьми. Однако уход от реальности может быть не первопричиной отстранённости ребёнка, а симптомом дискомфорта и страха. Например, он может подвергаться буллингу в школе, поэтому ему хочется находить новых друзей в интернете.

Негативное влияние контента

В интернете дети могут столкнуться с неприемлемым для них контентом, а также с кибербуллингом. Это может повлиять на их психическое состояние и мировоззрение.

Безусловно, родители должны контролировать контент, который потребляет ребёнок, и быть в курсе, что он смотрит, слушает или читает. Например, в голливудском кинематографе много насилия и убийств. Редкие фильмы обходятся без мордобоя. А часто ли вы дерётесь в жизни, если вы не силовик или приверженец единоборств? Ребёнок может подумать, что часто драться — это норма.

Могут ли гаджеты быть полезными для детей

Современные дети — это поколение, для которого интернет, смартфоны и другие гаджеты не диковинка, как это было для нынешних взрослых, а данность и важная часть жизни. Поэтому если большинство взрослых считают, что Сеть можно использовать только для развлечений (поскольку для них это было и по большей части остаётся именно так), то дети умеют получать из интернета куда больше полезной информации.

Образование и обучение

Во время пандемии моя старшая дочь Маша перешла на онлайн-обучение. Надо отдать должное многим преподавателям, которые подстроились под этот формат, научились удерживать внимание ребёнка, используя интерактивные игры. Ещё десяток лет назад, когда школы закрывали на карантин, никто даже представить не мог, что возможно удалённое обучение: такие технологии в системе образования не использовались.

Фото: marialevkina / Shutterstock

А сегодня даже во время эпидемии сезонного гриппа есть возможность не останавливать учебный процесс. Разве не прекрасно то, что теперь люди с раннего возраста приучаются «работать на удалёнке» — ведь этот тот навык, которым нам, представителям аналогового поколения так хочется овладеть, но так порой сложно, потому что мы привыкли ходить на работу 🙂

Цифровые технологии предоставляют детям доступ к огромному количеству информации, образовательным программам, онлайн-курсам и приложениям, которые помогают учиться и развиваться в различных областях, начиная от математики и наук до искусства и языков.

Развитие критического и аналитического мышления

Конечно, тут без участия родителей не обойтись, но помощь может потребоваться лишь на первых порах.

Моя дочь как-то сказала, что в одном из приложений её в друзья добавила Милана Хаметова — начинающая блогерша, модель, певица и участница «Супер Хауса». Но потом выяснилось, что это фан-клуб знаменитой девочки, хотя Маша была уверена, что общается именно с ней, получает от неё лайки. С тех пор Маша довольно неплохо сама анализирует и фильтрует информацию в интернете.

Развить у ребёнка здоровое критическое мышление, которое необходимо каждому, зачастую очень непросто. Потому что родителям приходится идти против того, что нравится детям, а это может подорвать их авторитет.

Единственный способ — погружаться в виртуальную жизнь вместе с ребёнком, ничего не запрещать и не отменять, а понимать и разбираться.

Развитие творческих навыков

В интернете каждый — творец! Можно в два счёта завести блог, начать создавать контент — будь то фотографии, видео, музыка, графика, — получать обратную связь и развиваться.

Улучшение коммуникативных навыков

С помощью социальных сетей, видеоконференций и онлайн-платформ молодёжь общается и обменивается идеями, причём не только с соотечественниками, но и со сверстниками из других стран.

Обучение цифровой грамотности

То есть навыку безопасно и ответственно пользоваться интернетом и защищать свою конфиденциальность.

Кроме этого, у детей есть возможность отдать часть информации и функций «на аутсорс» смартфону. Зачем держать в голове огромный объём знаний, как привыкло делать старшее поколение, если многое из того, что тебе стоит выучить наизусть, можно в два счёта загуглить.

Например, нередки ситуации, когда ребёнок приходит к родителям с тем или иным вопросом, а пока они думают над ответом, малыш находит в интернете нужные сведения, и часто более точные, чем те, что затаились в чертогах разума родителя.

Как детям получать пользу от гаджетов

Чтобы использование цифровых технологий детьми приносило только пользу, воспользуйтесь следующими полезными рекомендациями.

Ограничьте время с гаджетом

Установите разумные ограничения для использования цифровых устройств. Следуйте рекомендациям по возрасту: например, не более часа в день для малышей до шести лет и не более двух часов — для детей старше шести. Ребёнок должен понимать, сколько у него времени и на что он его потратит. Тогда он не будет бегать от приложения к приложению, от игры к игре, от мультика к мультику, а потратит драгоценные минуты на то, что ему действительно интересно.

Выберите качественный контент

Обеспечьте доступ к контенту, который соответствует возрасту ребенка и основан на образовательных и развивающих принципах. Изучайте и проверяйте приложения, игры и сайты, чтобы убедиться в их безопасности и соответствии рекомендациям для детей. Используйте контент и программы, которые развивают навыки социализации, креативности и критического мышления.

Проводите время в онлайне вместе с ребёнком

Включайтесь в использование цифровых технологий вместе с детьми. Занимайтесь совместными проектами, играми или изучением новых навыков. Это сделает совместное времяпрепровождение более полезным и здоровым.

Фото из личного архива Николая Данилова-Нитусова

Когда Маше нужно что-то скачать, то она спрашивает разрешения. Например, как-то сказала: «Я хочу пользоваться „Тиктоком“». Без проблем! При этом я рассказывал дочери, как работает TikTok или тот же YouTube, другие соцсети. Мы вместе записывали видео и выкладывали их в онлайн. То есть ребёнок максимально вовлекался в процесс, что само по себе занимательно, и при этом осознавал, как создаются ролики и работает соцсеть.

Обеспечьте безопасность и конфиденциальность

Убедитесь, что вы используете фильтры контента и другие инструменты для обеспечения безопасности и конфиденциальности детей в интернете. Обсудите правила безопасности и разъясните детям, что они должны сообщать родителям о любых неприятных или странных ситуациях.

Предоставьте альтернативные активности

Помимо цифровых технологий, позвольте детям участвовать в других активностях, таких как спорт, чтение книг, игры на свежем воздухе и творчество. Разнообразие активностей поможет поддерживать баланс и развитие полезных навыков.

Родители должны следить за тем, чтобы у детей не вырабатывались вредные привычки. Например, ребёнок не должен просыпаться и сразу же браться за телефон. Также нужно следить за тем, чтобы во время еды дети не отвлекались на мультики или игры. Приём пищи должен быть осознанным. Организму нужно понимать, что происходит и на чём концентрироваться — на переваривании еды или «переваривании» информации.

Расскажите об основах кибербезопасности

Обучать подрастающее поколение основам кибербезопасности нужно обязательно. Это важно по нескольким причинам:

  • Защита личной информации. Знание основ кибербезопасности поможет детям защитить свою личную информацию (пароли, адрес электронной почты, фотографии) от злоумышленников.
  • Предотвращение мошенничества. Обучение детей правилам безопасного поведения в Сети позволит избежать мошеннических действий, фишинга и других видов интернет-атак.
  • Борьба с кибербуллингом. Кибербезопасность также включает сведения о том, как бороться с кибербуллингом и общаться в социальных сетях максимально безопасно.

В целом, обучение основам кибербезопасности позволит детям эффективно и без риска пользоваться интернетом, уменьшит вероятность попасть в неприятные ситуации и поможет им стать информационно грамотными.

Обучение кибербезопасности также помогает детям развивать цифровую грамотность, умение обращаться с деньгами, в том числе электронными. Например, моя дочь уже пользуется банковской картой для оплаты покупок в магазине. Конечно, карточка обладает определёнными ограничениями и привязана к моему аккаунту, но тем не менее ребёнок с малых лет учится правильно использовать платёжные средства.

Итог

Лично я считаю, что цифровые технологии оказывают больше положительного влияния развитие подрастающего поколения. Во все времена, когда появлялось что-то новое, это вызывало определённый скепсис. Многие слышали фразу «А вот в наше время было лучше». Современные технологии тоже не всем понятны. Но они заметно облегчают жизнь нам и нашим детям, привнося в неё динамику, удобство, комфорт и новые возможности для общения, учёбы и развлечений.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована