Развитие
#статьи

Как вернуть мотивацию ребёнка к обучению — рассказывает психолог

Психолог Юлия Старостина отвечает на вопросы родителей о том, как помочь детям полюбить учёбу.

Кадр: фильм «Дневники няни»

Мы уже рассказывали о том, как поддержать интерес ребёнка к учёбе. Но кажется, что эта тема неиссякаема. Несколько родителей написали нам о том, какие проблемы с мотивацией возникают у их детей. Мы попросили прокомментировать эти сообщения психолога Юлию Старостину.

Юлия Старостина

Психолог, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры возрастной психологии МГУ. Спикер курса «Младший школьник. Большая инструкция для родителей».

У дочери-второклассницы неправильная мотивация к учёбе: в школу ходит общаться и играть с друзьями, а учиться приходится заставлять. Домашние задания делаем часами, медленно и печально. Как научить ребёнка ходить в школу за знаниями, а не за тусовкой?

Елена Турусина, г. Красноярск

Видимо, для вашей дочери первоочередная ценность — это общение, а не академическая успеваемость. В этом есть плюс: она ассоциирует школу с чем-то интересным, пусть даже сейчас это игры. Важно понимать, что младший школьник — это всё ещё ребёнок, и игра необходима для его развития.

В этой ситуации нужно не запрещать общение и игры, а интегрировать их в учебный процесс. Поговорите с учителем, предложите включить в уроки больше групповой работы и интерактивных элементов — квестов или викторин, которые можно разработать с помощью специальных сервисов, например Wordwall. Для выполнения домашней работы попробуйте взаимное обучение — например, обсуждение заданий по видеосвязи с одноклассником.

Также необходимо выяснить, нет ли объективных трудностей с обучением, и помочь ребёнку эти трудности преодолеть. Возможно, девочке сложно осваивать программу, у неё проблемы с чтением, письмом или счётом.

С переходом ребёнка в 5-й класс стала пропадать мотивация к обучению. Подготовка домашних заданий проходит долго и очень тяжело. При этом все педагоги говорят, что ребенок способный, но совершенно не старается. В последнее время делает всё, чтобы вообще не ходить в школу. Как вернуть интерес?

Ольга Проскурина, г. Майкоп

Переход в среднее звено всегда связан со стрессом. Школьник должен поменять привычную среду — свой класс, учителя, распорядок дня — и привыкать к новой, гораздо более сложной учебной среде (много разных кабинетов, много разных учителей, более высокие требования). Поэтому в 5-м классе дети особенно нуждаются во внимательной поддержке родителей. Если ваш ребёнок стремится вообще не ходить в школу — значит, что-то в новой школьной среде вызывает у него стресс. В такой ситуации силы ребёнка тратятся не на учёбу, а на преодоление факторов этого стресса.

Задача родителей — выяснить, что именно поменялось в худшую сторону. Плохие отношения с одноклассниками? Слишком жёсткие требования учителей? Физический дискомфорт (слишком душно или холодно в кабинетах, невкусная еда в столовой, невозможность комфортно посещать туалетную комнату)? Помогите ему приспособиться к новой среде — и постепенно силы и интерес к учёбе вернутся.

Ему учёба неинтересна, мотивации у него нет, мне остаётся только заставлять его учиться, делать уроки через силу. Это портит наши отношения: возникают ссоры, иногда даже истерики. Но если я не буду его заставлять, он же будет двоечником! А потом из-за этого не сможет поступить в университет и получить хорошую профессию. Как мне быть? Через силу и ссоры заставлять учиться?

Александра Шевченко, г. Ростов-на-Дону

К сожалению, мотивацию к учёбе невозможно навязать. Она рождается сама, если ребенок понимает, зачем ему учиться, видит свои успехи и чувствует поддержку.

В описанной ситуации ребёнку неинтересно учиться, поэтому и мотивации нет. Процесс учёбы не доставляет ему удовольствия — это проблема, которая очень часто встречается в современных общеобразовательных школах. Разнообразить процесс обучения можно с помощью игр, групповых и проектных работ, сценок… Но всё это — ответственность учителя.

Встаньте на сторону ребёнка, постарайтесь узнать, что его больше всего увлекает. Спорт? Рисование комиксов? Создание компьютерных игр? Расскажите, как его увлечение может стать делом жизни и как школа может в этом помочь. Поговорите с классным руководителем и школьным психологом, обсудите с ними, каким образом можно выстроить индивидуальную траекторию обучения для вашего ребёнка.

Поддерживайте интересы ребёнка в вашем совместном времяпрепровождении и рассказывайте ему, что именно из школьной программы поможет в развитии навыков, которые пригодятся в будущем.


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована