Развитие
#статьи

Кризис 7 лет и другие возрастные особенности младших школьников

Кризис семи лет, падение самооценки и потеря мотивации к учёбе. Что со всем этим делать родителям — объясняет психолог Юлия Старостина.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

краткая справка

Юлия Старостина

Психолог, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры возрастной психологии МГУ. Спикер курса «Младший школьник. Большая инструкция для родителей».

Младшие школьники — это дети в возрасте примерно от семи до десяти лет. В этот период дети начинают учиться в школе, а их родители сталкиваются со множеством сложных вопросов. Психолог Юлия Старостина помогла разобраться:


Что такое кризис семи лет и стоит ли его бояться?

Младший школьный возраст начинается с так называемого кризиса семи лет. Возрастные кризисы возникают у детей из-за того, что их возможности и навыки растут, а окружающие не успевают осознать эти изменения и продолжают относиться к нему так же, как и прежде. Или наоборот — иногда у ребёнка не успевают сформироваться новые возможности, а к ребёнку стали предъявлять новые требования. Так, например, у ребёнка может произойти школьная дезадаптация, если его рано отправили в первый класс.

В этот период у ребёнка может ухудшаться поведение, но важно понимать, что он в этом не виноват — он сам не знает, как управляться со своими новыми способностями. Поэтому ребёнок нуждается в поддержке родителей, которым стоит проявить терпение и чуткость — дать своему чаду возможность ошибаться и пробовать новое, с пониманием принимать кривляния и даже ложь.

Кризис семи лет не привязан чётко к возрасту. Он может начаться и в шесть, и в восемь лет. Лучше отследить его помогут характерные признаки:

  • ребёнок теряет интерес к занятиям и вещам, которые ему раньше нравились;
  • демонстративно показывает взрослость: «Я уже не маленький!»;
  • проявляет двойственность в поведении: на смену непосредственности приходит хитрость, манерность, а иногда и попытки лжи и бунта.

Эти изменения могут напугать родителей. Но на самом деле они показывают, что ребёнок готовится подняться на новую ступеньку развития. Он пробует быть более самостоятельным, открывает новые способности в мышлении и поведении. В педагогике этот процесс называется формированием новообразований.

Какие новые возможности появляются в младшем школьном возрасте

Новообразования в психологии — это новые психические и поведенческие возможности, которых раньше у ребёнка не было. Какие же новообразования появляются у младших школьников?

Интеллектуализация психологических процессов

Это значит, что в возрасте семи-восьми лет на первый план выходит мышление, которое подчиняет себе все действия и реакции ребёнка:

  • Восприятие становится произвольным, то есть ребёнок учится самостоятельно выбирать, на что ему обратить внимание. Он перестаёт подчиняться словам родителей: «Посмотри туда, посмотри сюда».
  • Речь становится контекстной. Маленьких детей бывает довольно сложно понять, потому что они не умеют погружать собеседника в контекст и рассказывать предысторию увиденного ими. Но в младшем школьном возрасте ребёнок учится ставить себя на место собеседника и достраивать свой рассказ, уточнять его, обогащать деталями.
  • Память становится смысловой, то есть ребёнок учится запоминать или заучивать выбранную им информацию.

Все описываемые процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. И это хорошая новость: если у ребёнка есть трудности, скажем, в речи — её можно подтянуть через развитие памяти и внимания.

Способность анализировать

Ребёнок учится строить прогнозы и делать умозаключения: «Что будет, если…», «Почему так вышло?», «Кто виноват?» и так далее. Тренируя эти навыки в школе, на уроках математики, словесности, окружающего мира, в будущем с их помощью он сможет решать важные и трудные жизненные задачи.

Фото: KATTY ELIZAROVA / Shutterstock

Рефлексия

Ближе к концу младшего школьного возраста дети учатся рефлексии. Если анализ связан с осознанием взаимосвязей во внешнем мире, то рефлексия — это понимание себя самого, оснований своих действий и решений.

Рефлексия бывает формальной («Как это сделать?») и содержательной («Зачем это делать?»). Содержательная рефлексия появляется у детей скорее в подростковом возрасте, но её появление связано с развитием формальной рефлексии именно в младшем школьном возрасте. Если ребёнку восьми-девяти лет трудно ответить на вопрос «Как это сделать?» — это повод задуматься.

Планирование

Четвёртое важное новообразование — планирование своих действий. Оно напрямую связано с развитием анализа и рефлексии: «Если я сделаю это, что последует? Какова будет реакция других людей?» По-настоящему полное планирование, так же как и рефлексия, развивается ближе к подростковому возрасту, но частичное, пошаговое планирование появляется и в младших классах. Очень ценно, если взрослые могут увидеть и поддержать этот процесс.

Самооценка

Способность оценить себя появляется у детей гораздо раньше, но в младшем школьном возрасте она становится дифференцированной. Это значит, что ребёнок может не просто дать общую оценку («Я хороший»), а адекватно оценить себя по множеству разных параметров («В одном я хорош, а другое — не мой конёк»).

Именно поэтому некоторым родителям может показаться, что самооценка их ребёнка упала. Но на самом деле произошла скорее корректировка в сторону нормы. Для малышей характерна несколько завышенная самооценка, связанная с влиянием внимательного и любящего окружения. В школьной среде она не падает — скорее становится более адекватной.

Развитие дифференцированной самооценки делает ребёнка более психологически устойчивым: «Да, я не слишком хорош в спорте, зато отлично умею рисовать».

Как развивать мотивацию к учёбе у школьника

Родители и учителя часто переживают о том, что дети используют свои новые возможности неправильно, занимаясь «не учёбой, а ерундой»: младшие школьники могут запомнить по именам десяток героев в игре на смартфоне, но забывают записать домашнее задание на уроке или взять в школу сменку. Это происходит не из‑за способностей или характера ребёнка, а из‑за недостатка мотивации.

Фото: Lena May / Shutterstock

Мотивация — это побуждение к действию, которое отвечает на вопрос «Почему я должен это делать?».

Мотивация бывает:

  • внутренняя — когда человек может найти ответ внутри самого себя: люблю учиться, интересно ходить на рисование;
  • внешняя — когда мотив зависит от внешних факторов: делаю уроки, потому что иначе мама отругает.

Познавательная (стремление к новым знаниям о мире) и учебная (желание учиться новому) мотивация формируются у детей ещё в дошкольном возрасте. К концу дошкольного возраста количество разных мотивов, влияющих на действия ребёнка, растёт, а главное — появляется иерархия мотивов, то есть ребёнок может разделять более и менее важные мотивы и не кидается делать что-то сразу после того, как идея пришла ему в голову. Это умение критически важно для младших школьников — именно оно позволяет ребёнку сосредоточиться на учёбе, удерживать внимание и добиваться результатов.

Развитие самостоятельности и рефлексии у младших школьников неизбежно приводит их к вопросу, почему они должны делать то или это, в частности — учиться в школе, посещать уроки, делать домашние задания.

К сожалению, научить мотивации нельзя — воспитательные разговоры родителей и учителей в духе «Ты должен хорошо учиться» не помогают. Мотивацию можно показать только собственным примером: если вы сами не читаете книги или не занимаетесь спортом, то привить ребёнку любовь к этим занятиям не получится.

Что ещё вы можете сделать:

Исследовать интересы ребёнка и двигаться за ними.

Показать, как школьные занятия можно применить в жизни и как полученные знания пригодятся ребёнку в будущем.

Выявить сильные стороны ребёнка — что получается у него хорошо?

Поддерживать ребёнка в том, что у него получается: замечать успехи, не обесценивать их. Успех — это очень сильная мотивация.

Перестать делать акцент на неудачах — это только расстраивает. Ребёнок привыкает думать: «У меня никогда ничего не получается, лучше даже не пытаться».

Поддерживать тёплую атмосферу понимания и заботы в семье.

Фото: Volodymyr TVERDOKHLIB / Shutterstock

Подведём краткий итог

Младший школьный возраст начинается примерно в семь и заканчивается около десяти лет. В это время в поведении ребёнка появляются новообразования, связанные с развитием самостоятельности и произвольности, а также с интеллектуализацией психологических процессов.

Появляются способности к анализу и планированию, развиваются рефлексия и самооценка. Из-за развития рефлексии дети могут терять мотивацию к учёбе. Чтобы поддержать своего ребёнка, проявите внимание к его собственным интересам, сместите акцент с проблем на успехи и, конечно же, не забывайте о том, как важна тёплая семейная атмосфера.



Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована