Развитие
#статьи

7 мифов о групповой психотерапии

Группа — не место для поиска друзей и точно не альтернатива Tinder.

Кадр: фильм «Кроличья нора» / Lionsgate

Из этой статьи вы узнаете:


Анна Буслаева

Кандидат психологических наук, клинический и возрастной психолог, когнитивно-поведенческий и схема-терапевт. Член ассоциации когнитивно-бихевиоральных терапевтов (АКБТ). Ведущая психотерапевтических и групп поддержки для взрослых (в том числе родителей детей с тяжёлыми хроническими заболеваниями), тренинга по развитию эмоционального интеллекта и схема-терапевтических групп для младших школьников и подростков.

Миф №1


В групповой психотерапии ведущий учит жить

Такое мнение может сложиться, потому что на первых занятиях ведущий действительно ведёт себя активно. Но он не учит жизни, а рассказывает о неких правилах проведения встреч и создаёт атмосферу, где каждый будет чувствовать себя в безопасности:

  • помогает познакомиться, создать ощущение сплочённости и безопасности,
  • регулирует конфликтных и чересчур общительных участников,
  • поддерживает тех, кому трудно проявить себя и заговорить.

По мере развития группы терапевт снижает активность и передаёт ответственность за коммуникацию участникам. То, что терапевт сохраняет молчание и придерживается нейтралитета, не означает, что он ничего не делает. Специалист анализирует диалоги, гарантирует принципы бережного общения, модерирует процесс, отмечает знаковые паттерны поведения.

Со стороны может показаться, что групповая терапия — что-то вроде лекции, но это совсем не так. В группе участники располагаются в кругу лицом друг к другу. И формат общения — не монологичный. Ведущий, терапевт и ко-терапевты не читают лекции, а участвуют в диалогах, модерируют обсуждения, а также выбирают необходимые психологические интервенции.

Миф №2


Групповая психотерапия — это ненаучно

Рынок психологических услуг пестрит разными форматами групповой работы. Психотерапевтические группы, тренинги навыков, группы поддержки — вариантов наберётся с десяток. Каждая форма может быть полезна, но не все они основаны на принципах доказательной медицины. Некоторые действительно похожи на коучинг для достижения «успешного успеха».

Чтобы не попасть в группу, которая лично вам ничего не даст, перед началом занятий важно выяснить:

  • для решения каких трудностей создана группа,
  • в каком подходе работает группа,
  • в каком формате проводятся встречи,
  • какая специализация у ведущего,
  • как подбираются участники.

Эффективность психотерапевтических групп и тренингов навыков доказана исследованиями. Например, доказанная эффективность в работе с клиническими запросами есть у групп в следующих подходах:

  • в когнитивно-поведенческой терапии для работы с депрессией, депрессивным и паническим расстройствами и социальной тревожностью,
  • в терапии принятия и ответственности (ACT),
  • в терапии, сфокусированной на сострадании,
  • в терапии, основанной на ментализации,
  • в диалектико-поведенческой терапии (DBT) в случае пограничных и других расстройств личности, РПП, зависимостей,
  • в схема-терапии (и не только со взрослыми, но и с детьми младшего возраста).

А ещё есть группы самопознания, которые работают с неклиническими запросами, в рамках, например, гештальт-терапевтического подхода и психодрамы. Исследований в этих направлениях немного, но такие форматы могут быть полезны людям, желающим чётче выстроить «Я-концепцию».

Миф №3


Мне придётся говорить о самом сокровенном перед незнакомыми

Никто никому ничего не должен — этот постулат актуален для групповой терапии. Несомненно, формат предполагает самораскрытие (в том числе самого терапевта), но степень психологической «обнажённости» регулирует сам участник.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Если кто-то вынуждает говорить о личном, делиться сокровенным, пересказывать травматичные истории — вы не должны этого делать, если не готовы. В группе всё добровольно, принуждение не только пользы не принесёт, но может навредить.

Хочется молчать — молчите. Не хотите делиться — не делитесь. Вы не обязаны говорить на каждой встрече. Темперамент, характер, особенности опыта и обстоятельства в моменте подталкивают одних говорить, других — слушать. Никто вас за это не накажет и не осудит.

Задача психотерапевта — гарантировать соблюдение этого правила. И, кстати, есть группы, которые вообще не предполагают погружения в «тяжёлые» темы, травмы и личные вопросы.

Да, эффективность групповой терапии напрямую зависит от степени включённости в процесс, но баланс здесь у каждого свой. Кому-то достаточно посидеть, понаблюдать, проанализировать чужие диалоги, чтобы вынести нечто полезное из встречи. Другим нужно выговориться, активно высказаться и проявить себя.

Миф №4


В групповую психотерапию идут те, у кого нет друзей

Групповая терапия — не разговорный клуб и не место, куда идут заводить друзей, а специально созданные терапевтические условия.

Поскольку люди проводят вместе довольно много времени (1-3 раз в неделю, в процессе у них появляется доверие, глубина общения, в итоге они могут из точки «неслучайные незнакомцы» прийти к статусу друзей. Но это не цель терапии. А некоторые группы вовсе указывают в условиях, что общения вне группы быть не должно.

Например, в групповой диалектико-поведенческой терапии ведущие специально напоминают участникам группы о необходимости минимизировать развитие личных отношений, поскольку это мешает тренировке навыков.

Чего точно не стоит делать — заводить романтические и любые другие виды «двойных» отношений с участниками группы или ведущим. В противном случае придётся, как вариант, разводить влюблённых по разным группам.

Миф №5


Индивидуальная терапия всегда лучше

У индивидуальной и групповой терапии разные цели. Групповая более эффективна, когда нужно улучшить навыки общения.

Часто на групповую терапию психолог направляет именно по итогам индивидуальных встреч. А перед знакомством с группой специалист проводит беседу с каждым из участников в отдельности, чтобы понять, кому подходит конкретная группа.

Стоит попробовать группу, если нужно:

  • научиться решать конфликты, уважительно общаться и вести себя гибко, адаптивно в спорах;
  • развить эмоциональный интеллект и отточить умение регулировать эмоции;
  • наработать софт-скиллы (стрессоустойчивость, инициативность, умение работать в команде, лидерские качества, активное слушание);
  • преодолеть социальную тревожность.

А ещё группа — это мощный инструмент самоисследования. Встречи помогают:

  • бережнее относиться к себе,
  • проявлять понимание и самосострадание во внешнем и внутреннем общении,
  • стать себе другом,
  • научиться подбадривать и утешать себя,
  • идти в сторону истинных ценностей и опираться на то, что важно именно вам.

В группах часто случаются неожиданные открытия. Например, участник вдруг понимает, что не умеет выстраивать границы и вовремя говорить «нет». Или наоборот — нарушает чужие границы и проявляет пассивную агрессию, хотя раньше за собой этого не замечал. На обратной связи от других участников многое «вылезает».

При этом групповая терапия — это не «лабораторные» условия. Группа близка к жизни, общение в ней — живое и искреннее. В такой коммуникации участники помогают друг другу заметить за собой типичные мысли и реакции на происходящее и отыскать причины деструктивных паттернов.

Один на один с лучшим другом мы часто проявляемся не так, как в большой компании. Это актуально и для психотерапии. Такое несоответствие важно приметить и обсудить: с собой, в группе или с терапевтом наедине.

Есть мнение, что наибольший эффект групповая работа показывает у подростков. В этом возрасте сверстники более значимы, чем учителя, родители и весь окружающий мир. Поэтому прислушаются тинейджеры скорее к мнениям соучастников в группе, чем к наставлениям старших. И запросы у подростков могут быть самые разные: от развития социальных навыков до выхода из депрессивного эпизода и снижения тревожности.

С чем групповая терапия не эффективна — с целями в духе «стать счастливее», «жениться / выйти замуж», «разбогатеть». Но такие запросы не пройдут и в индивидуальном формате. А вот переформулировать подобные установки и узнать, что за ними скрывается, — важная задача. Решить её в группе — вполне реально.

Что стоит оставить на индивидуальные сессии — проработку уникального частного опыта. Группа не всегда подходит под очень конкретный, точечный запрос.

Миф №6


Времени на мои запросы в группе просто не хватит

Бывает так, что, слушая других и выражая сочувствие, поддержку или, наоборот, несогласие с одногруппниками, человек больше понимает о себе. Сила группы в том, что видя, других людей, мы можем наткнуться на что-то, что отзовётся в нас самих.

Вселение надежды, альтруизм, эмпатия — вот что даёт и воспитывает группа. А ещё на встречах можно добиться нормализации и понять: «То, что со мной происходит, — нормально, так случается со всеми». Истории других людей — инструмент принятия и своего опыта.

Обратная связь помогает составить многогранное представление о себе. Есть такое понятие — «окно Джохари».

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Группа поможет проработать «слепую зону» и область «неизвестного» — например, заметить за собой пассивную агрессию, попытки манипулировать или чрезмерные реакции на определённые события или темы. А ещё в группе можно безопасно проявить на «арене» особенности, скрытые за «фасадом». Например, вы знаете, что можете быть эмпатичным и чутким, но боитесь показаться слабым — в группе можно «рискнуть».

Но «конкурировать» за внимание на встречах иногда действительно приходится. Бывают люди, которые привыкли занимать всё пространство и время. Если таких несколько, может возникнуть соперничество. Но, во-первых, терапевт создаст условия, чтобы время было у каждого. А во-вторых, такая «конкуренция» иногда бывает полезной:

  • помогает уловить нечто важное о себе,
  • подталкивает на смелый, новый опыт,
  • учит отстаивать границы,
  • тренирует навык решения конфликтов и ощущения границ окружающих.

Вообще, шансов оказаться в бесперспективной для тебя группе не так много — это не лотерея. Есть подробные анонсы, для уточнения деталей можно связаться с ведущим. Кроме того, у взрослых групповая терапия обычно идёт параллельно с индивидуальной или после опыта «один на один». И в конкретную группу человек чаще попадает по рекомендации специалиста.

Миф №7


Другие участники психологи могут вести себя некорректно

Ведущий групповой терапии следит за экологичностью общения, пресекает неуважение, агрессию. Безопасность и бережность в приоритете. Поэтому на предварительных индивидуальных встречах правила общения обсуждаются с каждым участником. А затем на обсуждении правил выделяется дополнительное время и когда вся группа в сборе.

В группах есть строгие правила. Самое главное из них — соблюдать конфиденциальность. Как в «Бойцовском клубе»: всё, что обсуждается в группе, остаётся в группе.

Также действуют правила поднятой руки и использования «Я-высказываний». Это значит:

  • не говорить человеку, плохой он или хороший,
  • не оценивать чужие поступки,
  • не навешивать ярлыки,
  • не учить других, как действовать в конкретных ситуациях, и говорить исключительно о себе.

В некоторых группах, чаще в группах поддержки, бывают особенные установки. Например, не пропагандировать отказ от лечения и не произносить названия назначенных препаратов.

Главное в группе — чувствовать себя комфортно. Если перед каждой встречей ощущаете внутреннее сопротивление и желание, как в школе, окунуть градусник в чай и притвориться больным, — возможно, лично вам формат не подходит. Но дать ему шанс, особенно если психотерапевт считает, что группа может быть эффективной, скорее всего, стоит — как минимум получите новый опыт.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована