Развитие
#статьи

Психодрама: что такое, техники, кому поможет

О сути подхода, его основных идеях и техниках рассказывает психолог и психодраматист Елена Лопухина.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Из статьи вы узнаете:


Елена Лопухина

Психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч. Основатель и директор Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга (ИПКиРТ). Вице-президент Ассоциации психодрамы (Россия). Член-учредитель Федерации европейских психодраматических организаций и Федерации психодраматических тренинговых институтов России.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое психодрама? Зачем она нужна?

Психодрама — это метод психотерапии. Причём один из самых старых: в 2021 году ему исполнилось сто лет. C греческого psyche — «душа», drama — «действие».

Создатель психодрамы, румынский психиатр Якоб Морено, определил суть подхода так: внутренний мир и переживания человека нужно не только обсуждать, но и проигрывать в действии. Только соприкоснувшись со своим прошлым опытом эмоционально, когнитивно и телесно-поведенчески, мы переосмысляем старый опыт и учимся реагировать на происходящее по-новому.

Сеансы психодрамы похожи на театральные действа и проходят в группе или индивидуально. Главный герой, или протагонист (так в психодраме называют клиентов), — это человек, который обратился за помощью к психологу. Остальные участники группы под руководством психолога помогают ему посмотреть на свою жизнь со стороны.

Для главного героя участники играют роли из реального мира (родителей, друзей, знакомых, случайных прохожих) или из внутреннего (субличности человека, его чувства). Психодрама стремится показать человеку, как он на самом деле взаимодействует с окружающим миром, людьми и самим собой.

Для проработки каких проблем психодрама подходит лучше всего?

Психодраму используют для решения широкого спектра проблем — от гипертрофированного чувства вины до депрессии, от тяжёлых психологических травм до сложных семейных отношений. Метод хорошо помогает при работе с эмоциями, с решением проблем с самооценкой и коммуникацией.

У психодраматистов даже есть шутка: «Кому на самом деле рекомендуется психодрама? Всем, у кого были и есть родители».

В сети, преимущественно на английском языке, можно найти многочисленные исследования, доказывающие эффективность психодраматического подхода, например при реабилитации наркозависимых, при лечении панических атак или депрессии.

Некоторые исследования подтверждают способность психодрамы менять отношение к тем или иным ситуациям на нейробиологическом уровне. Работает это просто: наша память эмоционально окрашена и ассоциативна, мы не можем изменить факты в ней, но легко можем переиграть их восприятие.

Три главные составляющие психодрамы

Это действие, спонтанность и теория ролей.

Действие. Морено считал, что человек как личность формируется лишь в реальном действии, а значит, и лечить его нужно тоже действием. Причём работать следует на трёх уровнях сразу: эмоциональном, когнитивном и телесно-поведенческом. Для сравнения: в психоанализе Фрейда акцент делается преимущественно на когнитивной стороне (мыслях).

Специально организованное психодраматическое пространство создаёт особую реальность: внутри неё можно проиграть в действии все конфликты и проблемы, существующие в нашей памяти или фантазии.

Мы часто осуждаем героев фильма, которые, как нам кажется, совершают какие-то глупости. Думаем, что точно бы сделали по-другому, мудрее. Но герой фильма поступил глупо из-за того, что его захлестнули эмоции, а мы смотрим на его жизнь со стороны, не опьянённым этими эмоциями. Так вот, психодрама позволяет нам посмотреть на нашу собственную жизнь более трезвым взглядом.

Фото: Photographee.eu / Shutterstock

Спонтанность. В быту мы используем это слово, говоря про неожиданное, незапланированное. В психодраме иная, более конкретная трактовка этого понятия.

По мнению Морено, спонтанность:

  • побуждает нас по-новому реагировать на «старые», повторяющиеся ситуации;
  • даёт способность выбирать самую адекватную реакцию из тех, что мы можем дать в «новой» ситуации.

Например, если вы постоянно злитесь и кричите, когда родитель пытается учить вас жизни, — это не решит проблему. Но если попытаться как-то по-другому реагировать на колкие замечания, то в конце концов родитель может перестать их делать либо они просто перестанут вас задевать.

Морено полагал, что чем выше уровень спонтанности, тем выше уровень психического здоровья.

Роль. Разыгрывая действие на психодраматической сцене, «актёры», то есть участники группы, исполняют роли. Но роль в данном случае — это не образ, как в театре, а те черты и характеристики, которые сами видим в другом человеке или в себе.

Кроме того, сам главный герой психодраматического действия не только исследует разные стороны своей личности, свои роли, но и учится ими управлять. В идеале человек должен научиться осознанно переключаться между ними. Если надо — быть настойчивым, не надо — уступить.

Есть какой-то готовый список ролей?

Конечно, нет! Нельзя взять условный перечень и пошагово осваивать каждую роль — так это не работает. Каждый человек приходит с индивидуальным запросом: под него он сам задаёт роли, вкладывая в них своё восприятие и актуальное содержание и показывая другим, как эти роли играть.

Психодрама — это метод групповой терапии, и сеансы в психодраме — это групповые занятия. В чём преимущества группового формата работы?

Во-первых, групповое взаимодействие легче выявляет паттерны поведения протагониста и помогает узнать другие варианты поведения. Например, мы создаём ситуацию, где группа играет роль осуждающего социума. Главному герою предлагается отреагировать на разыгрываемую ситуацию привычным для него образом. Потом психодраматист и члены группы подсказывают другие способы реагирования. Тот реализует в действии то, что ему подходит, и перепроживает ситуацию, меняя тем самым своё отношение к ней и осваивая новые способы реагирования.

Во-вторых, работа в группе помогает обнаружить болевые точки, которые человек раньше не осознавал. Воспроизведение ситуаций из его жизни или из жизни других участников группы может натолкнуть на мысли о том, насколько та или иная тема для него важна.

В-третьих, группа обеспечивает поддерживающую и безопасную обстановку. Протагонист путешествует в опасные места своего внутреннего мира не в одиночку, а в окружении сочувствующих людей. Это важно и для других членов группы: каждый учится думать не только о себе.

В-четвёртых, ошибочно думать, что человек исцеляется только во время проработки личного запроса. Большое влияние оказывает и участие в чужих историях: эмоциональное вовлечённое наблюдение и проигрывание самых разных ролей существенно продвигают каждого члена группы.

Как строится психодраматическая сессия?

Человек приходит с определённым запросом, и под него мы выстраиваем сессию. Он становится протагонистом, а остальные помогают разыгрывать его внутренний мир. Иногда за сессию, которая длится 3–4 часа, мы можем поработать с несколькими протагонистами. В группе обычно 10–20 человек, и количество сессий определяется таким образом, чтобы главным героем успел побывать каждый.

Фото: Photographee.eu / Shutterstock

Группа, как правило, создаётся без какого-то специального отбора. Также не нужно актёрское образование или опыт: участники играют роли так, как чувствуют, и так, как задаёт протагонист.

Какова роль психотерапевта в этом действе?

Психодраматерапевта, психодраматиста как ведущего психодраматической группы называют директором психодрамы или просто директором. Стиль его работы бывает разным и зависит от человека. Но у психодраматиста нет и не может быть «правильного» мнения, он не навязывает своего представления. Каждый протагонист имеет право на своё видение внутреннего и внешнего мира. Задача директора — способствовать постановке и разыгрыванию действия таким образом, чтобы протагонист смог выразить и проявить свою реальность.

Из каких фаз состоит сессия?

Первая фаза — doing, или действие.

На этом этапе мы пытаемся распознать неэффективную модель поведения и ищем ситуацию в прошлом, которая породила постоянно повторяющуюся привычку реагировать тем или иным образом.

Вторая фаза — undoing, или разблокирование, размораживание.

На этом шаге мы формируем у клиента мотивацию и желание поменять свой способ реагирования, стремление вскрыть законсервированную привычную, но неэффективную модель поведения и выпустить энергию спонтанности.

Третья фаза — redoing, или переделывание, изменение, перепроживание.

На этой стадии, используя энергию спонтанности, клиент создаёт, порождает новый способ реагирования и заменяет им старый.

И всё это в рамках одной сессии?

Такая структура терапевтического процесса (doing, undoing, redoing) в целом описывает терапевтический процесс, но не всегда совпадает с одной сессией. Иногда за час работы мы успеваем только найти корень проблемы, а иногда — и до этого не добираемся. Всё индивидуально и зависит от готовности клиента, а также от сложности его случая. Но в любом случае определённая драматургическая завершённость у сессии должна быть — будь это точка, точка с запятой или многоточие.

А индивидуальной психодрама бывает?

Конечно! Этот метод активно и широко используется в индивидуальном приёме.

В монодраме (индивидуальной психодраме) все роли исполняют клиент и терапевт-психодраматист. Чтобы разыграть сцену, мы используем различные предметы: стулья, платки, ленточки или игрушки.

Кроме того, в психодраме есть техники, которые не требуют сцен взаимодействия с другими. Например, есть техника «монолог», когда клиент просто проговаривает то, что чувствует и о чём думает, — для этого не нужны другие люди.

Он как будто ведёт диалог сам с собой: советуется, выражает своё отношение к проблеме, высказывает чувства. Этот приём позволяет клиенту войти в более глубокий и осознанный контакт со своими переживаниями. Психодраматист помогает ему в этом.

Фото: Dmytro Zinkevych / Shutterstock

Всё-таки большая часть терапии в мире индивидуальна, и психодрама — не исключение. Мнение международной практики на этот счёт звучит так: наиболее полезно сочетать индивидуальную и групповую форму терапии.

Возможна ли психодрама онлайн?

Конечно, возможна! В наше время без этого никак. Онлайн-работа сокращает терапевтические возможности, но не становится от этого неэффективной.

Каковы базовые техники психодрамы?

Всего в литературе описано более 600 разных психодраматических техник, но базовых три: «дублирование», «зеркало» и «обмен ролями» — они используются чаще других.

Согласно Морено, каждая из них соответствует фазе развития ребёнка. Какую использовать в каждом конкретном случае, решает психодраматист.

Дублирование

Когда ребёнок совсем мал, он находится в тесной связи с родителями или теми, кто их заменяет. Взрослые в этот период почти всегда проговаривают вслух то, что происходит с малышом: «Ой, маленький, проголодался», «Ой, глазки закрываются, хочет спать» — через это он учится речи и пониманию себя.

В психодраме этой фазе развития соответствует техника дублирования. Суть такова: терапевт или члены группы предполагают и озвучивают от первого лица то, что, возможно, чувствует протагонист. Если описанное подходит — он это повторяет, присваивает себе, если нет — перефразирует. Дублирование помогает человеку соприкоснуться со своим опытом, ощущениями, чувствами и описать их нужными словами, конкретизировать.

Зеркало

Ребёнок развивается, у него появляется рефлексивное мышление — этой фазе соответствует техника «зеркало». Суть проста: протагонист задаёт всем роли (в том числе он выбирает того, кто будет представлять его самого), затем члены группы (или терапевт) разыгрывают его внутренний мир, а протагонист смотрит на свою историю со стороны.

Терапевт спрашивает: «Что здесь происходит? На что это похоже? Было ли подобное в твоей жизни?» Процесс порождает осознание, показывает истоки проблем.

Обмен ролями

Затем у ребёнка появляется способность к эмпатии — пониманию внутреннего мира другого человека, сопереживанию. Техника «обмен ролями» как раз про это: протагонист меняется ролями с кем-то другим и смотрит на ситуацию с его позиции. Например, сын, разыгрывающий взаимоотношения с матерью, на некоторое время становится ею.

Ролями можно меняться и со своими внутренними субличностями, частями «я»: играть только свою агрессивную сторону или только пугливую — это поможет лучше прочувствовать и осознать устройство и взаимодействие внутреннего мира.

Морено считал «обмен ролями» самой важной техникой психодрамы. С её помощью мы постигаем внутренний мир другого человека, лучше его понимаем. Более того — благодаря опыту участия в технике «обмена ролями», в нас развивается способность к эмпатии.

А может случиться так, что «актёры» начнут изображать вовсе не чувства главного героя, а что-то своё? Как это проконтролировать?

Действительно, не стоит забывать, что другой человек может вложить в роль свои личные проблемы — это будет не просто неэффективным, а может ещё и травмировать протагониста.

В психодраме мы допускаем импровизацию, но последнее слово всегда оставляем за протагонистом: это он — автор разыгрываемой сцены, он назначает и описывает роли, остальные — лишь помогают.

Фото: Photographee.eu / Shutterstock

Протагонист может принять или не принять то, как его играет другой человек. Если что-то кажется главному герою неправдоподобным, он проговаривает это и показывает, как надо играть роль.

Кстати, отсутствие неконтролируемой импровизации — одно из главных отличий психодрамы от расстановок по Хеллингеру.

Где искать специалиста по психодраматическому подходу?

Например, присмотреться к специалистам из Института психодрамы, коучинга и ролевого тренинга. На сайте опубликован список психотерапевтов и их резюме: можно ознакомиться и выбрать своего.

Прислушивайтесь к себе и своим ощущениям во время выбора психотерапевта: очень важно найти того, с кем возникнет глубокий, безопасный и развивающий контакт.

Что дополнительно почитать про психодраму?

Для более глубокого погружения я бы посоветовала прочесть нашу с Екатериной Михайловой книгу «Играть по-русски. Психодрама в России». Внутри есть полезная статья под названием «Один день психодраматической группы», где мы подробно и на реальных примерах описываем сессию, объясняя все применяемые техники.


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована