Развитие
#статьи

Возрастные кризисы — что это и какие бывают

Переходный возраст ждёт не только подростков.

Фото: Westend61 / Getty Images

Из этой статьи вы узнаете:

Маргарита Иотка

Педагог-психолог, гештальт-терапевт, специалистка центра «Менталочка».

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое возрастной кризис

Возрастной кризис — состояние, в котором человек переживает внутренние конфликты, связанные с изменениями личности в определённом возрасте.

В разных точках нашей жизненной прямой случаются стандартные переходы циклов. Они обусловлены сменой статуса, физиологическими трансформациями, особенностями развития человеческой психики. Переходя из одного цикла в другой, человек оказывается как бы в пустой зоне: то, что было актуально и значимо, больше не имеет значения, а новые ориентиры и ценности ещё не обнаружились.

Например, многие героини подросткового возраста из мультфильмов Disney проходят подростковые кризисы.

  • Покахонтас не слушается отца, хочет исследовать мир и общаться с иноземцами вопреки обычаям племени.
  • Жасмин тоже спорит с отцом, отказывается следовать традициям рода и сбегает из дворца, чтобы посмотреть мир.
  • Мэйлинь, девочка — красная панда из «Я краснею», не может справиться с гневом оттого, что родители видят в ней лишь примерную отличницу, всегда вежливую, спокойную и ставящую семью на первое место.

Героини мультфильмов понимают: взгляды родителей им чужды. В жизни реальных подростков перемены чуть менее фантастичны, но в основе всё те же. Тинейджерам становится неинтересно ездить с родителями на дачу и слушать сказки на ночь, мамины поцелуи на прощание перед школой начинают смущать, а папины наставления о важности оценок и поступления в вуз вызывают раздражение. Случается внутренний конфликт: прошлый «я» жил по мотивам, надиктованным семьёй, нынешний «я» хочет жить как-то иначе, но как именно — пока неясно.

«Возрастные кризисы, в отличие от эмоциональных, обусловлены именно временными рамками, а не конкретными событиями, травмами и уровнем текущего стресса. Список таких кризисов психологи определили, исходя из статистики и условной „нормы“. Возрастной кризис отражает то, как человек справляется с переходами жизненных циклов в конкретной возрастной точке и соответствует ли своему возрасту внутри себя.

Кстати, многие думают, что возрастной кризис — это синоним депрессии, но это не так. Депрессия — это психическое расстройство. Кризис — это не болезнь, а некий переход на „следующий уровень“. В этот период человек задумывается о том, что у него было, есть и будет. Старое и привычное уже потеряло актуальность, а новое ещё не появилось. Нахождение между старым и новым и есть кризис. И каждый человек справляется с этим по-разному. В частности, если кризис затяжной и человеку сложно его пройти, можно провалиться в депрессию. Это зависит от личностных особенностей каждого».

Маргарита Иотка

Какие возрастные кризисы бывают

Их можно условно разделить на три категории: детские, подростковые и взрослые. Поговорим о каждой группе подробнее.

Детские возрастные кризисы

Многим родителям кажется, что взросление ребёнка — само по себе нескончаемый кризис. На самом деле, есть четыре важных переходных этапа:

Каждый из этих периодов приводит к качественному скачку в развитии. Так, результат кризиса новорождённости — появление у ребёнка первых эмоциональных реакций на значимых взрослых. В кризисе одного года малыш постигает основы речи, начинает ходить и осознавать свою потребность в общении. А ещё сталкивается с неприятным фактом: у мамы с папой есть и другие дела.

На рубеже трёх лет дети впервые ощущают свою автономность и зачатки независимости от родителей. Здесь начинаются бесконечные «нет», «не хочу», «не буду!».

«Кризис трёх лет протекает как поиск своего места в этом мире. Малыш всё чаще говорит: „Я сам!“, и родителям важно не останавливать ребёнка в желании справиться своими силами, а помогать и направлять. Также в три года дети начинают проверять личные границы: нужно объяснить, что значат слова „моё“ и „чужое“ и как с этим взаимодействовать. Например, через игру или совместный просмотр мультфильма на эту тему».

Маргарита Иотка

В кризисе семи лет отдаление от родителей крепнет. Дети вступают в новую важную роль — становятся школьниками. Формируется самооценка, разделение реального Я и идеального.

Каждый кризис — это время повышенной уязвимости. И в случае с детскими кризисами очень важно разговаривать: объяснять ребёнку, что с ним происходит, как устроен мир. Не стоит бросать детей один на один с переменами и видеть в каждом конфликте лишь угрозу своему авторитету. Ребёнок спорит и упирается не потому, что он плохой: попытки отстоять и отделить своё Я, заявить о своих желаниях — это естественная часть взросления. И родителям в такие моменты нужно проявить терпение и гибкость, вспомнить, что у взрослых есть чуть больше опыта и внутренних ресурсов для построения диалога и поиска компромиссного решения в случае споров и истерик.

«Отличие детских кризисов от взрослых в том, что ребёнок плохо понимает себя, свои эмоции и правила окружающего мира — детям нужна помощь, чтобы разобраться. В частности, важно рассказывать малышам, что и почему они чувствуют в конкретный момент».

Маргарита Иотка

Кризис подросткового возраста

Иногда его также называют кризисом идентичности. В эту пору тинейджеры (12–19 лет) пытаются осознать, кто они в отрыве от родителей, семейных ценностей и устоев. А ещё учатся принимать себя и тот факт, что не соглашаться с близкими — не значит быть плохим человеком.

В школе и на дополнительных занятиях, во дворе и на днях рождения друзей, в соцсетях и в видеоиграх, в сериалах и в метро подростки сталкиваются с многообразием мнений, характеров и способов самовыражения. И среди этого потока разностей так хочется найти свой стиль, обрести свой голос и нащупать свои ценности. Сама ориентация психики на подобный поиск — результат внутренних перемен, обусловленных возрастом. Тинейджерам попросту тесно в рамках уютных детских убеждений.

«Подростковый кризис сопровождается рядом изменений в теле и психике. Гормоны скачут, настроение тоже, тело как-то несуразно меняется. В этот период ребёнок начинает сомневаться в родительском авторитете и прислушивается больше к сверстникам. Это необходимо для того, чтоб человек сформировал свои ценности и взгляд на мир, сепарировался от чужого влияния и мнения.

Родителям в этот период нужно проявить понимание к происходящим метаморфозам и прожить горечь обесценивания себя ребёнком без обвинений в сторону последнего. Важно дать подростку свободу выбора. Да, больше вы не главные люди в жизни вашего ребёнка, и это нормально. Разрешите ему быть отдельной личностью со своим мнением».

Маргарита Иотка

Возрастные кризисы взрослых

Первый из них — кризис четверти жизни. Он случается в период с 20 до 35 лет. В этом возрасте человек жаждет самореализации: хочется оправдать свои и чужие надежды, найти классную работу, покрасоваться перед сверстниками на встрече выпускников. И на подобные амбиции накладывается необходимость впервые брать на себя полную ответственность за своё будущее — тяжкий груз, который нелегко подхватить с ходу.

Вместе с тем ранняя взрослость — это период самостоятельных поисков и экспериментов. Молодые люди примеряют на себя первые карьерные роли, вступают в серьёзные отношения, теряют школьных друзей и находят новых, окончательно откладывают в сторону заветы родителей и учителей, начинают осознавать и поддерживать собственные ценности и потребности. В итоге невиданная раньше свобода для многих оборачивается чувством потерянности: неясно, что делать со своей жизнью и с чего начинать путь, страшно не справиться, подвести себя и близких.

«Кризис четверти жизни случается в период, когда мы уже получили минимальный уникальный жизненный опыт — можно оглянуться и проанализировать свою жизнь. Этот кризис связан с экзистенциальными вопросами: кто я? Чего я хочу? Какой я? До этого, как правило, мы действуем и планируем действовать по социальным нормам: после школы — в институт, потом на работу, дальше в загс, а там и роддом. Но в какой-то момент просыпается желание жить не как „надо“, а как хочется. А для того, чтобы понять, как же на самом деле хочется, нужно узнать и услышать себя. На это требуется время. Это и есть кризис четверти жизни, который ещё называют „кризисом смысла жизни“.

Так, например, в 30 лет человек задумывается о самореализации (тем ли он занимается, чего он хочет, кем мечтает быть). Соответственно, он будет в поиске себя. Внешне это может проявляться поисками работы, желанием переехать и завести новые знакомства, а внутренне — апатией и желанием изолироваться даже от самых близких. В этот непростой период каждому нужна поддержка. Как минимум не стоит мешать человеку искать себя и пробовать новое, а ещё важно не осуждать и не обесценивать чужие начинания. Важно, показать, что вы рядом, напомнить, что происходящее — нормально и естественно».

Маргарита Иотка

Второй взрослый возрастной кризис — это кризис среднего возраста. Вокруг него образовалась целая поросль мифов, и большинство дискомфортных психологических состояний у людей 40–45 лет объясняют именно им. Но исследования показывают, что в этом периоде, напротив, стремление наслаждаться жизнью только растёт, а ощущение благополучия остаётся стабильным. Так что бояться среднего возраста не стоит.

Больше того, именно в этом возрасте формируется максимальный уровень контроля над своей жизнью: люди обретают финансовую свободу, обладают большей осознанностью и вольны сами выбирать, чем заниматься и какие ценности воплощать в жизнь. При этом возможности тела и нервной системы пока снижаются несущественно, и сил на реализацию планов по большей части хватает. Но поле для роста и перемен остаётся обширным, и в основном турбулентности случаются в области связей с другими людьми.

«В кризисе среднего возраста мы прежде всего сталкиваемся с кризисами отношений. Как правило, в этом периоде уже есть семья, и человек начинает думать, устраивают ли его отношения с близкими. Именно в среднем возрасте часто случаются разводы. Дети уже не требуют постоянной заботы, могут со многим справляться самостоятельно, и если супругов, кроме детей, ничего не объединяло, брак может распасться. Такие перемены влекут за собой переосмысление прошлого опыта и выявляют возможные точки будущего личностного роста, что и провоцирует кризисное состояние.

Кроме того, после 40–45 лет люди замечают возрастные изменения в своей внешности. Начинаются тревоги о собственной старости и ненужности, непопулярности в обществе. Поэтому многие в этом возрасте начинают молодиться или покупать себе спорткары — это попытка убедить себя в том, что ничего не изменилось, социальный статус остаётся и останется прежним. На этом этапе человек также задумывается о смыслах жизни, но уже осознавая, что впереди не так много времени, и это повышает градус тревоги».

Маргарита Иотка

Третий переходный этап взрослой жизни — кризис позднего взросления, или кризис 6069 лет. Как и в случае с предыдущими переходами, возрастные рамки здесь очень примерные: многие сталкиваются с ощутимым переживанием этого кризиса около 75 лет.

На рубеже позднего взросления людей тревожат сожаления о прошлом и неизбежность надвигающегося финала жизни. А ещё кажется, будто всё лучшее осталось позади, а впереди лишь одиночество и неприятные спутники старения вроде скрипящих коленей и больной спины. Тело снова сильно меняется, психика не справляется с потоком неопределённости и социальных перемен: выход на пенсию, уход детей глубоко в свои дела и возможные потери друзей-сверстников наталкивают на мрачные мысли.

Вот некоторые симптомы кризиса позднего взросления:

  • концентрация на прошлом вплоть до того, что человек хорошо помнит события из молодости, но забывает то, что происходило пару дней назад;
  • апатия, безразличие к близким и любимым занятиям, безынициативность, пренебрежение уходом за собой и за домом;
  • резко возросшая потребность в общении, граничащая с назойливостью;
  • раздражительность и агрессивность в сторону близких в сочетании с неоправданной приветливостью и открытостью к незнакомым людям.

Безрадостная картина, но есть и хорошие новости. В психологии есть тренд представления счастья в виде буквы U. Теория гласит, что после 60 лет и в позднем подростковом периоде (18–20 лет) люди чувствуют себя счастливее, чем в 35–45 лет.

«Всё просто: подростками нам кажется, что вся жизнь впереди и мы многое успеем, а после 60 думаем, что всё равно ничего уже не успеем, так была не была! В этих состояниях нет места тревоге или страхам о том, что „надо состояться, надо использовать время с пользой“. Не хочется играть чужие роли, угождать. Это даёт ощущение счастья.

Если же ощущения о своей несостоятельности не дают покоя, помните, что все маркеры успеха относительны. В соцсетях часто пропагандируют идею „успешного успеха“, и, когда она совпадает с внутренним желанием реализоваться, стать кем-то значимым, происходит фрустрация. Чтобы избежать такого, нужно держать в голове: самореализация — это не про статус в обществе и не про богатство. Когда человек находит дело, которое ему нравится, которое вызывает улыбку и желание вставать по утрам, это и есть успех. Даже если это дело не приносит больших денег (или не приносит их вовсе)».

Маргарита Иотка

Почему возникают возрастные кризисы

Универсальная причина в том, что человек проходит важные рубежи в биологическом, психическом и социальном развитии. Но при этом у каждого кризиса есть свои триггеры, определяющие тяжесть прохождения рубежного периода. Рассмотрим их на примере кризиса среднего возраста.

Основной стрессор здесь — перегрузка. К 40–45 годам человек обрастает пугающим количеством обязанностей. Семья, работа, хобби, дом, дача, собака, друзья — всё это требует времени и места в календаре. И многие выделяют ресурсы под роли заботливого родителя, благодарного ребёнка, ответственного коллеги, понимающего друга, но забывают оставить силы на собственные потребности и поддержание своего здоровья. В том числе ментального.

Иногда психика просто не выдерживает такого объёма: кажется, что нужно везде преуспеть, закрыть все свои «должен» и «надо». Но ни энергии, ни часов в сутках не хватает. В итоге человеку кажется, что он во всех сферах застрял где-то посередине, нигде не добившись чего-то существенного. И недовольство своим социально-экономическим статусом становится дополнительным катализатором тяжёлых кризисных переживаний.

Особенно сильно стечение стрессоров из разных сфер жизни в одной точке бьёт по женщинам. У мужчин тоже есть уникальный ключ активации острых возрастных переживаний — гендерная экспансия. После 40 женщины становятся жёстче и напористее, а мужчина, напротив, смягчаются и чаще проявляют заботливость. К таким переходам уязвимы мужчины, которые росли в матриархальных семьях и считают своих матерей властными и сильными, а отцов — слабыми и нерешительными.

Когда роли меняются в собственной семье или в близком окружении, такие мужчины накладывают картинку происходящего на образ родительского гнезда и предполагают, что тоже станут слабее и незаметнее, пойдя по стопам отцов. Нежелание вставать на эти рельсы порождает полярные реакции — от бессилия и апатия до попыток экстренно самоутвердиться этичными и не очень способами.

Другой утяжелитель кризиса среднего возраста — выбор работы и отношений, сделанный в начале взрослой жизни. Человек, вставший за станок в 20 лет, обнаружив себя за тем же станком в 40, с большей вероятностью ощущает бессмысленность жизни и упадок самооценки, чем человек, прошедший активный карьерный путь. В личной жизни, напротив, лучше сохранять стабильность: ранние разводы и другие травмирующие изменения негативно сказываются на состоянии человека среднего возраста.

Как выйти из возрастного кризиса

Помнить, что в любом возрасте есть не только сложности и преграды, но и преимущества. Так, выход на пенсию освобождает много времени на свои увлечения и хобби, подростковый период разрешает пробовать взрослость на вкус, избегая горчинки высокой ответственности. А средний возраст даёт возможность реализовать себя в полной мере, насладиться осознанным родительством и партнёрством. В любой точке есть возможности для роста, и не нужно их игнорировать.

Вместо «Я столького не сделал» — «Я уже сделал столько!».

Перечисляйте свои достижения и учитесь их принимать, благодарить себя за старания. Бросить вредную привычку, наладить отношения с отцом, попробовать новый вид спорта или хобби, переклеить обои в комнате и завести новую семейную традицию киновечеров — всё это полезный опыт, достойный вашей гордости. На такие вещи уходят время и ресурсы, так что вы не потратили время зря, не упустили бесследно абстрактные возможности, а делали лучшее из того, что могли, чтобы жить в каждое конкретное «здесь и сейчас».

И конечно, для выхода из кризисного состояния стоит наладить режим сна и отдыха, обеспечить себе адекватную физическую нагрузку, заручиться поддержкой близких или психолога.

«Проскочить возрастные кризисы вряд ли получится, иначе человек будет стоять на месте. Проходя любой кризис, мы в итоге приходим к росту. Но минимизировать ущерб от переживаний в переходный период можно. Когда мы находимся в кризисе, есть ощущение, что почва под ногами гуляет, что вот-вот всё рухнет. Человеку не хватает опоры, и он чувствует себя уязвимо. В эти моменты важно заручиться поддержкой близких: не уходить в изоляцию, а делиться тем, что внутри, с теми, кто для вас безопасен. Очень опорно быть в терапии в эти периоды».

Маргарита Иотка

Психолог-консультант: методы преодоления кризисов

Программа разработана совместно с Московским институтом психоанализа. Станьте экспертом по оказанию психологической помощи в трудных жизненных ситуациях. На курсе вы освоите эффективные инструменты для работы с кризисными состояниями и научитесь оказывать помощь себе и своим близким.

Узнать подробнее
Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована