Кино и музыка Развитие
#статьи

Как принцессы «Диснея» прошли путь от хороших девочек до заботы о себе

Разбираем, как и почему менялся образ диснеевской принцессы и как он влияет на подрастающее поколение.

Кадр: мультипликационный фильм Ralph Breaks the Internet / Walt Disney Productions

Принцессы «Диснея» везде: на подгузниках, свитшотах, лейкопластырях, постельном белье и флаконах шампуня. Они — идеи костюмированных образов для новогоднего утренника и ролевые модели для подрастающего поколения. Каждая новая принцесса отличается от предыдущей и отражает дух времени — или текущий запрос общества на положение женщин в нём. В 1930-е Белоснежка стала идеалом женщины, так как могла в одиночку везти на себе быт большой семьи, но вот Моана из 2010-х едва ли хоть раз вымыла за собой тарелку, зато лихо управляет парусником и неплохо разбирается в вопросах экологии.

В этой статье мы расскажем:


Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как принцессы оказались везде

В 1937 году тогда ещё молодая студия создала первый полнометражный мультфильм. Его главной героиней была принцесса. В основу сюжета легла сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанная в далёком 1812-м. Принцесса в мультфильме предстала, мягко говоря, консервативной домохозяйкой, но на дворе была Великая депрессия и на это не обратили внимания. Мультфильм должен был не воспевать права женщин, а просто-напросто унести зрителя из ужасной реальности в красивую сказку. Американское общество тогда придерживалось как раз консервативной схемы: муж работает, а женщина хозяйничает по дому, — поэтому и без всякой Депрессии едва ли кому-то пришло бы в голову, что с Белоснежкой что-то не так.

Франшиза диснеевских принцесс родилась много позже — в 2000-м, когда компания боролась с падением доходов. Задачей Энди Муни, председателя Disney Consumer Products (DCP), было придумать любую концепцию, которая принесёт денег. Однажды Энди стоял в очереди, окружённый симпатичными девушками, и внезапно понял, что это и есть идея — красивые девушки разных типажей. Он решил объединить принцесс, когда-либо появлявшихся в мультфильмах Disney, в один бренд и продавать маленьким девочкам товары с их изображениями.

Так в продажу вышли DVD-диски, игрушки, комиксы, книги, компьютерные игры, одежда, обувь, аксессуары, посуда и многое другое. Всё это в изобилии появилось на полках американских городов, увеличив продажи DCP в несколько раз. С тех пор Disney регулярно пополняет коллекцию принцесс, создавая новые мультфильмы. Принцессы мгновенно оказываются на мерче и обогащают компанию на очередные миллионы. Схема работает вот уже 24 года, а сами героини не сходят с экранов 87 лет — такой вот вечный двигатель.

Покладистые принцессы


«Белоснежка и семь гномов»

1937

Как вы помните, Белоснежка в мультфильме была типичной домохозяйкой. Она всё время убиралась во дворце, а в перерывах мечтала о прекрасном принце, который спас бы её от гиперопеки злой мачехи и увёз куда-то в закат (в то место, где ещё не убрано?). Осуществить мечту ей мешает как раз таки ведьма-мачеха, которая проигрывает в соревнованиях «кто всех милее, румяней и белее» и страшно комплексует. Белоснежка сбегает в лес, заходит в заброшенный с виду дом, где, конечно же, первым делом наводит порядок. Вечером выясняется, что хижина обитаема — в ней живут целых семь гномов. Белоснежка кормит их ужином и укладывает спать, не забыв рассказать историю на ночь.

Кадр: мультипликационный фильм «Белоснежка и семь гномов» / Walt Disney Productions

Образ Белоснежки чересчур «вылизанный». Девочке всего 14 лет, а она уже красивее всех, прекрасно поёт, ведёт дела по дому и хочет выйти замуж. Попадая в незнакомый дом, этот ребёнок ухаживает за бородатыми седыми мужчинами, наивно ест отравленное мачехой яблоко и радуется тому, что её будит незнакомый мужчина вдвое старше неё. Дальнейшая её судьба выглядит совсем печальной — теперь она всю жизнь будет жить с первым встречным просто потому, что он позволил себе перейти личные границы и без согласия поцеловать её. Такой себе пример для подражания для маленьких девочек.

«Золушка»

1950

Золушка напоминает свою предшественницу: злая мачеха, нескончаемая работа по хозяйству, мечта о принце. В сравнении с Белоснежкой у Золушки лишь одно изменение в характере — критическое мышление: она не желает слепо потакать абьюзивной старухе и её токсичным дочерям и мечтает вырваться из плена. Но помочь ей в этом может лишь замужество — самостоятельно она не в силах наладить свою жизнь. Даже на знаменательный бал, где у неё есть шанс познакомиться с мужчиной, Золушка идёт только после уговоров феи-крёстной.

Кадр: мультипликационный фильм «Золушка» / Walt Disney Productions

Как и Белоснежка, Золушка не сходит с мёртвой точки, пока кто-то или что-то не заставит её. Её судьба в чьих угодно руках, но не в собственных. Напоминает концепцию выученной беспомощности: человек понимает, что ему плохо, но внутренний голос шепчет, что все попытки наладить жизнь непременно обернутся неудачей.

«Спящая красавица»

1959

Трилогию «безвольных» принцесс замыкает история Авроры. У неё не было и шанса стать эмансипированной и осознанной личностью: когда она родилась, феи сговорились одарить её красотой и выдающимся голосом — ум в сделку не входил. Эту принцессу тоже ненавидит злая колдунья — любопытный с точки зрения психологии паттерн многих диснеевских мультфильмов. А спасать несчастную будет… прекрасный сами знаете кто.

Кадр: мультипликационный фильм «Спящая красавица» / Walt Disney Productions

Аврора — вечная жертва обстоятельств: не она инициирует события вокруг — жизнь такая. На третьей принцессе несчастных становится жалко: 20 лет они пребывают в порочном круге и за ними по пятам ходят ревнивые смертоносные мачехи. «Спящая красавица» отличается от предыдущих историй характером принца: он оказался более словоохотливым и героическим, чем его предшественники. Суженый Золушки — безвольный и зависит от помощи отца, а принц Белоснежки так и вовсе мимо проезжал.

Принцессы-бунтарки


«Русалочка»

1989

Обойдя стороной тему близости мультфильма к андерсеновскому первоисточнику, заметим, что принцесса Ариэль стала глотком свежего воздуха на фоне предыдущих душнил. Она ломает устоявшийся к тому времени образ, конфликтует с отцом на почве трудноосуществимой сепарации и гиперопеки и стремится открыть для себя внешний мир. На практике это выглядит так: отец русалочки запрещает ей покидать пределы владений и контактировать с людьми, но она всё равно уплывает и влюбляется в принца Эрика. Влюблённость Ариэль в человека — не просто немотивированный любовный интерес, а сюжетно обоснованный логический ход. Это точка роста для русалочки — она становится как минимум более зрелой и эмансипированной.

Кадр: мультипликационный фильм «Русалочка» / Walt Disney Productions

Помимо наличия осознанных чувств, Ариэль также может постоять за себя. Она не ждёт спасения от других, а берёт инициативу в свои руки, не боясь осуждения семьи, общества и могучей колдуньи Урсулы. Disney показывает, что у принцесс тоже могут быть желания, стремления, свобода выбора и внутренний стержень. Правда, внешность героини ещё сильнее удалена от реальности — глаза-блюдца и измождённая анорексичная фигура Ариэль легко могут ввергнуть в депрессию любого, кто незнаком с бодипозитивом.

«Красавица и чудовище»

1991

Первый мультфильм Disney о девушке, сценарий которого написала тоже девушка — Линда Вулвертон. Disney не только привлекла женщин к созданию картин о принцессах, но и продолжила трансформировать образ главной героини. Белль из «Красавицы и чудовища» — первая принцесса, которая влюбляется не в маскулинного красавца на белом коне, а в уродливого монстра. Этот факт можно считать прорывом в борьбе с лукизмом (пускай пока что и односторонним). Впрочем, скептики задаются вопросом: была ли то влюблённость, а не стокгольмский синдром? Учитывая, что монстр держал нашу принцессу в заложницах.

Кадр: мультипликационный фильм «Красавица и чудовище» / Walt Disney Productions

Так или иначе, Белль решительно отвергает сталкера Гастона — подобие классического принца, предпочитая замужеству поиски пропавшего отца. Отныне женщина тоже может быть спасителем. И пускай в финале любовь снова побеждает зло, теперь счастье достаётся персонажам не за красивые глаза и послушание, а за проявление истинной внутренней красоты и решимости.

«Аладдин»

1992

Жасмин нарушает ещё один принцессинский канон: она не типичная белая европеоидная девушка, а смуглая красавица с востока. Впрочем, она не просто красавица — бойкая и своевольная, Жасмин перечит своему мягкотелому отцу, нарушает традиции и отказывается выходить замуж по расчёту. Она, конечно, желает найти своего принца, но ключевое именно «найти», а не «кинуться на первого попавшегося».

Кадр: мультипликационный фильм «Аладдин» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation

Помимо внутренней свободы, Жасмин раскрепощена физически — её наряд демонстрирует обнажённые талию и плечи, а в акробатическом мастерстве она не уступает Аладдину. Принцесса борется за право жить как хочется и любить кого любится — несмотря на то что социальный статус возлюбленного даже близко не «принц».

«Покахонтас»

1995

Покахонтас никогда не жила во дворцах — она дочь вождя индейского племени, живёт в лесах и прериях и уважает природу как равную себе личность. Она окончательно скинула с принцесс клише «дама в беде». Оказалось, что вечная диснеевская барышня на выданье может быть такой же стойкой и самодостаточной, какими всегда были типичные экранные мужчины.

Кадр: мультипликационный фильм «Покахонтас» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation

Покахонтас не боится расстаться с любимым человеком — похоже, ей даже не приходит в голову, что целью жизни может быть принадлежать кому-то телом и душой. В каком-то смысле Покахонтас опередила своё время и стала самой ответственной из когда-либо показанных принцесс Disney: она в состоянии себя обеспечивать, не зависит от отношений, уделяет внимание физическим тренировкам, проявляет активную гражданскую позицию, стремится к сохранению природы и мира в мире, не ограничивается собственными интересами, практикует осознанное потребление, развитие эмпатии и критического мышления.

«Мулан»

1998

Принцесса Мулан борется с традиционным восприятием женщины: она доказывает себе и всем окружающим, что из девушки может выйти воин ничем не хуже, чем из мужчины. Пускай ей и приходится ради этого периодически повиноваться системе (то есть маскироваться под того же мужчину), она всё равно достигает нужного результата. Любовной линии в мультфильме практически нет, а главной темой становится равноправие полов.

Кадр: мультипликационный фильм «Мулан» / ​​Walt Disney Pictures / Walt Disney Feature Animation

Мулан — последняя принцесса XX века в студии Disney и очень показательная героиня. По ней можно судить, в какую сторону в следующем столетии будут развиваться принцессы, прошедшие путь от ведомой покладистой домохозяйки до бесстрашной воительницы.

Self-made-принцессы


«Принцесса и лягушка»

2009

Новый век Disney встречает созданием франшизы и окончательным закреплением курса на толерантность. Студия создаёт свою первую темнокожую принцессу. У Тианы есть реальная человеческая мечта — открыть собственный ресторан. Она не думает искать принца для достижения заветной цели и работать на нескольких работах, посвящает всё своё время будущему бизнесу.

Кадр: мультипликационный фильм «Принцесса и лягушка» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios

Любовь и замужество прилагаются, но стали осознанным выбором. Героине нужно время, чтобы чувства родились и укрепились, а брак для неё возможен только при условии, что он не навредит её мечте о ресторане.

«Рапунцель: Запутанная история»

2010

Рапунцель — первая 3D-принцесса Disney. Этот шаг студия оттягивала до последнего, не желая прощаться с узнаваемым контурным стилем. Смена формата означала и перемены во внешности будущих героинь. Подойди в Disney к вопросу радикально, они могли бы покончить с гипертрофированной красотой принцесс и придать им убедительный земной девичий вид. Но рубить сплеча никто не захотел, а потому Рапунцель всё ещё выглядит как несбыточная и консервативная мечта: зелёные глаза-блюдца, румяные щёчки, стройное тело и розовое платьице.

Кадр: мультипликационный фильм «Рапунцель: Запутанная история» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios

В истории Рапунцель принцесса снова в беде — заперта в высокой башне, где её стережёт злая ведьма. Но это скорее «ход-перевёртыш»: вызволяет себя героиня самостоятельно, причём в ход идут трюки, которые покладистые принцессы не одобрили бы. Рапунцель способна шантажировать, а если надо, и сковородкой по голове огреть. Хороших принцессинских манер тоже как ни бывало — героиня гримасничает, выставляет себя на посмешище, не умеет ходить павой и вообще далека от эталона настоящей леди.

«Храбрая сердцем»

2012

Шотландская принцесса Мерида — единственная из всего списка, у кого есть регулярные отношения с матерью. Именно они становятся центральной темой повествования, а классической любовной линии здесь нет вовсе. Правда, сватовства героине не избежать, — титул обязывает, но представленные женихи ни на что не годны и уступают ей абсолютно во всём, начиная от верховой езды и заканчивая стрельбой из лука. Злодея в этой истории тоже нет, если не считать mommy issues героини — вот где настоящая проблема.

Кадр: мультипликационный фильм «Храбрая сердцем» / Walt Disney Pictures / Pixar Animation Studios

Мерида не желает быть стереотипной принцессой, ей претит патриархальное общество, собственно, как и любое общество в целом — это настоящий подростковый протест, пожалуй, впервые продемонстрированный Disney в правдоподобном ключе. Ну а самое важное из показанного на экране — то, что бесконечная любовь может быть не только между принцем и принцессой, но и между матерью и дочерью.

«Моана»

2016

Моана лишена любовного интереса, как Мерида, и ответственна за свой народ, как Покахонтас. Она спасает свою землю пусть и не без помощи потусторонних сил, но в первую очередь благодаря рвению и полной самоотдаче.

Кадр: мультипликационный фильм «Моана» / Walt Disney Animation Studios

Назвать Моану типичной представительницей «отряда» принцесс трудно. Во-первых, это первая неистощённая принцесса с коренастой фигурой и крепкими ногами (прослеживается влияние бодипозитива). Во-вторых, она решает не свои проблемы, а проблемы всего мира. Моана спасает свою землю от экологической катастрофы благодаря… эмпатии — качеству, традиционно приписываемому женщинам (в то время как её партнёр, супергерой и полубог Мауи, расписывается в собственной беспомощности, потому что традиционные мужские штучки не работают).

«Райя и последний дракон»

2021

Последняя на данный момент официальная принцесса Райя с тем же успехом могла бы быть ковбоем (точнее, cowgirl) на Диком Западе — в открывающей сцене она в накидке и шляпе мчится по пустоши на своём друге-броненосце в поисках некоего артефакта. Принцесса здесь — спасительница не локального поселения, а целого мира. Она должна воскресить дракона и победить чудовищ, превращающих всё и всех в камень.

Кадр: мультипликационный фильм «Райя и последний дракон» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios

Любовного интереса у Райи нет, а её главный спутник — дракон, причём женского пола. «Последний дракон» — самый актуальный мультфильм, отвечающий всем современным трендам, таким как феминизм и экологичность, но, к сожалению, довольно унылый как в плане сюжета, так и главной героини. И это новый челлендж для Disney: как снять увлекательный современный мультфильм про современную героиню и не превратить его в нравоучение, плакат или социальную рекламу.

Неофициальные принцессы

Помимо перечисленных принцесс, есть неофициальные — не вошедшие в перечень. Это, например, любимые всеми Эльза и Анна из дилогии «Холодное сердце». Они не вошли во франшизу из-за того, что обе в конечном счёте… стали королевами. Загадочная история произошла с прошлогодним мультфильмом «Заветное желание»: Аша по всем критериям должна была стать 14-й принцессой, однако студия Disney пока не включила её в набор.

Кадр: мультипликационный фильм «Холодное сердце» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios

Сайт Mickey Visit составил список возможных критериев для назначения героини принцессой франшизы:

  • Принцесса должна появиться в анимационном фильме.
  • Мультфильм должен быть оригинальным — то есть не сиквелом.
  • Низкие кассовые сборы уменьшают шанс на попадание (как и слишком высокие).
  • Принцесса должна выглядеть как человек либо получеловек, но не существо иного происхождения.
  • Наличие королевской крови или обретение титула принцессы.

Disney не всегда соблюдает чистоту франшизы и иногда мухлюет, делая неофициальных принцесс лицом парка аттракционов, сопутствующих товаров или рекламы стримингового сервиса. Такими лицами стали, например, уже упомянутые Анна и Эльза (у которых и без того собственная мини-франшиза на двоих), Елена из мультфильма «Елена и тайна Авалора», а также Мирабель из «Энканто». Как бы то ни было, состав группы принцесс условен и влияет только на заработок студии.

Как карикатурные принцессы формируют женскую реальность

Сказочные принцессы появились на экране, чтобы рассказать о силе мечты. В нравоучительных сюжетах добро побеждало зло, терпение и покладистость вознаграждались сторицей, а красота возвышалась над умом, хитростью и даже суперспособностями. На заре мультипликации, когда подвижные поющие рисунки сами по себе были чудом, никто не задумывался над содержанием образа прекрасной девушки, транслируемого с экрана в головы маленьких зрительниц. Это сегодня понятно, что все принцессы по-своему несчастны и несвободны, страдают от непонимания и неразделённых чувств, а выход замуж за первого встречного наверняка станет триггером для новых психологических проблем. Над всем этим задумались относительно недавно — примерно тогда же, когда принцесс франшизировали.

Как принцессы навязывают розовый цвет и замужество

В 2006 году в журнале The New York Times вышла статья Пегги Оренштейн «Что не так с Золушкой?». Это большой подробный аналитический разбор культа диснеевских принцесс и фетишизации всей околопринцессинской темы, включая глиттер, счастливое замужество и розовый цвет. Пегги приходит к выводу, что всё это вредит её дочери и другим маленьким девочкам: им буквально с рождения навязывают определённую ролевую модель, а когда они вырастут, их наверняка травмирует то, что, они не похожи на кумиров своего детства.

Вместо хеппи-энда и поджидающего за углом принца женщины столкнутся с нелицеприятной реальностью, в которой руководящие посты занимают мужчины, счастье не выдаётся за хорошее поведение, а стандартная красота и вовсе достаётся не всем, а тем, кому достаётся, приходится отбиваться от харассмента и доказывать, что внешность не альтернатива уму.

Кадр: мультипликационный фильм «Рапунцель: запутанная история» / Walt Disney Pictures / Walt Disney Animation Studios

В 2023 году вышел спецпроект портала Psychology Today о возможном негативном влиянии на детей мультфильмов о принцессах. Это очень подробный материал — компиляция сразу нескольких психологических исследований. Например, в начале можно прочитать о самых острых переживаниях родителей и экспертов. Вот некоторые из них:

  • Disney демонстрирует нереалистичные стандарты красоты.
  • Первые экранные принцессы слепо следовали гендерной роли женщин.
  • Не все мультфильмы проходят тест Бекдел.
  • Принцы в ранних картинах представлены гипермаскулинными.

Помимо страхов, родители отметили факт независимости последних принцесс, а также отсутствие былой фиксации на романтических отношениях. Предыдущий пункт, однако, не даёт уверенности в том, что новые принцессы смогут конкурировать в головах детей со сложившимся образом, который к тому же поддерживают классические детские книги.

Фото: Jason Schronce / Shutterstock

Тревогу родителей подтверждает тестирование с участием детей четырёх и пяти лет. Результаты тестирования показали, что дети этого возраста, активно потребляющие контент с участием принцесс, уже через год становятся более стереотипно феминными. Они слишком сосредотачиваются на красоте и внешних атрибутах, а также проявляют больше заинтересованности, например, в приготовлении еды и заботе о других детях. Беспокоит в данном случае специалистов не выраженная феминность, а формирующиеся гендерные стереотипы, которые могут негативно повлиять на будущее человека (о чём, собственно, и говорила Пегги). При этом дети постарше (10–11 лет) воспринимают диснеевские мультфильмы по-другому. Они могут критически мыслить и менее подвержены гендерным стереотипам.

Как принцессы навязывают перфекционизм и нетерпимость

А ещё психологи подметили, что в ранних мультфильмах о принцессах отсутствует серая мораль. Есть только добро и зло, и добрые Белоснежка и Золушка не совершают ошибок — все проступки числятся исключительно за негодяями. Есть вероятность, что маленькие зрители могут начать винить себя или других из-за одной единственной ошибки, подсознательно соотнося провинившихся со злодеями.

Как принцессы несут послание любви и эмпатии

Несмотря на очевидный вред, истории о принцессах напоминают нам о ценностях, которые традиционно ассоциируются с женщинами, — эмпатией, любовью, терпимостью, заботой. Недавнее исследование показало, что большинство (73%) мультфильмов Disney несут мысль о любви к себе и окружающим. А без них любая эмансипация бессмысленна. В конце концов, если даже экранные принцессы смогли воспитать в себе решимость и независимость, реальные женщины точно с этим справятся. Держим кулачки.


Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована