Ведомство рассмотрит предложение, касающееся бесплатного второго высшего по IT-специальностям, если оно поступит. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минобрнауки.
О чём речь
С такой идеей выступил в конце апреля первый вице-спикер Совета Федерации, секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак. Тогда он напомнил, что аналогичную возможность уже предоставляют для изучения искусств. Однако, судя по всему, вице-спикер Совфеда не обращался в Минобрнауки по этому поводу.
«В случае поступления предложения <…> Турчака о проработке мер по получению бесплатного второго высшего образования по IT-специальностям, министерство проработает его в установленном порядке», — заявили в ведомстве.
Однако там добавили, что количество бюджетных мест по таким направлениям подготовки и так постоянно растёт:
«В целом за последние три года прирост составил 14 933 места».
Нужно ли это россиянам
Напомним, авторы закона о втором высшем в области искусств аргументировали идею тем, что многие из приходящих в творческие профессии делают это уже в зрелом возрасте. Статистика показывает, что изучать IT часто начинают взрослые люди, мчасто имеющие высшее образование и опыт работы в других областях.
Например, ещё в июле прошлого года результаты опроса Национальной системы платёжных карт показали, что 50% россиян выбрали бы IT-специальность при поступлении в вуз, будь у них такая возможность. А согласно исследованию сервиса «Зарплата.ру», итоги которого обнародовали в декабре, в 2022-м пройти обучение в этой области собирались 22% россиян. Тогда же «Нетология» выяснила, что подталкивает россиян осваивать digital- и IT-профессии. Чаще всего это делают из-за недовольства текущей работой.
Но пока те, кто хочет освоить новую IT-профессию, делают это в основном на курсах или вообще самостоятельно. К тому же вопрос о том, нужно ли айтишнику получать именно высшее образование, остаётся дискуссионным. Во-первых, в этой сфере много самоучек, которые тем не менее неплохо работают. Во-вторых, диплом вуза по IT-специальности, как показало недавно исследование НИУ ВШЭ, далеко не всегда гарантирует трудоустройство по специальности — вопрос в качестве образования.
Однако у обучения в хорошем вузе всё-таки есть преимущества. Эксперты считают, что логику и критическое мышление лучше всего развивают именно в вузах.
Какие ещё есть инициативы в этой области
Совсем недавно президент поручил создать на базе IT-колледжа «Сириус» методики ускоренного обучения специалистов в этой области, а в самом «Сириусе» рассказали, что планируют запустить интенсивный пятилетний бакалавриат. Суть таких программ в том, что поступить на них можно будет уже после девятого класса, а потом в течение пяти лет учащиеся получат основное общее и сразу высшее образование.
В январе вице-премьер Дмитрий Чернышенко напомнил о ряде инициатив, созданных, чтобы решить проблему дефицита IT-кадров. Во-первых, в вузах создают цифровые кафедры: студенты направлений, не связанных с IT, могут получать компетенции в этой сфере параллельно с изучением основной программы. Пока такая возможность будет только в 106 университетах. Во-вторых, для учеников 8–11-х классов предусмотрено дополнительное, факультативное обучение.
Есть государственные программы, по которым обучиться цифровым специальностям бесплатно или с государственным софинансированием могут взрослые люди из нескольких льготных категорий — это «Цифровые профессии» и «Содействия занятости». Мы рассказывали подробнее, как можно попасть на эти и другие программы переобучения.