Образование
#новости

Эксперт предложил учить айтишников не в вузах, а в компаниях отрасли

Идея в том, что это лучше поможет решить проблему дефицита IT‑кадров, чем подготовка в образовательных учреждениях, где не хватает преподавателей.

Об этом в беседе на радио «Комсомольская правда» высказался председатель Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.

Что насчёт обучения айтишников

По прогнозам Клименко, в ближайшие три-пять месяцев Россия может потерять множество IT-специалистов (в сложной экономической ситуации они могут предпочесть гораздо более выгодные предложения от иностранных компаний). Поэтому нужно понять, как подготовить новых программистов. При этом, отметил эксперт, хотя в вузах и расширяется набор по таким образовательным программам, преподавателей, которые могут их вести, не хватает.

«Сейчас идёт формирование в вузах, создают новые кафедры, нанимают откуда-то преподавателей, которых нет. Удивительная история. Тех, кто способен преподавать, — их нет, при этом кадры расширяются», — отметил Герман Клименко.

По его словам, через пять лет численность новых выпускников со специальностью IT будет составлять 250 тысяч в год. При этом он сомневается в качестве подготовки этих специалистов, «потому что это отчёт под копирку».

В пример Герман Клименко привёл ситуацию, когда на кафедре университета одного из крупных регионов (эксперт не пояснил, где именно), для того чтобы поступить на кафедру IT-технологий, абитуриентам приходится сдавать экзамен по физике, хотя она им не очень нужна для последующего освоения профессии, — и происходит это только потому, что преподаватели с закрытой кафедры физики перешли на кафедру информационных технологий.

Спикер добавил, что, на самом деле, для того чтобы осваивать IT-специальность, даже блестящие знания математики не так уж нужны, не говоря уже о физике. По его мнению, для этого необходимы определённые склад ума и характера.

Кому стоит учить IT-специалистов

Клименко уверен, что, вместо того чтобы тратить деньги на подготовку программистов в вузах, государству стоит передать средства профильным компаниям, у которых и так есть свои IT-школы (например, «Яндексу»), чтобы они могли заняться обучением айтишников в больших масштабах и более системно, чем сейчас.

Клименко также усомнился в верности идеи предоставления льгот IT-специалистам на основании профильного образования. Связано это с тем, что многие люди приходят в данную сферу из совершенно других областей, не получая при этом профобразования.

Кроме того, по словам эксперта, на базовую подготовку программиста нужно не так много времени — год-два.

«Государство должно выступить с заявлениями: „<…> У нас нет программистов, лучшие уехали — давайте создадим условия уже для тех, кто на их место придёт, с учётом ошибок“. Не надо изобретать велосипед. Идите в „Яндекс“: „Скажите, коллеги, вот сколько вы выпускаете в год?“ „Яндекс“ скажет: „Ну, полторы тысячи человек“. — „А что вам нужно для того, чтобы выпускать десять тысяч?“ „Яндекс“ назовет цифру, потому что [обучение] — это не его профиль, это надо нанимать людей, они это могут сделать. И её надо просто дать», — резюмировал Клименко.

Он также подчеркнул, что подобный вариант, по его мнению, всё равно получится дешевле, чем профинансировать соответствующие программы подготовки в вузах.

Что известно о дефиците IT-кадров в России

В январе вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил, что в России не хватает примерно миллиона IT-специалистов. Для того чтобы восполнить их нехватку, было предпринято сразу несколько инициатив. Во-первых, в этом году в 106 вузах заработают цифровые кафедры, где студенты «неайтишных» направлений будут получать IT-компетенции параллельно с изучением основной программы. Во-вторых, таким навыкам будут факультативно обучать учеников 8–11-х классов. А ещё для взрослых россиян запущен проект под названием «Цифровые профессии». Его суть в том, что пройти дополнительное обучение в сфере IT можно за половину стоимости курсов — вторую часть оплачивает государство.

Кроме того, направления подготовки, связанные с IT, в последние годы входят в число лидеров по количеству дополнительных бюджетных мест в вузах. Так, в следующем учебном году инженерные и технические специальности получат 251 тысячу новых мест. А в 2023/2024 учебном году направлению «Информатика и вычислительная техника» выделили ещё 47 276 дополнительных мест.

Согласно январскому заявлению вице-премьера предполагалось, что все эти меры помогут закрыть дефицит IT-специалистов в 2030 году. Однако теперь, если прогноз руководителя Фонда развития цифровой экономики оправдается, их нехватка станет ещё более существенной. Значит, понадобятся дополнительные инициативы в этой области.

Стоит отметить, что получение новой профессии в сфере IT соответствует интересам многих россиян. В июле прошлого года опрос, проведённый Национальной системой платёжных карт, показал, что 50% россиян выбрали бы IT-специальность, если бы нужно было поступать в вуз. Чаще всего респонденты объясняли это тем, что такие профессии востребованы и престижны.

А в декабре сервис «Зарплата.ру» выяснил, что 22% россиян планируют пройти обучение в этой области в 2022 году.

По данным исследования «Нетологии», представленного компанией в конце прошлого года, большинство респондентов, которые проходят курсы для освоения IT-специальности, делают это для получения более современной и востребованной профессии. А подталкивает к этому чаще всего недовольство уже имеющейся работой.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать про курс
Обучение: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована