Код
#статьи

Высшее образование в IT: почему не стоит уходить из вуза

Илья Климов рассказал, какие преимущества учёба в вузе даёт разработчику и кого не стоит слушать в начале карьеры.

Фото: Anadolu Agency / Getty Images

Илья Климов

об эксперте

Senior Frontend Engineer в GitLab, пишет на JavaScript более 15 лет. Автор проекта JavaScript.ninja и бесплатного курса по Vuе.js.


Ссылки


Если вы поступили в хороший вуз на IT-специальность, ни в коем случае не бросайте. Университет помогает приобрести много полезных навыков.

Но давайте сразу определимся с тем, что значит «хороший». Правильное определение займёт несколько страниц, но есть очень простой признак: если хотя бы парочка IT-компаний вашего города сотрудничает с вузом — скорее всего, он «хороший».

Кого не стоит слушать

Советую скептично относиться к утверждениям вроде: «Я бросил вуз, потому что он бесполезен». Ведь у авторов этих слов нет опыта, чтобы оценивать эффективность высшего образования. Фактически они транслируют умозрительные убеждения и не знают, о чём говорят.

Слушать надо тех, кто говорит: «Я окончил вуз, и он мне помог», «Я окончил вуз, и он мне не помог», «Я не окончил вуз, но достиг чего-то». Все эти утверждения подкреплены личным опытом, а значит, на их основе можно делать какие-то выводы.

Большинство людей, не получивших высшее образование, любят рассказывать о его бесполезности. Логично — ведь поэтому они и бросили университет. Но с другой стороны, их аргументация рассыпается и сводится к оценочным суждениям. Ирония в том, что логику и критическое мышление лучше всего развивают именно в вузе.

Статья написана на основе треда Ильи в Twitter.

Какие навыки даёт университет

Я выделяю два главных навыка, которые сложно получить где-либо ещё:

  • Кругозор. У многих он настолько узкий, что вырождается в точку зрения. Думаю, не стоит объяснять, почему специалисту важно иметь широкий кругозор. Такие, казалось бы, далёкие вещи, как экономика, философия и политология необходимы, чтобы понимать происходящее вокруг.
  • Работа в команде и систематичность. Последнего особенно часто не хватает джунам, которых я собеседую. Надо приучать себя не делать курсач в последнюю ночь и не давать взяток :)

Сделаю важную ремарку:

  1. Эти навыки вряд ли помогут вам получить конкретную позицию. Не важно, на каком уровне — джуниор, мидл или сеньор.
  2. Навыки не сформируются у вас сами собой — вуз даёт платформу, чтобы их развить. Поэтому недостаточно просто посещать лекции и семинары. Нужно участвовать в профессиональных активностях, которые после выпуска позволят вам выгодно выделиться среди сверстников.
  3. Навыки позволяют быстрее учиться и профессионально развиваться.

Учёба в вузе — это «потеря времени» на развитие. Как говорит мой коллега: «Там учат не JavaScript, а устаревшей херне». Всё так, только без всей этой «устаревшей херни» вы рискуете навсегда остаться кодером, а не инженером.

Часто слышу: «Я фронтендер, зачем мне третья нормальная форма?» А потом программист спотыкается об IndexedDB на фронте. Или: «Я фронтендер, зачем мне дискретная математика?» А потом застревает на вычислении фильтров.

Добросовестно полученное высшее образование даёт хороший прирост зарплаты в течение трёх лет, а у некоторых — в течение двух. Это зависит не от уровня конкретных преподавателей, а от общего уровня вуза.

Напоследок о личном. Я опасаюсь преподавателей без высшего образования, которые учат джуниоров. Основы педагогики придумали не просто так. Сомневаюсь, что их можно изучить по видосам на YouTube. И если мидл и сеньор уже способны отделить форму от содержания, то для джуна обучение по неправильной методике обернётся кучей травм — от выгорания до депрессии.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована