Образование Корп. обучение EdTech
#статьи

Есть ли польза от юмора в серьёзных курсах? И как пошутить «методически правильно»

Заходят как-то в бар методист, эксперт и бизнес-тренер... Как сделать, чтобы их аудитория не просто посмеялась, но и чему-то научилась?

Иллюстрация: Adam Sink / Freepik / Colowgee для Skillbox media

Шутки и мемы в учебных курсах — не редкость. Но есть ли от них реальная польза? Если подходить к проектированию курса со всей серьёзностью, то один из принципов когнитивной теории мультимедийного обучения гласит, что в учебные материалы надо добавлять только то, что помогает достигнуть целей обучения, а всё прочее лишь отвлекает внимание от важного. Так помогает ли юмор достичь целей обучения? Мы опросили опытных методистов, чтобы узнать:

Юмор в обучении взрослых: в чём польза

Все опрошенные Skillbox Media эксперты уверены: юмор способен принести реальную пользу для учёбы, но с одной оговоркой — если вы шутите для достижения какой-то практической цели и хорошо эту цель понимаете. Сыпать анекдотами просто потому, что это весело, — не даст никаких результатов или же даст эффект, обратный желаемому. «Просто ради прикола юмор в образовании — это дешёвый трюк», — уверена Анна Бабина, разработчик кастомизированных образовательных решений для корпоративных клиентов, автор телеграм-канала Digital Tools for Creative Education. А вот добавить пару уместных шуток, чтобы помочь запомнить что-то или расслабить — совсем другое дело.

Перечислим несколько полезных эффектов юмора.

Поддержка социального обучения

Один из самых очевидных аспектов пользы юмора — его социальная функция. «Главная слабость онлайн-обучения — крайне низкий ресурс для обучения социального. Даже в синхроне этого немного, а в асинхроне тем более редко встречается. Однако именно социальное обучение, по сути, единственно эффективное: мы лучше всего учимся, когда „соприкасаемся“ с экспертами, коучами, носителями инсайтов. Шутки (те, что действительно зашли аудитории) отчасти компенсируют недостаток социального взаимодействия, позволяют усилить воздействие эксперта на обучаемого, а ещё помогают „включать мозги“, если мы смотрим на сознание человека по теории глобального рабочего пространства», — комментирует Анна Бабина.

Помощь в усвоении и запоминании материала

Юмор позволяет создать на курсе достаточно расслабленную, позитивную атмосферу и тем самым влияет на то, как люди воспринимают обучение — когда человек хорошо себя чувствует, ему легче фокусироваться.

«Есть исследования, которые показывают, что позитивные эмоции полезны для когнитивной функции мозга, они помогают запоминать, принимать информацию. Например, в начале курса смешные активности помогут учащимся активизироваться, а в процессе обучения мемы будут отличным иллюстративным материалом», — отмечает независимый сценарист-разработчик электронных курсов и основательница творческого пространства для развития специалистов по обучению Nova Academy Катерина Голомшток.

Дизайнер образовательного опыта издательства «МИФ», соосновательница проекта LXD hero Мария Баженова добавляет: «Наша память устроена так, что она стремится запомнить приятное и заблокировать тот опыт, который окрашен негативными эмоциями. Лёгкое повествование и забавные примеры, иллюстрирующие теорию, помогут ученикам лучше усвоить материал».

Снятие напряжения и стресса

Юмор позволяет снизить влияние разных негативных факторов на обучение, например психологических барьеров. Основательница компании True Education Юлия Максина приводит пример из обучения в процессе онбординга: «Напряжение и стресс блокируют процесс усвоения материала и тем более мешают практике. Поэтому очень важно включать в обучение новичков юмор и помочь им снять напряжение».

Катерина Голомшток говорит о схожей по уровню напряжения ситуации — защите учебных проектов: «На защите или предзащите люди часто нервничают, волнуются, поэтому на таких мероприятиях мы часто можем вставить шутку, рассказать анекдот, чтобы всех расслабить и разрядить обстановку».

Юмор позволяет преодолеть и страх активного участия на обычном занятии, стеснение. «Люди очень хотят шутить и смеяться над шутками. Это помогает им снять напряжение. Недавно я вела мастер-класс по цифровым инструментам для преподавателей крупного вуза. Они были весьма пассивны, им было страшновато. Тогда я привела им на онлайн-доске примеры фрагментов из моих стендап-выступлений об образовании, которые опубликовали в журнале Marie Claire, и предложила проголосовать, какие шутки им зашли больше. Участники тут же активизировались, голосовали, даже микрофоны стали включать», — рассказывает Анна Бабина.

Концентрация и снижение когнитивной нагрузки

Короткая передышка может быть полезна для работы мозга и памяти — ведь чтобы что-то запомнить, нужны ресурсы. Мем или забавное видео как раз послужат этой цели. А чем расслабленнее будет атмосфера, тем меньше усилий придётся тратить на концентрацию.

«Есть такой тезис: обучение — это „больно“. Мы не согласны, поэтому используем формулировку „когнитивный кайф вместо когнитивной перегрузки“. Пришли, расслабились, поизучали, пообщались, поизучали, снова пообщались, чтобы обменяться опытом, решили сложный кейс, посмеялись в процессе — не было легко, но в конце участники классно себя чувствуют, как после хорошей тренировки в спортзале. Так юмор способствует расслабленной обстановке на курсе, а она, в свою очередь, помогает удерживать внимание», — отмечает Юлия Максина.

Юмор может служить не только именно как передышка, но и как способ привлечения внимания, добавляет лид методической команды программирования в Skillbox Любовь Суханова. «Юмор — то, на что мы обращаем внимание просто потому, что он вызывает когнитивный диссонанс. С этой точки зрения, мем или шутка будут полезны, мы запомним их лучше», — комментирует она.

Продвижение обучения

Эксперты признают, что юмор прекрасно помогает и для продвижения обучения, создания привлекательного образа программы. А ведь это актуально не только на рынке открытых онлайн-курсов, но и в корпоративной сфере — тем более что там ответственные за обучение часто занимаются и его промотированием.

«С вами бывает, что вы долго пытаетесь найти в холодильнике сливочное масло, хотя оно прямо перед вашими глазами? Всё очень умное и полезное обычно попадает в такую же слепую зону, когда речь заходит про обучение для сотрудников. Мозг просто экономит ресурсы: масло и обучение всегда в одном и том же месте, зачем мне их замечать? Вот здесь юмор послужит отличной приманкой для привлечения внимания — он непривычный, потому что в обучении его не ждут. Так что мы знаем, что если у нас в программе будет юмор, мемы, шутки, то именно на них делаем ставку в промокампании программы или курса», — комментирует Юлия Максина.

Примеры юмора в обучении

Конечно, возникает вопрос, а что вообще такое «юмор в обучении». Стендап-шоу же в курс не встроишь (хотя почему бы не попробовать? 🙂).

Самый популярный среди опрошенных экспертов инструмент — конечно же, мем. Юлия Максина так объясняет это явление:

«„Мемезация знаний“ — это один из потрясающих приёмов, который помогает продвигать новые подходы, модели, инструменты. Описание работы зеркальных нейронов мозга может занять страницу текста, а мем образно расскажет о ней в одной картинке с фразой: „Даже когда позоришься не ты, стыдно всё равно тебе“. И запомнится именно мем, он компактнее. Учебный текст не перешлют коллеге, а мем — да».

Как правило, мемы используют в качестве иллюстраций к основным материалам курса. Например, Мария Баженова поделилась примером, как в «МИФе» на курсе «Выгорание» обыграли известные произведения искусства и сетевые шутки.

Примеры использования мемов из курса «МИФа» «Выгорание»
Изображение: издательство «МИФ»

Ещё один популярный приём — отсылки к поп-культуре. Часто серьёзные материалы разбавляют небольшими аллюзиями на фильмы, книги, картины — в общем, чему-то очень узнаваемому и в контексте смешному. Так, Екатерина Голомшток предлагает посмотреть короткую инструкцию по пожарной безопасности, созданную на основе легендарного сериала «Офис»: видео из известного сериала сопровождается небольшими вставками с советами о том, как подготовиться и что делать в критической ситуации (этот пример на английском языке, но, скорее всего, будет многим понятен без субтитров).

Ещё один пример — из курса «МИФа» «Воспитание сердцем» о важности развития эмоционального интеллекта у детей: как обыграли крылатую фразу из мультфильма «Трое из Простоквашино» (это лишь один из примеров, а вообще шуток в курсе много).

Пример использования отсылки к популярной культуре из курса «МИФа» «Воспитание сердцем»
Изображение: издательство «МИФ»

Другой пример приводит Юлия Максина: в обучении для директоров компании «М.Видео — Эльдорадо» роли в команде по Белбину обыграли с помощью популярных персонажей комиксов на карточках — и так ненавязчиво помогли систематизировать новые знания.

Пример использования отсылок к популярной культуре из курса для компании «М.Видео — Эльдорадо» True Education / True Education /

Однако юмор — не только мемы и поп-культура. Иногда это просто разработанные методистами шутки: например, забавные подписи к картинкам. Вот несколько примеров из курсов «МИФа», предоставленных Марией Баженовой.

Примеры использования юмора из курсов «МИФа» «Кошелёк и жизнь» и «Курс заботы о себе»
Изображение: издательство «МИФ»
Примеры использования юмора из курсов «МИФа» «Кошелёк и жизнь» и «Курс заботы о себе»
Изображение: издательство «МИФ»
Примеры использования юмора из курсов «МИФа» «Кошелёк и жизнь» и «Курс заботы о себе»
Изображение: издательство «МИФ»

Шутки также используют в качестве активностей на занятиях. Например, в программе для технических директоров телеком-направления МТС True Education добавили такую вовлекающую активность: попросили сделать афишу к фильму, заменив одно слово на «безаварийность».

Пример вовлекающей активности с использованием юмора в курсе True Education
Изображение: True Education

«Наш любимый вариант от участника был „Авария, дочь безаварийности“. Такие приёмы сказываются на эффективности обучения, так как поднимают вовлечённость: человек приложил творческое усилие, то есть вовлёкся», — комментирует Юлия Максина.

Анна Бабина также использует юмор в разных активностях: «На мастер-классах по цифровым инструментам я иногда показываю их возможности через свои микропродукты с юмором: на примерах интерактивной презентации с вебинара о юморе, квиза про образование на myQuiz. Мои слушатели проходят их, но не просто так, а чтобы понимать, как почувствуют себя в такой ситуации их собственные ученики».

Когда юмор неуместен

Отдельный вопрос — как вообще воспринимают юмор в обучении. Причём это касается не только тех, кто будет учиться, но и тех, кто это обучение заказывает (как правило, это корпоративные клиенты и речь идёт об обучении их сотрудников).

Начать здесь стоит с целевой аудитории: опрошенные Skillbox Media методисты подчёркивают, насколько важно «попасть» в неё со своими шутками — они должны соответствовать опыту и ожиданиям людей, которые пришли учиться. Для этого важно понимать возраст, пол, географическую принадлежность, образование, предпочтения и множество других соцдем-характеристик. Любовь Суханова отмечает: важно находиться в общей системе координат со своей аудиторией и стараться избегать неэтичных и чувствительных тем (например, шуток про отдельные группы людей, представителей разных национальностей).

А ещё нужно учитывать контекст. Изначально безобидная шутка в определённом контексте может заиграть совсем иными смыслами, подчас опасными. Помните, что за пределами курса течёт реальная жизнь, и она постоянно меняется: то, что вчера было смешным, уже завтра встретят с негативом.

Что касается заказчиков, то для них юмор потенциально может нести серьёзные репутационные риски, и одна неудачная шутка может обернуться значительными потерями.

«У больших компаний часто лучший выбор — не рисковать. И если вы, как методист, пойдёте на работу в крупную компанию, то с большой долей вероятности там будут свои корпоративные правила и все шутки будут очень аккуратными. А вот у блогеров на курсе по электронной музыке юмор и усвоен будет лучше, и запомниться материал может лучше», — считает Любовь Суханова.

Тем не менее на практике всё не так страшно. Анна Бабина так суммирует свой опыт: «Эксперты, с которыми я работаю, обычно без опыта преподавания или же их опыт минимален — и они, как правило, очень приветствуют юмор. Приветствуют и заказчики, хотя по-разному: например, люди из диджитал-сферы обычно принимают идеи с восторгом, а госкорпорации всё же с опасением. Хотя одна такая суровая корпорация взяла у меня курс для обучения внутренних экспертов передаче знаний, и им очень понравилось, что там есть блок про юмор».

Главное правило: важно не нарушать tone of voice компании и грамотно под него подстроиться. «В некоторых компаниях есть мнение, что „вот это всё юморение“ непозволительно, обучение — дело серьёзное. В других компаниях есть чёткие рамки: шутить про А и Б можно, а шутить про В и Г нельзя», — отмечает Юлия Максина.

О чём помнить, добавляя юмор в свой курс

Как добавить комические приёмы в курс и при этом его не испортить? Эксперты сходятся во мнении, что прежде всего важно помнить: юмор уместен только в том случае, если способствует достижению учебных целей, поддерживает обучение. Кроме того, шутки не должны отвлекать от учебного материала.

Второй важный пункт — учитывайте качество продукта. Любовь Суханова приводит такой пример: если вам нравится преподаватель, то и его шутки, скорее всего, добавят позитива во время лекции. А вот если он раздражает, то любая попытка юмора с его стороны усилит это раздражение. Тот же принцип распространяется на весь курс.

«Важно учитывать, насколько вообще вами довольна целевая аудитория, насколько хорош ваш курс. Юмор стоит использовать только в хороших продуктах. Если с обучением что-то не так, то шутка не закроет дыр, а сделает только хуже», — подчёркивает эксперт.

Вот ещё ряд правил, которые позволят избежать неприятных ситуаций:

  • Учитывайте культурные различия, опыт целевой аудитории и контекст.

Чтобы точно не прогадать, Екатерина Голомшток советует тестировать материал на фокус-группах. Причём проверять стоит не только то, «зашёл ли» мем и реально ли помог что-то запомнить, но и понимают ли участники такой фокус-группы, что вы пошутили, подчёркивает Любовь Суханова. То, что эксперту по теме курса кажется уморительной постиронией, новички в этой теме вполне могут принять за чистую монету.

  • Соблюдайте tone of voice.

Это актуально и для сферы EdTech, и для корпоративного обучения. Кстати, в обоих случаях вы можете столкнуться с такой ситуацией, когда приглашённый для записи курса эксперт любит пошутить, но его юмор не соответствует вашему tone of voice или в целом очень специфический. В таком случае методистам придётся взять на себя трудную задачу «подружить» авторский стиль подачи контента с тем, который допустим в вашем случае.

  • Избегайте шуток «сверху вниз».

Это из категории неэтичных шуток. Никому не нравится ощущать себя глупее других или быть объектом насмешки, пусть даже автор шутки такого не планировал. Каждому может показаться, что он так никогда не шутит, но на деле далеко не все способны чётко провести границу между шуткой безобидной и неприятной.

«Плохая новость: я проводила несколько вебинаров на эту тему и показывала преподавателям и методистам примеры шуток в образовании. Среди опрошенных мной 40% не определяют шутки „сверху вниз“, то есть из позиции силы над слабостью, как „плохие“. Хорошая новость в том, что шутки можно проверять на людях и избегать таких ошибок», — комментирует Анна Бабина.

  • Помните, что удачные шутки требуют серьёзной проработки.

Отсутствие юмора в курсе — это лучше, чем присутствие в нём плохого юмора. На самом деле придумать удачную шутку — целое искусство (неслучайно есть книги и отдельные курсы, которые этому обучают).

«Не зря комики репетируют свои выступления сотни раз, чтобы довести до той формы, которая зайдёт зрителю. Однако глобально одна несмешная шутка — не так уж и страшно, она не сделает продукт хуже, если, конечно, не оскорбительная», — отмечает основательница креативного методологического агентства Hi.Steve и автор телеграм-канала «Методолог маминой подруги» Тая Шенцева.

Здесь стоит добавить, что и количество шуток имеет значение: всё же обучение — не развлекательное шоу, мера тут играет большую роль. «Юмор как соль и перец, он хорош как приправа. А вот если шуток слишком много, они могут быть восприняты как неуместные», — отмечает Мария Баженова. Это правило актуально и для синхронных курсов: за потоком занимательных историй преподаватель порой может просто потерять нить повествования и не передать действительно важные знания.

  • Убедитесь, что у вас есть нужные средства для создания комического эффекта.

Одно дело — придумать шутку, а другое — удачно её презентовать. Любовь Суханова приводит кейс из собственной практики, когда задумку реализовать не удалось: «Однажды мы задумали сделать для курса юмористические видео про нежелательное поведение. Подготовили сценарий — всё отлично вписывалось в учебную программу. Но в итоге подвели актёры: у них было мало опыта, и получилось откровенно плохо. Вы можете думать о себе как о лучшем комике в мире, но другой вопрос, получится ли у вас это продемонстрировать».

  • Внимательно отнеситесь к авторским правам.

«Не забывайте, что если вы используете готовые мемы, то они могут быть защищены авторским правом, и даже в обычных иллюстрациях вы рискуете использовать чужую интеллектуальную собственность (персонажей, логотипы, фотографии, видео). Обязательно консультируйтесь с юристами, добавляя в обучение заимствованные материалы», — предупреждает Мария Баженова.

Заметим, что в некоторых случаях часть (именно часть!) чужого контента можно использовать как цитату — закон допускает это в учебных целях. Но при этом важно указать автора, источник заимствования и цитировать не больше, чем требуется по контексту для учебных целей (а мера достаточности — вопрос спорный).

Чтобы избежать спорных ситуаций, Юлия Максина предлагает создавать собственные шутки, мемы и приёмы, которые позволят соблюсти нужный тон и предотвратить проблемы с интеллектуальными правами.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована