Образование Корп. обучение EdTech
#Руководства

Принципы мультимедийного обучения, которые помогают создавать цифровой учебный контент

Эти принципы Майера относятся к базовым знаниям по педагогическому дизайну, их стоит знать всем проектировщикам онлайн-обучения.

Иллюстрация: Justlight / Shutterstock / Aboodi Vesakaran / Unsplash / Michael Shannon / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Мы уже рассказывали подробно о том, как американский психолог, учёный и профессор Ричард Майер, основываясь на множестве научных предположений, исследований и эмпирических наблюдений (в том числе собственных), разработал когнитивную теорию мультимедийного обучения. Его изыскания воплотились в конкретных принципах для разработки учебного контента, сочетающего в себе разные форматы — текст, картинки, аудио, анимированные элементы. Такой контент, рассчитанный на разные способы восприятия (чтение, прослушивание, просмотр), называется мультимедийным.

Например, онлайн-курс, в котором учащийся слушает лекцию преподавателя и одновременно видит перед собой презентацию с текстовыми тезисами, статическими и динамическими (анимированными) изображениями — мультимедийный.

Ричард Майер вывел свои принципы для того, чтобы создавать такой контент, который облегчает учащимся задачу восприятия и запоминания новой информации. Сразу поясним: это принципы не для проектирования самой программы обучения, а именно для «упаковки», воплощения уже разработанной программы в мультимедийном контенте.

В этой статье мы разберёмся:

Редакция благодарит за помощь, оказанную при подготовке этой статьи, Елену Тихомирову, генерального директора компании eLearning center и автора блога «Живое обучение», а также Михаила Осипова, автора канала «Лаборатория онлайн-обучения» и курса по созданию презентаций «3 элемента».

На чём основаны принципы мультимедийного обучения

Напомним вкратце: теория мультимедийного обучения опирается на другие теории:

  • когнитивной нагрузки (её суть в том, что важно не перегрузить рабочую, то есть оперативную память учащегося переизбытком информации, иначе человек мало что запомнит из новой информации);
  • двойного кодирования (а её суть в том, что для лучшего понимания и запоминания вербальную информацию стоит ещё и визуализировать, то есть использовать сразу два «кода» для её донесения до учащихся — слова и визуальные образы).

Изначально таких принципов было 12. Но после выхода первого издания книги «Мультимедийное обучение» (Multimedia Learning) работа над теорией продолжилась, и в последующих переизданиях Ричард Майер и его коллеги добавили ещё три принципа — теперь их 15.

Как поясняет Михаил Осипов, условно принципы можно разделить на два блока: принципы организации контента и принципы передачи знаний. Рассмотрим их ниже. Некоторые из них мы сопровождаем в статье иллюстрациями с примерами, разработанными Михаилом Осиповым и компанией Елены Тихомировой eLearning center.

Принципы организации контента

В этот блок входит девять принципов, которые объясняют, как сочетать разные форматы контента, и дают общие правила оформления. Хотя сейчас эти принципы применяются достаточно широко, важно учитывать, что изначально Ричард Майер разработал их для оформления мультимедийных слайдов презентаций в асинхронных онлайн-курсах. То есть в курсах, которые смотрят в записи.

Поэтому проще всего показывать примеры их применения на слайдах учебных презентаций. И обращаясь к этим принципам для других мультимедийных учебных материалов, стоит критически осмыслить, подойдёт ли конкретный принцип для ваших задач.

Принцип согласованности

Суть: люди учатся лучше, когда в учебных материалах нет ничего постороннего, не имеющего отношения к теме обучения (лишнего текста, лишних изображений и звуков).

Согласно принципу согласованности в учебные материалы надо добавлять только то, что помогает достигнуть целей обучения. А посторонние детали и излишества, отвлекающие внимание, нужно исключить. Иначе они будут создавать избыточную когнитивную нагрузку и отнимать у человека ресурс от учебных задач.

Предположим, вы хотите добавить несколько иллюстраций в презентацию. Стоит задаться вопросами: «А точно ли они помогают понять материал? Они для дела или просто для украшения?» Если вы не можете ответить с уверенностью или понимаете, что учебного смысла в картинке нет, то, вероятно, она будет лишней, лучше обойтись без неё.

То же самое касается графики, сложных элементов эстетического оформления, лишних звуковых эффектов. К тексту это тоже относится — проанализируйте, нет ли в нём лишних подробностей, без которых смысл и так понятен, или деталей, которые добавлены просто потому, что они интересные и забавные, хотя и бесполезные? Всё постороннее, отвлекающее лучше убрать.

Пример оформления слайдов без учёта и с учётом принципа согласованности. На левом слайде лишние элементы: маркированные списки (с разными значками-маркерами) и иллюстрации, которые могут отвлекать внимание от ключевой информации. На правом слайде показана только ключевая информация по теме: использовать его можно при условии, если спикер или преподаватель поясняет каждый пункт или же предлагает дополнительное описание
Изображение: курс Михаила Осипова по созданию учебных презентаций «3 элемента» / Skillbox Media

Принцип сигнализации

Суть: люди учатся эффективнее, когда в материале выделено всё самое важное и есть сигналы, которые помогают сориентироваться в структуре.

На экране или на слайде нужно показать учащимся, на что им следует обратить внимание в первую очередь. Например, стрелками указать на ключевые тезисы, выделить основную мысль другим шрифтом, цветом или как-то ещё. В устном объяснении важное можно отметить паузой, интонацией, прямым текстом (например, так: «Запомните этот факт, мы к нему ещё вернёмся!»).

Пример оформления слайда с учётом принципа сигнализации из курса Skillbox «Веб-дизайн с нуля до PRO»
Изображение: Skillbox

Принцип модальности

Суть: люди лучше усваивают информацию, которая одновременно затрагивает две модальности — зрительную и слуховую (то есть вербальная информация лучше запоминается, когда сопровождается визуальными образами — картинкой, анимацией и так далее).

Помните теорию двойного кодирования? Если информация подаётся для восприятия визуально и аудиально, то это не перегружает рабочую память, а наоборот, помогает запоминанию. Однако этот «фокус» работает именно с образами, но не с текстом, потому что образная информация запоминается легче, чем вербальная. Лучший вариант передать учебную информацию — сочетать устное объяснение с визуализацией (иллюстрациями, инфографикой, фотографиями, анимацией).

При этом нужно помнить о том, что под иллюстрациями, исходя из принципа согласованности, имеются в виду не какие угодно картинки, а те, которые содержат учебный смысл. Другие не нужны.

Эксперименты показали, что люди, которые проходили электронные курсы в виде анимации с последовательным устным объяснением, усвоили материал лучше тех, кто проходил курс в виде анимации, но без устного объяснения, а с текстовыми материалами для чтения.

Принцип избыточности

Суть: люди лучше усваивают информацию в виде сочетания визуализации и устного объяснения, а не в виде визуализации, устного объяснения и текста.

Проще говоря, не стоит одну и ту же информацию давать на презентации одновременно и в виде текста, и в виде картинки, и произносить закадровым голосом. В этом наборе медийных средств избыточен именно текст, потому что из принципа модальности мы помним, что лучший вариант передачи информации — это устное объяснение плюс визуализация.

Дело в том, что чтение плохо сочетается с прослушиванием — потому что, читая, многие люди внутренне проговаривают текст, и получается, что у них занят не только зрительный канал, но и слуховой. Устное объяснение за кадром создаст читающему человеку двойную нагрузку на слуховой канал (он вполне может читать быстрее, чем говорит закадровый спикер, и тогда внутренний голос и голос спикера мешают друг другу).

Конечно, это не значит, что никакого текста на экране быть вообще не должно. Но его лучше свести к минимуму, когда основная информация подаётся голосом. Например, уместно очень кратко приводить ключевые тезисы и список источников.

Пример оформления слайда без учёта (слева) и с учётом (справа) принципа избыточности. Текст на слайде слева избыточен, если преподаватель комментирует карту вслух
Изображение: курс Михаила Осипова по созданию учебных презентаций «3 элемента» / Skillbox Media
Пример оформления слайда с учётом и без учёта принципа избыточности. Текст, который выделен на первом слайде красным цветом, избыточен. Это выводы, которые следуют из диаграммы справа, и их лучше произнести голосом, чтобы слушатель одновременно мог изучать диаграмму
Изображение: eLearning center / Skillbox Media

Принцип мультимедийности

Суть: люди учатся эффективнее с помощью слов и изображений, чем только с помощью слов.

Мы уже усвоили, что лучше всего подавать учебную информацию через устное объяснение с одновременным визуальным сопровождением. Но уж если используется текстовое объяснение, то его тоже стоит сопровождать иллюстрациями, а не давать само по себе. Это тоже связано с теорией двойного кодирования.

Опять же — это должны быть не картинки ради эстетики, а картинки ради передачи смысла, ради наглядного изображения того, о чём говорится в тексте. Так мозгу учащегося проще будет «упаковать» новую информацию не только в вербальные, но и в визуальные ментальные модели. Это хорошо для запоминания.

Пример оформления слайда с учётом и без учёта принципа мультимедийности. На первом варианте — только текст и случайная картинка, на втором добавлена картинка, образно иллюстрирующая содержание текста
Изображение: eLearning center / Skillbox Media

Принцип пространственной связи

Суть: учащиеся лучше усваивают информацию, когда иллюстрации и относящиеся к ним подписи расположены рядом, а не на расстоянии друг от друга.

Когда иллюстрация и подпись к ней расположены на слайде в непосредственной близости, людям не надо тратить дополнительные усилия на то, чтобы соотнести смысл изображения и содержащейся рядом подписи. Предсказуемое расположение информации снижает когнитивную нагрузку.

Этот принцип применяется не только к картинкам и подписям: любые связанные друг с другом элементы должны быть рядом. Например, задание и инструкция по его выполнению, вопрос и ответ.

Примеры слайдов с неправильным и правильным применением принципа пространственной связи. На первом слайде подписи расположены далеко от элементов, к которым они относятся, поэтому человеку потребуются дополнительные усилия, чтобы их соотнести. На втором слайде верное расположение, более удобное для читателей или зрителей
Изображение: курс Михаила Осипова по созданию учебных презентаций «3 элемента» / Skillbox Media

Принцип временной связи

Суть: учащиеся лучше усваивают материал, когда иллюстрация и устное пояснение к ней даются синхронно, а не последовательно.

Если учитель в классе на уроке физики показывает школьникам эксперимент, он, скорее всего, будет комментировать происходящее сразу же, в процессе эксперимента. В онлайн-курсах действует тот же принцип. Это важно, чтобы задействовать и зрительное, и слуховое восприятие, подавать информацию одновременно вербально и образно. В противном случае, когда вы сначала что-то рассказываете, а потом показываете (или наоборот), качество ментальной обработки новой информации у учащихся будет хуже.

Принцип сегментации

Суть: люди лучше усваивают информацию, когда мультимедийное сообщение разбито на сегменты (блоки), рассчитанные на определённый темп просмотра каждого из них, а не представлено в виде одного большого непрерывного блока.

Проще говоря, важно разбивать учебный контент на короткие и понятные блоки — так вы снизите когнитивную нагрузку и облегчите запоминание информации слушателями.

Желательно также дать им возможность контролировать темп занятия (речь, конечно, идёт об асинхронном формате): добавить регулятор скорости, кнопку «далее», чтобы перейти к следующему слайду или разделу. В своих экспериментах Ричард Майер установил, что когда студенты самостоятельно контролировали темп, они лучше справлялись с тестами на запоминание.

Пример оформления слайда с учётом и без учёта принципа сегментации. На первом слайде содержание первого раздела курса представлено без разбивки на сегменты (подтемы). На втором слайде — разбито на маленькие подтемы
Изображение: eLearning center / Skillbox Media

Принцип предварительной подготовки

Суть: люди лучше усваивают информацию из мультимедийного сообщения, если знакомы с терминами и понятиями, которые там упоминаются.

Принцип предварительной подготовки прост: учащимся надо дать руководство по азам и глоссарий, прежде чем погрузить их в тему, если они в ней новички, а в теме много специфики. Вот что можно сделать:

  • составить вводное руководство или провести вводный урок по базовым понятиям тематики курса;
  • дать в начале определения терминов (глоссарий).
Пример проявления принципа предварительной подготовки: слайд с глоссарием из курса Skillbox «Веб-дизайн с нуля до PRO»
Иллюстрация: Skillbox

К чему сводится суть всех принципов организации контента

Елена Тихомирова объясняет, что первая ключевая идея проектирования по Майеру — это правильное сочетание множественных медийных средств: то, как правильно сочетать звук и текст, картинку и текст, картинку, текст и звук.

Подчеркнём важный факт: речь идёт не о том, сколько иллюстраций, аудиообъяснений и текста должно быть в рамках одного курса, а именно о синхронном их сочетании — когда одновременно на экране текст и картинка, картинка и звучит аудиообъяснение, или вообще всё вместе.

Есть три самых распространённых средства передачи информации в онлайн-курсе:

  • визуальные изображения (иллюстрации, графики, анимация);
  • аудиозапись с устным объяснением темы;
  • текстовое объяснение.

По Майеру получается, что для подачи новой информации лучше комбинировать два формата, чем использовать только один или все три сразу. Комбинировать нужно, чтобы синхронно шла вербальная и образная подача — это облегчает восприятие и запоминание.

  • При этом идеальный вариант — сочетать визуальную подачу с аудиозаписью (то есть изображения — с синхронным устным объяснением).
  • Сочетать текстовые объяснения с изображениями тоже допустимо, но этот вариант работает хуже.
  • А вот синхронно сочетать текстовые объяснения с аудиозаписью (устным объяснением) не стоит, этот вариант наименее эффективен. Проще говоря, не надо проговаривать то, что и так написано на презентации.

Вторая ключевая идея принципов — все элементы мультимедийного обучения должны располагаться так, чтобы не создавать учащемуся лишнюю когнитивную нагрузку. Проще говоря — они должны располагаться логично, взаимосвязанно, достаточно лаконично (ничего лишнего) и удобно для восприятия. Просто Майер подробно разъяснил, что значит «логично», «удобно» и так далее.

Принципы передачи знаний

В этот блок входят шесть общих принципов. Они описывают, что важно учитывать при разработке материалов как в синхронном, так и в асинхронном формате, и в них подразумеваются не только слайды презентаций, но и технологии поновее (правда, важно понимать, что технологии сейчас обновляются быстрее, чем собирается экспериментальная база по ним).

Принцип персонализации

Суть: люди лучше усваивают информацию, если она подаётся в разговорном стиле речи.

Во-первых, канцеляризмы и профессиональная терминология усложняют понимание смысла, потому что увеличивают когнитивную нагрузку. Человеку приходится сначала «переводить» услышанное или прочитанное на «простой человеческий» язык. Поэтому объяснять тему нужно простым разговорным языком.

Во-вторых, непринуждённый тон создаёт у каждого учащегося ощущение, что преподаватель объясняет персонально ему. А это мотивирует внимательнее относиться к сказанному.

Михаил Осипов, комментируя этот принцип для Skillbox Media, поясняет, что он распространяется на любую коммуникацию со студентами, то есть касается не только преподавателей, но и менторов, кураторов — всех, кто общается с учащимися.

Принцип голоса

Суть: люди лучше усваивают информацию, когда она подаётся человеческим, а не машинным голосом.

Живой человеческий голос лучше передаёт эмоции и смысл информации, чем компьютерная имитация человеческого голоса. Тут, конечно, сразу представляется нарочито искусственный голос, который любят использовать блогеры в TikTok. Михаил Осипов, комментируя этот принцип для Skillbox Media, напоминает о выводах Ричарда Майера: что даже спроектированный искусственным интеллектом голос, максимально похожий на человеческий, воспринимается хуже настоящего человеческого.

Принцип изображения

Суть: чтобы усвоить информацию, людям не обязательно видеть на экране изображение преподавателя.

Ричард Майер рекомендует не добавлять в асинхронном курсе на экран «говорящую голову» — презентации с иллюстрациями и текстом вполне достаточно.

Образ спикера нужен, чтобы:

  • продемонстрировать участие преподавателя в создании курса;
  • донести личную позицию преподавателя по теме урока;
  • пересказать материал словами самого преподавателя;
  • сделать эмоциональный акцент.

Принцип наилучшего взаимодействия

Суть: люди лучше усваивают информацию, когда экранные персонажи демонстрируют человекоподобные жесты, движения, мимику, устанавливают зрительный контакт.

Сейчас рисованные и анимированные персонажи в курсах не редкость, и если вы тоже их используете, исследователи советуют наделять персонажей человеческими чертами, то есть способностью к мимике и выражению эмоций — это привлечёт и удержит внимание учеников.

Кстати, в работе настоящих преподавателей в онлайне мимика и невербальные сигналы в общении со слушателями столь же важны.

Принцип погружения

Суть: в виртуальной реальности с 3D-погружением люди не всегда учатся лучше, чем в компьютерной 2D-презентации.

Прежде чем погружаться в разработку VR-обучения, стоит разобраться, действительно ли дополнительная сенсорная нагрузка необходима для результатов обучения. На деле это не всегда может быть так. Да и вообще в целом технически более сложное решение не обязательно означает, что по эффективности оно лучше, чем простое.

Принцип активного вовлечения

Суть: люди учатся лучше, когда их направляют при выполнении генеративных учебных задач.

Генеративные учебные задачи предполагают, что учащимся надо соединить новую информацию с тем, что они уже знают. К таким задачам относится, например, рефлексия, создание ментальных карт или работа над заданием в парах. Конечно, подобные задания требуют от студентов активно включиться в обучение. Справиться с такими заданиями будет легче, если для них есть инструкции, а в их решении помогает преподаватель.

Пример проявления принципа активного вовлечения на учебном слайде из курса Skillbox «Веб-дизайн с нуля до PRO»: учащемуся предоставляются полезные материалы для выполнения задания
Изображение: Skillbox
Пример принципа активного вовлечёния
Изображение: eLearning center

Можно ли доверять принципам Ричарда Майера?

Может показаться, что принципы (как минимум часть из них) уж слишком простые и очевидные. И действительно, когда итальянские эксперты исследовали роль иллюстраций в обучении и провели серию экспериментов, оказалось, что люди, которые не слышали о теории Майера, спонтанно, интуитивно приходили к тем же выводам, что и он. Однако именно в этом таится разгадка популярности теории и принципов учёного: они не взяты с потолка, а научно доказаны.

В отличие от некоторых популярных, но в реальности не очень-то эффективных учебных концепций, теория мультимедийного обучения построена на серьёзных научных предположениях и исследованиях. Ричард Майер и его последователи провели более 200 экспериментов в общей сложности, чтобы проверить каждый принцип, причём повторяя их по несколько раз.

Конечно, за десятилетия эту теорию проверяли и другие исследователи, помимо самого Майера (в России в том числе). Приведём один из самых свежих и масштабных примеров: специалисты из Австралии провели мета-метаанализ. Они рассмотрели 29 систематических обзоров, которые обобщали результаты других научных работ. В общей сложности проанализированные статьи охватывали 1189 экспериментов с участием более 79 тысяч человек.

«У большинства из принципов проектирования [согласно теории мультимедийного обучения] есть надёжная поддержка в систематических обзорах и метаанализах. В более широком смысле мы также обнаружили и поддержку предпосылок в основе когнитивной теории мультимедийного обучения: учащиеся интегрируют информацию эффективнее, когда она представлена ​​как с помощью изображения, так и звука, при условии, что принимаются меры для снижения вероятности когнитивной перегрузки», — заключили они.

Благодаря тщательному сбору доказательств теория мультимедийного обучения стала одной из базовых в современном педагогическом дизайне. Принципы Майера применяют не только для проектирования слайдовых курсов или учебных материалов, но и для других целей: от разработки инструментов оценки качества визуальных материалов в учебниках до создания цифровых библиотечных ресурсов.

За что критикуют принципы Майера

Несмотря на широкую доказательную базу, исследователи всё же отмечают ряд недочётов. Так, с критикой теории выступал австралийский педагог-психолог и автор теории когнитивной нагрузки Джон Свеллер. Он ставил под сомнение фундаментальное предположение, от которого отталкивался Ричард Майер, — об эффективности одновременного использования зрительного и слухового каналов восприятия информации. Свеллер и его коллеги считали, что это наоборот уменьшает когнитивные ресурсы человека.

К другим недостаткам теории учёные и исследователи относят, например, то, что она не учитывает ни мотивацию учащихся, ни индивидуальные способности к обработке информации. А ведь недостаток мотивации или даже обычный стресс снижают ресурсы рабочей памяти. В то же время многие элементы курсов, которые с точки зрения принципа согласованности могут показаться лишними и отвлекающими, на самом деле служат вовлечению учащихся и удержанию их внимания. Что касается индивидуальных особенностей, то кто-то легко выслушает продолжительную речь преподавателя, а у другого фокус «уплывёт» уже через пару минут.

Практики считают, что при использовании принципов мультимедийного обучения стоит принимать во внимание ещё вот такие принципы:

  • Чем больше опыта и знаний у слушателей, тем ниже эффективность этих принципов.

«Все принципы Майера разработаны для студентов, у которых небольшой образовательный опыт. Если мы применим эти принципы к обучению людей, у которых этот опыт существенный, эффект будет значительно ниже», — напоминает Михаил Осипов.

Проще говоря, люди с солидным опытом обучения и сами хорошо умеют извлекать нужную информацию, в том числе читая большие сложные тексты и изучая информацию, поданную не в самом удобном виде. Вряд ли снижение когнитивной нагрузки намного увеличит эффективность их обучения, если она и без того высока.

  • Принципы Майера подходят не для всех.

Хотя эти принципы и доказаны эмпирически, их нельзя применять в отрыве от образовательного контекста, подчёркивает Елена Тихомирова. Позитивный эффект принципа сегментации будет не столь ощутимым, если материал и так простой, и подаётся он в медленном темпе. Принцип избыточности не будет работать для слабовидящих. Проще говоря, применять принципы мультимедийного обучения нужно в любом случае с учётом особенностей как учащихся, так и самого учебного контента.

  • Одних только принципов Майера недостаточно для качественного проектирования.

Описанные принципы достаточно подробны и понятны, но всеобъемлющими их не назовёшь. «Например, Ричард Майер не говорит в должном объёме о важности цвета, хотя при визуальном оформлении электронных учебных материалов это имеет огромное значение. Никакие принципы не помогут, если у вас салатовый текст на ярко-жёлтом фоне. Изучать такой материал невозможно. Также это касается картинок или видео плохого качества, так что важно в целом следить за визуальной аккуратностью и чистотой», — объясняет Елена Тихомирова.

А главное, что отмечают эксперты: принципы Ричарда Майера — пусть и полезные, но всё же лишь рекомендации, а не строгие правила. Они могут служить хорошим ориентиром, но ключевыми в разработке любого курса или материала должны быть целевая аудитория, результаты обучения и технические возможности.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована