Образование Корп. обучение
#статьи

Фоновая музыка в онлайн-курсе: удачный приём или лишняя когнитивная нагрузка?

Пока теоретики проводят исследования о пользе музыки в образовании, практики попробовали её в деле и делятся инсайтами.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Исследователи уже много лет изучают, какой эффект музыка может оказать на процесс обучения, и регулярно проводят эксперименты в образовательной среде. Речь про ситуации, когда тематика обучения не связана с музыкой, а музыка используется просто в качестве сопровождения. На очных занятиях такого практически не встретишь, зато в онлайн-курсах музыкальный фон кажется уместным. Или нет?

Мы попросили опытных методистов и методологов помочь нам разобраться:


Как музыку используют в синхронных и асинхронных курсах

Несмотря на проводимые научные исследования, твёрдых доказательств, что фоновая музыка приносит пользу обучению, пока нет. При этом опрошенные Skillbox Media методисты и методологи, исходя из своего опыта, убеждены: такой инструмент может быть полезен, если использовать его правильно. Лучше применять его на синхронных курсах, чтобы музыкой в реальном времени управлял преподаватель, модератор или ведущий. Но и в асинхронных курсах фон тоже может показать хорошие результаты.

Перечислим, в каких целях обычно используют музыкальный фон.

Для мотивации и настроя перед занятием

Один из самых очевидных способов применения музыки — в перебивках или заставках, чтобы занять паузу перед началом занятия или нового блока. Подготовительный этап тоже важен, особенно если речь идёт о курсах для взрослых. Музыка помогает учащимся переключиться с повседневных дел на учёбу, настроиться.

«Людей важно вывести из шаблонного поведения. Многие курсы и занятия проходят вечером, когда все уже устали, хотят отдохнуть, а музыка помогает расслабиться и мотивирует, — говорит методолог, основатель учебного центра „eLearning тренажёр“, руководитель методического сообщества и агентства „Мафия“, преподаватель „Нетологии“ Жанна Петросян. Обычно перед занятием мы включаем не только музыку, но и какой-то приятный видеоряд — экзотические виды природы, пляж, что-то позитивное».

Сооснователь LXD hero и методист Expedia Group Дарья Туча тоже отмечает, что с помощью музыки задают настрой для участников курса и погружают их в желаемую атмосферу. Она приводит такой пример: «В LXD hero мы создали „Нейрогерой образования“ во фрейме космической экспедиции, поэтому на установочной встрече с участниками включаем отрывки из саундтрека к фильму „Интерстеллар“ — и так настраиваем на „полёт“ и исследования, погружаем студентов в атмосферу курса».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Фоновая музыка уместна и в перерывах, особенно если вебинар или урок идут больше часа. Музыкальная пауза может сопровождаться и танцами или другой физической разминкой. Жанна Петросян приводит пример из своей практики, когда участников вебинара просят включить камеры и показать какое-то танцевальное движение руками — один участник начинает, потом называет имя коллеги, и так по кругу. Правда, работает это, когда аудитория уже знакома, и атмосфера располагает к таким активностям.

Для повышения вовлечённости на занятиях

Фоновую музыку включают и на самих занятиях, но в основном во время выполнения заданий или групповых активностей. Идеален этот инструмент для курсов с элементами геймификации и сторителлинга, поскольку усиливает их эффект.

«Во время групповых практических заданий на вебинаре или во время чтения лонгрида я включаю фоновые музыкальные элементы, которые соответствуют сеттингу и теме геймификации. Музыка особенно хорошо работает, когда отражает динамику контентного блока. Например, в компьютерных играх во время „битвы с мафиози“ музыка обычно усиливается, становится эпичной, тревожной, сигнализирует об опасности происходящего. А когда игрок отдыхает, то музыка, как правило, затихает.

Так и в курсе: для чтения лонгрида музыка плавная, медитативная. А во время практических заданий, особенно с ограничением по времени, музыка усиливается, имитируя ту самую „битву“», — комментирует методист-игропрактик, автор Telegram-канала «Образовательный геймдев» и преподаватель School of Education Елизавета Лобанова.

Правда, чтобы такой саундтрек сработал, выбирать его нужно с опорой на аудиторию. То, что хорошо «зайдёт» в тёплой сотворческой атмосфере воркшопа, не всегда произведёт такой же эффект на серьёзном тренинге для топ-менеджеров.

В асинхронных курсах музыка также может создать нужный настрой. При этом независимый сценарист-разработчик электронных курсов и автор телеграм-канала Nova Academy Катерина Голомшток считает, что уместна она в курсах в виде игры или истории, квестов (тоже — чтобы вовлечь в историю, игру), а не в обычной слайдовой листалке. А вот Елизавета Лобанова уверена, что в слайдовых курсах музыку задействовать тоже можно, но дозированно на отдельных слайдах, чтобы усиливать эффект, который нужно произвести этим слайдом.

Полностью сопровождать слайдовый курс приятными музыкальными треками эксперты всё же не советуют. Дело в том, что это может негативно сказаться на когнитивной нагрузке студентов.

Фото: fizkes / Shutterstock

«Мы знаем, что положительные эмоции помогают в обучении, запоминать информацию — по этому поводу есть различные исследования. Так что может показаться, что использование музыки вполне оправданно. Но важно помнить, что фоновая музыка увеличивает когнитивную нагрузку. Когда мы смотрим информацию на слайде, то в нашу оперативную память попадает всё: текст, фон, картинки. Музыка тоже займёт там определённое место», — комментирует Катерина Голомшток.

Для атмосферы в кейсах и демонстрациях

На курсах Skillbox музыку используют не в видеоуроках, а в кейсах для слушателей курса, рассказывает руководитель методического отдела компании Марина Харахордина.

«В наших программах есть такой компонент, как учебный кейс — и в текстовом, и в видеоформатах. Он описывает конкретную ситуацию, основанную на реальных событиях или проблемах, с которыми сталкивается специалист в своей работе. В таких случаях мы можем использовать музыку, чтобы студентам было интереснее взаимодействовать с кейсом. Но подбирает её не методист, а специалисты видеопродакшена», — рассказывает она.

Совмещать музыкальный фон с устным объяснением спикера совсем нежелательно, ведь это, согласно теории мультимедийного обучения, получается двойная нагрузка на слуховой канал восприятия. Впрочем, интересные идеи в виде исключения из этого общего правила у методистов тоже есть.

Так, Марина Харахордина проводит аналогию с радиоспектаклями: «Есть такая старая радиопрограмма „Модель для сборки“, где под музыку читают книги. Сначала очень непривычно, но со временем музыкальный фон помогает глубже погрузиться в текст. Если мы заменим в таком контексте книгу на образовательный курс, то это потенциально может быть удачным примером использования музыки при передаче теории в аудиоформате».

Ещё одна идея — задействовать музыку в скрайбинге, то есть во время визуализации того, о чём рассказывает спикер (эксперт) курса. «Формат скрайбинга — своеобразное исключение из правил: в этом случае музыка дополняет голос спикера и возникающие рисунки. Особенно если она без слов, лёгкая и ненавязчивая. Мне, например, очень нравятся скрайбинг-ролики от „Объясни карандашом“: там рисунки, голос и лёгкий музыкальный фон создают динамику и вовлекающий понятный контент», — комментирует Елизавета Лобанова.

Для моментальной обратной связи

Отдельно стоит сказать и о такой части музыкального сопровождения, как аудиозаставки и различные звуки — их используют и в синхронных, и в асинхронных форматах. Конечно, это не полноценный музыкальный фон, но у заставок и джинглов важное прикладное значение — они помогают дать слушателям обратную связь.

«Музыкальное и звуковое сопровождение служит UX-целям в образовательных продуктах. Например, на платформе Skyeng при правильном ответе в упражнениях пользователь слышит характерный звук — и это мгновенная обратная связь, позитивное подкрепление», — комментирует Дарья Туча.

Такое звуковое сопровождение нужно тщательно подбирать, чтобы оно не раздражало студентов. Кроме того, о нём важно предупреждать, просто чтобы никто не испугался от неожиданности.

Для концентрации в самостоятельной работе

Жанна Петросян говорит, что рекомендует своим учащимся включать во время самостоятельной работы приятный саундтрек, вроде лёгкого джаза или звуков дождя — в общем, что-то из подборок «Музыка для работы» на YouTube.

Можно предложить студентам и плейлист, составленный разработчиками курса. «В плейлист включают спокойные треки, например классику (в общем, не рок-композиции, которые точно отвлекут). Составляют его на профильных сервисах, вроде „Яндекс Музыки“, а потом делятся с учениками. Музыка поможет им сконцентрироваться во время выполнения заданий. Такой дополнительный инструмент я видела уже в нескольких образовательных продуктах», — рассказывает Дарья Туча.

Почему музыку стоит добавлять в курс с осторожностью

Хотя фоновая музыка и может выступать своеобразным вспомогательным средством, непосредственным инструментом обучения она точно не является. А значит, не стоит добавлять её в курс просто так. Ведь в хорошем курсе каждый элемент должен служить конкретной цели.

«Я не встречала ни одного исследования, где доказали бы, что фоновая музыка влияет на результаты обучения. В курсе, если он не профильный по музыке, основное — конструктивная согласованность. Ведь если образовательных результатов невозможно достичь с помощью выбранных нами учебных стратегий и мы не можем проверить достижение этих результатов, то никакое музыкальное сопровождение не спасёт», — комментирует Марина Харахордина.

Ещё стоит учитывать, что одну и ту же музыкальную композицию разные люди могут воспринимать по-разному.

«Многие любят слушать музыку, когда работают: она помогает настроиться на определённый лад, собраться, включиться в работу. Однако мы все слушаем разную музыку в такие моменты. Кто-то — энергичную, кто-то — спокойную, кто-то — тяжёлый рок, кто-то — попсу. Здесь очень важно учитывать индивидуальные особенности участников», — отмечает Катерина Голомшток.

Важно и то, как долго звучит «саундтрек» в курсе. Дарья Туча отмечает, что постоянное музыкальное сопровождение может привести к негативным последствиям: люди либо привыкнут к фону и вообще перестанут его замечать (а значит, эмоциональные эффекты, на которые рассчитывали разработчики курса, сведутся к нулю), либо их будет раздражать постоянный отвлекающий звук.

Что важно учитывать, если вы решили включить музыку в курс

Вот полезные рекомендации для тех, кто пока не экспериментировал с музыкой на своих курсах, но хочет попробовать:

  • Заранее подумайте о том, для каких целей вы используете музыку.

Концентрация, вовлечение, смена фокуса или создание определённой атмосферы — цели у музыкальных вставок могут быть разные, главное, чтобы это помогало в достижении образовательных результатов. И, конечно, важно помнить о том, что одним только плейлистом студентов учиться не мотивируешь.

  • Опросите свою целевую аудиторию.

Лучше на этапе исследования выяснить музыкальные вкусы и предпочтения целевой аудитории, чтобы не вызвать эффект раздражения вместо того, на который рассчитывали. В идеале в целом получше узнать участников курса, чтобы понять, насколько музыкальные вставки вообще будут уместны.

  • Предупреждайте слушателей курса о том, что в нём есть звуковое сопровождение.

Во-первых, это гарантия того, что никто не подпрыгнет от неожиданности, услышав внезапно мелодию или джингл. Во-вторых, все занимаются в разных условиях, и звуки могут помешать окружающим, в непосредственной близости от которых находится ваш студент. Заранее зная о том, что будет звуковое сопровождение, человек сможет отключить колонки, позаботиться о наушниках.

Фото: fizkes / Shutterstock

«Я постоянно вижу примеры, когда участников не предупреждают о том, что сейчас они услышат, — и бывает, что звуки очень неожиданные. Тогда реакция может быть обратной той, что была задумана», — отмечает Катерина Голомшток.

  • Добавьте пользователям возможность быстро отключить музыку и управлять громкостью.

Кому-то музыкальный фон помогает учиться, а кому-то мешает. В идеале у каждого учащегося должен быть выбор, включать музыку или нет, — причём управление должно быть максимально понятным, удобным и заметным на экране.

«Если мы используем фоновую музыку в контентных блоках курса, то нужно дать студенту возможность её включить или отключить. В конце концов, кто-то предпочитает работать в тишине или под свой плейлист. Нужно предоставить участнику обучения выбор», — считает Елизавета Лобанова.

Жанна Петросян приводит пример из своей практики командного обучения и занятий по фасилитации в вебинарных комнатах: там для участников организуют пространство, где можно отдохнуть и послушать музыку — но так, чтобы другие люди её не слышали.

  • Выбирайте музыку без слов.

«Где бы вы ни использовали музыку в рамках курса, она должна быть без слов. Иначе вместо сосредоточенности и вовлечённости она будет давать ещё больший эффект отвлечения», — предупреждает Елизавета Лобанова.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована