Образование Кино и музыка Корп. обучение
#статьи

Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

Иллюстрация: Andrei Porzhezhinskii / Shutterstock / Tima Miroshnichenko / Pexels / Annie для Skillbox Media

Фоновую музыку легко представить в супермаркете или салоне красоты, но что, если она будет звучать во время учебных занятий? Об этом уже задумались в научном мире (и стоит сказать, что задумались давно), потому что есть исследования о влиянии музыки на когнитивные способности человека. Предлагаем разобраться:

Может ли Моцарт сделать нас умнее?

Разговор о любом эксперименте, который связывает музыку, когнитивные способности человека и образование, стоит начать с эффекта Моцарта — его постоянно упоминают в исследованиях.

Эффект Моцарта заключается в том, что прослушивание классической музыки якобы влияет на когнитивные способности. Сам термин появился в 1991 году, но заговорили об этом явлении после выхода небольшой научной статьи в журнале Nature под авторством сотрудницы Калифорнийского университета, психолога Фрэнсис Раушер и её коллег. Сами они об эффекте ничего не говорили, а описали короткий эксперимент с участием студентов колледжа, когда им ставили десятиминутный отрывок одного из произведений композитора, а затем предлагали выполнить ряд тестов. Участники, слушавшие музыку, успешнее справлялись с тестами на пространственные способности и лучше собирали оригами. Такой эффект был временным, он длился не больше 15 минут.

«Соната для двух фортепиано в ре мажоре K448» Моцарта, которую ставили участникам эксперимента Фрэнсис Раушер

Статья получила оглушительный успех и, конечно, была воспринята превратно.

Под воздействием СМИ и находчивых рекламщиков люди стали массово скупать альбомы Моцарта, чтобы улучшить способности своих маленьких детей (оригинальное исследование, конечно, мало кто читал). Дошло до смешного: в 1998 году губернатор американского штата Джорджия прославился на весь свет, когда решил выделить бюджет на покупку альбомов с музыкой Моцарта для всех только что родивших женщин в штате. Пусть, мол, ставят младенцам полезную музыку, а те начнут умнеть буквально с рождения.

На эффект Моцарта обратили внимание и учёные. Они провели немало экспериментов в попытках понять, существует ли он в действительности. В недавнем метаанализе c говорящим названием «Эффект Моцарта — эффект Шмоцарта» исследователи проанализировали 40 научных работ по теме и пришли к выводу, что у него нет реального научного подтверждения. Более того, нельзя утверждать, что Моцарт — такой уж однозначный чемпион по влиянию на мозг. Например, что треки британской рок-группы Blur куда лучше действовали на детей.

Подтвердили это ещё в 1999 году и канадские учёные. Они провели серию экспериментов: в одном они просили студентов десять минут послушать Моцарта или Шуберта или же посидеть в тишине, а затем выполнить небольшой тест.

В другом эксперименте студенты слушали короткий рассказ Стивена Кинга, произведение Моцарта или также сидели в тишине. Выяснилось, что, во-первых, те, кто хоть что-нибудь слушал, и правда справлялись с заданием лучше коллег, а во-вторых, не было особенной разницы между Шубертом, Моцартом и Кингом. Главное, чтобы участникам нравилось то, что они слышали.

В исследованиях на эту тему прослеживается основная идея: музыка влияет скорее на настроение, вовлечение, психологическое благополучие, способность расслабиться. Так, её влияние на рабочую продуктивность зависит от особенностей слушателя: кого-то музыкальный фон взбодрит, а кого-то, наоборот, будет отвлекать от задачи. Вероятно, это же относится и к учёбе: люди, которые хорошо себя чувствуют и которым нравится услышанное, потенциально могут показать лучшие результаты.

Фото: VesnaArt / Shutterstock

Стоит оговориться, что в контексте обучения речь обычно идёт именно о классической музыке без слов (текст может перетягивать внимание). Классику исследователи выбирают, потому что у таких произведений есть чётко прослеживаемая гармоничная мелодия, она отличается плавностью и часто ненавязчива. Проще говоря, это хороший фоновый вариант.

Может ли музыка влиять на успеваемость?

Так какой же эффект может быть от фоновой музыки? Это начали изучать ещё в 1960-х. Например, американские исследователи в 1967 году заявляли, что фоновая музыка во время лекций и даже экзаменов способна привести к улучшению успеваемости. Больше того, уточняли они, музыка поднимает настроение всем участникам процесса, в том числе и преподавателям. Почему же в вузах и школах ещё не включают записи симфонических оркестров? Дело в том, что реальное влияние музыки неоднозначно — это хорошо демонстрируют результаты трёх экспериментов, о которых мы расскажем ниже.

Музыка в лекции с презентацией

В 2012 году команда исследователей из университетов Франции и Германии решила проверить, как музыка влияет на академическую успеваемость. Для этого они провели небольшой эксперимент на курсе по спортивной психологии, участие в котором приняли 249 студентов первых и вторых курсов. Их разделили на две группы: обе смотрели часовую видеолекцию со слайдами и объяснением преподавателя, но для экспериментальной группы к ней добавили ещё и музыкальный фон из произведений Моцарта, Вивальди, Чайковского, Баха и Бетховена.

Обе группы попросили слушать внимательно, поскольку за лекцией следовала проверочная работа. В течение 15 минут после занятия студенты заполнили опросник и выполнили тест из 25 вопросов с несколькими вариантами ответа. Участники из экспериментальной группы справились с тестом значительно лучше своих коллег из контрольной группы. Правда, объяснялось это не только музыкой — исследователи отметили, что на результаты могли повлиять несколько факторов, в том числе предыдущий опыт и знания. Да и как именно музыка влияла на студентов, точно сказать было нельзя.

Авторы эксперимента отметили, что он скорее может послужить отправной точкой для дальнейших исследований в этой области и подтверждает, что среда, в которой люди учатся, влияет на их результаты.

Музыка во время онлайн-занятий

Доктор экономических наук, преподаватель Панамериканского университета (Мексика) Эдгар Деметрио Товар-Гарсия в начале 2020 года решил поставить фоновую музыку на своих онлайн-занятиях по экономике. Поначалу это были стандартные лаундж-композиции, пока в какой-то момент он не узнал о бинауральной музыке.

Чтобы понять, что это за музыка, придётся сначала разобраться с бинауральным ритмом. Когда соединяют два разных звука на двух частотах, мозг как бы восполняет «пробел» между этими звуками — и создаёт некий третий, промежуточный звук, которого на самом деле не существует. Этот феномен и называют бинауральным ритмом. Такой ритм потенциально можно использовать как стимул, который заставляет мозг преобразовывать его собственные волны. Каждая волна (всего их четыре — гамма, бета, альфа и тета) проявляется в разных ситуациях. Например, бета-волны связаны с состоянием тревоги и возбуждения, а альфа-волны — с состоянием спокойствия. Анализ литературы, проведённый Эдгаром, показал: такое состояние спокойствия может поддержать концентрацию и, соответственно, процесс обучения. А бинауральная музыка как раз пытается создать переход от одного состояния в другое.

Когда преподаватель попробовал такую музыку и понаблюдал за студентами, то пришёл к выводу, что они стали лучше учиться. Чтобы в этом убедиться, в 2021 году он решил провести настоящий научный эксперимент. Результаты он представил на XIV Международной конференции исследователей высшего образования.

Пример бинауральной музыки, которую ставит студентам Эдгар Деметрио Товар-Гарсия

Участие в эксперименте приняли 73 студента из трёх групп: первые две (группы A и B) состояли из новичков, которые только начинали знакомство с микроэкономикой, а вот третья была уже в процессе изучения международной экономики, то есть предмет был хорошо знаком её участникам. Профессор пробовал включать бинауральную музыку во время онлайн-занятий разным группам в разное время: например, в первый триместр музыку слушали группа А и продвинутая группа по международной экономике, а во второй — группа В. В конце каждого занятия преподаватель проводил тест. Музыка была фоновой и звучала довольно тихо, чтобы не помешать процессу.

Результаты получились неоднородные: в группе А показатели успеваемости после лекций с музыкой снижались, а в группе В — наоборот, росли. В группе по международной экономике они выросли, но не так сильно, как в группе В. При этом изначально группы А и В, в отличие от той, что изучала международную экономику, были на одном уровне.

Преподаватель на основе опросника, заполненного студентами, пришёл к такому объяснению разницы в результатах: причиной может быть качество интернет-соединения — людям, у которых тормозило видео, по понятным причинам не нравилась музыка. Есть и ещё одно предположение: дело в том, что тесты для групп А и В были проще, но при этом содержали вопросы лишь с двумя вариантами ответов в духе «Правда или вымысел?», тогда как вопросы для продвинутой группы по международной экономике были с пятью вариантами ответов. Товар-Гарсия предположил, что студенты-новички могли при тестировании выбирать ответы случайным образом, поэтому и результаты у двух аналогичных групп получились разными.

При этом в целом, как отметил преподаватель, участникам музыка понравилась: она успокаивала, помогала расслабиться. Нашлись даже те, кто вообще забывал о ней по ходу занятия. Правда, удовольствие получили не все: кому-то посторонние звуки только мешали, кто-то хотел другую музыку (повеселее или вообще свою), кому-то запись показалась слишком громкой.

Музыка на интерактивном занятии… и во сне

Одно из самых необычных исследований провели психологи из Университета Бейлор (США). Участие в нём приняли 50 студентов колледжа разных возрастов (от 18 до 33 лет), а проходил он в лаборатории сна.

Участники два раза ночевали в лаборатории. В первую ночь они просто привыкали к новым условиям. Перед второй ночью им показали 30-минутную интерактивную лекцию по макроэкономике, которая включала и вопросы для тренировки. Занятия сопровождали отрывки из Вивальди, Бетховена и Шопена в фоновом режиме.

Затем участники эксперимента отправились спать: исследователи дожидались, когда они погрузятся в глубокий сон — тогда им на 15 минут тихо включали либо ту же музыку, что была во время лекции, либо белый шум. За состоянием студентов следили с помощью специальных приборов.

Зачем такие сложности? Дело в том, что учёные решили проверить действие целевой реактивации памяти — это техника, которая позволяет помочь мозгу перенести информацию из рабочей памяти в долговременную. Происходит это за счёт сочетания двух стимулов: самой информации и некой подсказки для мозга. Подсказкой может послужить что угодно, связанное с контекстом получения этой новой информации. Например, какой-то предмет из окружающей обстановки в аудитории, который человек разглядывал, слушая лекцию. В данном случае роль подсказки должна была выполнить фоновая музыка, звучавшая во время лекции.

Утром участники эксперимента сдавали тест по изученной ими накануне теме. Он включал и вопросы на перенос знаний. Результаты теста оказались лучше у экспериментальной группы — то есть той, которой во сне включали музыку. Во-первых, из этой группы больше участников смогли сдать тест на условный проходной балл, а во-вторых, они лучше справились с более сложными заданиями. Через девять месяцев участников вновь попросили сдать тест, правда, сделали это лишь 27 человек. Выяснилось, что обе группы спустя долгое время не могли ничего вспомнить.

Фото: dekazigzag / Shutterstock

То есть для извлечения информации из памяти на следующий день техника целевой реактивации памяти с помощью музыки сработала, но вот на длительное время в долгосрочную память она новую информацию без дополнительного повторения материала не переносит.

Авторы эксперимента отметили важные условия: в используемой музыке не должно быть слов, и мелодия должна быть знакомой слушателям. Авторы решили продолжить исследование: они предположили, что если включать музыку не разово, а регулярно, эффект может длиться дольше.

Что это значит для преподавателей и студентов?

Если суммировать результаты разных исследований, то можно сделать простой вывод: попробовать включить музыку на занятиях можно, если соблюдать ряд условий. Так, придётся подобрать подходящее музыкальное произведение, позаботиться о качестве звучания, уровне громкости, да и в целом комфорте учащихся. Однако это будет скорее очередной эксперимент, чем практика с доказанной эффективностью.

Слушать музыку во время самостоятельных занятий тоже можно (как показывает практика — многим студентам это и правда нравится). Преподаватель Университета Вуллонгонга (Австралия) на основе изученных им исследований объясняет, что музыка может быть полезной при следующих условиях:

  • она доставляет вам удовольствие;
  • композиции не слишком быстрые и проигрываются негромко;
  • если включаете песни, то в них не слишком большой объём слов (например, хип-хоп только отвлечёт);
  • вы — не интроверт (интровертов посторонние звуки скорее раздражают).

В общем, музыка — пока лишь способ создать хорошее настроение и приятную атмосферу — и в учебной аудитории тоже. Что касается её влияния на когнитивные способности во время учебных занятий, то это по-прежнему под вопросом.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована