Образование EdTech
#статьи

5 трендов EdTech на 2023 год: версия McKinsey

Эксперты представили довольно оптимистичный прогноз.

Фото: skynesher / Getty Images

Влиятельная консалтинговая компания McKinsey опубликовала список тенденций мирового рынка EdTech, за которыми стоит следить в ближайший год. Это тренды только одного из сегментов рынка, а именно — онлайн-образования для взрослых и технологий в нём.

Приток капитала в EdTech растёт

Трудно сопоставить этот тренд с российскими реалиями, в которых инвестиции в новые компании упали в четыре раза, а выручка лидеров рынка едва догнала прошлогодние показатели.

Согласно статистике последнего года, на мировом рынке рост EdTech тоже замедляется. Отчасти это связано с возвращением к очному обучению в школах и вузах, отчасти — с ограничениями, введёнными для EdTech в Китае (впрочем, они касаются только школьного сегмента).

Эксперты McKinsey тоже признают, что публичные оценки EdTech-стартапов в 2022 году уже не такие высокие, как в предыдущие два года. Ажиотаж вокруг этого бизнеса в целом спал. Но долгосрочный тренд, по их мнению, связан всё-таки с ростом вливаний в сегмент взрослого образования.

За последние десять лет рынок вырос фантастически: в 2021 году в EdTech инвестировали в 40 раз больше, чем в 2010-м. И рост продолжится по двум причинам:

  • Новой аудиторией EdTech-компаний становятся сотрудники компаний, в которых постоянное переобучение и повышение квалификации — новая норма (подробнее об этом далее в статье). Причём за время пандемии заметная часть таких курсов перешла в онлайн-формат.
  • На традиционных уровнях образования, например в вузах, преподаватели и студенты тоже привыкли к технологическим решениям и онлайну. После снятия ковидных ограничений роль технологий в обучении повсюду остаётся более заметной, чем до пандемии.

Залогом успеха на рынке становятся партнёрства и слияния компаний

Тренд на поглощение EdTech-стартапов более крупными игроками и объединение зрелых компаний в холдинги проявился ещё в 2021 году. Один из заметных примеров — покупка компанией 2U платформы edX, которая когда-то была одним из примеров MOOC-революции и демократизации университетских знаний.

Аналитики McKinsey отмечают, что эта тенденция продолжится. Укрупнение — один из способов снизить стоимость привлечения новых клиентов. На мировом рынке EdTech-компании, работающие со взрослой аудиторией, тратят на маркетинг от 20 до 60% выручки. Учитывая это, слияния и поглощения — неплохой способ разом получить доступ к миллионной новой аудитории. В случае 2U это были 40 млн пользователей edX.

Ориентация на B2B — корпоративных клиентов

Корпоративное обучение востребовано при решении разных задач — от развития компетенций на текущем месте работы до перехода на совершенно новую позицию в рамках компании. В McKinsey подчёркивают, что наиболее крупные компании (в США это, например, Amazon, Walmart, Google) задают тренды в этой сфере, анонсируя инвестиции в обучение сотрудников.

EdTech-компании, которые ранее привлекали индивидуальных студентов, откликаются на новую потребность бизнеса и создают курсы для компаний. Из 15 крупнейших компаний США в сфере взрослого EdTech только у одной в 2021 году не было подобных продуктов.

На российском рынке EdTech для частных клиентов и решения для корпоративного обучения развивались в последние годы параллельно. Но их пути пересекаются всё чаще, и российские эксперты видят тренд на скорое слияние HR-Tech и EdTech.

На EdTech-рынке появляются новые страны-лидеры

К началу 2020-х особенно большой объём инвестиций в мировом EdTech перетёк в Индию. В 2021 году он составил 18% от мирового объёма.

Индия, наряду с государствами Латинской Америки, стала популярной точкой выхода за рубеж и среди российских компаний (хотя в 2022 году многие такие проекты ожидаемо столкнулись со сложностями).

С собственным индийским EdTech тоже не всё гладко. Крупнейший игрок Byju’s в 2022 году показал большие убытки и массово увольнял сотрудников. Но эксперты McKinsey всё ещё отмечают перспективы индийского рынка. Его большое преимущество — в стране распространён английский язык. Благодаря этому иностранным компаниям проще зайти в Индию, а индийским стартапам — масштабироваться.

EdTech-компании фокусируются на развитии карьеры студентов

Это один из мировых трендов, ярко проявляющихся и в России. За последний год сегмент получения новых профессий и перезапуска карьеры единственный в российском EdTech генерировал выручку. Продолжился пандемийный тренд на поиск современных и доходных профессий, которым не страшны кризисы.

В мировом масштабе большинство взрослых студентов тоже учатся, потому что хотят найти новую работу. И логичный ответ ведущих EdTech-компаний на это — запуск дополнительных сервисов карьерной поддержки. Более полезными при этом оказываются не технологические решения, а наставничество и консультирование. Российские компании тоже ищут подобные решения. Например, Skillbox открыл в Москве профориентационный хаб.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована