Дизайн
#статьи

Профессия «Моушн-дизайнер» от первого лица: о старте, образовании и развитии

Моушн-дизайнеры рассказали, зачем они изучают академический рисунок, о чём говорят с коллегами и помогает ли диплом получить работу мечты.

Оля Ежак для Skillbox

Заставки на телевидении, в играх и рекламе, анимированные кейвижуалы, титры и спецэффекты в кино — это малый список того, что создают моушн-дизайнеры.

Мы расспросили трёх представителей этой профессии о том, как они начинали карьеру и росли в ней.

Зачем читать этот материал:

  • Вдохновиться на старте, ведь даже крутые дизайнеры начинали с малого. Например, первым «гонораром» Демьяна Карпунова, который работает в крупной студии, был сертификат в магазин джинсов.
  • Понять, нужно ли получать высшее образование, если хочешь сделать моушн-дизайн профессией. Тимур Рамазанов, руководитель студии «Ключевой кадр», рассказал, что важнее для дизайнера, который хочет получить работу: диплом или красивый инстаграм*.
  • Получить ценный совет. Артём Бобцов, старший дизайнер «Газпром-медиа», рекомендует много общаться с коллегами и учиться у них. Выйти на новый уровень в профессии ему помогла большая команда дизайнеров телеканала, где он работал.

Как вы стартовали в профессии?

Артём Бобцов

старший дизайнер «Газпром-Медиа»

― В 2003 году, когда я ещё учился в школе, открыл для себя Photoshop: разбирался в программе, изучал её возможности, редактировал фотки и делал какие-то дурацкие коллажи. Со временем знакомые стали давать мне заказы: я рисовал листовки, визитки. Деньги получал небольшие, но было приятно зарабатывать на хобби.

На первую настоящую работу я устроился в 2009-м, когда учился в вузе. Это была компания Feron, которая продавала светотехнику. Я принёс на собеседование папку с листовками, картинками, флаерами, логотипами — всем хламом, который делал на заказ или просто для себя. Как потом оказалось, из-за этого портфолио меня и взяли. Я стал работать помощником дизайнера: фотографировал товары, обрабатывал фотки, помогал с вёрсткой каталогов и рассылками.

Из Feron я ушёл в маркетплейс Wildberries. Там сначала тоже занимался фотографиями, но у меня оставалось много свободного времени, поэтому я стал осваивать After Effects и Cinema 4D. Руководители обратили на это внимание и стали просить меня оформлять ролики для YouTube. Я стал заниматься этим, но ещё довольно «тяп-ляпово».

Затем начал работать на телеканале СТС — здесь уже я стал набираться серьёзного опыта в моушн-графике и бродкаст-дизайне. Мне повезло попасть в огромную команду дизайнеров, где было у кого поучиться.


Тимур Рамазанов

генеральный и креативный директор студии «Ключевой кадр»

― Когда мне было восемь лет, мама купила мне камеру, за что ей большое спасибо. С тех пор я стал увлекаться видео- и фотосъёмкой, а позже компьютерной графикой.

Как это часто бывает с дизайнерами, первые заказы я получал от друзей и знакомых — помогал им с оформлением магазинов, рекламой. А на первую работу попал случайно. Пришёл устраиваться в студию, которая занималась веб-дизайном, показал руководителям свои проекты, связанные с видеографикой, и они захотели со мной работать. Это было почти 18 лет назад, когда рынки видео- и моушн-дизайна ещё не были так популярны.

Мы стали развивать моушн-направление: встраивали на сайты 3D-объекты, видеоролики. Я благодарен этим людям, они показали мне, что моушн-дизайн может стать классной постоянной работой.

На старте карьеры главное — пробовать разные направления и форматы работы, пока не поймёшь, что тебе нравится и в чём хочется развиваться. На этом этапе важно стремиться не к большой зарплате, а к интересным проектам.


Демьян Карпунов

CG-дженералист в студии «Ключевой кадр»

― Всё началось со школы: мы с другом узнали, что в After Effects можно делать компьютерную графику, и стали учиться этому по видеороликам в интернете. Приближался выпускной из девятого класса, и мы сразу попробовали свои силы в деле: сняли десятиминутный ролик с интересным сюжетом и компьютерной графикой. Получилось весело и необычно, наш ролик всем понравился, в 2008 году такого никто не делал. Следующие два года мы делали новые видео для выпускных, и каждое воодушевляло нас всё больше и больше. Тогда я ещё не представлял, что это станет моей работой, воспринимал просто как хобби.

В моём институте как-то объявили конкурс — нужно было сделать ролик о студенческих строительных отрядах. Я сам отснял материал на зеркалку, смонтировал его, добавил компьютерной графики и получил первое место! За победу мне вручили сертификат на шесть тысяч рублей в магазин джинсовой одежды. Это был мой первый гонорар за видео.

Конкурс принёс мне не только победу, но и заказы от знакомых, которые видели тот ролик. Я брался за каждый и к выпускному понял, что у меня есть не один, а несколько путей, как зарабатывать себе на жизнь. К тому же я постоянно общался с людьми, которые профессионально занимались видеопроизводством.

После вуза я стал брать всё более сложные заказы на фрилансе, набирался опыта в компьютерной графике и монтаже. Через два года один из моих постоянных заказчиков позвал меня в свою студию в штат.

Самое важное для успешного старта — уметь учиться, поглощать информацию «тоннами», а ещё — много общаться с коллегами. Мне кажется, эти правила помогут добиться успеха в любой сфере, не только в видеопродакшене.

Нужно ли дизайнеру высшее образование?

Артём Бобцов

― По образованию я режиссёр рекламы, окончил МГУКИ. В то время после третьего курса на моём факультете можно было выбрать специализацию: «Дизайн рекламы», «Копирайтинг» или «Режиссура».

Я хотел идти на «Дизайн», но спрос на это направление был небольшой, поэтому открывать его не стали, пришлось выбирать режиссуру. Тогда я ещё не планировал делать акцент на моушн-дизайн в карьере, но сейчас понимаю, что режиссёрское образование мне действительно помогло. Если бы я учился дизайну, мне бы в будущем не хватало узких знаний, которые я получил на режиссуре.


Тимур Рамазанов

― У меня нет высшего дизайнерского образования, я окончил факультет информационных технологий.

Сейчас, когда я уже стал руководителем студии, могу сказать, что при найме диплом — не главный фактор. И наша, и другие студии в первую очередь ориентируются на портфолио, интересные кейсы, проекты, даже на то, как соискатель ведёт свой инстаграм*. Для нас важнее, есть ли у дизайнера вкус, а не диплом.

Но если два хороших специалиста захотят попасть в нашу команду — мы отдадим предпочтение тому, у кого есть высшее образование, ведь университет даёт не только знания, но и жизненный опыт.


Демьян Карпунов

― Я получил высшее инженерное образование и горжусь этим. Сейчас этот опыт помогает мне быстро впитывать новую информацию и легко осваивать технические аспекты профессии.

Дайте несколько советов, которые помогут в работе

Артём Бобцов

  • Всегда держите под рукой материалы: референсы, текстуры, кисти, плагины, цветовые палетки. Чем больше у вас этого добра, тем легче работать.
  • Сотрудничайте с другими дизайнерами. Если работаешь в одиночку, запросто можно погрязнуть в рутине. Самые классные работы получаются, когда делаешь их с коллегами.
  • Цените своё время. Многие дизайнеры, особенно в начале карьеры, хватаются за кучу разных проектов, соглашаются на сомнительную оплату. Иногда это нужно, чтобы набить руку и завести важные связи. Но здесь нужно уметь удержать баланс, иначе можно утонуть в странных проектах, которые не приносят денег.

Тимур Рамазанов

  • Следите за трендами.
  • Изучайте новые инструменты, программы, технологии.
  • Развивайтесь как личность — читайте больше книг, учите языки, занимайтесь спортом.

Демьян Карпунов

  • Цените свой труд. Бесплатное не ценится, а демпинг приводит к плохому результату. Если сомневаетесь в том, сколько стоит ваша работа, пообщайтесь на эту тему с коллегами.
  • Выходите из зоны комфорта, окунайтесь в сложные проекты, закаляйтесь трудностями и пытайтесь перебороть свои страхи. Если всё время бояться сложной работы, прогресса не будет. Оказавшись впереди, вы поймёте, насколько полезным был даже самый неприятный опыт.
  • Отдыхайте после тяжёлых проектов и длительной работы. Дайте мозгу переварить всё то, что вы сделали, чтобы он мог генерировать новые идеи. Вы получите больше пользы, если переведёте дух.

Как выйти на новый уровень?

Артём Бобцов

― Проходите курсы, изучайте новые инструменты, читайте книги, следите за классными дизайнерами, вдохновляйтесь и, самое главное, кайфуйте от своей работы.

Не бойтесь пробовать другие направления. Я знаю много дизайнеров, которые увлекаются фотографией — им это помогает находить новые решения, цепляться за красивое, тренировать чувство композиции, цвета, отвлекаться от рабочей рутины и спасаться от выгорания.

Думаю, мне помогло выйти на новый уровень общение с другими дизайнерами. Они показали, как работать круче, качественнее, быстрее. Это самый важный этап в моей карьере. Во время работы на телеканале я продолжал изучать Cinema 4D — делал трёхмерные ролики, экспериментировал. Что-то получалось удачно, что-то не очень, но потом эти наработки помогли мне устроиться в студию, где CG-направление было основным. Там был совершенно другой, не менее интересный опыт.


Тимур Рамазанов

― Чтобы расти и карьерно, и финансово, главное — не стоять на месте. Самое страшное, что может произойти с дизайнером, — застой. Такой специалист не сможет долго держаться на рынке. Его вытеснят более молодые и амбициозные.


Демьян Карпунов

― Не прикипайте к стулу ― ищите свой стиль, экспериментируйте, узнавайте и пробуйте новое.

Я в какой-то момент понял, что хочу изучить академический рисунок, чтобы рисовать объём и свет своими руками. Нашёл курсы и начал учиться, хотя ещё в школе на уроках ИЗО мне отбили всё желание рисовать и я думал, что это точно не моё.

С правильным преподавателем и желанием заниматься прогресс пошёл с первого занятия. И вот уже через пару уроков, работая над очередным проектом, я понял, как могу использовать новые знания. Нужно было изобразить плоский предмет объёмным без использования 3D, и я сделал это с помощью света. Заказчику понравилось, а я получил бесценный опыт, хотя, казалось бы, компьютерная графика и академический рисунок — не самые близкие области.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована