Бабушкина гордость. История Marc Jacobs
Ридикюли и насмешки, ромашки и собачки.


Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for Marc Jacobs
Однажды в Нью-Йорке молодой человек решил, что не будет бояться никакого самовыражения и научит этому других. У него в арсенале была любовь к моде, притягательная харизма, хорошее образование и неукротимо лёгкое отношение к fashion-нормам.
Рассказываем, как Марк Джейкобс уже 30 лет убирает из моды серьёзность.
Начало карьеры
Марк Джейкобс родился 9 апреля 1963 года в нерелигиозной еврейской семье. Когда ему было семь лет, умер отец. До подросткового возраста Марк жил в Нью-Джерси, там же окончил математическую школу Teaneck High School, но потом его забрала к себе бабушка — состоятельная модная леди с Манхэттена.
Брат и сестра Марка попали в приёмные семьи. Их мать проходила лечение в психиатрической больнице.

Кадр: сериал «Сопрано» / HBO Entertainment

Фото: @themarcjacobs / «Инстаграм»*
Началом карьеры Марка в модной индустрии стала работа продавцом (а точнее, сотрудником склада) в авангардном бутике Charivari. Это был не просто магазин одежды, а символ больших перемен в fashion-индустрии: в 1980-е славу мировой столицы моды стал перетягивать на себя Нью-Йорк.


Читайте также:
Формальное образование Джейкобс получил в нью-йоркской Школе дизайна Парсонс и ещё во время учёбы на модельера создал свою первую коллекцию свитеров ручной вязки — и продал её Charivari. Коллекция имела успех, и Марк получил предложение стать дизайнером в Reuben Thomas для марки Sketchbook.

Фото: Marc Jacobs x Perry Ellis / Attic
Гранж: от андеграунда к мейнстриму
В 1993 году Джейкобс представил знаковую коллекцию, которая стала новаторской, скандальной и окончательно превратила гранж из андеграундного движения в модный тренд, отголоски которого мы слышим до сих пор.
Как же так вышло, что коллекция молодого дизайнера наделала столько шума?
Два главных слова: Perry Ellis. Американский бренд классически-спортивно-молодёжной одежды, основанный Перри Эллисом в 1970-х.
Ещё во время учёбы в Парсонс Джейкобс стал самым молодым дизайнером, когда-либо получившим премию CFDA Perry Ellis Award за новый талант в моде. А в 1988 году, в свои 25 лет, Марк Джейкобс был одним из немногих, наряду с Айзеком Мизрахи, кого рассматривали в качестве претендента на должность руководителя Perry Ellis. В тот момент — бренда дорогой одежды для калифорнийских яппи, пришедшего в упадок после смерти создателя от СПИДа.

Фото: Артур Элгорт / Google Arts and Culture / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Марк получил работу в Perry Ellis. Для управления линией Denim он нанял тогда ещё никому не известного Тома Форда.
«Тогда Том был другим человеком», — говорит Джейкобс. «Он был таким WASPy, опрятным, со вкусом — или, по крайней мере, так он выглядел в то время. Я помню, он подшучивал над тем, как я выгляжу».

Фото: Condé Nast Archive / Google Arts and Culture / Артур Элгорт / Google Arts and Culture
В 1992 году Марк прикрепил на свой мудборд фотографии Кейт Мосс из The Face Коринн Дэй. Он был одержим Nirvana и всем гранжевым движением, хотя оно уже теряло свою привлекательность: из протеста быстро превращалось в мейнстрим.

Аутентичные идеи гранжа — носить повседневное, заурядное и б/у без внимания к ситуациям и нормам — растворились. Стиль пришёл в образы милашек из романтических комедий начала и середины 1990-х: даже в первых сезонах суперпопулярного сериала «Друзья» можно увидеть множество образов, относящихся к гранжевому тренду.
Но всё это случилось как раз после того, как Джейкобс выпустил ту самую весеннюю коллекцию 1993 года, получившую отрицательные отзывы критиков — о них ниже.

Кадр: Videofashion / YouTube
Команда работала всю ночь, а потом они засыпали на столах для раскроя. В это время друг Марка Роберт Бойкин умирал от СПИДа.
В этой коллекции для Perry Ellis Джейкобс стремился разрушить стойкие ассоциации приличности и размеренности, связанные с брендом. Респектабельность и помпезность 1980-х окончательно вышла из моды, и только свежее дыхание свободы и хулиганство могли вернуть к жизни такую марку, посчитал он.

Фото: Артур Элгорт / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Фото: Артур Элгорт / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Марк Джейкобс смешал всевозможные ткани и крои. «Бабушкино» кружевное вязание, деним, шифон, слишком длинные рукава, бабочки, цветочки, полоски, среднеазиатские паттерны — дизайнер создал second hand chic. Он говорил: «Для меня крайне важно право людей выбирать, решать и выражать индивидуальность. Не только в одежде — во всём. Я транслирую это в том медиуме, в котором работаю».

Фото: 1st Dibs / Invaluable

Читайте также:
Дебютный показ коллекции состоялся в ноябре 1992 года. Дефилировали главные звёзды моделинга того времени: Кристи Тарлингтон, Хелена Кристенсен и Карла Бруни, а также Кейт Мосс — и, по мнению некоторых критиков, она была единственной, кто выглядел уместно с растрёпанными волосами и минимумом макияжа.
По воспоминаниям близкого круга, сам Марк жутко нервничал, пил шампанское и бродил на бэкстейдже, спрашивая у друзей и коллег, было ли это «окей».
Sonic Youth и Хлоя Севиньи
Поэтому, когда за несколько недель до дебюта коллекции ему позвонили и спросили, могут ли Sonic Youth снять свой новый клип в его шоуруме и в его одежде, ещё не видевшей подиума, Марк согласился — хотя он понятия не имел, кто они.
Sonic Youth были с ним тоже не знакомы. «Мы ничего не знали о Марке», — говорит певица и гитаристка Ким Гордон. «Это было чисто совпадением, что он делал гранжевую коллекцию».

Фото: Greg Neate / Flickr
Их концепция видео соответствовала ощущениям Марка: «Мы хотели в кадре настоящую девушку, нам не нужна была модель», — говорит Гордон.
Гордон, чья хорошая подруга Дейзи фон Фюрт работала в журнале Sassy, спросила пару редакторов моды, есть ли у них кто-то на примете, и один из них назвал молодую стажёрку по имени Хлоя Севиньи, у которой были глаза с поволокой, большой нос и стрижка под мальчика.

Кадр: The Tonight Show Starring Jimmy Fallon / YouTube
Она носила джинсовые комбинезоны и рубашки из секонд-хендов. Марку нравился её образ. Так был снят клип на композицию Sugar Kane. «Многие, кто не считает себя „модниками“, в конечном итоге становятся настолько стильными именно потому, что стараются избегать того, что модно в данный момент», — рассказывал Марк. «И, делая это, они создают будущую моду».
Разнос в прессе
Несмотря на то что Анна Суи и Кристиан Фрэнсис Рот показали похожие коллекции в том же сезоне, именно Марка пресса обвинила в «убийстве» гранж-движения и отсутствии истинного понимания индустрии.

Фото: Welbeck Publishing / Fashion Museum
«Гранж — это проклятие для моды, — написала критик Кэти Хорин, — и для крупного модного дома на Седьмой авеню делать подобное заявление по такой цене — это просто смешно». Кстати, после двадцати лет размышлений Хорин официально отказалась от своих слов в статье для New York Magazine.
«Гранж: 1992–1993, R. I. P.», — заключил журнал New York. «Для многих гранжевая модная коллекция Марка Джейкобса стала последним ударом. Внезапно Bergdorf Goodman запросил 275 долларов за принты фланелевых домашних шорт на рубашках из вискозы; шерстяные лыжные шапки Джейкобса шли по 175 долларов. Вот почему рок-сообщество, вдохновившее движение, отвернулось от него».

Изображение: издательство Phaidon / «Гараж»
Через несколько месяцев Марк был публично уволен из Perry Ellis: гранжевый эксперимент (или тотальный разнос в прессе) пришёлся не по вкусу совету директоров бренда.
В том же году появилось фото, где зевающий Курт Кобейн, одетый в чёрную футболку с надписью «Гранж мёртв», держал на руках свою маленькую дочь Фрэнсис Бин.

«Марк прислал нам с Куртом свою гранж-коллекцию для Perry Ellis, — рассказывала Кортни Лав. — Знаете, что мы с ней сделали? Мы её сожгли».

Читайте также:
Marc Jacobs
Запуск собственного бренда после проблем в Perry Ellis стал для Марка вызовом и испытанием: он тяжело перенёс лавину критики от коллег и модных редакторов, а бюджет на собственный показ осень-зима — 1994 был минимален. Никаких 300 000 долларов на шоу, как было в Perry Ellis.
Однако харизма, дружелюбие и личные связи всегда помогали Марку. Кастинг был великолепен: Линда Евангелиста, Эмбер Валлетта, Шалом Харлоу, Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл и Карла Бруни участвовали в показе, будучи на тот момент абсолютными звёздами модельной индустрии. И, естественно, Кейт Мосс — молодое дарование и одна из самых востребованных моделей в том году.
Гонорар они получили одеждой: расплатиться деньгами Джейкобс не мог.
Коллекция получилась невероятно удачной. Её похвалили даже самые строгие критики, а модный истеблишмент и вовсе был в восторге — брат и сестра Версаче в частности. «Это свежо и очень по нью-йоркски», — сказала Донателла.

Фото: Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Фото: Marc Jacobs / 1st Dibs
После произошло много всего, но именно эта коллекция стала для Джейкобса прологом к коммерческому успеху и насыщенному творчеству.
Художественная артель имени Луи Виттона
В 1997 году, когда Бернар Арно нанял в Louis Vuitton Джейкобса — успешного, но всё ещё молодого дизайнера с имиджем бунтаря — критики были в шоке. Французский респектабельный дом с долгой историей ставит во главу нью-йоркского Enfant terrible, известного той противоречивой гранжевой коллекцией! Это ли не переворот?
Когда Марк пришёл в Louis Vuitton, ему сказали, что единственное, что он не может трогать, — это логотип. Разумеется, он его потрогал.
Например, Джейкобс убрал логопаттерн с некоторых товаров бренда и этим заложил базу новой визуальной идентичности, которая привнесла в старинный Louis Vuitton тот самый дух времени.

В 2001 году Марк Джейкобс обратился к своему приятелю, художнику Стивену Спроузу за новаторским граффити-вариантом логотипа LV. Спроус работал с панк- и поп-темами, а в проекте для LV он создал разухабистую монограмму-паттерн.


Фото: 1st Dibs / Farfetch
Вся работа Марка Джейкобса с художниками, представителями актуальной поп-культуры обращала модный дом к молодой аудитории. И закладывала основы для дальнейших коллабораций с арт- и уличной средой — например, сотрудничество LV с Supreme в 2017 году.

Фото: Louis Vuitton / 1st Dibs

Фото: Louis Vuitton
Эра Джейкобса стала поворотом для бренда: теперь монограмма и четырёхлистник стали не только означать роскошь вне времени и стабильное качество, но и вечно меняющуюся моду, любовь Джейкобса к иронии и бунту.

Фото: Louis Vuitton / 1st Dibs / Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images
Благодаря Джейкобсу аудитория Louis Vuitton стала шире и резко помолодела: теперь это поп-звёзды, рэперы и золотая молодёжь.

Читайте также:
Marc by Marc Jacobs
В 2001 году Джейкобс расширил свой модный дом, представив Marc by Marc Jacobs — более доступную линию одежды и аксессуаров. В основе у неё был тот же ДНК, что у главного бренда, а в дизайне — ещё больше иронии, забавной графики, обыгрывания винтажных форм и диковатого сочетания паттернов.

Фото: Marc Jacobs / 1st Dibs

Фото: HombreDHojalata / Wikimedia Commons

Фото: Mike G / Flickr
В 2009 году в бренде решили, что пора отпустить иронию в дизайне из-под контроля. В продаже появилась одежда и аксессуары с надписью «Jacobs by Marc Jacobs for Marc by Marc Jacobs. In collaboration with Marc Jacobs for Marc by Marc Jacobs».
Это была не особенно добрая шутка над теми, кто покупает вещи только из-за имени на лейбле.

В 2015 году линию Marc by Marc Jacobs закрыли.
Heaven
В 2020 году Джейкобс представил Heaven — «полисексуальную» линию, явно ориентированную на молодую аудиторию. Её обозначили как «ворота в обширную и загадочную вселенную, созданную Марком Джейкобсом».
В её духе и слегка психоделическом дизайне сосредоточено всё, за что Марка полюбили в моде и что безупречно удаётся ему уже много лет: модное хулиганство, гранж и ироничное кокетство без пошлости.

Про бренд Heaven мы писали в материале про модные стили. Игривые цвета и принты с котятами безупречно вписываются в тренд на кидкор — стилизованную «детскую» одежду для взрослых.

Читайте также:
В марте 2025-го в Heaven by Marc Jacobs выпустили совместную коллекцию с брендом Y/Project, который только что, в январе, объявил о закрытии. Получилась классная смесь слегка инфантильного Y2K-стиля Heaven c панковским и авангардным духом Y/Project.

Фото: Y/Project x Heaven by Marc Jacobs Collection

Фото: Marc Jacobs / Marc Jacobs
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!