Дизайн
#статьи

Бабушкина гордость. История Marc Jacobs

Ридикюли и насмешки, ромашки и собачки.

Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images for Marc Jacobs

Однажды в Нью-Йорке молодой человек решил, что не будет бояться никакого самовыражения и научит этому других. У него в арсенале была любовь к моде, притягательная харизма, хорошее образование и неукротимо лёгкое отношение к fashion-нормам.

Рассказываем, как Марк Джейкобс уже 30 лет убирает из моды серьёзность.

Начало карьеры

Марк Джейкобс родился 9 апреля 1963 года в нерелигиозной еврейской семье. Когда ему было семь лет, умер отец. До подросткового возраста Марк жил в Нью-Джерси, там же окончил математическую школу Teaneck High School, но потом его забрала к себе бабушка — состоятельная модная леди с Манхэттена.

Брат и сестра Марка попали в приёмные семьи. Их мать проходила лечение в психиатрической больнице.

Нью-Джерси — это штат «напротив» Нью-Йорк-сити. Их соединяет мост Джорджа Вашингтона. В отличие от величественного и кипучего Нью-Йорка Нью-Джерси считается более тихим омутом: в нём индустриальные ландшафты и малоэтажные пригороды
Кадр: сериал «Сопрано» / HBO Entertainment
Бабушку Хелен с Верхнего Вест-Сайда Марк называл своей первой fashion-музой, а она растила его как истинное дитя Нью-Йорка. На фото — 1980 год, Марк и его бабушка в вещах от одного дизайнера, Claude Montana
Фото: @themarcjacobs / «Инстаграм»*

Началом карьеры Марка в модной индустрии стала работа продавцом (а точнее, сотрудником склада) в авангардном бутике Charivari. Это был не просто магазин одежды, а символ больших перемен в fashion-индустрии: в 1980-е славу мировой столицы моды стал перетягивать на себя Нью-Йорк.

Кадр: DRAFT Productions / YouTube

Формальное образование Джейкобс получил в нью-йоркской Школе дизайна Парсонс и ещё во время учёбы на модельера создал свою первую коллекцию свитеров ручной вязки — и продал её Charivari. Коллекция имела успех, и Марк получил предложение стать дизайнером в Reuben Thomas для марки Sketchbook.

Свитеры Марка Джейкобса, 1980-е
Фото: Marc Jacobs x Perry Ellis / Attic

Гранж: от андеграунда к мейнстриму

В 1993 году Джейкобс представил знаковую коллекцию, которая стала новаторской, скандальной и окончательно превратила гранж из андеграундного движения в модный тренд, отголоски которого мы слышим до сих пор.

Как же так вышло, что коллекция молодого дизайнера наделала столько шума?

Два главных слова: Perry Ellis. Американский бренд классически-спортивно-молодёжной одежды, основанный Перри Эллисом в 1970-х.

Ещё во время учёбы в Парсонс Джейкобс стал самым молодым дизайнером, когда-либо получившим премию CFDA Perry Ellis Award за новый талант в моде. А в 1988 году, в свои 25 лет, Марк Джейкобс был одним из немногих, наряду с Айзеком Мизрахи, кого рассматривали в качестве претендента на должность руководителя Perry Ellis. В тот момент — бренда дорогой одежды для калифорнийских яппи, пришедшего в упадок после смерти создателя от СПИДа.

Ансамбли Perry Ellis, слева 1984-й, справа 1985 год
Фото: Артур Элгорт / Google Arts and Culture / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Марк получил работу в Perry Ellis. Для управления линией Denim он нанял тогда ещё никому не известного Тома Форда.

«Тогда Том был другим человеком», — говорит Джейкобс. «Он был таким WASPy, опрятным, со вкусом — или, по крайней мере, так он выглядел в то время. Я помню, он подшучивал над тем, как я выгляжу».

Актриса Мег Райан в съёмке для Vogue, 1989 год. Вся одежда на ней дизайна Марка Джейкобса для Perry Ellis
Фото: Condé Nast Archive / Google Arts and Culture / Артур Элгорт / Google Arts and Culture

В 1992 году Марк прикрепил на свой мудборд фотографии Кейт Мосс из The Face Коринн Дэй. Он был одержим Nirvana и всем гранжевым движением, хотя оно уже теряло свою привлекательность: из протеста быстро превращалось в мейнстрим.

Фото: The Face

Аутентичные идеи гранжа — носить повседневное, заурядное и б/у без внимания к ситуациям и нормам — растворились. Стиль пришёл в образы милашек из романтических комедий начала и середины 1990-х: даже в первых сезонах суперпопулярного сериала «Друзья» можно увидеть множество образов, относящихся к гранжевому тренду.

Но всё это случилось как раз после того, как Джейкобс выпустил ту самую весеннюю коллекцию 1993 года, получившую отрицательные отзывы критиков — о них ниже.

«Это была решающая коллекция», — говорит дизайнер Трейси Риз, которая помогала Марку, её лучшему другу из Школы дизайна Parsons, собрать образы в единый показ. «Мы были напряжены и замёрзли, а он нервничал, и происходило так много всего. Но это было потрясающее шоу»
Кадр: Videofashion / YouTube

Команда работала всю ночь, а потом они засыпали на столах для раскроя. В это время друг Марка Роберт Бойкин умирал от СПИДа.

В этой коллекции для Perry Ellis Джейкобс стремился разрушить стойкие ассоциации приличности и размеренности, связанные с брендом. Респектабельность и помпезность 1980-х окончательно вышла из моды, и только свежее дыхание свободы и хулиганство могли вернуть к жизни такую марку, посчитал он.

Модели Perry Ellis, 1986 год. Всё расслабленно, но прилично
Фото: Артур Элгорт / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Модель Кристи Тарлингтон в строгом костюме Perry Ellis дизайна Марка Джейкобса, съёмка для Vogue 1992 года
Фото: Артур Элгорт / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Марк Джейкобс смешал всевозможные ткани и крои. «Бабушкино» кружевное вязание, деним, шифон, слишком длинные рукава, бабочки, цветочки, полоски, среднеазиатские паттерны — дизайнер создал second hand chic. Он говорил: «Для меня крайне важно право людей выбирать, решать и выражать индивидуальность. Не только в одежде — во всём. Я транслирую это в том медиуме, в котором работаю».

Секондхендный шик станет визуальным кодом модного дома Marc Jacobs
Фото: 1st Dibs / Invaluable

Дебютный показ коллекции состоялся в ноябре 1992 года. Дефилировали главные звёзды моделинга того времени: Кристи Тарлингтон, Хелена Кристенсен и Карла Бруни, а также Кейт Мосс — и, по мнению некоторых критиков, она была единственной, кто выглядел уместно с растрёпанными волосами и минимумом макияжа.

По воспоминаниям близкого круга, сам Марк жутко нервничал, пил шампанское и бродил на бэкстейдже, спрашивая у друзей и коллег, было ли это «окей».

Sonic Youth и Хлоя Севиньи

Поэтому, когда за несколько недель до дебюта коллекции ему позвонили и спросили, могут ли Sonic Youth снять свой новый клип в его шоуруме и в его одежде, ещё не видевшей подиума, Марк согласился — хотя он понятия не имел, кто они.

Sonic Youth были с ним тоже не знакомы. «Мы ничего не знали о Марке», — говорит певица и гитаристка Ким Гордон. «Это было чисто совпадением, что он делал гранжевую коллекцию».

Ким Гордон из Sonic Youth в 1992 году
Фото: Greg Neate / Flickr

Их концепция видео соответствовала ощущениям Марка: «Мы хотели в кадре настоящую девушку, нам не нужна была модель», — говорит Гордон.

Гордон, чья хорошая подруга Дейзи фон Фюрт работала в журнале Sassy, ​​спросила пару редакторов моды, есть ли у них кто-то на примете, и один из них назвал молодую стажёрку по имени Хлоя Севиньи, у которой были глаза с поволокой, большой нос и стрижка под мальчика.

Вскоре после того клипа Sonic Youth Хлое Севиньи стала большой актрисой, it-girl и главной любимицей Нью-Йорка
Кадр: The Tonight Show Starring Jimmy Fallon / YouTube

Она носила джинсовые комбинезоны и рубашки из секонд-хендов. Марку нравился её образ. Так был снят клип на композицию Sugar Kane. «Многие, кто не считает себя „модниками“, в конечном итоге становятся настолько стильными именно потому, что стараются избегать того, что модно в данный момент», — рассказывал Марк. «И, делая это, они создают будущую моду».

Разнос в прессе

Несмотря на то что Анна Суи и Кристиан Фрэнсис Рот показали похожие коллекции в том же сезоне, именно Марка пресса обвинила в «убийстве» гранж-движения и отсутствии истинного понимания индустрии.

На Неделе моды в Милане в следующем сезоне мощнейшая фигура модной критики Сьюзи Менкес раздавала самодельные значки с надписью «Гранж — это ужасно»
Фото: Welbeck Publishing / Fashion Museum

«Гранж — это проклятие для моды, — написала критик Кэти Хорин, — и для крупного модного дома на Седьмой авеню делать подобное заявление по такой цене — это просто смешно». Кстати, после двадцати лет размышлений Хорин официально отказалась от своих слов в статье для New York Magazine.

«Гранж: 1992–1993, R. I. P.», — заключил журнал New York. «Для многих гранжевая модная коллекция Марка Джейкобса стала последним ударом. Внезапно Bergdorf Goodman запросил 275 долларов за принты фланелевых домашних шорт на рубашках из вискозы; шерстяные лыжные шапки Джейкобса шли по 175 долларов. Вот почему рок-сообщество, вдохновившее движение, отвернулось от него».

Marc Jacobs Illustrated — альбом с иллюстрациями Грейс Коддинтон
Изображение: издательство Phaidon / «Гараж»

Через несколько месяцев Марк был публично уволен из Perry Ellis: гранжевый эксперимент (или тотальный разнос в прессе) пришёлся не по вкусу совету директоров бренда.

В том же году появилось фото, где зевающий Курт Кобейн, одетый в чёрную футболку с надписью «Гранж мёртв», держал на руках свою маленькую дочь Фрэнсис Бин.

Изображение: UFO Music Books LTD / Galerie Babylone

«Марк прислал нам с Куртом свою гранж-коллекцию для Perry Ellis, — рассказывала Кортни Лав. — Знаете, что мы с ней сделали? Мы её сожгли».

Marc Jacobs

Запуск собственного бренда после проблем в Perry Ellis стал для Марка вызовом и испытанием: он тяжело перенёс лавину критики от коллег и модных редакторов, а бюджет на собственный показ осень-зима — 1994 был минимален. Никаких 300 000 долларов на шоу, как было в Perry Ellis.

Однако харизма, дружелюбие и личные связи всегда помогали Марку. Кастинг был великолепен: Линда Евангелиста, Эмбер Валлетта, Шалом Харлоу, Кристи Тарлингтон, Наоми Кэмпбелл и Карла Бруни участвовали в показе, будучи на тот момент абсолютными звёздами модельной индустрии. И, естественно, Кейт Мосс — молодое дарование и одна из самых востребованных моделей в том году.

Гонорар они получили одеждой: расплатиться деньгами Джейкобс не мог.

Коллекция получилась невероятно удачной. Её похвалили даже самые строгие критики, а модный истеблишмент и вовсе был в восторге — брат и сестра Версаче в частности. «Это свежо и очень по нью-йоркски», — сказала Донателла.

Супермодель Ирина Пантаева в платье Marc Jacobs, сентябрьский номер Vogue 1994 года
Фото: Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Платья бренда Marc Jacobs, 1990-е
Фото: Marc Jacobs / 1st Dibs

После произошло много всего, но именно эта коллекция стала для Джейкобса прологом к коммерческому успеху и насыщенному творчеству.

Художественная артель имени Луи Виттона

В 1997 году, когда Бернар Арно нанял в Louis Vuitton Джейкобса — успешного, но всё ещё молодого дизайнера с имиджем бунтаря — критики были в шоке. Французский респектабельный дом с долгой историей ставит во главу нью-йоркского Enfant terrible, известного той противоречивой гранжевой коллекцией! Это ли не переворот?

Когда Марк пришёл в Louis Vuitton, ему сказали, что единственное, что он не может трогать, — это логотип. Разумеется, он его потрогал.

Например, Джейкобс убрал логопаттерн с некоторых товаров бренда и этим заложил базу новой визуальной идентичности, которая привнесла в старинный Louis Vuitton тот самый дух времени.

Фото: Marc Jacobs / Louis Vuitton / 1st Dibs

В 2001 году Марк Джейкобс обратился к своему приятелю, художнику Стивену Спроузу за новаторским граффити-вариантом логотипа LV. Спроус работал с панк- и поп-темами, а в проекте для LV он создал разухабистую монограмму-паттерн.

Фото: Marc Jacobs / Louis Vuitton / 1st Dibs
Позже Джейкобс пригласил Такаши Мураками. На фото сумка Louis Vuitton Alma из коллаборации 2003 года и винтажный кейс с напечатанным поверх него принтом художника
Фото: 1st Dibs / Farfetch

Вся работа Марка Джейкобса с художниками, представителями актуальной поп-культуры обращала модный дом к молодой аудитории. И закладывала основы для дальнейших коллабораций с арт- и уличной средой — например, сотрудничество LV с Supreme в 2017 году.

Коллаборация Марка Джейкобса и Ричарда Принса для Louis Vuitton, 2008 год
Фото: Louis Vuitton / 1st Dibs
В 2025 году LV повторил сотрудничество с Мураками
Фото: Louis Vuitton

Эра Джейкобса стала поворотом для бренда: теперь монограмма и четырёхлистник стали не только означать роскошь вне времени и стабильное качество, но и вечно меняющуюся моду, любовь Джейкобса к иронии и бунту.

Слева бабочка из той самой гранжевой коллекции на кошельке Louis Vuitton. Справа Марк Джейкобс на поклоне после показа Fall/Winter 2001–2002 в лонгсливе с принтом крысы — неофициального и саркастического символа Нью-Йорка
Фото: Louis Vuitton / 1st Dibs / Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images

Благодаря Джейкобсу аудитория Louis Vuitton стала шире и резко помолодела: теперь это поп-звёзды, рэперы и золотая молодёжь.

Marc by Marc Jacobs

В 2001 году Джейкобс расширил свой модный дом, представив Marc by Marc Jacobs — более доступную линию одежды и аксессуаров. В основе у неё был тот же ДНК, что у главного бренда, а в дизайне — ещё больше иронии, забавной графики, обыгрывания винтажных форм и диковатого сочетания паттернов.

Справа юбка в горох с распавшимся Jacobs на нашивке, слева балетки-лоферы с пёсиками. Собаки — это одна из больших страстей Марка
Фото: Marc Jacobs / 1st Dibs
Фасад Marc by Marc Jacobs в Порту. На пике популярности у бренда было более 200 розничных магазинов в 80 странах
Фото: HombreDHojalata / Wikimedia Commons
Книжный магазин в Лондоне Bookmarc
Фото: Mike G / Flickr

В 2009 году в бренде решили, что пора отпустить иронию в дизайне из-под контроля. В продаже появилась одежда и аксессуары с надписью «Jacobs by Marc Jacobs for Marc by Marc Jacobs. In collaboration with Marc Jacobs for Marc by Marc Jacobs».

Это была не особенно добрая шутка над теми, кто покупает вещи только из-за имени на лейбле.

Фото: Sebastian Studio

В 2015 году линию Marc by Marc Jacobs закрыли.

Heaven

В 2020 году Джейкобс представил Heaven — «полисексуальную» линию, явно ориентированную на молодую аудиторию. Её обозначили как «ворота в обширную и загадочную вселенную, созданную Марком Джейкобсом».

В её духе и слегка психоделическом дизайне сосредоточено всё, за что Марка полюбили в моде и что безупречно удаётся ему уже много лет: модное хулиганство, гранж и ироничное кокетство без пошлости.

Фото: Marc Jacobs

Про бренд Heaven мы писали в материале про модные стили. Игривые цвета и принты с котятами безупречно вписываются в тренд на кидкор — стилизованную «детскую» одежду для взрослых.

В марте 2025-го в Heaven by Marc Jacobs выпустили совместную коллекцию с брендом Y/Project, который только что, в январе, объявил о закрытии. Получилась классная смесь слегка инфантильного Y2K-стиля Heaven c панковским и авангардным духом Y/Project.

В кампейне снялась любимица дизайнеров и соцсетей Джулия Фокс, модель Алана Чемпион и рэпер Кен Карсон
Фото: Y/Project x Heaven by Marc Jacobs Collection
Свитер с разломанной графикой лого и сумка со скетчами из коллекции Marc Jacobs 2025
Фото: Marc Jacobs / Marc Jacobs



Научитесь: Профессия Fashion-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована