Бизнес
#статьи

Искусственный интеллект в России. Состояние отрасли и прогнозы

Где уже применяется российский ИИ и что ему (пока) мешает захватить мир.

Dana Moskvina / Skillbox Media

ИИ решает важные общественные проблемы и превращается в огромную индустрию. Объём мирового рынка сегодня — десятки миллиардов долларов. Под понятие ИИ подпадают компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи. Если вы ещё не погружены в тему: не знаете, чем нейросети отличаются от Machine Learning и что вообще такое искусственный интеллект, советуем почитать эту статью.

Что делают крупные компании

В России есть крупные ИИ-проекты, локомотив индустрии — большие компании: они вкладывают деньги в технологии и видят в этом финансовую перспективу. Так, «Сбер» планирует вложить в искусственный интеллект около 2 млрд долларов в ближайшие четыре года и заработать за то же время порядка 6 млрд.

Откуда берётся доход? «Сбер» продаёт свои разработки как сервис. В 2020 году банк запустил систему виртуальных ассистентов «Салют»: они оплачивают покупки, переводят деньги и выбирают кино на вечер — достаточно дать нужную голосовую команду. Чтобы пользоваться функциями в полной мере, предлагают купить ТВ-приставку SberBox и смарт-дисплей SberPortal.

Вот так это выглядит на практике:

Плюс к этому банк оптимизирует внутренние процессы с помощью ИИ. Использует собственную систему распознавания лиц — она позволяет быстрее и проще идентифицировать клиентов. Недавно система получила международный приз и сейчас считается лучшей в России.

В тестовом режиме работает Digital Manager — он помогает сотрудникам с email. Система анализирует текст писем и в 90% случаев подсказывает сотруднику верный ответ — как если бы тот сам погружался в решение вопроса. Digital Manager также делегирует задачи подчинённым. Точность принятых решений на этапе теста — 75%.

«Сбер» решает и общественно значимые проблемы: расшифровывает рукописи Петра Первого и помогает ставить диагнозы с помощью нейросетей. Тестирует ИИ при подборе сотрудников — система анализирует резюме кандидата и определяет риск его быстрого увольнения.

Успехи положительно влияют на имидж компании. Консалтинговое агентство Brand Finance включило «Сбер» в топ-3 сильнейших брендов мира. Одна из причин высокой оценки — успехи в развитии инноваций.

Не отстаёт и «Яндекс». Компания одной из первых в России стала разрабатывать беспилотные автомобили и сегодня внедряет полезные ИИ-решения для бизнеса. У «Яндекса» есть собственные разработки, которые конкурируют с продуктами Google и Amazon.

Среди них Yandex SpeechKit — сервис распознавания и синтеза речи на нескольких языках. Вы наверняка знаете его по голосовой станции «Алиса». «Яндекс» вывел технологию в массы — сегодня каждая компания может внедрить её в свою IT-инфраструктуру.

SpeechKit позволяет общаться с клиентами без участия операторов. Робот запишет клиента на услугу, узнает, доволен ли покупатель сервисом, и сделает серию холодных звонков. Система распознаёт речь, строит общение по скрипту и передаёт данные менеджерам. Это экономит время и не вредит конверсии — только 4% клиентов понимают, что общаются с роботом.

Скриншот: Yandex SpeechKit

«Яндекс» позаботился о естественности голосов: система состоит из миллиона различных фонем. Сервис оценивает текст и подбирает интонации, которые будут звучать максимально органично.

Успехи в использовании ИИ делает и тяжёлая промышленность. В прошлом году компания «Северсталь» внедрила решения «Рубан» и «Аделина». Они управляют непрерывно-травильным агрегатом на Череповецком металлургическом комбинате. «Аделина» вычисляет нужную скорость управления агрегатом, а агент «Рубан» корректирует её на оборудовании. Разработка следит за производством каждую секунду и помогает реагировать на сбои быстрее.

«Непрерывно-травильный агрегат №3 работает в режиме 24/7. Производительность благодаря ИИ повысилась на 6,5%. В 2020 году на НТА-3 были достигнуты рекордные показатели производства. В том же году с помощью диджитал-решений на НТА-3 и других агрегатах было произведено более 150 тысяч тонн дополнительной готовой продукции и получено 1,4 млрд рублей дополнительной прибыли», — рассказали в пресс-службе Северстали.

Успехи небольших компаний

ИИ сегодня популярен и востребован — по данным совместного исследования TAdviser и «Ростелекома», 85% российских компаний уже используют ИИ-решения в бизнесе. При этом ИИ принято заказывать у подрядчика: 70% разработок создаются для продажи сторонним организациям.

Небольшие компании создают лаборатории, разрабатывают решения с использованием искусственного интеллекта и успешно внедряют их в IT-инфраструктуру своих клиентов.

Компания VideoMatrix специализируется на создании систем видеоаналитики. Решения используют на производстве — с их помощью ведут учёт созданных изделий, выявляют брак и контролируют соблюдение правил промышленной безопасности.

Нейросети VideoMatrix превосходят возможности человека. Программно-аппаратный комплекс АРМИЛ, созданный для Челябинского металлургического комбината, выявляет более 20 классов дефектов — в том числе царапины и микротрещины размером от 0,3 мм с точностью от 97%.

Компания EORA помогает выстраивать общение с клиентами с помощью чат-ботов. Это один из трендов на рынке маркетинговых решений. Компания сделала чат-бота для выбора обоев на сайте «Леруа Мерлен».

Нейросеть выучила параметры 1500 артикулов и научилась распределять их по внешним характеристикам — цветам и рисункам. Это помогает быстрее ориентироваться в ассортименте.

Создатели пишут, что система работает сродни компьютерной игре: «Пользователь загадывает персонажа, а джинн угадывает, кто это, задавая наводящие вопросы. Только в сервисе вместо персонажей обои, а вместо джинна — бот».

Лаборатория «СенсорТех» разработала устройство «Робин» — это умный помощник для незрячих. «Робин» сообщает о том, что находится вокруг, предупреждает о препятствиях и помогает обратиться к человеку на улице. Устройство «Чарли» помогает людям, которые имеют проблемы со слухом. Оно распознаёт устную речь и превращает её в текст. Компания сотрудничает с фондом «Сколково» — он помогает финансово перспективным проектам, консультирует по вопросам создания бизнес-модели и привлечения венчурных инвестиций.

Место России в мире

Крупные российские компании объединились с государством и создали АНО «Цифровая экономика». Это некий кластер, который позволяет общаться государству, бизнесу и учёным — трём главным акторам сферы искусственного интеллекта.

В состав вошли компании, наиболее заинтересованные в развитии ИИ: сотовые операторы «Билайн», МТС и «Мегафон», крупные технологические компании «Яндекс», Mail.ru и Rambler Group, банки ВТБ и «Сбер».

Разработана дорожная карта развития искусственного интеллекта — она интересна с точки зрения оценки рынка. На момент её создания в 2018 году мировой рынок оценили в 12,5 млрд долларов; 43 млн долларов, или 0,2% из них, — российский вклад.

Цифры по меркам остального мира совсем малы. Но всё же индустрия развивается. К 2020 году российский рынок вырос более чем в 2 раза по сравнению с 2019 — достиг 291 млн долларов США. Сегодня это 0,5% от мирового рынка — его объём оценивается в 58,3 млрд долларов. Эти данные приведены в исследовании MarketsandMarkets.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

Рабочая группа Федерального проекта по искусственному интеллекту» измерила индекс зрелости технологий ИИ. Среди критериев — инфраструктура, уровень развития науки и кадров в стране, доходы местных IT-компаний. В России этот индекс равен 6. С большим отрывом побеждают США и Китай (по 77 баллов), также в топе Великобритания, Канада и Германия (по 26 баллов).

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

Наши сильные и слабые стороны

Если переводить сухие цифры в проблемы и преимущества — вот что мы имеем сегодня.

Плюсы

  • У нас есть хорошие ИИ-лаборатории. Некоторые открываются в государственных университетах. Одна из них — лаборатория нейронных систем и глубокого обучения МФТИ. На её базе создан проект iPavlov. Он разрабатывает ботов-консультантов для онлайн-магазинов, сервисы быстрого поиска по документации и инструменты анализа мнений клиентов. В его команде выпускники и действующие сотрудники вуза.

    «Сбер» открывает институт искусственного интеллекта — там будут проводиться исследования для создания новых продуктов. Институт должен заработать уже в 2021 году, сейчас приглашают ведущих российских и зарубежных учёных.
  • Развиваются курсы по ИИ. Вместе с МГУ Skillbox сделал первую коллаборацию вуза и онлайн-университета в России. Создан курс «Философия искусственного интеллекта» — он станет хорошей базой для тех, кто хочет разобраться в предмете ИИ.

    Агентство искусственного интеллекта занимается корпоративным обучением: рассказывает о том, как ИИ-решения могут быть полезны для продаж и внутренних процессов компании. Проект берёт на себя важную роль: бизнес получает информацию про ИИ и осознаёт, почему его нужно внедрить, — это важное условие для развития рынка.

    Предпринимает усилия «Сбер» — банк запустил Академию искусственного интеллекта для школьников. Доступен курс по машинному обучению — его может пройти любой желающий. Банк создаёт материалы, которые можно использовать в рамках обычных школьных занятий и во внеучебных классах. Проводится олимпиада, посвящённая ИИ, — призёры и победители получают бонусы при поступлении в государственные вузы. Обучение прошли уже более 3,7 миллиона ребят по всей России.

Минусы

  • Один из главных — отсутствие законодательного регулирования. Из-за этого в стране, например, не запущены беспилотные автомобили — хотя «Яндекс» давно занимается их разработкой и производством. Проблема в том, что закон не позволяет проводить полноценные испытания — тестировать авто можно только с водителем, который едет за рулём. Из-за этого затягиваются сроки: ввод в эксплуатацию, по оценке Минтранса, может произойти не ранее 2024 года.
  • Отсюда вытекает следующая проблема: говорить о широком применении ИИ в государственном и социальном секторе пока рано. Не хватает законодательной базы, некоторые положения закона о защите данных несовместимы с внедрением ИИ — об этом также открыто говорится в дорожной карте, посвящённой развитию отрасли.

Всемирный тренд в ИИ сегодня — монополия больших компаний. Плюс это или минус — большой вопрос. Корпорации обогащаются за счёт ИИ, покупают последние разработки и нанимают на работу редких специалистов, разбирающихся в теме. Для малого и среднего бизнеса это затрудняет выход на рынок — конкурировать почти невозможно.

Фото: Dmitry Galaganov / Shutterstock

«На мировом рынке сегодня олигополия: есть Facebook*, Google и Amazon. В России господствуют „Яндекс“, Mail.ru и „Сбер“ — с очень большим желанием захватить рынок. Эти компании добывают ресурсы отовсюду и выдавливают небольшие компании за счёт бюджетов. С этим должно бороться государство. Его задача — выработать чёткую антимонопольную политику, которая не позволит ущемлять малый и средний бизнес в сфере ИИ.

Государство должно помочь СМП в развитии технологий, которые входят в понятие цифровой экономики. Как именно? Упростить получение грантов и обеспечить налоговые льготы.

Корпорации тратят большие деньги на research development, а небольшому бизнесу это сильно бьёт по кошельку. Но перспектива есть — малый и средний бизнес более мобилен и свободен от бюрократии — именно он может заниматься прикладной разработкой. Государство должно обеспечить условия для этого», — поделился основатель Агентства искусственного интеллекта Денис Онацик.

Как отбирают лучшие ИИ-кейсы

Развивать амбициозные проекты помогает «Альянс в сфере искусственного интеллекта». Он призван стать центром развития ИИ в стране. В его состав входят «Газпром нефть», «Яндекс», МТС, «Сбер», Mail.ru и Российский фонд прямых инвестиций.

Внутри Альянса создана ежегодная премия AI Russia Awards. Её цель — найти и выделить действующие ИИ-проекты, которые приносят пользу бизнесу.

«Проект любой компании, вне зависимости от её размера, может претендовать на включение в Библиотеку кейсов премии и на победу в AI Russia Awards. При условии, что его реализация позитивно сказалась на экономических показателях компании. Сейчас на рынок AI-решений активно выходят новые игроки, и мы видим, что их разработки используют крупные промышленные предприятия, — этому есть немало подтверждений в Библиотеке».

Комментарий пресс-службы Альянса в сфере искусственного интеллекта

Проекты представлены в самых разных отраслях. На премию номинирован робот-помощник для управления комбайном, система распознавания геопород для добычи нефти и голосовой помощник службы доставки пиццы.

«Топ-3 сфер-участников конкурса сегодня — это финансы, кредит и страхование, сфера IT и промышленность», — комментирует пресс-служба Альянса.

Предполагается, что премия даст другим участникам рынка мотивацию создавать новые проекты и ориентироваться на опыт участников премии.

«В общей сложности мы отобрали на конкурс свыше 80 заявок. 40 из них попало на рассмотрение жюри — по 10 в каждой из четырёх основных бизнес-номинаций: рост выручки, снижение расходов, рост производительности и повышение качества. Они получили высшую оценку членов экспертной комиссии Альянса и теперь допущены к рассмотрению жюри AI Russia Awards. В его состав входят руководители российских крупнейших компаний, их задача — оценить проекты с точки зрения бизнеса», — рассказали в пресс-службе Альянса в сфере искусственного интеллекта.

Правовые инициативы российского государства

Правда сегодня в том, что развивать ИИ без поддержки государства невозможно. Это легко проверить на примере других стран. Американский эксперт в области ИИ Бернард Марр пишет о том, что только благодаря поддержке государства Китаю удалось так быстро догнать США.

Можно выделить два важных способа поддержки со стороны государства. Первый — это принятие регулирующих законов: без чётких правовых норм развитие отрасли невозможно. Второй — защита внутреннего рынка. Известно, что Китай ограничивает работу Google и Facebook* на своей территории. В их случае это приносит свои плоды — китайский поисковик Baidu, например, показывает хорошие результаты: им пользуется более 70% пользователей Китая. С учётом объёма рынка это, во-первых, очень большие цифры, во-вторых, серьёзный доход, который остаётся внутри страны.

Фото: Michael Vi / Shutterstock

Тренд на соперничество идёт повсеместно — можно сказать, вопреки трендам глобализации. Чего стоят истории о попытках заблокировать TikTok на территории США и внесении Xiaomi в чёрный список для инвестиций. Оба решения были отменены, первое — верховным судьёй ещё во время президентства Трампа, второе — новой администрацией уже после его ухода с поста президента. Так или иначе, такие меры сегодня действительно используются на глобальном рынке.

Начинать поиск проблем, конечно, стоит у себя — а не сваливать на зарубежных конкурентов. В России налицо отсутствие законодательной базы по ИИ. Проблемой озадачились в 2019 году: Минэкономразвития и Центр стратегических разработок представили законопроект «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций».

В 2020 году вышел ФЗ: он призван способствовать разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта. ФЗ устанавливает экспериментальный правовой режим: в нём представители бизнеса и власти будут создавать правовую систему с нуля — методом проб и ошибок. Закон касается только Москвы, и его текст пока предельно абстрактен — с этим соглашаются и юристы. Тем не менее давайте попробуем разобраться, чем он будет полезен.

Правительство Москвы будет «определять условия и порядок разработки, внедрения и реализации технологий искусственного интеллекта». Как это будет происходить на практике — не уточняется. Депутат Государственной думы Ирина Белых, которая внесла законодательную инициативу, от комментариев отказалась.

Некоторые подсказки о реальных полномочиях мэрии можно найти чуть дальше, читая статью 4 ФЗ.

Мэрия поможет с физическими данными пользователей. Будет определять порядок передачи материалов собственниками городских фото и видеокамер. При этом данные обезличат и не будут передавать организациям, которые не участвуют в экспериментальном правовом режиме. Как это будет происходить на практике, не уточняется.

Экспериментальный ФЗ должен помочь выработать законодательную базу — по результатам эксперимента выйдет полноценный закон. Вошёл ли кто-то из бизнеса в рабочую группу и в каком вообще состоянии сейчас проект — доподлинно неизвестно.

Известно только то, что у государства есть свои планы в области ИИ. Государство особенно заинтересовано в разработках в сфере медицины, городского освещения и регулирования дорожной обстановки.

«Мы не подавали заявку на участие в экспериментальном ФЗ, но знаем компании, которые это сделали. К сожалению, пока трудно отследить выгоду, которую даёт участие. Лично нам эти данные от правительства не нужны. Может быть, они будут полезны медицинским стартапам, но, опять же, стоит всё-таки начать с налоговой и грантовой поддержки. Это гораздо важнее», — поделился основатель Агентства искусственного интеллекта Денис Онацик.

Похожего мнения придерживается Александр Смоленский, генеральный директор Цифровой индустриальной платформы:

«Этот закон — очень важный этап развития правового поля цифровизации, но далеко не финальный. Мы работаем с производством, нас не интересуют данные граждан — только данные оборудования и технологических процессов. Поэтому надеемся на участие в других аспектах экспериментальных режимов».

Что будет дальше

Для развития рынка в России был создан федеральный проект «Искусственный интеллект». Финансируется он из средств федерального бюджета — в том числе из тех, что выделили на реализацию национальной программы «Цифровая экономика РФ».

Скриншот: проект «Искусственный интеллект»

Всего на проект отвели 86,5 млрд рублей. Федеральный бюджет заплатит 29,4 млрд рублей, внебюджетные источники — 6,9 млрд, 55 млрд отдельно выплатит Сбербанк.

Куратором проекта назначено Минэкономразвития. Предусмотрены дополнительные гранты в размере 12 млрд рублей — из этих денег будут финансировать коммерческие и научные проекты.

«Это уже вторая попытка системно заняться ИИ в России. Несколько лет назад ИИ не выделяли как отдельное и ключевое направление работы — он был частью сразу нескольких федеральных программ. Хорошо, что появился отдельный проект со своим финансированием и ответственными.

Объём финансирования, если сравнивать его с расходами по аналогичным проектам в ЕС, США или Китае, не слишком велик — другие страны заявляют объёмы в несколько раз больше. Нужно надеяться, что средства будут расходовать на наиболее перспективные направления. В любом случае этот ФП включит в повестку многих руководителей государственных предприятий, и это, несомненно, даст толчок развитию рынка ИИ в целом и небольшим средним компаниям в частности. «Цифра» со своей стороны также планирует принять участие в реализации ФП».

Комментарий генерального директора Цифровой индустриальной платформы Александра Смоленского

Суммы действительно небольшие: Китай, например, тратит на ИИ в сотни раз больше. И, если смотреть прогнозы, бороться с Китаем и Америкой в целом пока бессмысленно. В документе «Разработка Федерального проекта по искусственному интеллекту» к 2030 году разница по баллам всё ещё большая — в 5,5 раза. 78 баллов у России против 424 у Китая и США.

Инфографика: Майя Мальгина / Skillbox Media

А вот посоревноваться с Европой и Канадой кажется возможным — уже к 2024 году разрыв планируется меньше чем в 2 раза (49 баллов у Великобритании, Канады и Германии против 29 у России). IDC прогнозирует рост российского рынка до 555,1 млн долларов США уже к 2024 году. Сбудутся ли эти прогнозы?

«В тех отраслях, где мы работаем, а это в первую очередь промышленность, — не видим отставания в прикладных решениях. В чём-то мы опережаем конкурентов, в чём-то они нас — это совершенно нормальное соревнование. В объёме внедрений Россия, наверное, отстаёт от каких-то стран, но масштабного исследования, выраженного не в деньгах, а в количестве реально работающих систем, во влиянии на бизнес-показатели, нам пока не попадалось. Чтобы выбиться в лидеры, России потребуется увеличить объёмы финансирования раз в 5–10 и сделать ИИ явным национальным приоритетом на всех уровнях. Но даже без этого ожидать, что Россия полностью проиграет гонку за ИИ, тоже не стоит. Для этого нет серьёзных оснований», — сообщил Skillbox Media генеральный директор Цифровой индустриальной платформы Александр Смоленский.

«Гонка в целом идёт не в ту сторону. Самая сущность и научная ценность искусственного интеллекта позабыта: корпорации внедряют лишь точечные прикладные решения. Россия могла бы возглавить самый правильный путь — путь познания человеческого разума, а не создания очередных проектов, которые распознают какие-то объекты. У нас существенный кадровый потенциал, серьёзные теоретические и прикладные наработки — мы могли бы это сделать», — поделился Денис Онацик, основатель Агентства искусственного интеллекта.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Философия искусственного интеллекта Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована