Бизнес Геймдев Образование
#статьи

Графика убивает воображение. Почему растёт спрос на аудиоигры и зачем они нужны

В пандемию возрос спрос на приложения, для которых не нужен экран. Рассказываем, почему так произошло и какие игры рынок предлагает уже сейчас.


Недавняя популярность Clubhouse — за февраль число российских пользователей соцсети выросло в 18 раз, до 400 тысяч, — была неслучайной. Аудиоформаты действительно становятся востребованы аудиторией. Всё началось ещё с подкастов: по данным компании Edison Research, в 2006 году о подкастах знали 22% американцев, в 2019 году больше половины опрошенных хотя бы раз в жизни слушали подкаст.

Ускорили развитие аудио и умные голосовые помощники — Siri от Apple, Google Assistant, «Яндекс.Алиса», Amazon Alexa, каждый из которых обзавёлся своей умной колонкой. В разгар пандемии коронавируса популярность приобрело устройство Yoto, которое придумали, чтобы отвлечь детей от приложений и телевизора. У Yoto нет дисплея, он может только воспроизводить предварительно записанные истории и детские подкасты, а также запускать аудиоигры, для которых не нужна графика. Колонка не интерактивна и работает на специальных картриджах — как олдскульный магнитофон.

Благодаря аудиоиграм родители отучают детей от мониторов и экранов, к которым те сегодня привыкают с самого детства. Skillbox Media рассказывает, как и когда появились аудиоигры, почему они стали популярными, как устроены и что предлагают пользователям.

Почему аудиоигры стали популярными

Увлечённость детей гаджетами родители считают глобальной проблемой. По данным членкора Российской академии образования Александра Веракса, россияне в возрасте 5–10 лет проводят перед смартфоном, планшетом и компьютером около пяти часов в день. Научное сообщество пока не пришло к согласию в отношении вредности экранов, однако некоторые родители делают свои выводы — и стараются отучить детей от гаджетов.

В разгар пандемии российские школьники, а также студенты и сотрудники многих компаний перешли на дистанционное обучение или удалённую работу — и стали контактировать с гаджетами ещё интенсивнее. Одним из решений, которое немного снижает нагрузку на глаза, стали игры со звуковым управлением и голосовые помощники.

По мнению профессора лингвистики Наоми Барон, аудиоигры полезны для обучения детей. «Время, проведённое за экраном, не только вредит нашему зрению, но и делает всё взаимодействие поверхностным. Мы не прикладываем к нему умственных усилий», — говорит она.

В звуковых играх, напротив, информацию не дают в лоб: чтобы дойти до сути истории, требуется больше воображения и внимания. Аудиоигры эффективно развивают артикуляционную моторику и дикцию, тренируют слух и устраняют некоторые дефекты речи, заставляя пользователя общаться с гаджетом. Кроме того, аудиоигры особенно рекомендуют изучающим английский, чтобы закрепить лексику, а также людям с нарушениями зрения.

Как работают аудиоигры

В аудиоигре информация передаётся через звук. Некоторые голосовые игры озвучены живыми людьми, некоторые — речевым синтезатором. При этом далеко не все аудиоигры полностью автономны от монитора. В большинстве из них происходящим на экране можно управлять голосом, то есть игры остаются видеоцентричными.

Первую аудиоигру-аркаду Touch Me выпустила компания Atari в 1974 году. В Touch Me использовались серии вспышек со звуковыми тонами. Эта игра на эйдическую память: проигрывалась последовательность тонов, и каждый из них подсвечивался. Нужно было верно повторить последовательность, нажимая на кнопки. Если игрок всё делал правильно, то игра добавляла ещё один тон.

Изначально звуковые игры предназначались для незрячих людей, но со временем они стали популярны среди всех групп населения. Благодаря объёмному звуку из наушников аудиоигры создают эффект присутствия и заставляют человека воображать графику. В звуковые игры можно играть дистанционно: по словам представителей стартапа Volley, который выпустил немало таких игр, дети часто соревнуются со своими родственниками, живущими в других городах.

Что касается разработчиков, то для них звуковые игры даже выгоднее: требуется меньше затрат на создание. К примеру, не нужно находить художников и аниматоров. Выйти на рынок аудиоигр могут и небольшие компании-производители.

Во что можно сыграть голосом

Звуковых игр до сих пор относительно мало, и реальной оценки их полезности в открытом доступе пока нет. Некоторые релизы обсуждаются на сайте audiogames.net, где основная часть аудитории — незрячие люди. Благодаря адаптированным дисплеям люди с нарушениями зрения пользуются компьютерами, но им доступны лишь немногие графические игры.

Изобретение умных голосовых помощников, по сути, сформировало нынешний рынок аудиогр. Так появился стартап Volley, который создаёт игры для Amazon Echo, Google Home и других. Большинство игр Volley выполнены в формате викторин, самая популярная — Song Quiz: пользователю предлагается послушать мелодию и угадать её название и автора. Яндекс предлагает аудиоигры с голосовым помощником «Алиса». С ней можно сыграть в «Виселицу», «Угадай животное», «Угадай число», «Верю — не верю», «Угадай песню» и во многое другое. Пользователю нужно назвать «Алисе» игру, в которой он хочет проверить себя, и далее следовать инструкциям голосового помощника.

По данным группы «М.Видео-Эльдорадо», рынок беспроводных и умных колонок вырос на 38% — до 6,7 млрд рублей за семь месяцев 2020 года. Фаворитами стали устройства от Яндекса с голосовым помощником «Алиса», самой продаваемой оказалась «Яндекс.Станция Мини». Менее 1% от общего количества проданных умных колонок в России составили колонки зарубежных компаний — Google Home с Google Assistant, Amazon Echo с Alexa и Apple HomePod с Siri. Компания «Яндекс» рассказала, что продала более 1,3 млн колонок с «Алисой» за три года после запуска.

Один из самых развитых в плане игр голосовых ассистентов — Amazon Alexa. Так, в игре Escape the Room пользователю предлагают на выбор пять локаций (тюремная камера, офис, автомобиль, космический корабль или гараж), цель — сбежать. Alexa предложит головоломки, которые нужно решить, чтобы выбраться из комнаты. Может быть, придётся осмотреть автоматический выключатель или подсоединить цветные провода в определённом порядке. Во всех случаях нужно подключать воображение и управлять голосом.

В другой игре, Deal or No Deal, требуется сначала выбрать один из двадцати двух кейсов с деньгами — с ним игрок проведёт всю игру. Затем необходимо в трёх раундах открыть несколько чемоданов, угадывая те, в которых меньше всего денег. В конце каждого раунда банкир через Alexa предлагает сумму — можно либо принять её и выйти из игры, либо сказать «нет сделки», чтобы продолжить. Цель игры — прийти к финалу с наибольшей суммой.

Pac-Man Waka Waka — это голосовая версия классической аркадной игры для интеллектуальных дисплеев с поддержкой Alexa. Игрок перемещает Pac-Man не джойстиком, как в оригинальной аркаде, а с помощью голосовых команд, издаваемых родном языке персонажа.

Чтобы запустить любую из игр, нужно лишь сказать Alexa её название.

Для тех, кто не может полностью отказаться от экрана, существуют игры с голосовым управлением. Например, игра In Verbis Virtus — это квест про мага в тёмном подземелье. Пользователю нужно произносить заклинания для того, чтобы убивать врагов, преодолевать препятствия и решать головоломки. Заклинания даны в игре в виде надписей — важно их правильно произнести. В игре Tom Clancy’s EndWar также есть функция голосового управления — можно руководить боевыми отрядами, призывать подкрепления и вызывать авиаудары. В обоих примерах аудио лишь дополняет видео.

Компьютерная игра One Hand Clapping заставляет решать головоломки криком, пением и насвистыванием — в зависимости от ситуации голос «рисует» мостики через пропасть или поднимает главного героя вверх. В некоторых головоломках требуется попасть в определённую тональность. В этой игре пользователь активно взаимодействует с экраном, но голос играет определяющую роль.

Кстати, похожую игру в 2017 году придумали в Азии. Eighth Note! Don’t stop! — это платформер с голосовым управлением. Чтобы главный герой двигался вперёд, нужно говорить, а чтобы прыгал — кричать. Чем громче игрок кричит, тем выше герой прыгает.

Аудиоигры в повседневной жизни

Сценарист и менеджер по развитию искусственного интеллекта «Мегафона» Екатерина Гейзерих считает, что ещё одна причина популярности игр без графики — возможность совмещать игру с рутинными делами. Во время голосового квеста дети и родители могут заниматься творчеством или убирать игрушки — так проще привлечь ребёнка к монотонному физическому труду — например, к мытью посуды.

Также голосовые игры акцентируют внимание на историях и захватывающих диалогах, развивают фантазию и абстрактное мышление, в то время как, сосредоточившись на создании развитых спецэффектов и реалистичной графики, создатели видеоигр могут и забыть про сюжетные повороты.

«Я слышала мнение, что человека от животного отличает миф, то есть умение рассказать историю, наполнять жизнь смыслом. И мне кажется, что в век картинки невероятного качества популярность такого формата, как аудиоигры, лишний раз подтверждает значимость историй для нас», — говорит Гейзерих.



Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Как открыть бизнес: от идеи до реализации Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована