Преподаватель, который заражает любовью к учёбе: история Виктории Андриановой
Ментор на десятке курсов, опытный маркетолог и заботливая мама — узнаем, как совмещать всё это и получать удовольствие.
Виктория Андрианова
Россия, Сергиев Посад
Преподаватель на курсах:
Достижения
с 2021 года постоянно является лауреатом премии Skillbox «Преподаватель года» в номинации «Выбор студентов», разрабатывала финальный проект курса «Симулятор PR: решение реальных кейсов».
Виктория рассказала:
- как начинала свою карьеру;
- как нашла призвание в преподавательстве;
- какие проблемы испытывала в начале карьеры ментора и как с ними справилась;
- какие личные качества помогают ей в преподавании;
- какой преподавательский стиль она использует;
- как справляется с кризисами и что ценит в профессии больше всего;
- что рекомендует всем студентам;
- чем гордится и какие ещё цели перед собой ставит.
«Опыт, который помогает и сейчас»: как Виктория начинала карьеру
По образованию я магистр социологии. Окончила с красным дипломом без единой четвёрки бакалавриат и магистратуру МГУ. Интересовалась урбанистикой и коммуникациями, мне нравилось всё, что связано с социологией и маркетингом. Кроме того, проходила курсы профессиональной переподготовки — по программе «SMM-маркетолог» в РЭУ имени Г. В. Плеханова и «Наставничество для профессионального развития на рабочем месте» в Томском государственном университете.
Работать начала довольно рано, со второго курса. Хотелось иметь опыт уже к окончанию университета. Первым местом была альма-матер — Лаборатория социально-правовых исследований и сравнительного правоведения. Там вместе с научными сотрудниками мы проводили социологические исследования в сфере образования. Позже стажировалась в Правительстве Москвы: изучала, как оказывают госуслуги в электронном виде.
Семь лет работала в московском PR-агентстве «ИМА-консалтинг» на должности специалиста по работе с социальными сетями. Реализовывала SMM-стратегии, участвовала в избирательных кампаниях, постоянно мониторила активность блогеров и топикстартеров. Интересных и разнообразных проектов было много: приходилось совмещать штук пять одновременно. Там я координировала дизайнеров, видеографов и райтеров — это опыт, который помогает и сейчас.
«Сошлись звёзды»: как Виктория начала преподавать
В школьном возрасте кем я только не хотела быть: моделью, ветеринаром, дизайнером, архитектором. Но многие говорили мне: «Ты так хорошо учишься, тебе бы преподавать». Ответ был всегда один: «Нет, точно никогда не буду». Но, как говорится, не зарекайся.
В 2015 году я начала работать с соцсетями и попала в проект «Школа блогеров». Тогда мы развивали Twitter и быстро набрали 20 тысяч подписчиков — это был успех. Позднее я уже сама стала SMM-коучем в другой «Школе блогеров». Записывала лекции для ютуб-канала, создавала методические гайды, рекомендации и участвовала в мастер-классах. Это был крупный имиджевый проект по обучению и ведению блогов профессиональной тематики. Тогда у меня было около тридцати подопечных. Здесь уже приходилось делиться личным опытом, и мне очень понравилось. Глаза загорелись, и я сердцем почувствовала, что это моё.
Когда я стала SMM-коучем, поняла, что преподавать и делиться знаниями — это не просто участвовать в очередном проекте, который закончится, это моё предназначение. Я совмещала знания по маркетингу с опытом выступления в МГУ на международных конференциях.
Помню забавный случай. На одном из онлайн-марафонов я выиграла расклад у нумеролога. И хотя я в это не верю, но по дате рождения и звёздам сошлось, что моя профессия — преподаватель. Вот такое совпадение!
«Казалось, что не хватит авторитета»: какие сложности были у начинающего преподавателя
Было немного страшно, что придётся обучать взрослых людей, экспертов в своей области, которые занимают высокие должности или ведут собственный бизнес. Казалось, что не хватит авторитета перед более взрослыми и уважаемыми личностями. Но всё получилось. Успехи всегда запоминаются, особенно когда подопечным удаётся «раскачать» блог и прийти к нужным целям.
Самым сложным было осознавать, что ты — «училка». У всех же есть воспоминания со школьных времён. А я ещё и зарекалась, что в эту сферу ни ногой. Но теперь всегда стараюсь показать, что преподаватель — это проводник в мир новых знаний и навыков, а не тот, кто заставляет зазубривать и ставить ярлыки.
Фото: личный архив Виктории Андриановой
Я больше наставник и направляющий ментор, но не надзиратель. Для меня преподавательский путь — лучший жизненный и профессиональный расклад. Я счастлива работать в Skillbox.
«Знания не бывают лишними»: что помогает в работе, хобби и жизни в целом
Усидчивость, системность и стабильность. Ещё со школы, как и разносторонность. Я не только пять лет училась в художественной школе, но и, например, активно учила физику для ЕГЭ, чтобы поступить.
Сейчас тоже периодически прохожу курсы, бываю на конференциях, слежу за профессиональными блогами и веду свой блог по маркетингу. Ещё участвую в интеллектуальных играх в качестве хобби. Считаю, что любознательность и саморазвитие — обязательные для преподавателя качества. Я уверена, что никакие знания и навыки не бывают лишними.
Например, художка помогла развить чувство прекрасного. Я люблю эстетику во всём — от домашнего быта до всего, что окружает. Сейчас эти навыки помогают при фото- и видеосъёмке. Это моё хобби, потому что на масло и кисти сейчас не хватает времени, а творчество в жизни нужно.
Фото: личный архив Виктории Андриановой
В быту тоже пригождается. Считаю, что рабочее место должно быть идеально чистым и красивым, потому что повседневные привычки влияют на все сферы жизни. Как говорят: «Порядок на столе — порядок в голове». Это для меня закон.
«Стараюсь заражать любовью к учёбе»: как Виктория преподаёт
Обучаю в максимальной дружественной атмосфере без формальности — всем нужна эмпатия. Это основной приём, позволяющий заинтересовать. Я люблю учиться и стараюсь заразить этим чувством студентов, чтобы им хотелось достигать целей и двигаться вперёд. Не осуждаю и не упрекаю, если что-то сразу не получается.
Когда студентам становится сложно, стараюсь разложить всё по полочкам и объяснить простым языком. Декомпозиция как метод всегда помогает. Ещё советую студентам самостоятельно ставить цели перед собой, задумываться, ради чего решились учиться. Письмо себе в будущее тоже мотивирует.
Бывают ситуации, когда человек полностью теряет интерес, тут нужно проделать большую внутреннюю работу. Без неё будет сложно сдвинуться дальше. Стараюсь напоминать, что 90% успеха зависит только от нас самих и только 10% — от внешних факторов. В этой пропорции наставничество кураторов как раз входит в 10%.
«Люблю развиваться каждый день»: как Виктория поддерживает себя в рабочем тонусе и что ценит в профессии
Кризисы тоже случаются, но они не связаны с преподаванием. Небольшой отдых помогает справиться — иногда стоит переключить внимание на что-то другое, и тогда успокаиваешься.
В стрессовых ситуациях помогают бытовые задачи, даже уборка по дому. Мне, как перфекционисту, это поднимает настроение.
Сложные студенты тоже встречаются, но на них просто уходит больше времени. Почти все в конце обучения остаются довольны и даже благодарны.
Фото: личный архив Виктории Андриановой
В преподавании я люблю возможность развиваться каждый день. Это и есть счастье. Если общаться с людьми из разных сфер — расширяешь кругозор.
За пять лет у меня было много ярких студентов, но всегда радуют именно разносторонние люди. Например, те, кто не боится в 63 года пойти в SMM и начать вести соцсети, несмотря на возраст и предрассудки.
«Лучшее время начать — сейчас»: какой совет Виктория даёт всем студентам
Всегда верьте в себя и в свои возможности, и помните, лучшее время начать и действовать — сейчас. Если вы решили сменить профессию, значит, это для вас важно.
Когда страшно и тяжело, воспримите это как рост. Из зоны комфорта определённо стоит выходить. Стоит учесть, что на онлайн-курсах большую часть информации придётся усваивать самостоятельно. Но всегда есть кураторы, которые поддержат и эксперты, готовые проконсультировать лично. Лучше не бояться и действовать, а кураторы всегда направят.
В начале трудности бывают абсолютно со всем. Вспомните, как дети учатся ходить и набивают шишки. Это не страшно. Страшно оставаться на одном месте и не расти над собой.
Можно выстраивать свой трек обучения из точки А в точку Б, ставить цели по SMART, но главное — достигать и двигаться дальше.
«Если есть желание и цель, всё получится»: чем гордится Виктория и к чему ещё стремится
С 2021 года я постоянный лауреат категории «Выбор студентов» в премии «Преподаватель года» от Skillbox. В прошлом году впервые получила номинацию на главную награду — ещё есть куда расти, чтобы победить. Работу за 2025 год коллеги оценят чуть позже.
Фото: личный архив Виктории Андриановой
Уже четыре года подряд параллельно с другими курсами учусь быть мамой. Сейчас прохожу программу Skillbox про родительство — «Воспитание детей младшего школьного возраста». Готовлюсь к этому периоду заранее, потому что хочу, чтобы мой сын Серёжа стал лучше и успешнее меня во всём. Считаю, что привить любовь к знаниям можно только личным примером.
В работе хочу развиваться и расти, а в целом стремлюсь сделать жизнь своего ребёнка счастливой и интересной. Это долго, сложно и требует большого терпения. Но если есть желание и цель, всё получится.