Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Блог Skillbox
#статьи

Через призму сценарного мастерства: история преподавателя Skillbox Елены

Экономист по образованию, преподаватель по профессии, сценарист по призванию, а ещё победитель номинации «Стальные нервы». Знакомимся с Еленой ближе.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Елена Куделина

Россия, Ростов-на-Дону



Наставник


Достижения:

Победитель премии «Преподаватель года 2024» в номинации «Стальные нервы».


Елена рассказала:

  • как начала преподавать в Skillbox и чем занималась до этого;
  • почему сценарное мастерство стало делом её жизни;
  • как она относится к победе в номинации «Стальные нервы»;
  • что главное в работе преподавателя сценаристики;
  • как она проводит свободное время и чем увлекается;
  • что входит в её личный топ-5 книг и фильмов.

Из участниц GameBox в проверяющие кураторы: как Елена начала преподавать

— Елена, расскажите, как вы стали преподавателем Skillbox? Что вас к этому привело?

— Тут получилась весьма интересная история. Изначально я была (и до сих пор являюсь) студенткой Skillbox на курсе «Профессия 3D-дженералист». И в рамках обучения я решила поучаствовать в практике геймдев-студии GameBox в качестве 3D-художника.

Я сдала тестовое и попала в команду. Но из-за того, что по образованию я сценарист, не смогла не вставить свои пять копеек в нарративную часть игры. При этом преуспела и как 3D-художник — смоделировала небольшую китайскую деревню.

К слову, наша игра получила множество положительных отзывов, и командой мы были приглашены для дальнейшей разработки под издателя. Нас даже можно найти в Google Play.

После прохождения практики в GameBox ко мне пришла тимлид геймдев-студии Дина Левтерева и предложила попробовать себя в качестве куратора на курсе сторителлинга. А потом постепенно у меня начало появляться всё больше и больше курсов. На сегодняшний день я преподаю в Skillbox уже около полутора лет.

Елена Куделина во время защиты командного проекта одного из практикумов GameBox
Изображение: Елена Куделина

— До того, как вы стали проверяющим куратором, где вы работали? Чем занимались?

— Скажу честно, киноиндустрия — не самая простая сфера для входа в неё. У меня были незначительные проекты, но в большинстве своём денег они не приносили. По этой причине сценаристика и кино для меня были скорее хобби, тогда как основным занятием оставалась работа в сфере общепита.

Я проработала в ней с 14 до 30 лет: была и официантом, и барменом, и хостесс, и менеджером. После этого стала менеджером в салоне красоты, а последний год работаю только в Skillbox и очень рада, что могу наконец-то заниматься тем, что по-настоящему приносит мне удовольствие.

«Свой первый текст я написала в 7 лет»: о пути в сценаристику

— Расскажите, кто вы по профессии? Связана ли она с тем, чем вы занимаетесь сейчас?

— У меня несколько образований: по средне-специальному я повар, а высшее получила в области экономики. Также я окончила курсы сценарного мастерства в Good Story Media, училась в школе кино у Александра Митты и более года занималась у сценариста и преподавателя теории драматургии Олега Сироткина. Под его руководством я написала свой первый полный метр.

Церемония вручения дипломов в школе Александра Митты
Фото: личный архив Елены Куделиной

Сейчас я учусь в Skillbox на 3D-дженералиста. И у меня есть мечта: написать сценарий к мультфильму и самой принять участие в создании 3D-моделей для него.

— Есть ли у вас проекты вне преподавания?

—- На данный момент я продолжаю писать сценарии для полных метров и сериалов, участвую в конкурсах и питчингах, отправляю заявки в киностудии.

Был небольшой опыт работы в сценарной команде сериала «След», у меня даже была небольшая роль в 55-й серии «Очищение» 15-го сезона — я играла труп :) На съёмки попала, так как состояла в базе актёров Москвы: мне просто позвонил кастинг-директор и пригласил поучаствовать.

В следующем году планируется запуск производства полнометражного фильма, в котором я буду соавтором. Пока о самом проекте говорить не могу, к сожалению, но можно с уверенностью сказать, что он состоится.

— Как вы увлеклись сценарным искусством?

— Я с детства пишу: стихи — лет с семи, а первый рассказ написала в 10 лет после просмотра «Титаника». Мне не понравился финал, и я решила написать свою версию. С тех пор, наверное, писательство стало для меня неотъемлемой частью жизни, и я продолжаю создавать истории, чтобы делиться ими с миром.

Если говорить с философской точки зрения, то все авторы пишут для того, чтобы что-то сказать этому миру. И это самое важное, особенно когда люди раскрывают то, чем действительно хотят поделиться.

— А как преодолеваете творческие кризисы или моменты «блока» при работе над сценарием?

— В такие моменты нужно переключиться на что-то другое. Вообще, у сценаристов принято дать тексту полежать. Когда уже вся история написана, её нужно отложить хотя бы на пару дней и вообще о ней не думать. А потом уже свежим взглядом перечитать. Всегда найдётся что поправить. И студентам тоже даю такой совет.

Но самое главное — понять, что именно этим текстом хочется сказать. Тема должна тревожить самого автора, тогда и блоков не будет.

Стальные нервы и доброе сердце: победа в «суровой» номинации

— Что для вас значила победа в номинации «Стальные нервы»?

— На самом деле забавно, что именно эта награда досталась мне. Я достаточно эмоциональный и импульсивный человек, в обычной жизни меня сложно назвать обладающей стальными нервами.

Но студентов я воспринимаю как детей, даже если эти дети гораздо старше меня. Я чувствую ответственность за их обучение, за то, какая история у них получится и чему они смогут научиться. А детей просто нужно уметь направить в нужное русло и дать им знания.

— Вы были на премии очно — приезжали в офис Skillbox. Расскажите о своих впечатлениях от церемонии.

— Сама идея подобных мероприятий очень мотивирует и вдохновляет. И я была бесконечно рада приехать на церемонию награждения и наконец-то познакомиться с коллегами лично и увидеть тех, с кем редко получается встретиться.

Чат кураторов у нас, конечно, весьма общительный, но личные встречи дарят совсем другие эмоции. Очень рада была пообщаться с ребятами, мы классно провели время.

Кураторы Skillbox на премии «Преподаватель года 2024»
Фото: личный архив Елены Куделиной

— Пополнили коллекцию мерча благодаря победе в номинации? Что вам подарили?

— Когда я впервые попала в чат кураторов, там обсуждали подарки после премии года. И мне тогда очень захотелось выиграть толстовку Skillbox. Но казалось, что нужно сделать что-то невозможное, чтобы её заполучить. Особенно с учётом того, что на направлении «Кино и Музыка» учится не так много студентов, как, например, на курсах по дизайну.

Но теперь толстовка у меня есть, и я очень рада! А ещё в мою личную коллекцию мерча Skillbox вошли шопер, косметичка, ручка и блокнот.

— Какие неожиданные навыки или знания помогли вам стать успешным преподавателем?

— Интересный вопрос. Наверное, опыт работы в управлении персоналом. Дело в том, что для сценариста очень важно уметь формулировать мысли так, чтобы абсолютно все поняли, что происходит в тексте.

Сценарист пишет инструкции, которые выполняет большое количество людей из съёмочной команды. В этом плане хорошо помогает принцип смарт-задач, который часто применяется в управлении.

Этот же метод хорошо работает и со студентами: им нужно уметь объяснять материал максимально простым и понятным языком. Чем меньше сложностей — тем проще и понятнее тема.

«С творческими людьми всегда интересно»: о работе со студентами

— Елена, что, на ваш взгляд, главное в работе преподавателя? Есть у вас свои секреты обучения?

— Главное в работе — это любить своё дело. Что касается секретов, тут даже не знаю. У меня есть база дополнительных материалов для каждого курса и подготовленные ответы на самые частые вопросы с примерами.

Вообще, считаю, что при разборе тех или иных инструментов сценарного мастерства очень важно приводить примеры. Так можно наглядно показать, как именно они работают, и студентам проще с этим разобраться.

— Какие сложности встречаются при обучении студентов и как вы их преодолеваете?

— Самое трудное — это ложные установки. Например, установка о том, что писать сценарии можно в вольном формате. На самом деле драматургия имеет ряд своих правил, структур, инструментов. И это всё является основой, без которой сценария не получится.

Здесь как с поэзией. Если не соблюдать размер и рифму, то текст стихотворением не станет. Так и в драматургии: если нет героя, цели, центрального конфликта, нет и истории.

— Расскажите о самых запомнившихся случаях в работе со студентами.

— С творческими людьми всегда интересно. У нас очень много талантливых студентов, работы которых трогают до глубины души.

Больше всего мне нравится, когда из смутных зарисовок получается отличная история. Главное — чтобы у студента было желание работать с текстом и редактурой. Многие потом сами поражаются тому, как благодаря редактуре преображаются истории.

У меня была одна студентка, история которой заставила меня рыдать. До сих пор помню, как читала её, не могла оторваться и плакала. Потрясающая сила слова!

— Елена, а как выстроен ваш рабочий день? Много времени занимает проверка работ студентов?

— В день я проверяю от 15 до 30 работ. Большинство из них по курсу «Профессия Сценарист». График всегда выстроен по-разному — всё зависит от нагрузки.

Обычно я просыпаюсь, пью кофе и начинаю проверять. Потом делаю перерыв, отдыхаю, гуляю, а вечером снова сажусь за проверку. Иногда работаю весь день: с утра и до вечера.

Этюд «Когда насыпали много домашек»
Фото: личный архив Елены Куделиной

Что касается настроя на работу, мне нужна тишина. Чтобы вникнуть в текст, подумать, какие правки дать ребятам, покрутить историю. Поэтому никакой музыки на фоне — только максимальная сосредоточенность.

Книги, кино и далее по списку: как отдыхает Елена и что её вдохновляет

— Любите ли вы путешествовать? Чем занимаетесь вне работы?

— Я живу в Ростове-на-Дону, но часто приезжаю в Москву. Прожила в ней десять лет и очень люблю этот город.

Сейчас вот пишу вам из Петербурга. Но тут я только на пару недель: приехала для переговоров по будущему фильму, так как съёмки будут проходить именно здесь.

Город сильно восхитил, я здесь впервые. Для меня Санкт-Петербург — это про вечность и особую магию, которая захватывает с первого взгляда и остаётся в сердце навсегда.

Санкт-Петербург в объективе Елены
Фото: личный архив Елены Куделиной

— Расскажите о своих хобби и увлечениях.

— Для сценариста очень важно развитие, поэтому я постоянно читаю какие-нибудь книги по драматургии и смотрю кино. На мой взгляд, смотреть кино — это часть работы сценариста.

Увлечений вообще много. Вечерами раскрашиваю картины по номерам, это отвлекает от рутины. Также хожу в тренажёрный зал пару раз в неделю. Недавно установила личный рекорд по жиму ногами — 190 килограммов на 12 повторений по три подхода!

Ещё учу английский и испанский языки. Английский начала изучать примерно с пяти лет... Не скажу, что очень успешно, но могу общаться на нём на стандартные разговорные темы. Испанским увлеклась в 15 лет — начала изучать самостоятельно, даже писала на нём стихи и рассказы. Но отсутствие языковой практики дало о себе знать, и тот уровень, что был тогда, снизился. Сейчас вспоминаю заново.

Ну и, конечно, в свободное время я вижусь с друзьями, но встречи у нас в основном в онлайне — почти все они живут в разных городах страны и за её пределами. Однако случаются приятные исключения, когда удаётся увидеться вживую.

Елена на встрече с подругой Елизаветой (куратором направления «Кино и Музыка» в Skillbox)
Фото: личный архив Елены Куделиной

Обязательно к прочтению и просмотру: рекомендации Елены и её планы

— Елена, что бы вы посоветовали почитать и посмотреть нашим читателям? Поделитесь топовыми книгами по драматургии и фильмами, которые стоит увидеть.

— В мой личный топ-5 книг по драматургии входят следующие работы:

  • «Искусство драматургии», Лайош Эгри;
  • «Кино между адом и раем», Александр Митта;
  • «Противоречие. Перевёртыш. Парадокс. Курс лекций по сценарному мастерству», Олег Сироткин;
  • «Драматургия фильма», Леонид Нехорошев;
  • «Морфология сказки», Владимир Пропп.

Что касается фильмов, я бы посоветовала к просмотру эти картины:

На мой взгляд, для сценариста очень важно развивать насмотренность. Она хорошо помогает находить новые приёмы и отсекать клише.

— Есть ли у вас проект, который вы хотели бы воплотить в жизнь в будущем?

— Есть проект, который я мечтаю когда-нибудь реализовать. Но он достаточно дорогой для съёмок, поэтому пока только в набросках.

Им я хочу поднять темы экологии и акцентировать внимание на том, как важно ценить то, что есть у нас сейчас. Это мой способ признаться в любви нашей планете и сказать ей спасибо за то, что она просто есть.

Практический курс: «Сценарист» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована