YouTube в России замедляют: что теперь делать маркетологам, бизнесу и блогерам
Что будет дальше с YouTube, стоит ли уходить на другие площадки и какая из альтернативных площадок даёт больше просмотров.
Иллюстрация: master1305 / freepik / Freepik / Ryan Johnston / Kumpan Electric / Hayley Murray / Pauline Loroy / Susan Wilkinson / Unsplash / ВКонтакте / Одноклассники / Rutube / Яндекс.Дзен / Дима Руденок для Skillbox Media
Слухи вокруг YouTube прокомментировал
Павел Багрянцев
Предприниматель, основатель диджитал-агентства TOP YouTube.
YouTube штормит, и вокруг этой темы много домыслов и слухов. Одни авторы продолжают публиковать видео и надеяться на лучшее. Другие уверены, что нужно уходить на другие платформы, потому что YouTube фактически заблокирован, а то и запрещён.
Сразу поясню: ни блокировки, ни запрета использовать YouTube нет, но многие интернет-провайдеры действительно замедляют трафик. И пока непонятно, как это в итоге скажется на охвате, сколько русскоязычных пользователей останется на YouTube, а сколько — покинет платформу.
В этой статье рассказываю, что делать авторам видео уже сегодня — вне зависимости от того, как повернётся ситуация. Материал будет полезен тем, кто продвигает свои товары и услуги с помощью видеороликов, ведёт бизнес-каналы и тематические блоги.
- Есть ли у YouTube реальные конкуренты по удобству использования и охвату
- Что на самом деле происходит с YouTube после 8 августа 2024 года
- Какие российские платформы можно выбрать для подстраховки
- Как перенести свои старые видео с YouTube в другие сервисы и настроить дублирование нового контента
- Как авторам видео обезопасить себя независимо от того, заблокируют YouTube в России или нет
Почему для бизнеса пока нет более удобной площадки, чем YouTube
90% компаний по всему миру, публикующих видеоконтент, — от салона красоты в вашем районе до Tesla — публикуют его на YouTube. Замедление трафика в России заставило многих паниковать — ведь равноценной замены у этой платформы пока попросту нет.
Для бизнеса YouTube по-прежнему остаётся одним из самых удобных и выгодных вариантов для продвижения и взаимодействия с аудиторией. Его аудитория составляет более 2,5 миллиарда человек в месяц — в то время как ежемесячная аудитория «ВКонтакте» — только 87,9 миллиона.
Причём в основном на YouTube собирается взрослая платёжеспособная аудитория, которая смотрит не только некоммерческий контент по своим интересам, но и обзоры товаров. Прежде чем что-то заказать, половина российских пользователей ищет на YouTube ролики-распаковки, ролики с рейтингами товаров и другие видео, которые помогают сделать выбор.
Именно поэтому уходить с YouTube пока не стоит. Да, есть компании, которые поддаются панике и решают приостановить публикацию. Так делают и некоторые клиенты нашего агентства. Но я уверен, что они от этого не выиграют, а только освободят нишу для конкурентов.
Ещё в 2019 году в СМИ впервые появилась информация о том, что YouTube в России могут заблокировать. С того времени эта тема то всплывает в новостях, то уходит в тень, но в любом случае блогеры и компании, которые размещают контент в YouTube, ищут альтернативные пути.
Самое верное решение — не ждать ясности, а уже сейчас продвигать свой контент ещё на нескольких платформах помимо YouTube. В России их достаточно — например, «VK Видео», «Дзен», «Одноклассники», Rutube, а для коротких вертикальных видео ещё есть Nuum и Yappy. Многие блогеры и компании начали осваивать эти платформы и раньше, а некоторые задумались об этом только сейчас.
Кстати, в 2025 году Telegram тоже планирует выпустить свой видеосервис. Конкурс для разработчиков на его создание объявили 4 октября 2024 года, заявки собирали до 25 октября. Победителя объявят в ноябре.
Прежде чем я расскажу, как переносить и дублировать контент на другие площадки, давайте взглянем на реальную статистику и ситуацию вокруг YouTube, чтобы принимать взвешенные решения.
Что сейчас происходит с YouTube: слухи и реальность
8 августа 2024 года многие пользователи из России заметили, что YouTube стал медленно работать через домашний интернет. На мобильных устройствах скорость работы зависела от оператора сети. Из-за этого пошли слухи, что YouTube вот-вот заблокируют. Но это не так.
Если открыть статистику большинства российских каналов на YouTube, мы увидим, что после 8 августа значительного падения трафика не произошло. Для примера возьмём мой канал «Павел Багрянцев».
Синяя линия — количество просмотров видео, которые попали в рекомендации. Кроме тех, кто пришёл по рекомендациям, есть и другие типы зрителей: те, кто пришёл на канал из поиска на YouTube, из мессенджеров, с сайтов (каждая категория отмечена на графике своим цветом).
Мы видим, что после 8 августа вместо спада произошёл, наоборот, рост просмотров рекомендованных видео — для синей линии на графике нормальны такие заметные колебания. А все остальные категории просмотров остались на прежнем уровне.
Важно понимать, что 70% и более всех просмотров на YouTube приходится на мобильные телефоны. Посмотрим на статистику по устройствам с моего канала.
84% зрителей смотрят мой контент с мобильного телефона через приложение или браузер. Оставшиеся 16% просмотров распределяются между компьютерами, планшетами и телевизорами.
На графике отразилось небольшое снижение просмотров с ПК, но это длилось всего один день. Затем трафик с компьютеров восстановился, потому что в Сети стали появляться инструкции по тому, как ускорить браузер и смотреть YouTube без ограничений.
По приведённым графикам видно, что нынешнее замедление трафика мало повлияло на просмотры видео, — по крайней мере, на моём канале и каналах наших клиентов. Но нужно понимать, что ситуация может меняться. Всё больше провайдеров ограничивают скорость, и всё больше моих коллег-блогеров начинают жаловаться на снижение просмотров.
Сейчас YouTube продолжает работать. И это по-прежнему самый популярный, удобный и функциональный видеохостинг в мире. Даже если в будущем часть российской аудитории отпадёт, миллионы пользователей из СНГ и русскоязычные зрители, находящиеся за границей, останутся на платформе.
В разговорах часто сравнивают возможные последствия замедления YouTube с тем, что случилось с «Инстаграмом»*. Это разные платформы и разные ситуации, так что такое сравнение не совсем верно. Но важно учитывать, что даже после реальной блокировки «Инстаграма»* аудитория этой соцсети уменьшилась лишь на четверть. А значит, 75% пользователей продолжают пользоваться сервисом, обходя запреты.
Я придерживаюсь такого мнения: на YouTube собрана самая активная и платёжеспособная аудитория. Остановив публикации на этой платформе, вы лишите себя крупного источника трафика, продаж и общения с пользователями.
Альтернативные видеоплатформы в России: что выбрать и где публиковаться
Хотя YouTube остаётся лидером по просмотрам, российские видеоплатформы тоже переживают приток новых зрителей. Вот примерные данные об их аудитории:
- «ВКонтакте» — 87,9 миллиона пользователей в месяц.
- «Дзен» — 75,8 миллиона пользователей в месяц.
- Rutube — 47,6 миллиона пользователей в месяц.
- «Одноклассники» — 34,2 миллиона пользователей в месяц.
«ВКонтакте» лидирует не только по числу пользователей, но и по скорости развития. Недавно платформа сообщила, что её приложение «VK Видео» скачали уже более 20 миллионов раз, хотя оно было запущено только год назад. За первую неделю августа аудитория выросла в два раза, а ежедневное время просмотра видео превысило 5 миллионов часов.
Но у всех российских видеохостингов есть одна большая проблема — непрозрачные алгоритмы продвижения. Из-за этого авторам приходится загружать контент практически вслепую, надеясь, что видео наберёт просмотры.
Какая платформа даёт больше просмотров? Однозначного ответа нет. Наше агентство тестировало загрузку контента на разные площадки, и вот пример. Одно и то же видео проекта «Бренд Медиа» мы загрузили на пять доступных платформ и получили такие результаты — по состоянию на 18 октября 2024 года:
- YouTube — 4000 просмотров;
- «VK Видео» — 670 просмотров;
- «Дзен» — 19 просмотров;
- «Одноклассники» — 14 просмотров;
- Rutube — 14 просмотров.
Несмотря на то что на YouTube у этого проекта уже были подписчики, в отличие от других платформ, разница в количестве просмотров всё равно впечатляющая.
Этот пример — не единичный случай: на десятках каналов наших клиентов лучшие результаты всегда показывает YouTube, а следом за ним — «VK Видео». Да, иногда видео может взлететь и на другой платформе, но это скорее исключение.
Плюс не забывайте о том, что у каждой платформы своя аудитория. В «Дзене», например, хорошо набирают просмотры видео про моду, знаменитостей и ролики на дачные темы. Если ориентироваться на тренды выбранной площадки, добиться хороших результатов будет проще.
Как перенести видео с YouTube на другие площадки
Если у вас ещё нет каналов на других платформах, сейчас самое время начать их развивать — чем раньше вы начнёте переносить старые видео и публиковать новые, тем лучше. Процесс дублирования контента с YouTube может различаться в зависимости от особенностей площадки.
«VK Видео». Сюда можно либо загрузить все видео сразу с помощью сервиса VK Video Transfer, либо загружать их вручную по одному. Если загрузить все видео сразу, охват будет ниже из-за особенностей работы алгоритмов. Гораздо эффективнее загружать видео постепенно: это покажет платформе, что вы стабильно работаете с контентом, и она начнёт давать больший охват.
«Дзен». Здесь можно настроить автоматический перенос старых видео с YouTube, но эта функция доступна только для крупных каналов с 50 000 подписчиков и более. Если ваша аудитория меньше, видео придётся загружать вручную.
Rutube. Платформа также предлагает автоматическую загрузку, причём без ограничений по числу подписчиков. На самом Rutube есть видеоинструкции по тому, как это правильно сделать.
Как дублировать новый контент с YouTube на несколько платформ
Рекомендую сразу выбрать одну или две дополнительные платформы — например, «VK Видео» и «Дзен» — и дублировать туда все новые ролики с YouTube.
Это легко: при загрузке видео на YouTube откройте каналы-дублёры в отдельных окнах браузера. Дальше скопируйте с YouTube название, описание и превью к видео и начните загрузку. Так вы сможете быстро публиковать видео на нескольких ресурсах одновременно.
Rutube пока не приносит большого охвата, но, если у вас есть время и желание, вы можете дублировать видео и на него. Через пару недель станет понятно, какие платформы работают лучше всего для вас.
Как авторам видео подготовиться к любому исходу ситуации вокруг YouTube в России
Ситуация с YouTube в России пока нестабильная. Всё быстро меняется, и непонятно, к чему мы придём через месяц, полгода или год. Но, если в будущем YouTube всё же заблокируют, вы сами увидите, куда направится основная часть аудитории.
Проанализируйте новости, чаты и социальные сети, пообщайтесь со знакомыми, и вы поймёте, на какую платформу делать ставку теперь. Наверняка вы помните, как после блокировки «Инстаграма»* многие перешли во «ВКонтакте» или в Telegram и активность на этих площадках резко взлетела.
То же самое может произойти и в случае полной блокировки YouTube. Поэтому, если вы заранее начнёте загружать контент на другие платформы, вы сможете сохранить свой охват и даже расширить аудиторию. А если блокировки не будет, вы получите ещё несколько площадок для продвижения со стабильными просмотрами и новыми подписчиками.
Подведём итоги
- YouTube продолжает работать, серьёзного оттока аудитории пока нет. Но лучше публиковать контент и на других видеоплатформах — например, в «VK Видео», в «Дзене» или на Rutube.
- Даже если YouTube заблокируют, часть русскоязычной аудитории останется, а ещё вас продолжат смотреть зрители из СНГ и других стран.
- Дублирование контента на разных платформах — надёжная стратегия, которая поможет вам оставаться на плаву при любом развитии событий. Лучше начать уже сегодня.
Интересуетесь продвижением блогов? Прочитайте эти материалы Skillbox Media
- Как быстрее набрать первую тысячу подписчиков на YouTube
- Как создать баннер канала на YouTube: где брать идеи и какие сервисы использовать
- Главное о стримах и о том, как стать стримером и заработать на этом
- Как оформить сообщество во «ВКонтакте»: большое руководство с советами специалистов по SMM
- Telegram Ads: как работает платформа и как запустить на ней рекламу
- Как стать блогером: с чего начать и как зарабатывать на своём блоге
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».