Маркетинг
#истории

«Занимаюсь любимым делом, не уезжая из алтайской деревни»: история менеджера маркетплейсов

Выйдя из декрета, Ольга решила сменить специальность. За два месяца прошла курс, за один — нашла работу и в два раза увеличила свой заработок.

Иллюстрация: Anna Shvets / Pexels / Wildberries / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Ольга Иванова

Россия, Барнаул


возраст

35 лет



Достижения

За два месяца прошла курс и ещё за месяц нашла работу. Теперь зарабатывает удалённо прямо из алтайской деревни.


Ольга рассказала:


«Мечтала о карьере врача или учителя, а стала продавать тракторы»

Начало моей работы в сфере маркетинга лишено романтизма: вообще-то, в детстве я мечтала стать врачом или учителем, тяготела к преподаванию, но не сложилось ни с тем ни с другим. Пошла туда, где было выгоднее финансово и перспективнее с точки зрения развития. Получила высшее образование и стала маркетологом.

Работала и в агентстве, занимающимся маркетинговыми исследованиями, и в рекламе, и в продвижении товаров. Обучала персонал правильно проводить опросы и узнавать мнение потребителей, вела отчётность.

Даже получила опыт в компании — производителе сельскохозяйственной техники: там я работала в отделе маркетинга — продавала косилки, тракторы. А потом ушла в декрет и на шесть лет засела дома с сыновьями-погодками.

«В новую профессию меня привела любовь к покупкам на Ozon»

Подошло время выходить из декрета. Моим последним местом трудоустройства был «Яндекс», где я работала специалистом техподдержки «Яндекс Карт» и «Яндекс Справочника». К сожалению, деятельность меня не вдохновляла: казалась однообразной, неинтересной и к тому же была низкооплачиваемой. Но вернуться пришлось: дело в том, что мы с мужем и детьми живём в деревне в Алтайском крае и работу тут найти ой как непросто.

Фото: личный архив Ольги Ивановой

Чтобы изменить ситуацию, решила освоить новую специальность. Стала перебирать разные курсы: в программе искала что-то одновременно и интересное, и связанное с моей основной сферой деятельности — маркетингом. Увидев курс для менеджеров маркетплейсов, поняла: это именно то, что мне нужно.

Я большая любительница Ozon и Wildberries: чуть ли не каждый день залезаю туда и делаю покупки. Обучение стало для меня возможностью понять, как площадки работают изнутри.

«Кликая на товар, покупатель даже не представляет, какой труд стоит за картинкой»

Зайдя на маркетплейс, вы увидите сотни наименований одного и того же продукта, при этом каждый продавец хочет, чтобы вы купили именно у него. Задача менеджера — повысить продажи. Сделать так, чтобы товар выгодно выделялся на фоне конкурентов. Рычаги для этого можно использовать разные — например, подключать блогеров.

Также менеджер маркетплейсов занимается анализом рынка. Например, если производитель женских платьев хочет выйти на маркетплейс, менеджер для начала изучит всю нишу женской одежды на выбранной площадке, оценит конкуренцию, выяснит среднюю цену позиции, рассчитает все затраты (себестоимость товара, комиссии площадки, процент на продвижение) и только потом предположит примерную прибыль.

Быстро занять лидирующие позиции в продаже одежды почти невозможно: производителей именно в этом сегменте — великое множество.

Это ещё не всё. Дальше менеджер займётся подготовкой товара к выходу на маркетплейс. Закажет красивые фотографии для карточек, затем для них же составит техническое задание на инфографику для дизайнера (пропишет, что и как именно должно быть написано на изображениях). Потом всё согласует с руководителем.

Вот и представьте: всю эту объёмную работу делает один человек. Покупатель, кликая на товар на маркетплейсе, даже не представляет, какой труд скрывается за картинкой.

«Ездить даже в самый прекрасный университет я бы не смогла»: о плюсах онлайн-обучения

Я сложная студентка, у меня был свой список требований к курсу, к его организации и формату. Мне подходил только онлайн-вариант: всё-таки у меня маленькие дети, ездить даже в самый прекрасный университет я бы не смогла. Да что там — даже выходить на связь в определённое утверждённое время. К тому же я искала краткосрочные программы, без «воды», чтобы побыстрее отучиться и устроиться на работу по новой профессии.

Мне понравилось, что в Skillbox курс бессрочный: не нужно подстраиваться ни под какие сроки, можно начать когда удобно. Хотя так вышло, что программу я прошла быстро: всего за два месяца.

Информация в программе удобно структурирована в учебных блоках. В каждом есть лекции по теме и практические задания. Здорово, что всегда можно получить обратную связь от куратора. Задать уточняющие вопросы, прояснить, что непонятно. Меня это не раз выручало.

Безусловно, в сфере маркетплейсов есть и своя специфика. Нередко она вызывает сложности: провести аналитику, рассчитать объём рынка или юнит-экономику, составить подробный отчёт. Так что хорошо бы, идя в эту профессию, разбираться в экономике и математике или хотя бы иметь склонность к точным наукам. Это несомненный плюс, но не обязательное требование: освоить всё можно и с нуля.

«Училась, когда дети спали»: о тайм‑менеджменте

В идеальном мире время для учёбы лучше запланировать и освободить. Вот только с двумя маленькими детьми это почти нереально. Поэтому я старалась учиться, пока дети в садике, или вечером, когда уже спят. Получалось.

А сейчас вот работаю на удалёнке и они часто остаются дома со мной: то садик закрыт, то болеют, но я научилась абстрагироваться. Погружаюсь в процесс работы и не обращаю внимания на громкие игры. Периодически, конечно, отвлекаюсь и проверяю, чтобы они друг друга не поубивали 🙂 Пока справляюсь!

Кажется, если у меня с двумя малышами под боком получилось учиться, то найти время в самом деле реально. К тому же удобно, что лекции короткие, по 20–30 минут, а практические задания можно делать подходами.

Фото: личный архив Ольги Ивановой

Учебный процесс меня затягивал так, что иногда за день я проходила по 2–3 модуля. Параллельно искала дополнительную информацию в интернете, смотрела вебинары, читала книги — хотелось побольше узнать, глубже погрузиться в специальность. Всё дело в мотивации: я понимала: сейчас курс закончится, и мне нужно будет найти работу.

«При поиске работы главный инструмент — резюме»

Главный инструмент при поиске работы — резюме. Оно должно быть грамотно и красиво составлено. Даже если у вас нет опыта в сфере маркетплейсов, всё равно напишите, что умеете делать, и прикрепите практические работы с курса. Например: «Умею рассчитывать юнит-экономику» — и скрин, «Могу создать карточку товара» — и скрин. Релевантные навыки всегда будут плюсом.

Мой главный совет новичкам: не бойтесь, не стесняйтесь и не сомневайтесь в себе. Если видите вакансию и она вам нравится, но там требуют «опыт от года», всё равно отправляйте резюме вместе с сопроводительным письмом (обязательно с ним!). Я так и делала.

Работу менеджером маркетплейсов искала по разным каналам: разместила резюме на HeadHunter, мониторила телеграм-чаты с вакансиями. Откликалась на многое, часто работодатели в ответ присылали тестовые, я их выполняла, но приглашений на собеседования так и не получала.

Фото: личный архив Ольги Ивановой

Конкуренция между специалистами в сфере большая, я бы даже сказала, сумасшедшая, я это понимала. Но старалась во всём видеть плюсы. Думала так: тестовые задания ведь тоже полезны: они прокачивают твои навыки на реальных задачах. Ты проводишь аудит карточки товара, делаешь анализ ниши, даёшь рекомендации по продвижению и всё это запоминаешь. А ещё можешь положить кейс в портфолио и показать следующим компаниям. Подход и правда работал 🙂

«Мои дети растут среди прекрасной природы, а я при этом могу заниматься любимым делом»: о работе

Всего за месяц мне удалось найти работу. Моим первым местом после выпуска стала компания «Свисс К», куда я устроилась менеджером — аналитиком Wildberries. Владельцы начинали с нуля, поэтому набирали и сотрудников без опыта. Продавали аксессуары: портупеи на одежду. Я анализировала нишу, подбирала товар для закупки.

Проработав там полгода, поняла, что хочу найти что-то поинтереснее. И так начала работать с брендом «Сигурд». Это крупный магазин украшений, свои товары они продают и на Wildberries, и на Ozon. В ассортименте бижутерия, браслеты, чокеры из натуральных камней.

Магазин «Сигурд» на Wildberries
Скриншот: Sigurd

Получается, я добилась того, к чему так стремилась: занимаюсь любимым делом, не уезжая из алтайской деревни. К тому же ощутимо вырос и мой заработок. Для сравнения: в моё время средняя зарплата маркетологов в Алтайском крае колебалась в районе 20–25 тысяч рублей. А зарплата менеджера маркетплейсов сейчас начинается от 50 тысяч, потолка при этом нет.

Конечно, трудности тоже есть. Например: мне нужно работать по московскому времени, а это плюс четыре часа к моему часовому поясу. Поэтому зачастую сижу до девяти или десяти вечера. Особенно когда работы много. Бывает, тружусь и в выходные: отвечаю на отзывы и вопросы покупателей.

Но плюсов всё равно больше: я сама управляю своим временем — могу перенести часть работы на вечер или начать пораньше, если мне так удобно. А ещё моя заработная плата складывается из окладной части и KPI: всегда есть возможность заработать побольше, если товар хорошо покупают.

Наконец, я могу работать и жить с семьёй за городом: мы с мужем держим свой огород — дети едят всё свежее и растут в хорошей экологической обстановке, среди прекрасной природы. Я ни разу не пожалела, что однажды приняла решение сменить профессию и начать всё заново.

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована