Как строить сразу две карьеры одновременно: история автора и тьютора Алины Халзагаровой
Вариативность выбора дарит Алине свободу. Как автор, она пишет статьи и учится на редактора, а как тьютор — занимается с детьми в Европейской гимназии.
Фото: личный архив Алины Халзагаровой
Алина Халзагарова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Берёт интервью и пишет статьи для Skillbox Media, «Правил жизни», Moscow Daily News.
Алина рассказала:
- как работала в урбанистических проектах и развивала малые города;
- что такое слеш-карьера и как она её ведёт;
- о разнице между копирайтером и автором;
- почему автору обязательно понимать основы контент-маркетинга;
- какие частые ошибки авторов она замечает в своих и чужих текстах.
Меня зовут Алина, и я строю две карьеры одновременно. И да, такое бывает: развиваюсь параллельно и в текстах, и в детском образовании. Расскажу, как пришла к столь необычному пути и что помогает мне успешно по нему идти.
Как один мой провал обернулся большой удачей
Мой карьерный путь — классическая история о том, как делать не надо. Свою первую профессию я выбирала методом исключения: «Ну что ж, с математикой у меня туго, естественные науки тоже не особо идут, зато делаю успехи в познании мировой художественной культуры, езжу на олимпиады по этой теме. Значит, стану искусствоведом».
Учиться хотела московском вузе, потому что росла в небольшом городе в Бурятии — всегда мечтала переехать в столицу и «закрепиться» там.
Но моя первая попытка поступить, к сожалению, провалилась: я пришла на вступительный экзамен без пропуска в вуз… и меня не пустили. В тот год я студенткой так и не стала. Зато в фойе познакомилась с таким же горемыкой, как и я, — Александром Кувшинниковым. Мы с ним подружились, а ещё через несколько лет он стал редактором Esquire и пригласил меня на работу.
«Я никогда не боялась действовать»: о работе в урбанистическом проекте
На обучение у меня ушло десять лет. Да-да, вы всё верно прочитали, десять. Два декретных отпуска сильно продлили мою студенческую жизнь. Доучивалась уже в Екатеринбурге, куда переехала к мужу. Параллельно работала в Екатеринбургской галерее современного искусства, затем в арт-галерее Ельцин Центра.
Искусствоведение дало мне отличную гуманитарную базу, развило кругозор. Вот только хорошие деньги в этой сфере заработать сложно. Осознав это, я решила попробовать себя в чём-то другом. Критериев для поиска выделила два: достойный заработок и польза людям.
Я очень общительный человек, и у этого много плюсов. Если обычно люди открывают HeadHunter и откликаются на вакансии там, то я просто опубликовала у себя в соцсетях пост о том, что ищу работу и готова рассмотреть любые предложения.
Знакомая предложила мне место в урбанистическом проекте по исследованию малых городов. В мои будущие обязанности входили опросы местных жителей по поводу возможных локальных изменений, проведение голосования, обсуждений, написание отчётов и пресс-релизов. Профильного опыта у меня не было, но новые коллеги всему обучили, и в итоге я проработала там три года.
Мне нравилось. Это было полезное дело с результатом, отложенным во времени. На основе наших разговоров с людьми архитекторы создавали проекты, подавали их на конкурсы, затем ждали, выделят им средства на строительство или нет, и только потом строили. Многие из наших проектов сейчас успешно реализованы — например, новый центр городской жизни в городе Бутурлиновке Воронежской области. Приятно видеть, как место, которое совсем недавно было безлюдным пустырём, теперь приносит радость детям и взрослым.
К тому же именно в этом проекте я окончательно убедилась, что мне вообще-то очень нравится писать. У меня и до этого был небольшой опыт: готовила тексты для альманахов в галереях, работала руководителем редакции (и по совместительству её единственным участником 🙂) в интернет-проекте про местную культуру Екатеринбурга «Гений места».
Конечно, сейчас, когда читаю свои первые тексты, думаю: «Господи, какой ужас! И хватило же храбрости выкладывать это, так ещё и деньги за работу брать». Но тогда я в себе не сомневалась и ничего боялась.
Профессионализм приходит с опытом и насмотренностью, он не берётся из ниоткуда. Важно понимать: когда ты новичок, от тебя не ждут многого. Просто бери и делай. Да, ты будешь много ошибаться, но хотя бы попробуешь.
А когда что-то идёт не так и всё валится из рук, мне помогает один действенный психологический приём. Я представляю, что самое страшное уже произошло. Например, читатель написал гневный комментарий и назвал мою статью хреновой. «И что?» — думаю я. Жизнь-то от этого не закончилась. И сразу становится легче, переживания отступают.
Как построить карьеру в двух профессиях сразу и не выйти из ума: о работе автором и тьютором
И вот спустя три года работы в урбанистическом проекте я поняла, что потеряла интерес к сфере и больше не хочу развиваться в ней. Уволилась и оказалась на развилке. Прямо как в русских сказках. С одной стороны — мечта писать тексты, а с другой — мечта нести пользу людям и работать в школе.
Казалось бы, логично выбрать что-то одно и все силы бросить туда, но я пошла по иному пути и… начала развиваться сразу в двух сферах одновременно. Тогда ещё не знала, что такой подход называется слеш-карьерой — совмещением двух профессий, где каждая может дополнить другую.
Читайте также:
Карьера первая. Работа тьютором
Лучшая работа по улучшению мира, считала я (и считаю так до сих пор), — это работа с детьми. Ведь дети — будущие взрослые, чьи решения через 10–15 лет могут сильно повлиять на развитие нашего общего мира.
В 2019 году я узнала про проект «Учитель для России» и сильно им вдохновилась. Инициатива позволяла пройти профессиональную переподготовку и не требовала при этом профильного образования. Единственное условие — иметь оконченное высшее по любой специальности и, естественно, сильное желание попробовать себя в педагогике.
По такому пути я и пошла. Сейчас работаю тьютором в «Европейской гимназии», одной из лучших частных школ Москвы. Тьютор — это что-то между психологом и коучем. Я помогаю детям преодолевать учебные и жизненные сложности, при этом не погружаясь глубоко в их травмы, а работая на поверхности — с личностью и влиянием на неё социума.
Каждый месяц у ученика есть выделенное время на работу с тьютором. Обычно мы обсуждаем оценки, рефлексируем на темы: «Что бы ты хотел улучшить? Как, на твой взгляд, это можно сделать? А с чем ты не согласен?» Ещё разбираем отношения с другими, ссоры: «Как думаешь, а почему твой друг так отреагировал? Почему обиделся? А что почувствовал ты?» И конечно, заглядываем в будущее: «Каким ты видишь себя через пять лет? А каким будет мир?»
Тьютор помогает с вопросами, на которые ни учителя, ни родители обычно ответить не могут. Первые — потому что темы обсуждений не вписываются в рамки их предметов и компетенций, вторые — потому что занимают другие роли или не имеют ресурса.
Работая с детьми, ты постоянно ведёшь внутреннюю работу и над собой — за это я обожаю свою деятельность. Я постоянно «прокачиваю» себя как личность: усиливаю эмпатию, коммуникативные навыки.
Карьера вторая. Работа автором
Параллельно, в том же 2019 году, я начала своё развитие в текстах. Помог тот самый старый товарищ по несчастью Александр Кувшинников, ставший к тому времени редактором. Он предложил мне подготовить интервью для Esquire.
C заданием я успешно справилась. И тогда Саша стал приносить мне работу на постоянной основе, а ещё свёл с редакторами Skillbox Media, где я стала писать истории студентов (и пишу до сих пор).
Так, постепенно, у меня всё больше и больше нарастало количество задач по текстам. Сейчас я публикуюсь в каждом номере журнала «Правила жизни», делаю интервью и пишу статьи в раздел «Развитие» в Skillbox Media, готовлю посты для телеграм-канала о саморазвитии и психологии «Ты как?» и собираю подборки о событиях в Москве для Moscow Daily News.
На своём опыте проверила: если ты хороший автор, редакторы передают тебя друг другу из рук в руки, потому что ценят.
С текстами мне работать чуть проще, чем в школе. Я люблю выстраивать логику материала, подбирать слова — в этом моя отдушина. Энтузиазм всегда распирает — вот получу какую-нибудь тему в начале месяца и потираю руки в нетерпении: «Поскорее бы узнать много нового и интересного!»
Тьютор и автор: пересечение путей
Говорю уверенно: слеш-карьера — это круто.
Параллельное развитие в двух профессиях дарит свободу и устойчивость. Ты не зависишь только от одной работы, не боишься увольнения. Перед тобой всегда многовариантный путь, где ты можешь делать выбор из желания, а не из страха.
Более того, карьеры периодически «поддерживают» друг друга. Например, благодаря опыту работы в школе я написала много классных статей о детях, их образовании и возрастной психологии:
- Как помочь ребёнку найти свои таланты и развить их
- Что не так с обратной связью в наших школах и как это исправить
- Мотивация ребёнка: как поддержать интерес к школе
- Интернет-зависимость у детей: что это такое и как избавиться
- Дружба у подростков: почему она важнее учёбы
- Подростковая любовь: первые отношения и секс — как реагировать родителям?
И наоборот: в школе я постоянно рассказываю своим ученикам истории успеха студентов Skillbox, о которых пишу. Показываю на примере, что каждый может кардинально изменить свою жизнь, если захочет. Из любых условий и с любыми вводными.
За три года я написала более 60 историй, и каждая меня вдохновила. Я восхищаюсь людьми, которые, несмотря ни на что, продолжают идти вперёд и бороться за свою мечту.
«Текст всегда решает какие-то задачи — бизнеса, образования, НКО»: об обучении на редактора
Не так давно я почувствовала, что мне пора расти в текстах. Набираться знаний и скиллов, чтобы однажды, наконец, попробовать себя в роли редактора. Решилась и пошла на курс «Профессия Редактор».
Обучение редактуре объёмное: оно состоит из нескольких курсов — по копирайтингу, коммерческой редактуре и основам контент-маркетинга.
Обучение копирайтингу
Вообще, если честно, слово «копирайтер» я считаю немного стыдным: на мой взгляд, оно сильно обесценивает работу хорошего автора. Дело в том, что сегодня копирайтерами себя называют все подряд: ради денег люди хватаются за любые заказы и не всегда выполняют их качественно. От этого на рынке возникла не самая позитивная ассоциация: «копирайтер» — значит «плохо», «некачественно», «взять — переписать — сдать».
Хотя это совсем не так. Хороший копирайтер готовит вдумчивый рекламный текст, исследует тему, использует разные источники. Но мне всё же приятнее называть себя автором. Надеюсь, уже скоро это наименование прочнее войдёт в список профессий, которые связаны с текстами.
Но, если откинуть мелочи формулировок, курс по копирайтингу мне понравился. Я научилась писать статьи в новом для меня формате — «карточках» — и очень его полюбила. А ещё разобралась, как составлять выигрышное резюме и портфолио, правильно позиционировать себя на рынке и искать работу.
Если вкратце: во-первых, под каждую вакансию нужно видоизменять своё резюме, оставляя только релевантный опыт и обязательно укладываясь по объёму в одну страницу. Во-вторых, лучше самостоятельно писать в редакции и предлагать свою кандидатуру, не ожидая появления вакансий.
Например, именно так я опубликовалась в крутом медиа «Горящая изба»: просто написала им и предложила тему: «Как оставаться мамой, если ваш ребёнок после развода живёт с отцом».
Кстати, именно эта статья стала моей дипломной на курсе по копирайтингу. Проверяющий специалист помогла мне со структурой и развитием мысли внутри текста.
Обучение основам контент-маркетинга
Следующим моим шагом в обучении стало погружение в основы контент-маркетинга. Я была приятно удивлена, когда я увидела, что преподаватели курса — основатели диджитал-агентства «Палиндром», чьё медиа я постоянно читаю.
На мой взгляд, любому автору полезно изучать контент-маркетинг. Он даёт общее понимание того, зачем нам вообще заказывают тексты: какие цели будет преследовать статья, какие задачи закрывать, в какую целевую аудиторию целиться.
Некоторым кажется: да что там текст — просто слова, собранные в абзацы. Написал — и готово. Но на самом деле любой материал всегда встроен в большую контент-цепочку и решает задачи: бизнеса, образования, НКО — любого заказчика.
«Ещё 15 лет назад тексты состояли сплошь из оценочных суждений»: об ошибках авторов и инфостиле
Обучение редактуре дало мне верхнеуровневое видение: показало, как выстроена цепочка создания контента в медиа и какие требования обычно предъявляют к его качеству. Теперь благодаря этому я умею смотреть на свои тексты со стороны, глазами редактора. Абстрагироваться, вспоминать про «большие задачи», видеть ошибки.
Конечно, чаще стала замечать недочёты и в текстах коллег. Одно из моих наблюдений такое: у многих авторов, как и у меня, есть «проблема первого абзаца». Есть две крайности: либо пишущий хочет побыстрее ввести читателя в курс дела и из-за этого вываливает на него сразу все детали и перенагружает. Либо, наоборот, не знает, как начать и из-за этого использует безличные конструкции с философскими рассуждениями. Прямо как в школьных сочинениях.
Ещё очень интересно наблюдать со стороны, как со временем меняется общий стиль всех текстов в больших и маленьких медиа. Например, сейчас мы живём в эпохе постинфостиля — ажиотаж вокруг самого подхода чуть подспал, но многое хорошее от него прочно закрепилось в нашем способе письма: содержательность, лаконичность, безоценочность.
А то я тут недавно наткнулась на статьи в некоторых уважаемых и популярных изданиях образца 2004–2008 годов и просто ужаснулась: почти во всех текстах оценочность автора мешает мне, как читателю, «пробираться» до главной мысли материала. Сейчас в статьях гораздо больше объективности, и это радует.
И вновь перепутье, или «Каким я вижу своё будущее»
Сейчас мне сложно однозначно говорить о своём будущем, поскольку пока оно для меня туманно. Если смотреть на мои карьеры по отдельности, в каждой есть объективные и крутые цели, этакие максимумы развития. В области текстов это — стать редактором большого издания, в образовании — открыть свою частную очную или онлайн-школу, использующую современные подходы и работающую на основах гуманной педагогики.
Вот только проблема в том, что нельзя сразу стать и тем, и этим. В один момент всё равно придётся выбрать. Слеш-карьера возможна лишь до тех пор, пока нагрузка неполная и равномерно распределена. По этой причине пока я в раздумьях и также рассматриваю для себя третий вариант — перейти в EdTech, где будут и тексты, и образование.