Маркетинг
#статьи

Продвижение во «ВКонтакте»: главные вопросы о контенте, форматах, инструментах и рекламе

Если вы пока не освоили «ВКонтакте» для своего бизнеса или блога — начните с этой статьи. Разбираем основы продвижения на площадке.

Иллюстрация: Kitera Dent / Unsplash / Wikimedia Commons / Teddy / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

«ВКонтакте» — крупнейшая рекламная площадка Рунета. В конце 2021 года ежемесячная аудитория соцсети составляла 72,5 млн пользователей, а ежедневная — 47 млн. В марте 2022 года дневная аудитория соцсети выросла минимум на 4 млн человек.

Собираетесь стартовать во «ВКонтакте»? В этом материале мы вместе с экспертами ответим на первостепенные вопросы, которые возникают у предпринимателей и SMM-специалистов:


Какой бизнес сможет продвигаться «ВКонтакте»?

Опрошенные эксперты единодушны — свою аудиторию во «ВКонтакте» может найти любой бизнес. Аудитория соцсети разнообразна, как и ниши, которые представлены на площадке.

SMM-стратег «Палиндрома» Вера Малова говорит, что почти любой бизнес может заходить во «ВКонтакте» и не бояться остаться без аудитории:

«В некоторых компаниях уверены, что им подойдёт, например, только Telegram. Различные исследования говорят, что там больше специалистов из IT и digital. Но я думаю, вопрос не в том, на какую площадку вы выходите, а в том, какой контент собираетесь делать. Если он отвечает потребностям аудитории, то его будут охотно смотреть на любой площадке».

Сооснователь рекламного холдинга The Business Pill Игорь Малинин солидарен: любому бизнесу уместно и полезно присутствовать во «ВКонтакте».

«Когда мне говорят что-то в духе „во ‚ВКонтакте‘ нет нашей аудитории“, я предлагаю заглянуть в рекламный кабинет и подтвердить или опровергнуть эту мысль цифрами. В 99% случаев ваша аудитория во „ВКонтакте“ есть. Даже если это не миллионы людей, а несколько тысяч — они всё равно увидят вашу рекламу», — утверждает он.

Фото: Christina Morillo / Pexels

В «ВКонтакте» есть полезные инструменты, которых нет в других соцсетях, говорит блогер и создатель сообщества SMM-специалистов «PRO Контент Коммерция» Анна Галашева.

Например, там есть персонализация — сообщество или группу можно настроить под свой проект, сделать её непохожей на другие страницы. Такая персонализация недоступна, например, в Instagram* (деятельность Instagram* объявлена в России экстремистской и запрещена).

Что нужно знать о контенте в ВК?

Контент-маркетинг в «ВКонтакте» работает по тем же принципам, что и в других соцсетях, уверена Анна Галашева. Она говорит, что у аудитории там такие же проблемы, как в других социальных сетях. Однако у ВК есть свои особенности.

В ВК — сильные лидеры мнений, а лайфстайл-блогером там быть трудно. Вера Малова из «Палиндрома» объясняет: «В Instagram* можно было показывать свою жизнь и получать внимание. Во „ВКонтакте“ так не получается — здесь блогер должен давать полезный контент».

По этой причине, по мнению эксперта, «ВКонтакте» больше подходит иллюстраторам, музыкантам, специалистам в разных отраслях. Однако пока неизвестно, как будет меняться аудитория, когда её пополнят вчерашние пользователи Instagram*.

В ВК много вариантов, как представить блогерский контент. В Instagram* у всех пользователей — одинаковые профили. Это упрощает потребление контента. В «ВКонтакте» нет типичных блогерских аккаунтов. Вместо этого — личные страницы, сообщества, группы.

«Сами авторы не всегда понимают, куда какой контент публиковать, а читатели — где получать информацию. Добавлять ли в друзья блогера или подписываться на его личную страничку? Вступать ли в его группу? Есть ли у него вообще паблики? Эти вопросы немного осложняют развитие „ВКонтакте“ как блог-платформы. Но в целом, если автор интересен, читатель найдёт его в любом случае», — говорит Игорь Малинин из The Business Pill.

«ВКонтакте» поддерживает авторов контента. Например, на площадке есть программа «Прометей». Интересные сообщества получают метку в виде иконки огня, а заодно — повышенные охваты.

Во «ВКонтакте» также есть VK Donut. В четвёртом квартале 2021 года через платформу VK Donut авторы заработали 53 млн рублей. Подключить VK Donut могут администраторы любых сообществ.

По платной подписке пользователи получают на месяц доступ к уникальным записям, которые не видят обычные подписчики. Ежемесячный платёж по умолчанию составляет от 50 до 2000 рублей в месяц.

Предпочтения аудитории в ВК будут меняться. «ВКонтакте» теснее ассоциируется с мемами. Лонгриды и текстовые размышления чаще ассоциируются с «Яндекс.Дзеном». Однако это может измениться.

Как считает Игорь Малинин из The Business Pill, площадка будет получать больше бизнес-контента: «Сейчас начинается передел рынка и пора дублирования контента на разных площадках».

В любом случае, как и в работе с другими соцсетями, нужно пробовать и экспериментировать. Вера Малова из «Палиндрома» напоминает, что важно присматриваться к общим тенденциям, изучать, насколько они распространены среди вашей аудитории, и ориентироваться на те, что ей близки.

Истории и клипы — это замена сторис, рилс и тиктокам?

В ленте «ВКонтакте» можно публиковать короткие видеоролики — клипы, а также истории, которые, как и сторис, исчезают через сутки. И клипы, и истории доступны как для личных аккаунтов, так и для сообществ.

Слева — тренды раздела «Клипы», справа — редактор клипов
Скриншот: приложение «ВКонтакте»

На конец 2021 года пользователи соцсети разместили в ней 11,3 млн клипов. В сутки короткие видео на платформе смотрят 350 млн раз.

Основной контент — развлекательный, однако в 2022 году тренд может измениться. «Прогнозирую, что если „ВКонтакте“ сейчас займётся привлечением интеллектуальной аудитории, то „Клипы“ пойдут по пути TikTok и превратятся из жвачки для глаз в площадку для качественных информационных и обучающих видео», — считает сооснователь The Business Pill Игорь Малинин.

По словам блогера Анны Галашевой, изменения уже есть: в начале 2022 года в клипы «ВКонтакте» пришли пользователи, которые снимали рилс и тиктоки. Поэтому растёт качество контента, а клипы становятся интереснее.

«Попадаются уже не только смешные ролики. Если блогеры будут активно работать с клипами и всё больше людей начнёт смотреть короткие ролики в соцсети, тогда и сами клипы станут лучше», — говорит она.

К тому же в тренды часто попадают видео из TikTok и Reels, да и сами сюжеты клипов похожи на то, что встречается в роликах в других соцсетях. Выходит, правила везде одни, отмечает Анна.

Что касается «историй», то опрошенные эксперты констатируют, что аудитория ещё не привыкла их потреблять. А авторы контента пока нечасто вовлекают в истории своих читателей.

«Потребность смотреть „быстрые“ моменты из жизни друзей и знаменитостей остаётся, и пользователи рано или поздно станут больше смотреть и записывать истории „ВКонтакте“», — уверен Игорь Малинин.

Как работает реклама «ВКонтакте»

Принципы размещения рекламы «ВКонтакте» похожи на таргетинг в Facebook* (деятельность Facebook* объявлена в России экстремистской и запрещена).

Во «ВКонтакте» две главные позиции для размещения рекламы. Первая — лента новостей. Там реклама размещается между записями, которые просматривают пользователи. Вторая — текстово-графические блоки слева под основным меню. Разобраться во всех форматах рекламы на площадке поможет наш подробный гайд.

Какой бывает реклама в ленте новостей:

  • Карусель. В одно объявление можно добавить до десяти карточек с изображениями, заголовками, ценами, а на каждую карточку — свою ссылку.
  • Универсальная запись. Свободный формат, в котором можно продвигать запись с фото, GIF, видео и текстом.
  • Запись с кнопкой. На объявление можно добавить кнопку с призывом подписаться на сообщество или перейти на сайт — кнопка отображается под графическим баннером.
  • Сбор заявок. Переход по такому объявлению открывает анкету со сбором данных клиентов или подписчиков.
  • Реклама в клипах и историях. В истории можно загрузить до трёх фото- или видеомакетов, а среди клипов — один видеомакет.
Интерфейс рекламного кабинета во «ВКонтакте»
Скриншот: «ВКонтакте для бизнеса»

В текстово-графических блоках доступна реклама внешних сайтов, сообществ и приложений внутри «ВКонтакте». Такие блоки отображаются только в десктопной версии сайта, в приложении они недоступны.

В рекламном кабинете «ВКонтакте» можно настроить аудиторию точнее, чем в Facebook*, говорит таргетолог Skillbox Media Наталья Морозова. Например, можно запустить объявления на подписчиков конкурентов — в Facebook* такой функции нет. Однако таргетинг по интересам во «ВКонтакте» работает в среднем хуже, чем в Facebook*, а клик стоит дороже.

Какие ещё инструменты продвижения есть во «ВКонтакте»

Прямые эфиры. Запускать прямые эфиры можно как с личной страницы, так и от лица сообщества. Трансляции доступны с телефона и с компьютера. При запуске эфира с мобильного приложения оповещение об этом эфире автоматически уходит в истории.

У трансляций есть настройки приватности: можно пообщаться в реальном времени со всеми пользователями, только с подписчиками сообщества или только с друзьями. Эфиры можно запускать в выбранное время с помощью таймера.

Вот как выглядят настройки прямых эфиров в сообществе «ВКонтакте»
Скриншот: «ВКонтакте»

Товары. Формат, который позволяет открыть онлайн-витрину прямо внутри сообщества «ВКонтакте». В «Товары» можно поместить и предметы, и услуги. В описание товара можно добавить фотографии, цены, информацию о размерах.

Товары удобно объединять в подборки. Например, можно составить подборку тематических продуктов к празднику или группировать услуги со скидкой.

Скидки можно выставлять с помощью кнопки «Указать старую цену». Товар будет отображаться со старой, зачёркнутой, ценой и с действующей ценой рядом. Товары можно продвигать — платить придётся только за показы объявлений целевой аудитории.

Для товаров также есть автопродвижение — алгоритм самостоятельно подбирает релевантную аудиторию. Функция доступна для сообществ, в которых больше 10 подписчиков, а в каталоге минимум три товара.

Редактор раздела «Товары»
Скриншот: «ВКонтакте»

Сообщения сообществу и автоответы. С помощью сервиса администраторы и редакторы смогут получать сообщения от пользователей и отвечать на них от имени страницы. Можно добавить автоматическое приветствие, которое увидит пользователь после клика по кнопке «Написать сообщение» в меню сообщества.

Включить сообщения можно в разделе «Управление», который находится в меню сообщества
Скриншот: «ВКонтакте»

Статьи. Лонгриды, которые верстают с помощью встроенного редактора «ВКонтакте» и размещают в ленте как посты. В редакторе можно настроить заголовок, подзаголовки статьи, выделить цитаты и добавить медиафайлы: видео, картинку, GIF, опрос, музыку, товар. Можно смотреть статистику этих материалов: количество просмотров и дочитываний.

Редактор и статистика статей во «ВКонтакте»
Скриншот: «ВКонтакте»

Меню сообщества. С помощью меню удобно выделять важные блоки вашего сообщества: добавлять ссылки на статьи, товары или записи по хештегу. Также можно добавлять ссылки и на сторонние ресурсы, но только с помощью сокращателя ссылок vk.cc. У каждой позиции меню есть своё название длиной до 20 символов и обложка размером 376×256 пикселей.

Настроить меню можно в разделе «Управление», который находится в меню сообщества

Помимо основных функций, которые есть на площадке, в сообщество можно добавить приложения — виджеты и конструкторы рассылок, донатов, анкет, форм для сбора заявок и многое другое.

Честность и немного подарков: как «перенести» аудиторию из других площадок во «ВКонтакте»

В марте 2022 года некоторые площадки оказались заблокированы или недоступны. Поэтому SMM-менеджерам потребовалось позвать аудиторию во «ВКонтакте».

SMM-стратег Вера Малова убеждена, что с аудиторией лучше не лукавить: «Если вы ведёте бизнес, то, скорее всего, ваши подписчики — платёжеспособные люди с головой на плечах. Они все видят и понимают, что некоторые сети заблокированы. Будьте честны и говорите прямо».

Игорь Малинин рекомендует сделать два шага:

  • Опубликовать во всех соцсетях призыв подписаться на вашу группу во «ВКонтакте», «чтобы не потеряться». Этого хватит для того, чтобы перетянуть ядро аудитории.
  • Сделать рассылку по базам клиентов, если такие базы у вас есть. Даже если человек не подписан на соцсети, сообщение на почту он получит, — это увеличит конверсию в новых подписчиков.

Кроме того, не стоит забывать и про приятные бонусы для тех, кто подпишется, — скидки, дополнительные материалы, полезные рассылки.

«А блогер таким же образом может сделать „клуб старичков“ — какую-то специальную рассылку или чатик для избранных, которые с ним ещё со времён „Инстаграма**“», — советует Вера Малова.

Узнайте больше о продвижении во «ВКонтакте»


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: SMM-специалист с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована