Маркетинг
#статьи

О вебинарах простыми словами: что это такое и как их проводят

Рассказываем, зачем компаниям и экспертам вебинары, на каких платформах их запускают и как к ним готовиться.

Фото: Drazen_ / Getty Images

С помощью вебинаров обучают, повышают число продаж, формируют имидж экспертов. Если вы не сталкивались с вебинарами, этот материал Skillbox Media поможет разобраться в инструменте. Если хотите проводить вебинары — узнаете, на каких платформах можно это делать и как подготовиться к выступлению.


Что такое вебинар

Вебинар — это онлайн-встреча, которую проводят в прямом эфире. В ней участвуют спикеры и слушатели (зрители или участники). Спикеры рассказывают что-то по теме, а зрители смотрят выступление и задают вопросы в чате.

Спикеры планируют мероприятие заранее и рассказывают о нём аудитории. Те, кто хочет посмотреть вебинар, регистрируются на него — например, с помощью email. Так компания получает контакты участников. Бывает, что ссылку на вебинар публикуют в открытом доступе — тогда посетить его могут все желающие, а не только те, кто на него зарегистрировался.

Вот основные характеристики вебинаров:

  • Их проводят в режиме реального времени.
  • Спикеры и участники взаимодействуют. Участники могут задавать вопросы, отвечать на вопросы спикера, общаться в чате друг с другом.
  • Есть визуальное сопровождение. Во время вебинаров часто используют презентации, видео, аудио, демонстрацию экрана.
  • Вебинары доступны всем. Участие возможно из любой точки мира, где есть доступ к интернету.

Смотреть вебинар можно с компьютера, ноутбука, планшета, смартфона.

Иногда вебинары записывают, и их можно посмотреть после прямого эфира
Скриншот: Skillbox Media

Понятия «вебинар» и «онлайн-конференция» иногда путают. На вебинарах выступает один или несколько спикеров. Обычно вебинары ограничены во времени, их проводят по заданной структуре и используют для обучения или презентации. На онлайн-конференциях могут выступать все участники. Структура конференций более гибкая, а проводят их, чтобы устроить обсуждение или дискуссию.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет использовать вебинары для продвижения

Как проходит вебинар

Мы расскажем о том, как вебинар проходит технически: как он выглядит, что происходит в начале и в конце мероприятия.

Начало вебинара. Ведущий запускает вебинар, а участники присоединяются к трансляции — переходят по ссылке и попадают в вебинарную комнату. В вебинарной комнате участники видят:

  • Название вебинара, его описание, ссылки на дополнительные материалы, если они есть.
  • Окно чата. В нём можно задавать вопросы, общаться, обмениваться файлами и ссылками.
  • Окно трансляции. Обычно в этом окне видно спикера, экран его устройства или презентацию — слайды с важной информацией.

В трансляции может быть несколько активных окон — например, если выступает одновременно несколько спикеров. Или если спикер показывает презентацию, но одновременно с этим на экране видно и его.

Так может выглядеть вебинар
Скриншот: YouTube / Skillbox Media

Сам спикер не видит зрителей, но может читать всё, что пишут в чате, и открыть список всех участников вебинара.

Презентация и общение. Спикер говорит по теме вебинара. Участники задают вопросы в чате, а спикер отвечает на них сразу или в конце трансляции. Также он может просить аудиторию взаимодействовать с ним — например, поставить в чат плюс, если зритель знаком с термином.

В Skillbox Media есть статья об удержании внимания на вебинаре. В ней можно подробнее узнать, как спикеру вести себя во время трансляции.

Завершение. Спикер подводит итоги, благодарит участников, отвечает на их вопросы. После этого трансляцию завершают. Чат может продолжать работать, но спикер уже не увидит его.

Если вебинар записывали, после его завершения видео обрабатывают и загружают в хранилище файлов. Ссылку на запись отправляют участникам и иногда тем, кто зарегистрировался для участия в вебинаре, но не посетил его.

Какие есть виды вебинаров

Есть разные классификации вебинаров. Часто в Сети можно увидеть упоминания учебных, продающих и репутационных вебинаров.

Учебные вебинары обычно используют в онлайн-образовании. Их цель — научить чему-то. Спикеры говорят о теме вебинара и иллюстрируют её — например, показывают, как настроить рекламу, в режиме реального времени.

Продающие вебинары используют в бизнесе, чтобы привлечь клиентов. На них презентуют продукт и демонстрируют его возможности. Рассказывают, какие проблемы целевой аудитории решает продукт, и объясняют, почему его нужно купить у этой компании.

Репутационные вебинары используют, чтобы показать экспертность и за счёт этого увеличить лояльность аудитории. На репутационном вебинаре спикер делится своими знаниями и опытом, даёт советы, показывает кейсы.

На самом деле формат вебинара может быть смешанным — это зависит от цели. Например, учебный вебинар может включать в себя элементы презентации продукта, а продающий — содержать обучающую информацию. Подробнее об этом можно прочитать в статье о целях вебинаров.

Есть и другие классификации вебинаров. Например, по условиям участия их делят на платные и бесплатные. А по форме доступа — на общедоступные и закрытые. На общедоступный вебинар может записаться любой, а для участия в закрытом нужно получить приглашение.

Ещё есть понятие автовебинара. Это запись вебинара, которая включается для новых зрителей по расписанию. Видео записывают по специальному сценарию, который создаёт у зрителей ощущение «живого» вебинара. Автовебинары проводят, чтобы сэкономить время спикеров и деньги компании.

Где проводят вебинары

Вебинары можно проводить на общедоступных или специальных платформах.

К общедоступным относятся, например, «ВКонтакте» или YouTube. Их функций хватает, чтобы провести стандартный вебинар: зрители могут задавать вопросы в чате трансляции, а спикер может показывать экран своего компьютера или презентацию.

Преимущество общедоступных платформ в том, что они могут выдерживать большую нагрузку. К вебинару может присоединиться несколько тысяч человек.

Специальные площадки для проведения вебинаров дают больше возможностей. У них разные функции, но в большинстве случаев в них есть:

  • whiteboard — онлайн-доска, на которой можно писать и рисовать во время вебинара;
  • функция размещения опросов;
  • возможность показа рабочего экрана спикера;
  • функция записи вебинара.

У каждой площадки свой набор дополнительных уникальных функций. Например, такой функцией может быть интеграция с сервисами продажи билетов — участники могут купить билет прямо во время вебинара.

Перечислим специальные сервисы, которые пользуются популярностью:

В Skillbox Media есть обзор площадок для вебинаров — и платных, и бесплатных. Прочитайте статью, если хотите подобрать платформу под свои потребности.

Какие есть этапы подготовки к вебинару

Расскажем об общих этапах подготовки к вебинару, которые проходят большинство спикеров.

Первый этап — подготовка содержания. Сначала определяют цель, которой нужно достичь с помощью вебинара. Потом подбирают тему вебинара, которая позволит достичь этой цели и отвечает интересам аудитории мероприятия.

После этого:

  • готовят план вебинара с таймингом, а на его основе — текст выступления;
  • создают визуальное сопровождение — например, инфографику, иллюстрации, видео;
  • прогнозируют вопросы участников и прописывают ответы на них.

Также на этом этапе можно подготовить подарки для участников вебинара — например, чек-листы или гайды, которые можно использовать в работе.

Второй этап — техническая подготовка. Для проведения вебинара выбирают площадку и готовят необходимое оборудование:

  • микрофон,
  • наушники,
  • осветительные приборы,
  • камеру для трансляции.

Оборудование и площадку тестируют, чтобы избежать технических неполадок во время вебинара.

Продвижение. Вебинар рекламируют разными способами. Например, сообщают о нём в email-рассылке или в социальных сетях.

Обычно для вебинара делают отдельную посадочную страницу, на которой участники могут зарегистрироваться и получить ссылку на трансляцию. На этой странице размещают информацию о вебинаре — рассказывают, для кого его проводят, какую выгоду получат участники, когда пройдёт трансляция, кто будет выступать и так далее.

Подробнее о подготовке к вебинару можно почитать в отдельном материале Skillbox Media.

Главное о вебинарах в четырёх пунктах

  • Вебинар — онлайн-встреча, в которой участвуют спикеры и зрители. Вебинары интерактивны — их проводят в прямом эфире, и зрители могут задавать вопросы, а спикеры — отвечать на них.
  • Вебинары подразделяют по цели их проведения. Учебные вебинары проводят, чтобы научить аудиторию чему-то. Продающие — чтобы презентовать и продать продукт. Репутационные — чтобы показать экспертность.
  • Вебинары могут проводить на общедоступных и специальных платформах. К общедоступным относятся, например, «ВКонтакте» и YouTube. Они выдерживают большую нагрузку и предоставляют стандартную функциональность. У специальных платформ больше функций для вебинаров — например, есть встроенная функция записи.
  • Чтобы подготовиться к вебинару, спикеру нужно продумать цель и тему выступления, написать план, подобрать оборудование и площадку.

Как узнать больше о вебинарах и выступлениях

Если вы хотите провести вебинар, вам стоит прочитать


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована