Образование
#статьи

Цели вебинаров: зачем их проводят онлайн-школы

Вебинар — это просто формат, а вот цели и содержание у него могут быть разные.

Иллюстрация: Joao Kermadec / Shutterstock / Wikimedia Commons / Colowgee для Skillbox Media

Вебинар — инструмент, который используется как для учебного процесса, так и для продаж образовательных продуктов (например, курсов). Кроме того, хороший вебинар и сам может быть продуктом для продажи. Но чтобы действительно эффективно воспользоваться всеми его возможностями, нужно соблюсти несколько условий: чётко понимать цель проведения вебинара, уметь оценивать его пользу и креативно подойти к его организации. Как это сделать?

Подробно расскажем:


Какими бывают вебинары в зависимости от целей

От цели вебинара зависит его структура, формат и контент, поэтому, даже если цели смешанные, важно выделить ключевую. Только в этом случае вы сможете получить пользу от мероприятия.

Обычно вебинары делят на три типа в зависимости от цели:

  • учебный (цель — научить участников чему-то);
  • продающий (цель — продать образовательную услугу или образовательный продукт);
  • репутационный (цель — показать себя как эксперта в той теме, по которой проводится вебинар).

Разберём каждый из этих типов подробно.

Учебный вебинар

Пожалуй, самый распространённый тип — учебный вебинар. Это стандартное онлайн-занятие, но вот цели и задачи у него могут быть разными. Приведём несколько примеров:

  • Вебинар как самостоятельный продукт или как формат синхронного курса.

Продают вебинары или проводят курсы, полностью построенные только на вебинарных занятиях (проще говоря, синхронные), обычно начинающие онлайн-школы, частные преподаватели и инфобизнесмены. Дело в том, что проводить синхронные занятия гораздо дешевле и проще, чем записывать качественный полноценный асинхронный онлайн-курс. Так что если вам нужно проверить спрос на образовательный продукт (интересна ли аудитории тема и подача), не сильно потратившись, и получить обратную связь от слушателей «здесь и сейчас», то вебинар — идеальный формат для этого.

  • Вебинар как поддержка асинхронного курса для школ побольше.

Если в онлайн-школе уже есть записанные курсы (хотя бы один), то вебинар может быть неплохим способом поддержать студентов, которым не хватает в асинхронном обучении общения и обратной связи. Например, на синхронных занятиях можно проводить онбординг, мастер-классы, воркшопы, разбирать типичные ошибки.

Однако практика показывает, что такая поддержка далеко не всегда эффективна. Дело в том, что студенты выбирают асинхронные курсы ради свободного графика, возможности учиться в удобное для них время, так что внутренней мотивации для посещения синхронного занятия у них зачастую не хватает. Именно поэтому лучше заранее продумать, а ещё лучше — поинтересоваться у своей аудитории, действительно ли есть необходимость в вебинарах, а также как их подавать и как мотивировать участников приходить на эти занятия.

  • Вебинар как творческая практика.

В курсах творческой направленности часто не обойтись без разбора работ учеников и живой обратной связи. Вебинар в этом случае может быть удобным форматом взаимодействия со студентами.

В некоторых случаях с помощью синхронных занятий можно построить проектно-ориентированное обучение. Например, в Skillbox для асинхронных курсов направления «Кино и музыка» запустили синхронный проект «Видеомастерская». Там весь процесс построен именно на вебинарах: участники в командах работают с экспертами, кураторами, чтобы подготовить собственные фильмы, клипы и сериалы.

Оценить эффективность таких занятий довольно сложно, поэтому, как и в случае с инструментом поддержки, придётся уделить немало внимания анализу потребности и мотивации аудитории перед запуском.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Как оценить успешность учебного вебинара

Есть несколько базовых метрик, которые помогут оценить успешность синхронного учебного занятия:

  • Количество пришедших. Если из 50 студентов до занятия дошли двое, то либо им не нужен вебинар, либо вы допустили какую-то ошибку в расчётах (например, в анализе аудитории или стратегии продвижения вебинара).
  • Реакция студентов. Как активно они участвовали в обсуждениях, оставались ли до конца занятия, какие оценки поставили вебинару? Заранее определите, что будете считать за показатель, подумайте над созданием опросника, заполнить который вы можете предложить участникам в конце вебинара.
  • Знания и навыки, продемонстрированные студентами. Удалось ли им научиться тому, что вы запланировали? Это должно быть отражено в тестах, домашках — в любой форме, лишь бы можно было проверить.

Нередко успешность учебных вебинаров оценивают и через бизнес-метрики, чтобы понять, насколько окупились вложения и усилия. Но начать можно с простых показателей, приведённых выше, в 80% случаев их должно хватить.

Вебинар для продажи курса или иной программы

Продающий вебинар по своей структуре похож на учебный: на таком мероприятии тоже предлагают новые знания и полезный контент, но вместе с этим демонстрируют основной продукт (например, курс или линейку курсов школы, магистерскую программу вуза). Конечно, эта связка между пользой и рекламой должна быть логичной.

Приведём два примера:

  • Вебинар с акцентом на преимущества продукта. Предположим, вы продаёте курс по программированию для новичков. Тогда хорошим решением будет «подогреть» потребность будущих студентов: рассказать им, сколько зарабатывают программисты, как устроен их день, какие задачи они решают. Таким образом вы даёте важную и полезную информацию для желающих сменить профессию, а заодно подталкиваете их к покупке курса.
  • Вебинар с акцентом на самом продукте. Другая ситуация: вы продаёте курс по мировой литературе с серией предзаписанных лекций от знаменитого писателя. Для аудитории онлайн-вебинар с этим писателем станет отличной возможностью задать вопросы звезде, а для вас — возможность показать, что этот писатель — ещё и харизматичный спикер с широкими познаниями, которыми он умеет увлекательно делиться. Тут же можно предложить участникам вебинара небольшую скидку на курс, чтобы подтолкнуть их к покупке.

Конечно, продающие вебинары предполагают несколько тонкостей, о которых следует помнить:

  • Это не только упоминание продукта в контексте пользы для слушателей. Прямая реклама тоже важна: напоминать о преимуществах, скидках и бонусах придётся несколько раз на протяжении вебинара, в том числе в начале, пока люди не «отвалились». Так что и программа будет не исключительно учебной.
  • Стоит заглянуть на вебинары к конкурентам и тестировать разные варианты. Только так можно найти приемлемое для вас и слушателей соотношение полезного контента и рекламы. Главное, не скатываться к чему-то одному: если давать только интересную информацию, то затраты не окупятся, а если три часа рекламировать свой курс без полезных знаний — люди просто не захотят это слушать. Да и в темах не стоит повторяться — постарайтесь найти какой-то аспект, который ваши конкуренты в вебинарах ещё не затрагивали.

Как оценивать успешность вебинара для продажи курса

Метрикой эффективности продающего вебинара выступает рентабельность инвестиций или ROMI. Считают её так:

ROMI вебинара = (Доход от вебинара — Расход на вебинар) / Расход на вебинар × 100%

Доход от вебинара — это то, сколько продаж вы сделали по его результатам, а расход — всё, что вы потратили на его организацию (например, средства на рекламу, зарплату спикеру, покупку платной подписки на платформу).

Как именно вы пришли к получившемуся показателю, можно рассчитать разными способами: например, по воронке продаж (сколько людей посмотрели рекламу, зарегистрировались, пришли на вебинар, потом заинтересовались продуктом и в итоге купили), по обратной связи (по опроснику в конце вебинара) и даже по тем же лайкам. Все эти показатели объяснят, почему вы получили тот или иной ROMI, так что смотреть на них нужно в совокупности.

Вебинар как репутационный инструмент

Вебинар может быть хорошим решением для формирования имиджа и постепенного прогрева аудитории, если вы пока только планируете начать кого-то чему-то учить. Нужно показать экспертность спикера или онлайн-школы в конкретной тематике.

Однако достижение этой цели потребует комплексного подхода: вы не обойдётесь одним и даже тремя вебинарами, работа должна быть длительной, системной и через несколько каналов. А результат вы увидите не раньше, чем через месяцы упорного труда.

Фото: Andrey_Popov / Shutterstock

Как оценить успешность репутационного вебинара

Оценивается эффективность репутационного вебинара в основном через охваты: условно говоря, если вашу лекцию или занятие посмотрели только пять человек, то это (в контексте более глобальной цели) сомнительное достижение. Поэтому лучше заранее подумать, какой формат будет полезнее — живая встреча или предзаписанная лекция, ведь в данном случае она может быть даже выигрышнее.

Конечно, охваты — не единственная метрика (оценивать также можно, например, реакцию и вовлечённость), но ключевая.

В любом случае лучше позаботиться о дальнейшей «жизни» вашего вебинара в Сети: особенностях программы, хорошем монтаже, платформе для размещения и продвижении.

Как определиться с форматом вебинара

Предположим, цель у вас уже есть, но как быть с форматом? Типичные форматы можно модифицировать под ваши нужды и придумывать собственные оригинальные сочетания. Приведём несколько форматов, а потом покажем, как их можно «замиксовать».

Одиночный вебинар или серия вебинаров

Какой бы тип вебинара и цель вы ни выбрали, он необязательно должен быть одиночным занятием. Вы можете:

  • Сделать серию самодостаточных занятий для разных типов аудитории — например, цикл диалогов о дизайне с топовыми представителями индустрии.
  • «Растянуть» одну тему на несколько вебинаров с одной аудиторией, чтобы предложить ей побольше разноплановой информации — например, сделать интенсив или марафон.

Правда, у серии вебинаров есть существенный минус: с каждым новым занятием участников будет меньше. Это вполне естественная ситуация, хотя в некоторых случаях — болезненная. Поэтому организовывать несколько вебинаров подряд стоит с учётом такой особенности или не связывать их друг с другом. Но зато если вы выбираете серию, то можете быть уверены, что к концу получите действительно вовлечённую аудиторию.

С интерактивами или без

Главная особенность и сила синхронного вебинара — интерактив, то есть возможность взаимодействия аудитории и ведущего в режиме реального времени. Но на практике не все пользуются этой возможностью и организуют скорее лекции, чем взаимное общение.

Сравним два варианта: занятие, полностью построенное на интерактиве, и совсем без него.

Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Конечно, это крайности, и вебинар может находиться на любой точке между ними. Главное, не переборщить: в лекцию лучше добавить интерактива и общения в чате, а на мастер-классе дать хоть немного теории.

Бывают ситуации, когда от интерактивов тянет отказаться из-за большого количества участников — организовывать и контролировать много людей одновременно сложно. Практика показывает, что активностям это не помешает, просто они потребуют от авторов и ведущих вебинара значительных усилий.

В любом случае для проведения интерактивов нужно внимательно отнестись к выбору платформы: там должна быть возможность высказаться для участников и удобный вам функционал модерации.

Вдохновляющий или информативный вебинар

Ещё один важный фактор в определении формата — настроение и атмосфера. Например, если у вас занятие для бухгалтеров и цели утилитарные, то весёлые активности их скорее отвлекут и будут раздражать. А вот на вебинаре по продаже курса эффектная подача и мотивация незаменимы.

Определяет атмосферу, конечно, спикер: его харизма — залог как минимум половины успеха. Он не только замотивирует участников, но ещё и сгладит впечатление от недоделанного материала, потерянной презентации или регулярно пропадающего звука (к сожалению, никто не застрахован в прямом эфире от технических накладок). А вот застенчивого монотонного ведущего даже идеально продуманная программа вебинара не спасёт. Так что если вы собираетесь самостоятельно провести мероприятие, сначала оцените (лучше с посторонней помощью), насколько вы хороши в публичных выступлениях.

Хорошая новость в том, что спикер может быть не один. Хотя в подготовке формат дискуссии сложнее, это всегда даёт больше динамики и веселья, поэтому его часто используют для вебинаров с рекламой курсов или школы.

Как использовать разные форматы

Перечисленные форматы можно (и даже нужно) миксовать под разные цели. Например:

  • серия мотивирующих диалогов с ответами на вопросы аудитории для продажи курсов (например, диалоги о дизайн-индустрии);
  • утилитарный марафон-концентрат с большим объёмом практики для творческой мастерской (например, мастер-классы «За неделю осваиваем Figma»);
  • мотивационный и односторонний марафон без интерактивов для формирования репутации (короткие ежедневные ликбезы по развитию креативности для дизайнеров с примерами);
  • единичный тренинг с одним экспертом по сложной теме для поддержки асинхронного курса (вебинар для начинающих дизайнеров «Отрабатываем возражения при общении с клиентом»).

Способность умело сочетать цели и форматы поможет сделать качественный и интересный для аудитории учебный продукт. Главное, почаще экспериментировать, чтобы найти хорошую нишу и собственный идеальный рецепт занятия на любой случай.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована