Как стажировать людей в диджитале, чтобы они быстро влились в работу
К новичкам, специалистам, которые делали перерыв, и тем, кто меняет профессию, нужны разные подходы. Рассказываем какие.
Кадр: сериал «Хитрости» / Universal Television
Опытом поделилась
Дарья Чуракова
Руководитель отдела контекстной рекламы в EMP (входит в E-Promo Group) — компании аутсорсинга управления рекламой в диджитале.
Стажировки проходят эффективнее, если компания обеспечивает подходящие условия для разных групп стажёров, а не использует один алгоритм для всех. В EMP за девять лет разработали правила проведения стажировок и подготовили сотни специалистов по интернет-маркетингу.
В этом материале для Skillbox Media рассказываем о правилах проведения стажировок в EMP для стажёров трёх групп. Из статьи вы узнаете:
- что нужно выпускникам с минимальным опытом;
- что важно для специалистов, делавших перерыв в работе;
- как найти подход к тем, кто меняет профессию.
Как сделать стажировку комфортной для выпускников с минимальным опытом работы
Студенты и недавние выпускники приходят с установкой «Меня надо учить». Они не до конца осознают, что наступило время реальной работы. Новички не понимают, какая у них степень личной ответственности, и ждут инициативы от руководителей или наставников.
Вот что можно сделать, чтобы помочь новичкам освоиться и быстрее влиться в рабочий ритм.
Разрешите гибридный формат обучения. Сначала стажировки проходили в офисе. Зумеры способствовали частичному пересмотру этого подхода — ведь они предпочитают иногда подключаться к занятиям из дома и хотят свободы в выборе рабочего расписания. Поэтому для них комфортен гибридный формат.
Гибридный формат стажировок постепенно приживается в разных компаниях. Это связано с особенностями диджитала: в этой сфере всё больше распределённых команд, участники которых работают удалённо из разных городов.
Сделайте обучение менее интенсивным. Обычно у стажировок насыщенная программа: каждый день проходят лекции, после которых стажёры получают задания. Они должны выполнить эти задания к следующему дню. Поэтому стажёры часто «выпадают» из жизни на две недели — они учатся, и времени на другие дела у них не остаётся.
Для зумеров важен баланс между работой и личной жизнью. Поэтому стажировку нужно делать неинтенсивной, добавляя в расписание несколько свободных часов. Так стажёры смогут выполнять задание в течение рабочего дня, а не после него. Кроме того, они смогут посвятить это время изучению учебных материалов и общению с лекторами, руководителем, наставником.
Кроме того, зумеры стремятся оптимизировать рутину. Важно пойти им навстречу и позволить зумерам пользоваться средствами оптимизации рутины — например, нейросетями.
Отслеживайте эмоциональное состояние стажёров. С зумерами нужно постоянно разговаривать, узнавать, в какой поддержке они нуждаются, и подробно обсуждать ожидания. Для этого можно использовать и звонки, и переписки в мессенджерах.
Молодые стажёры ценят неформальные разговоры, когда у них спрашивают про их жизнь и увлечения за пределами офиса.
Что важно для специалистов, делавших перерыв в работе
В диджитал-маркетинг возвращаются профессионалы, которые уходили в длительный отпуск, например в декрет. Средний возраст таких людей — 30–35 лет. Их цель — быстро обновить знания и навыки.
Профессионалы ищут стабильной, предсказуемой занятости, хотят иметь чёткий пошаговый план своего развития. В отличие от зумеров, они не нуждаются в постоянной поддержке и контроле. К учебным материалам стажёры предпочитают обращаться несколько раз, так как их главная цель — обновить устаревшие знания.
Вот что можно сделать, чтобы обеспечить комфортную стажировку специалистам с перерывом в работе.
Отправляйте учебные презентации день в день. Раньше все презентации к урокам публиковали в общем чате после стажировки, накануне финального теста. Но эта практика теряет популярность.
Специалисты с условным десятилетним опытом работы подходят к делу осознанно; отсев на этапе стажировки среди них минимальный. Поэтому лучше отправлять им учебные материалы сразу после лекции, чтобы они могли изучать информацию второй раз самостоятельно.
Составляйте планы развития в компании на первый год. Для опытных специалистов важны предсказуемость, стабильность, прозрачность. Они воспринимают стажировку как часть профессионального трека, предполагающую повышение грейда в перспективе. Поэтому будет хорошо, если вы вместе со стажёрами составите планы развития, в которых укажете возможности повышения грейда и навыки, которые для этого нужны.
Как найти подход к тем, кто меняет профессию
Новую профессию хотят получить те, кто разочаровался в предыдущей. Часто к решению о смене профессии таких людей подталкивает выгорание на предыдущем месте работы. Так, в диджитал-маркетинг могут приходить специалисты по налогам, экономисты, госслужащие — у них есть опыт, но не всегда он позитивный.
Стажировка для тех, кто меняет профессию, должна помочь им выработать новые привычки. Вот как этого добиться.
Дайте больше самостоятельности и позвольте ошибаться. Госслужащим, финансистам и другим профессионалам, привыкшим работать по жёсткому регламенту, как ни странно, лучше сразу дать возможность фантазировать и самостоятельно искать подходы к новым задачам. Это помогает им «нырнуть» в новую реальность.
Регламенты, конечно, могут быть полезны, но на начальном этапе лучше не требовать строгого их соблюдения. Так стажёры, меняющие профессию, поймут, где допустимо ошибаться, а где — нет.
Давайте простую обратную связь. Стажёры, которые меняют профессию, не сразу принимают особенности корпоративной среды и стараются избегать разговоров не о работе. Им нужно время, чтобы адаптироваться к более раскрепощённому поведению, которое принято в диджитале.
Поэтому обратная связь для таких стажёров должна быть прозрачной, понятной, простой, гораздо более формальной, чем для зумеров. Ещё обратная связь должна касаться только работы, и хорошо, если наставник даёт её, ориентируясь на карьерные цели стажёра. Взрослые стажёры, перешедшие из других сфер, предпочитают видеть перспективу на 2–3 шага вперёд.
Главное о том, как организовать стажировку в диджитале
- Молодые специалисты с минимальным опытом ждут, что их будут учить. Чтобы им было комфортно, разрешите гибридный формат стажировки, оставляйте несколько свободных часов в рабочем дне и отслеживайте их эмоциональное состояние.
- Специалисты, делавшие перерыв в работе, ждут стабильности и предсказуемости. Присылайте им учебные материалы сразу после лекций, чтобы они могли их изучить сами, и составляйте планы развития в компании, чтобы обеспечить предсказуемость.
- Те, кто приходит в диджитал из других сфер, не привыкли к свободной корпоративной культуре. Предоставьте им свободу действий, чтобы они могли ошибаться, и давайте простую обратную связь, ориентируясь на будущее.
Материалы Skillbox Media для тех, кто связан с диджиталом
- 5 мифов о брендбуках, за которые должно быть стыдно в 2024 году
- Нужно ли маркетологу образование: отвечают опытные участники рынка
- 7 мифов о мобильной разработке: в каких случаях бизнесу нужны и не нужны свои приложения
- Как быстро вырасти в креативной сфере: советы и истории топ-менеджеров индустрии
- 11 книг по маркетингу: что читают предприниматели и маркетологи