Маркетинг
#статьи

Что такое мессенджеры и чем они полезны пользователям и бизнесу

Рассказываем, что владельцы диджитал-агентств думают о развитии мессенджеров.

Morteza Nikoubazl / NurPhoto / Getty Images

Россияне считают, что мессенджеры технологичнее других типов цифровых сервисов и развиваются быстрее. 70% опрошенных считают, что мессенджеры станут главным каналом коммуникации, а 73% — что в мессенджерах будут доступны любые услуги.

В этом материале рассказываем:

Что такое мессенджеры

Мессенджеры — это программы для мгновенного обмена сообщениями через интернет. Большинство мессенджеров можно установить на смартфон, но у части из них есть также приложение для ПК.

Пример мессенджера — Telegram
Скриншот: Telegram / Skillbox Media

Возможности разных мессенджеров различаются, но чаще всего в мессенджерах можно:

  • отправлять текстовые и голосовые сообщения, файлы (изображения, GIF, видео), эмодзи и стикеры;
  • общаться в личной переписке и в групповых чатах;
  • совершать аудио- и видеозвонки;
  • пользоваться чат-ботами;
  • создавать и продвигать каналы.

Мессенджеры можно сравнить с СМС и социальными сетями.

СМС платные; чтобы отправить их, не нужен интернет. Мессенджеры используют интернет-трафик: платить за сообщения не нужно, но, если нет доступа к интернету, отправить их не получится.

В соцсетях больше функций. В них есть ленты новостей, музыка, фотоальбомы, приложения, сообщества и многое другое. В мессенджерах же всё сосредоточено на личном общении. Но, например, в Telegram можно создавать каналы, похожие на сообщества в социальных сетях.

В Telegram можно создать канал и выкладывать в нём посты, включить реакции и комментарии к нему. Подписчики смогут дать отклик на контент
Скриншот: Telegram

Какие мессенджеры популярны в России

По данным Mediascope, самые популярные мессенджеры в России — WhatsApp, Telegram, Viber и «‎VK Мессенджер». Расскажем подробнее о каждом из них.

WhatsApp

WhatsApp — самый популярный мессенджер в мире, по данным Statista. Его создали бывшие сотрудники компании Yahoo, а в 2014 году мессенджер выкупил «Фейсбук»*.

В WhatsApp можно общаться с помощью аудио- и видеозвонков в группе, создавать исчезающие сообщения
Скриншот: WhatsApp / Skillbox Media

Отличия WhatsApp от большинства мессенджеров:

  • Можно создать бизнес-аккаунт. В его описании можно указать контакты, ссылку на сайт, время работы, а ещё добавить каталог товаров или услуг. С помощью бизнес-аккаунтов сотрудники компаний общаются с клиентами от лица бренда.
  • Есть групповые видеозвонки. Но участвовать в них может не более 32 человек одновременно.
  • Доступно скрытое чтение сообщений. Большинство мессенджеров показывают, когда получатель открыл сообщение. В WhatsApp можно отключить эту функцию.

Telegram

Telegram — мессенджер от Павла Дурова. Telegram считают одним из самых безопасных мессенджеров.

В Telegram можно сортировать чаты по папкам
Скриншот: Telegram / Skillbox Media

Отличия Telegram от большинства мессенджеров:

  • Можно создавать секретные чаты. Сообщения из таких чатов не хранятся на серверах Telegram. Диалоги нельзя скриншотить, а сообщения — пересылать другим пользователям. Можно включить автоматическое удаление сообщений сразу после того, как собеседник их прочитает.
  • Есть хранилище в «‎Избранном». Это чат с самим собой, в который можно пересылать сообщения и загружать файлы. Он может вместить сколько угодно сообщений.
  • Можно создавать крупные групповые чаты — до 200 тысяч пользователей.
  • Есть премиум-подписка. У пользователей, которые купили премиум-подписку, появляются привилегии. Пользователи могут устанавливать эмодзи-статусы, ограничивать входящие сообщения от незнакомцев, ставить несколько реакций на одно сообщение и так далее.

«VK Мессенджер»

«‎VK Мессенджер» — мессенджер от «‎ВКонтакте», в котором можно общаться с друзьями из социальной сети и людьми, которые сохранены в телефонной книге.

В мессенджере доступны все те же чаты, что и во «‎ВКонтакте», а в «Каналах» можно просматривать обновления сообществ
Скриншот: «VK Мессенджер» / Skillbox Media

Отличия «‎VK Мессенджера» от большинства мессенджеров:

  • Есть бесплатная расшифровка аудиосообщений. Мессенджер использует технологию распознавания речи на базе нейросетей. В сутки можно расшифровать до 100 минут аудио. Такая функция есть и в Telegram, но только при платной подписке.
  • Можно переводить деньги в сообщениях через меню вложений. Деньги при этом переводятся с карты на карту. В беседах можно организовать коллективный сбор средств.
Кроме чатов, звонков и подписок на каналы, в мессенджере доступны мини-приложения. С их помощью, например, можно оплатить музыку
Скриншот: «VK Мессенджер» / Skillbox Media

Viber

Viber — мессенджер израильских разработчиков, который выкупила японская корпорация Rakuten Group.

В Viber можно общаться в чатах и подписываться на сообщества по интересам. Мессенджер рекомендует каналы и чат-боты, которые могут быть интересны пользователю
Скриншот: Viber / Skillbox Media

Viber всё ещё популярен у российских пользователей, но большинство перешли в упомянутые выше мессенджеры. Новые функции в нём появляются редко, и обычно это функции, которые уже есть в других мессенджерах.

Чем мессенджеры полезны для бизнеса

Бизнес использует мессенджеры, чтобы запускать рекламу, создавать свои каналы, чат-боты, стикерпаки и каталоги товаров. Всё это повышает узнаваемость бренда и приносит продажи.

В некоторых мессенджерах можно запускать таргетированную рекламу — например, у Telegram есть платформа Telegram Ads. С её помощью можно запускать объявления, которые будут показаны в открытых каналах.

В других мессенджерах бизнес может закупать рекламу в тематических каналах и групповых чатах и вести её читателей, например, на сайт компании или в свой канал внутри мессенджера.

Собственные каналы нужны бизнесу, чтобы повышать продажи и лояльность к бренду, привлекать внимание к новым продуктам и услугам. Например, центр косметологии может выкладывать в канале посты с полезным контентом, чтобы целевая аудитория больше ему доверяла.

Также с помощью тематических каналов можно собирать обратную связь от клиентов: проводить опросы, предлагать написать в комментариях идеи по улучшению продукта.

Владелец этого канала рассказывает о ведении каналов в Telegram и продаёт свои курсы
Скриншот: Telegram / Skillbox Media

Чат-боты снижают нагрузку на сотрудников компании, потому что позволяют автоматизировать действия. Например, чат-бот может отвечать на распространённые вопросы, оформлять заявки, рассылать уведомления об акциях, скидках или изменениях в продуктовой линейке. Некоторые компании создают чат-боты в дополнение к основному продукту — например, сайту; тогда функциональность чат-бота похожа на функциональность сайта.

Бот Getmatch помогает найти работу: посмотреть вакансии, задать вопрос эксперту, открыть своё резюме для компаний. Всё это можно также сделать на сайте компании; бот лишь упрощает и ускоряет работу
Скриншот: Telegram / Skillbox Media

Создание стикерпаков позволяет брендам повысить узнаваемость. Если компания создаёт красивые или смешные стикеры в брендовых цветах, пользователи сами могут продвигать их — так о компании узнает больше людей.

У Skillbox есть стикеры для студентов. Если студенты будут делиться стикерами с другими пользователями Telegram, о компании узнает больше людей
Скриншот: Telegram / Skillbox Media

Каталоги товаров нужны бизнесу, чтобы предоставить целевой аудитории возможность совершать покупки там, где удобно. Кроме того, их используют, например, если у компании нет сайта и она продаёт только в мессенджерах и социальных сетях. Создавать каталоги можно, например, в WhatsApp, если есть бизнес-аккаунт, и в Telegram с помощью ботов.

Магазин спортивной одежды организовал мини-магазин в Telegram: в нём можно посмотреть каталог и список своих заказов
Скриншот: Telegram / Skillbox Media

Как будут развиваться мессенджеры

В 2023 году WhatsApp и Telegram входили в список из 10 самых скачиваемых приложений в мире. WhatsApp установили 475 миллионов раз, а Telegram — 355 миллионов раз. Эксперты считают, что популярность мессенджеров будет расти, потому что они удобны для пользователей.

Как мессенджеры будут развиваться? CEO омниканальной платформы для бизнеса Mitto Андреа Джакомини считает, что в будущем пользователи продолжат общаться с брендами через мессенджеры, но это общение будет более персонализированным. Например, бренд сможет предлагать клиенту в мессенджере товар на основе информации о предыдущих покупках.

Ещё, по мнению Андреа Джакомини, будет развиваться двусторонняя связь — когда не только бренд или владелец канала доносит информацию до читателей, но и читатели и клиенты могут давать комментарии.

Также специалисты и основатели диджитал-агентств высказывают предположения о том, как будут развиваться отдельные мессенджеры. Так, в материале Setters Media приглашённые эксперты предположили, что в Telegram появятся:

  • Каталог мини-аппов. В Telegram уже можно создавать мини-веб-приложения. Например, такое есть у сети «Вкусно — и точка» — в нём можно открыть меню и найти ближайший ресторан.
  • Кошелёк для повседневных платежей. В Telegram уже интегрирован криптокошелёк, но деньгами из него практически негде платить — возможно, в будущем больше компаний станут принимать плату внутри мессенджера.
  • Рекомендательная система. Возможно, Telegram запустит алгоритмическую ленту, как в других социальных сетях, чтобы рекомендовать пользователям контент, который им понравится.

Это предположения; точной информации о планах развития популярных мессенджеров нет.

Главное о мессенджерах в 3 пунктах

  • Мессенджеры — программы для мгновенного обмена сообщениями через интернет. Мессенджеры позволяют общаться в личных и групповых чатах, отправлять изображения, GIF и видео, совершать аудио- и видеозвонки, пользоваться чат-ботами.
  • Самые популярные в России мессенджеры — WhatsApp, Telegram, «VK Мессенджер» и Viber.
  • Бизнес может запускать в мессенджерах рекламу, создавать тематические каналы, чат-ботов, свои стикерпаки и каталоги товаров. Всё это влияет на узнаваемость бренда, лояльность к нему и число продаж.

Больше материалов Skillbox Media о работе с мессенджерами


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: SMM-специалист с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована