Что такое мессенджеры и чем они полезны пользователям и бизнесу
Рассказываем, что владельцы диджитал-агентств думают о развитии мессенджеров.
Morteza Nikoubazl / NurPhoto / Getty Images
Россияне считают, что мессенджеры технологичнее других типов цифровых сервисов и развиваются быстрее. 70% опрошенных считают, что мессенджеры станут главным каналом коммуникации, а 73% — что в мессенджерах будут доступны любые услуги.
В этом материале рассказываем:
- что такое мессенджеры;
- какие мессенджеры популярны в России;
- чем они полезны бизнесу;
- как они будут развиваться.
Что такое мессенджеры
Мессенджеры — это программы для мгновенного обмена сообщениями через интернет. Большинство мессенджеров можно установить на смартфон, но у части из них есть также приложение для ПК.
Возможности разных мессенджеров различаются, но чаще всего в мессенджерах можно:
- отправлять текстовые и голосовые сообщения, файлы (изображения, GIF, видео), эмодзи и стикеры;
- общаться в личной переписке и в групповых чатах;
- совершать аудио- и видеозвонки;
- пользоваться чат-ботами;
- создавать и продвигать каналы.
Мессенджеры можно сравнить с СМС и социальными сетями.
СМС платные; чтобы отправить их, не нужен интернет. Мессенджеры используют интернет-трафик: платить за сообщения не нужно, но, если нет доступа к интернету, отправить их не получится.
В соцсетях больше функций. В них есть ленты новостей, музыка, фотоальбомы, приложения, сообщества и многое другое. В мессенджерах же всё сосредоточено на личном общении. Но, например, в Telegram можно создавать каналы, похожие на сообщества в социальных сетях.
Какие мессенджеры популярны в России
По данным Mediascope, самые популярные мессенджеры в России — WhatsApp, Telegram, Viber и «VK Мессенджер». Расскажем подробнее о каждом из них.
WhatsApp — самый популярный мессенджер в мире, по данным Statista. Его создали бывшие сотрудники компании Yahoo, а в 2014 году мессенджер выкупил «Фейсбук»*.
Отличия WhatsApp от большинства мессенджеров:
- Можно создать бизнес-аккаунт. В его описании можно указать контакты, ссылку на сайт, время работы, а ещё добавить каталог товаров или услуг. С помощью бизнес-аккаунтов сотрудники компаний общаются с клиентами от лица бренда.
- Есть групповые видеозвонки. Но участвовать в них может не более 32 человек одновременно.
- Доступно скрытое чтение сообщений. Большинство мессенджеров показывают, когда получатель открыл сообщение. В WhatsApp можно отключить эту функцию.
Telegram
Telegram — мессенджер от Павла Дурова. Telegram считают одним из самых безопасных мессенджеров.
Отличия Telegram от большинства мессенджеров:
- Можно создавать секретные чаты. Сообщения из таких чатов не хранятся на серверах Telegram. Диалоги нельзя скриншотить, а сообщения — пересылать другим пользователям. Можно включить автоматическое удаление сообщений сразу после того, как собеседник их прочитает.
- Есть хранилище в «Избранном». Это чат с самим собой, в который можно пересылать сообщения и загружать файлы. Он может вместить сколько угодно сообщений.
- Можно создавать крупные групповые чаты — до 200 тысяч пользователей.
- Есть премиум-подписка. У пользователей, которые купили премиум-подписку, появляются привилегии. Пользователи могут устанавливать эмодзи-статусы, ограничивать входящие сообщения от незнакомцев, ставить несколько реакций на одно сообщение и так далее.
«VK Мессенджер»
«VK Мессенджер» — мессенджер от «ВКонтакте», в котором можно общаться с друзьями из социальной сети и людьми, которые сохранены в телефонной книге.
Отличия «VK Мессенджера» от большинства мессенджеров:
- Есть бесплатная расшифровка аудиосообщений. Мессенджер использует технологию распознавания речи на базе нейросетей. В сутки можно расшифровать до 100 минут аудио. Такая функция есть и в Telegram, но только при платной подписке.
- Можно переводить деньги в сообщениях через меню вложений. Деньги при этом переводятся с карты на карту. В беседах можно организовать коллективный сбор средств.
Viber
Viber — мессенджер израильских разработчиков, который выкупила японская корпорация Rakuten Group.
Viber всё ещё популярен у российских пользователей, но большинство перешли в упомянутые выше мессенджеры. Новые функции в нём появляются редко, и обычно это функции, которые уже есть в других мессенджерах.
Чем мессенджеры полезны для бизнеса
Бизнес использует мессенджеры, чтобы запускать рекламу, создавать свои каналы, чат-боты, стикерпаки и каталоги товаров. Всё это повышает узнаваемость бренда и приносит продажи.
В некоторых мессенджерах можно запускать таргетированную рекламу — например, у Telegram есть платформа Telegram Ads. С её помощью можно запускать объявления, которые будут показаны в открытых каналах.
В других мессенджерах бизнес может закупать рекламу в тематических каналах и групповых чатах и вести её читателей, например, на сайт компании или в свой канал внутри мессенджера.
Собственные каналы нужны бизнесу, чтобы повышать продажи и лояльность к бренду, привлекать внимание к новым продуктам и услугам. Например, центр косметологии может выкладывать в канале посты с полезным контентом, чтобы целевая аудитория больше ему доверяла.
Также с помощью тематических каналов можно собирать обратную связь от клиентов: проводить опросы, предлагать написать в комментариях идеи по улучшению продукта.
Чат-боты снижают нагрузку на сотрудников компании, потому что позволяют автоматизировать действия. Например, чат-бот может отвечать на распространённые вопросы, оформлять заявки, рассылать уведомления об акциях, скидках или изменениях в продуктовой линейке. Некоторые компании создают чат-боты в дополнение к основному продукту — например, сайту; тогда функциональность чат-бота похожа на функциональность сайта.
Создание стикерпаков позволяет брендам повысить узнаваемость. Если компания создаёт красивые или смешные стикеры в брендовых цветах, пользователи сами могут продвигать их — так о компании узнает больше людей.
Каталоги товаров нужны бизнесу, чтобы предоставить целевой аудитории возможность совершать покупки там, где удобно. Кроме того, их используют, например, если у компании нет сайта и она продаёт только в мессенджерах и социальных сетях. Создавать каталоги можно, например, в WhatsApp, если есть бизнес-аккаунт, и в Telegram с помощью ботов.
Как будут развиваться мессенджеры
В 2023 году WhatsApp и Telegram входили в список из 10 самых скачиваемых приложений в мире. WhatsApp установили 475 миллионов раз, а Telegram — 355 миллионов раз. Эксперты считают, что популярность мессенджеров будет расти, потому что они удобны для пользователей.
Как мессенджеры будут развиваться? CEO омниканальной платформы для бизнеса Mitto Андреа Джакомини считает, что в будущем пользователи продолжат общаться с брендами через мессенджеры, но это общение будет более персонализированным. Например, бренд сможет предлагать клиенту в мессенджере товар на основе информации о предыдущих покупках.
Ещё, по мнению Андреа Джакомини, будет развиваться двусторонняя связь — когда не только бренд или владелец канала доносит информацию до читателей, но и читатели и клиенты могут давать комментарии.
Также специалисты и основатели диджитал-агентств высказывают предположения о том, как будут развиваться отдельные мессенджеры. Так, в материале Setters Media приглашённые эксперты предположили, что в Telegram появятся:
- Каталог мини-аппов. В Telegram уже можно создавать мини-веб-приложения. Например, такое есть у сети «Вкусно — и точка» — в нём можно открыть меню и найти ближайший ресторан.
- Кошелёк для повседневных платежей. В Telegram уже интегрирован криптокошелёк, но деньгами из него практически негде платить — возможно, в будущем больше компаний станут принимать плату внутри мессенджера.
- Рекомендательная система. Возможно, Telegram запустит алгоритмическую ленту, как в других социальных сетях, чтобы рекомендовать пользователям контент, который им понравится.
Это предположения; точной информации о планах развития популярных мессенджеров нет.
Главное о мессенджерах в 3 пунктах
- Мессенджеры — программы для мгновенного обмена сообщениями через интернет. Мессенджеры позволяют общаться в личных и групповых чатах, отправлять изображения, GIF и видео, совершать аудио- и видеозвонки, пользоваться чат-ботами.
- Самые популярные в России мессенджеры — WhatsApp, Telegram, «VK Мессенджер» и Viber.
- Бизнес может запускать в мессенджерах рекламу, создавать тематические каналы, чат-ботов, свои стикерпаки и каталоги товаров. Всё это влияет на узнаваемость бренда, лояльность к нему и число продаж.
Больше материалов Skillbox Media о работе с мессенджерами
- Боты в Telegram: какие они бывают, как работают и как сделать своего
- Главное о рассылках в WhatsApp: от технических нюансов до продающих сообщений
- В Telegram появились истории: зачем они пользователям и какие функции в них есть
- Как сделать пост в Telegram: разбираем главные функции. С инструкциями и скриншотами
- Накрутка подписчиков в Telegram: как работает, чем опасна и как её сделать — если решитесь
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».