Маркетинг
#статьи

Что такое интернет-маркетинг, зачем он нужен бизнесу и сколько на нём можно заработать

Интернет-маркетинг может приносить компании миллиарды рублей. Рассказываем, как это работает и какие навыки нужны, чтобы стартовать в отрасли.

Иллюстрация: freepik / kstudio / Freepik / Bram Naus / Austin Distel/ Jeff Tumale / Samuel Scrimshaw / Marcelo Quinan / Unsplash / Yandex LLC / Дима Руденок для Skillbox Media

Интернет-маркетинг — одно из самых популярных направлений маркетинга. Большинство компаний так или иначе продвигают свои продукты в Сети — настраивают рекламу, заводят сообщества в соцсетях или продают товары на маркетплейсах.

Этот материал Skillbox Media поможет вам понять, как устроен интернет-маркетинг и стоит ли осваивать профессию интернет-маркетолога.


Что такое интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг — это продвижение товаров и услуг в Сети. Задача интернет-маркетинга — понять, чего хотят потребители и как удовлетворить их потребности, и продать им продукт, чтобы получить прибыль.

Интернет-маркетинг — разновидность маркетинга. Маркетингом занимаются и в онлайне, и в офлайне, а к интернет-маркетингу относят только действия компании в Сети.

В интернет-маркетинге много инструментов и направлений. Например, к интернет-маркетингу можно отнести и рекламную кампанию во «ВКонтакте», и регистрацию на «Яндекс Картах», и публикацию статьи в своём блоге. Подробнее об основных инструментах интернет-маркетинга поговорим ниже.

Размещение компании на «Яндекс Картах» — тоже интернет-маркетинг
Скриншот: «Яндекс Карты» / Skillbox Media

Можно сказать, что интернет-маркетинг нужен всем. Для многих компаний интернет — главный источник покупателей, а некоторые бизнесы занимаются маркетингом только в Сети.

Зачем компаниям нужен интернет-маркетинг

Глобальная цель интернет-маркетинга — принести как можно больше прибыли компании. Если компания не занимается интернет-маркетингом, она зарабатывает намного меньше, чем могла бы.

На практике глобальной цели интернет-маркетинга соответствуют две большие задачи.

Первая — прямые продажи и генерация лидов. Это направление называют performance-маркетингом. Он нацелен на то, чтобы быстро улучшить финансовые показатели компании: продать как можно больше товаров или услуг здесь и сейчас. Для этого компании, например, привлекают новых клиентов, предлагают товары и услуги лояльным клиентам, повышают средний чек.

Вторая — работа над брендом. Это направление называют бренд-маркетингом. Бренд-маркетинг нацелен на то, чтобы люди узнали о бренде и относились к нему хорошо. Это косвенно влияет на продажи — чем больше людей знают о бренде и чем больше они ему доверяют, тем чаще продукты этого бренда покупают. Получается, бренд-маркетинг тоже влияет на финансовые показатели компании — но другим путём и в долгосрочной перспективе.

Механики performance-маркетинга и бренд-маркетинга часто комбинируют. Такую комбинацию называют брендформанс-маркетингом — это когда компания работает и над продажами, и над развитием бренда.

Вот несколько примеров того, как действует интернет-маркетинг. Диджитал-агентство «Веб-Центр» доработало сайт интернет-магазина «Приданое», и благодаря этому число заказов в магазине выросло на 65% в месяц. Компания Go Ahead продвигала игрушки «Пятёрочки» в Likee — ролики кампании получили 29 миллионов просмотров. А работа performance-агентства Mamontov.top принесла клиенту доход почти в 1,5 миллиарда рублей.

Интернет-маркетинг эффективен, поэтому спрос на него постоянно растёт. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2021 году рынок рекламы в интернете вырос на 24% относительно 2020 года. А в 2022 году объём рекламы в интернете снизился в России всего на 2%.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет зарабатывать в отрасли интернет-маркетинга

Что входит в интернет-маркетинг: основные этапы

Чтобы достичь поставленных целей, в интернет-маркетинге решают разные задачи. В маркетинговой теории выделяют разные этапы, но упрощённо они выглядят так:

Исследование. На этом этапе исследуют конкурентов, рынок, продукт, целевую аудиторию — всё, что важно для маркетинга. Это нужно, чтобы понять, какое положение на рынке занимает компания и какие возможности у неё есть.

Составление стратегии. На этом этапе определяют цели компании и способы их достижения. В стратегии описывают инструменты интернет-маркетинга и способы их использования.

Реализация. Это проведение всех запланированных работ. Например, настройка рекламных кампаний, ведение страниц в соцсетях, организация мероприятий и многое другое.

Контроль. Это оценка эффективности маркетинговой стратегии. На этом этапе анализируют, удаётся ли достигать поставленных целей, и корректируют планы или ход работы, если что-то идёт не так.

Все эти этапы цикличны — постоянно повторяются.

Какие направления есть в интернет-маркетинге

Направления интернет-маркетинга выделяют по группам инструментов, которые используют для достижения целей. Их очень много. Расскажем о пяти видах инструментов, которые используют чаще всего.

Контекстная реклама. Это объявления в поисковых системах и в рекламных сетях, принадлежащих этим системам. Её показывают в ответ на запрос пользователя. Например, объявление интернет-магазина, который продаёт смартфоны, покажут тому, кто ввёл в поисковую строку «Яндекса» запрос «Xiaomi Redmi 9A».

Так выглядит контекстная реклама в выдаче
Скриншот: «Яндекс» / Skillbox Media

Контекстную рекламу в «Яндексе» называют одним из основных каналов интернет-маркетинга. Цель размещения контекстной рекламы — продать товары или услуги. Есть компании, которые привлекают клиентов только за счёт контекстной рекламы.

Таргетированная реклама. Так называют рекламу в социальных сетях — объявления, которые показывают людям, соответствующим необходимым критериям. Например, объявление показывают только мужчинам младше 25 лет, которые учатся в вузе. В Skillbox Media есть подробная статья о таргетированной рекламе.

Это таргетированная реклама. Её показывают пользователю, который интересуется маркетингом
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

Таргетированная реклама — также один из основных каналов интернет-маркетинга. Её часто используют для продаж, но объявления могут запускать и чтобы повысить узнаваемость бренда и лояльность к нему.

SEO. Search engine optimization — оптимизация под поисковые системы. Это целый комплекс работ по улучшению отдельных страниц сайта и ресурса в целом. Благодаря SEO страницы сайта попадают в топ поисковой выдачи, а значит, получают бесплатный трафик. Подробнее о том, как это работает, рассказали в статье про SEO.

Так работает SEO: благодаря ему сайт попал в выдачу по запросу
Скриншот: Google / Skillbox Media

SEO — ещё один распространённый инструмент интернет-маркетинга. Он позволяет привлекать посетителей на сайт с намного меньшими затратами, чем реклама. Есть компании, которые получают благодаря SEO большую часть продаж и почти не используют рекламу.

SMM. SMM расшифровывается как social media marketing — маркетинг в социальных сетях. Компании заводят страницы в социальных сетях и работают там с целевой аудиторией — привлекают подписчиков, рассказывают им о продукте, запускают охватную рекламу. Прочитайте статью об SMM, если хотите узнать об этом направлении подробнее.

Сообщество «Сбера» — инструмент маркетинга в социальных сетях
Скриншот: «ВКонтакте» / Skillbox Media

Главная цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Telegram, «Одноклассников» и с других площадок. Но также маркетинг в социальных сетях используют, чтобы улучшить репутацию компании, повысить её узнаваемость и лояльность к ней — всё это влияет на продажи.

Контент-маркетинг. Это продвижение с помощью контента. Форматы контента могут быть разными — статьи, чек-листы, инструкции, подборки, подкасты, видео и многие другие. Их публикуют на сайте компании — например, в блоге — и на внешних площадках — например, в соцсетях, в СМИ и на профильных ресурсах.

Так выглядит контент-маркетинг: полезные статьи в блоге привлекают трафик на сайт
Скриншот: Skillbox Media

Контент-маркетинг не генерирует продажи так же, как контекстная или таргетированная реклама. Его цель — сформировать или повысить доверие к компании. С помощью полезного контента компания показывает экспертность, пользователи начинают ей доверять — а значит, чаще покупают её товары или услуги.

Есть огромное количество других направлений интернет-маркетинга — например, email-маркетинг, CRM-маркетинг, чат-боты, маркетинг влияния, видеореклама.

В интернет-маркетинге часто используют одновременно несколько инструментов. Например, компания может заниматься SEO, email-рассылками, вести блог и запускать контекстную рекламу. Чтобы контролировать все каналы продвижения, компании нанимают интернет-маркетологов.

Кто такой интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог — это специалист, который отвечает за продвижение товаров и услуг в Сети. Он разрабатывает маркетинговую стратегию компании и реализует её.

Задачи интернет-маркетолога сильно зависят от того, какими инструментами продвижения пользуется компания, каких целей она хочет достичь и какой у неё бюджет на маркетинг. Например, в одних компаниях интернет-маркетологом могут называть человека, который сам запускает рекламу в «Яндекс Директе», ведёт страницы во «ВКонтакте» и занимается посевами.

На этой позиции маркетологу предстоит запускать рекламу, вести страницы в соцсетях и работать со СМИ
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

В других компаниях интернет-маркетологом могут называть человека, который управляет маркетингом. Вот его типичные задачи:

  • анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории;
  • составление маркетинговой стратегии и маркетингового плана;
  • бюджетирование — распределение бюджетных средств на использование разных инструментов;
  • работа с подрядчиками — постановка задач и контроль выполнения;
  • анализ эффективности и подготовка отчётности.

Такой интернет-маркетолог не настраивает рекламу и не ведёт страницы в соцсетях. Он стратег, который определяет, как должен работать интернет-маркетинг.

От маркетолога ждут, что он будет работать с подрядчиками
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Ещё есть маркетологи, которые специализируются на одном направлении интернет-маркетинга. Например, email-маркетолог занимается только email-рассылками: собирает базы контактов, выстраивает цепочки писем, анализирует результаты. Инфлюенс-маркетолог отвечает только за работу с лидерами мнений — ищет блогеров, продумывает стратегию размещения рекламы, договаривается о сотрудничестве.

Какие навыки нужны интернет-маркетологу

Навыки зависят от специализации интернет-маркетолога и инструментов, с которыми он работает. Рассмотрим навыки, которые чаще всего нужны работодателям. Вот что должны знать и уметь интернет-маркетологи, согласно данным сервиса ZnanTrend.

Понимать, как работает маркетинг. Например, знать, как пользователи принимают решение о покупке, на что влияет цена продукта, каких результатов можно ожидать от использования разных каналов продвижения. Без этих знаний интернет-маркетолог не сможет выстроить воронку продаж — путь потенциального клиента до покупки.

Уметь использовать разные инструменты интернет-маркетинга. Чаще всего работодатели ждут, что интернет-маркетолог умеет настраивать контекстную рекламу в «Яндекс Директе», разбирается в SMM, SEO, настройке таргетированной рекламы.

Разбираться в аналитике. От интернет-маркетологов ожидают навыков веб-аналитики — изучения поведения пользователей сайта. Часто работодатели указывают владение «Яндекс Метрикой» и Google Analytics как одно из основных требований к соискателям.

Ещё работодатели часто ждут, что интернет-маркетолог умеет проводить маркетинговые исследования и управлять проектами, бюджетами и командами.

Сколько зарабатывают в интернет-маркетинге

Интернет-маркетинг — отрасль с большим разбросом зарплат. Средняя зарплата интернет-маркетолога в России, согласно статистике портала «ГородРабот», — 64 730 рублей. На практике маркетологам могут платить и 30 тысяч, и 150 тысяч рублей.

30 тысяч рублей и больше — зарплата новичков на позиции стажёра или помощника интернет-маркетолога. На такую зарплату часто могут претендовать люди без опыта или с минимальным опытом — например, те, кто уже вёл страницы в социальных сетях.

В этой вакансии готовы взять новичка и обучать его. Предлагают зарплату от 30 тысяч рублей
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

150 тысяч рублей — средняя зарплата опытного интернет-маркетолога. Обычно он работает над всеми направлениями интернет-маркетинга в компании: составляет стратегии и бюджет, даёт задачи команде, контролирует их выполнение.

По условиям этой вакансии маркетологу предлагают зарплату от 150 тысяч рублей
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Чем больше оборот компании, тем больше она зарабатывает с помощью интернет-маркетинга и тем больше может быть доход интернет-маркетолога или руководителя отдела диджитала-маркетинга. Зарплаты руководителей начинаются от 150 тысяч. Но в этой отрасли можно встретить и зарплаты в 500 тысяч рублей, и в миллион рублей.

Главное об интернет-маркетинге в 4 пунктах

  • Интернет-маркетинг — продвижение товаров и услуг в Сети. Его главная цель — принести компании как можно большую прибыль. Интернет-маркетинг нужен большинству компаний, для многих это единственный способ привлечения клиентов.
  • В интернет-маркетинге много направлений. Самые распространённые — контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM и контент-маркетинг. Также компании используют email-рассылки, чат-боты, маркетинг влияния и многие другие инструменты.
  • За интернет-маркетинг в компаниях отвечает интернет-маркетолог. Он может сам настраивать рекламу, а может управлять процессами: заниматься анализом данных и исследованиями, составлять стратегии, давать задачи подрядчикам и так далее.
  • Новички в интернет-маркетинге зарабатывают от 30 тысяч рублей в месяц. Зарплата опытных специалистов может составлять 150 тысяч рублей в месяц и больше.

Как узнать больше об интернет-маркетинге

  • Если вы только начинаете погружаться в тему, прочитайте нашу статью о маркетинге — в ней рассказали главное, что о нём нужно знать. Также у нас есть обзор каналов и стратегий интернет-маркетинга — рассказали в нём о каналах и стратегиях, которые были популярны в 2022 году и остаются популярными сегодня.
  • В Skillbox Media много материалов о разных направлениях и инструментах интернет-маркетинга. Например, почитайте статьи про маркетинг влияния, email-маркетинг, квиз-маркетинг, тизерную рекламу.
  • Возможно, вам будут интересны популярные маркетинговые теории и концепции. Вот статья о маркетинг-миксе — это базовая концепция, которая описывает все элементы маркетинга. В материале о лестнице узнавания Бена Ханта разобрали модель, которая описывает путь клиента до покупки.
  • В Skillbox есть курс «Профессия Интернет-маркетолог» — он подойдёт тем, кто хочет стартовать в профессии с нуля или перейти в неё из смежной отрасли. На курсе учат составлять стратегии, настраивать рекламу, продвигать сайты в поисковых системах, анализировать данные и работать с подрядчиками. После прохождения обучения можно устроиться в штат — в этом помогают специалисты Центра карьеры.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется интернет-маркетингом


Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована