Маркетинг
#статьи

5 советов молодому редактору

Я работаю редактором и копирайтером с 2006 года и полноправно считаю себя стариканом — а значит, могу свободно раздавать советы тем, кто помоложе.

Катя Павловская для Skillbox Media

Сергей Король

эксперт

об авторе

Редактор и копирайтер с 2006 года. Работал с «Яндексом», «Тинькофф», «Сбером», Utair и другими компаниями. Считает себя «универсальным солдатом», любит людей. Увлекается плёночной фотографией, живёт и работает в Берлине.


Ссылки


Учить важные форматы

В чём суть. В молодости представляешь себя творцом (или «криэйтором», каким представлял себя Вавилен Татарский из пелевинского романа «Generation П»). Кажется, что будешь каждый день лепить совершенно особенную глиняную вазу.

На деле оказывается, что нужно хорошо и быстро делать полдюжины вещей: статью, карточки, текст для лендинга, рассылку, пост в соцсети да ещё что-нибудь. И всё! Крайне редко доведётся сделать что-то необычное: книгу, квиз, поздравление ко Дню строителя от имени генерального, манифест, сценарий ролика. Но даже с самыми необычными примерами форматы работы можно пересчитать по пальцам обеих рук токаря (как говорили у меня на родине, в Череповце).

Что нужно сделать. Не учить копирайтинг как глобальную дисциплину, а последовательно качать несколько главных форматов, в которых и придётся работать. Так освоите профессию быстрее, не тратя силы и время на общие знания, которые забудутся через день.

Качать «софты»

В чём суть. Начинающие редакторы думают, что важно побыстрее научиться писать (хотя на самом деле мало кто понимает, как это — хорошо). Думаешь, что нужно читать побольше профессиональных книг, разобраться, чем транзитивные заголовки отличаются от назывных, или, на худой конец, освоить какой-нибудь нейрокопирайтинг.

На деле оказывается, что писать — это самое простое, чем предстоит заниматься. Работа редактора в целом довольно шаблонизирована: ты нащупываешь или изучаешь формат и дальше пишешь примерно так же, как и всегда. Если знаешь, как доставать кролика из шляпы, то всегда сможешь его оттуда достать.

Но при этом оказывается, что есть сложные и с трудом осязаемые части профессии, которым трудно или больно учиться самостоятельно: как понять заказчика, как правильно работать с комментариями, как убедить нескольких человек, что твой текст правда классный. Довольно быстро оказывается, что слушать и разговаривать — не менее важно, чем писать.

Что нужно сделать. Параллельно с редактурой важно развивать навыки переговоров. Важно учиться критическому мышлению и развивать эмоциональный интеллект. Полезно много общаться с людьми и превратить это общение в сайд-проект: например, параллельно созданию коммерческих текстов брать интервью и публиковать их в блоге.

Сужать нишу

В чём суть. Во времена моей молодости опытные копирайтеры завлекали в профессию: «Сегодня вы работаете с производителем яхт, завтра — с туристическим агентством, послезавтра — с айти-гигантом». Это казалось особенно привлекательным делом: прыгать с задачи на задачу, постоянно переключаясь и пробуя новое.

Но никто мне не рассказал, что копирайтер, специализирующийся на яхтах или туризме, зарабатывает куда больше своего коллеги-«прыгунка». В редактуре, как и во многих других делах, выгоднее заявить права на половину небольшого пирога, чем пытаться получить крохотный кусочек от огромного.

Что нужно сделать. Выбрать нишу, к которой есть интерес, и копать её вглубь: уточнять форматы именно в ней, разбираться в фактуре. Мои коллеги, которые работают в сфере коммерческой недвижимости или, например, переводят с языка программистов на язык людей, завалены работой и деньгами так, что большинство новичков и поверить не может.

Нанять корректора

В чём суть. Меня два раза уволили с работы за опечатки.

Что нужно сделать. За время отпуска выучить русский язык до такого уровня, что «Орфограммка» не находит опечаток и ошибок (практика показывает, что для этого достаточно двух-трёх недель вдумчивого чтения «Зерулс» по одному-два часа в день).

Или нанять корректора. Хороший корректор стоит 100 ₽ за 1000 знаков (или + 20–30 тысяч ₽ в месяц). Комбо — при устройстве на работу сразу заявить о том, что вам нужен корректор, и перевести его оплату на работодателя.

Писать заметки с цифрой в заголовке

В чём суть. На качество текста влияет прежде всего не опыт автора и даже не «отзубочное» знание им фактуры. Я верю, что хороший текст тащит вперёд хорошая структура. Придумал структуру — и всё ляжет на свои места само.

Одна из лучших структур, которую вы видите и в этой статье тоже, — это «структура наружу». Обратите внимание: пять главок (называемых на редакторском языке модулями) разбиты на две части каждая: «В чём суть» и «Что нужно сделать». В результате текст выстраивается в подобие таблицы, и читатель сразу понимает, что его ждёт дальше. Поэтому читать такое комфортно (ну, или мне так кажется, решать вам).

Что нужно сделать. Вкладывайте больше сил в структуру текста, раскладывайте всё по полочкам. Мне нравится такое сравнение: «Редактор — не творец, редактор — уборщица». Ваша задача сейчас и всегда заключается в том, чтобы просто красиво расставить книжки на полке.

К счастью, «уборщице текста» за хорошую работу платят так, что настоящей уборщице и не снилось.


Фото на обложку предоставлено героем

Научитесь: Профессия Копирайтер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована