Закон Хлейда, или Сложные задачи поручай ленивым: работает ли это на самом деле
Хорошая новость: ленивые сотрудники тоже могут приносить пользу. Плохая: для этого они должны быть умными.


Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Закон Хлейда гласит: попросите ленивого сотрудника решить сложную задачу — он найдёт более простой путь. Идея в том, что ленивые сотрудники могут находить эффективные и простые методы решения задач, чтобы минимизировать свои усилия.
Этот закон от начала до конца выдумка: не существует никакого Хлейда, а формулировку создали по аналогии с законом Мёрфи. Закон Хлейда используют, порой даже не задумываясь о том, что у этого подхода к управлению есть своё название.
Мы поговорили с опытными руководителями и выяснили, работает ли такой подход на самом деле. Рассказываем:
- почему ленивые сотрудники иногда лучше трудолюбивых;
- почему закон не работает с по-настоящему ленивыми;
- как ленивые автоматизируют процессы;
- почему к несерьёзной философии можно отнестись серьёзно;
- почему важно оценивать ещё и инициативность сотрудника;
- на что ещё обратить внимание, прежде чем отдать задачу ленивому.
«Ленивые, но умные сотрудники не следуют шаблонам, а оптимизируют процессы»

Ирина Посникова
Основатель и CEO «Академии карьеры», карьерный стратег
— Ленивые, но умные сотрудники не следуют шаблонам, а оптимизируют процессы. Они сомневаются в устоявшихся методах, не боятся делегировать и фокусируются на главном — на достижении результата. В то время как, например, трудолюбивый сотрудник зачастую делает «как положено» и «как учили». При этом тратит больше времени на выполнение задач, которые не всегда ведут к нужному результату.
Ленивым и умным сотрудникам важно давать свободу действий. Если их инициативы пресекают, они быстро адаптируются к бюрократии и перестают менять систему, даже если изначально стремились к эффективности.
Молодых сотрудников нередко ругают за лень, нежелание работать и отсутствие мотивации. Но на самом деле они зачастую очень креативные и умные — просто не любят делать работу ради работы.
В моей команде была сотрудница-зумер, которая смотрела на развитие бренда очень необычно. Она увидела, что с точки зрения цветовой гаммы и стилистики бренд компании уже немного устарел. Поэтому пришла и сказала мне: «Я вижу по-другому». Я видела совершенно иное решение, поэтому могла спорить с ней сколько угодно. Но я предпочла другой путь: довериться её видению и действиям.
Ленивые и умные не работают ради галочки — они ищут, как сделать лучше, быстрее и проще. Важно вовремя распознать таких сотрудников, поддержать их идеи и дать возможность реализовать решения — часто это приводит к росту всего бизнеса.
В результате сотрудница самостоятельно сделала ролики, которые завирусились и набрали миллионы просмотров. Мы получили яркую реакцию потребителей, лиды.
«Закон Хлейда может работать, только если ленится высококвалифицированный и опытный специалист»

Максим Онищенко
Руководитель в крупной компании
— Я отношусь к закону Хлейда неоднозначно. Он может работать, но только тогда, когда сотрудник, которого называют ленивым, на самом деле высококвалифицированный и опытный специалист. В таком случае его «лень» — это скорее стремление к оптимизации, поиску наиболее эффективных решений.
В работе с по-настоящему ленивыми сотрудниками результат может быть неоднозначным или его может не быть совсем. Настоящий «ленивец» может перекладывать ответственность, искать сложности даже там, где их нет, затягивать выполнение задач и так далее.
«В креативной сфере сотрудники ищут пути минимизации усилий. Часто это приводит к автоматизации процессов»

Юлия Некрасова
Руководитель отдела маркетинга Nordcore и автор телеграм-канала «Переговорка B2B маркетинг»
— Я использовала этот подход и считаю его очень эффективным. В креативной сфере «ленивые» сотрудники действительно могут находить способы минимизировать усилия, — и часто это приводит к автоматизации процессов и повышению эффективности работы.
В маркетинге и продажах важна скорость тестирования гипотез. Эффективный «ленивый» сотрудник не станет строить сложные многошаговые схемы, а найдёт более простые и быстрые решения. Например:
- Вместо долгой проработки рекламной кампании запустит MVP с минимальным бюджетом.
- Вместо сложного исследования проведёт быстрый опрос в соцсетях.
- Вместо ежедневных мозговых штурмов для SMM создаст шаблоны и контент-планы.
- Вместо десяти встреч с клиентами устроит массовый вебинар, на котором ответит на все вопросы.
Я определяю такого «ленивого» сотрудника по его способности упрощать задачи без потери качества. Он не просто сокращает число шагов, а делает процесс эффективнее. Такой человек задаёт много вопросов, критикует устоявшиеся подходы и предлагает новые решения — это помогает выявить слабые места и сделать работу лучше.
Конечно, есть риск, что под «ленивостью» скрывается прокрастинация и безразличие к результату. Важно отличать продуктивную лень от нежелания работать. Настоящая эффективность — не в количестве затраченных часов, а в умении находить лучшие решения с минимальными усилиями.
«Закон Хлейда — несерьёзная философия, которая работает серьёзно»

Кристина Гордатий
Руководитель HR-компании «Регион», автор телеграм-канала «HR на лайте»
— Ещё я слышала утверждение, что ленивый работник — один из лучших работников. Он сделает быстро и хорошо. Быстро, чтобы поскорее отделаться от работы, и качественно, чтобы больше к этой работе не возвращаться. Я с этим согласна.
Закон Хлейда у нас в компании работал — хоть мы и не знали, что его так называют. Например, на одном из совещаний мы с командой решали, как привлечь новых кандидатов для нашего клиента. Я сильно удивилась, когда один из сотрудников предложил внедрить акцию в духе «Приведи друга и получи бонус».
Не скажу, что этот сотрудник был ленив, но часто он старался передать задачу другому или найти способ сделать её проще. В целом мы не ожидали от него подобной идеи и ждали предложений от более опытных коллег. Но в итоге этот сотрудник предложил действенный метод, который помог нам закрыть потребность клиента в наборе сотрудников на производство.
На мой взгляд, закон Хлейда — это несерьёзная философия, которая работает вполне серьёзно.
«В работе с ленивыми слишком много рисков»

Пётр Орлов
Руководитель проектов в компании «Русал» и спикер курса Skillbox «Управление проектами»
— Я думаю, что ленивый сотрудник должен быть очень мотивирован, чтобы решать сложные задачи, — а я таких не встречал. Обычно ленивые сотрудники демотивированы и даже с простыми задачами не всегда справляются.
К тому же в работе с ленивыми слишком много рисков. Их не нагрузишь ответственными задачами, поскольку потом за них придётся отвечать мне как руководителю.
Поэтому нужно смотреть, есть ли у человека инициативность. Если есть и лень, и инициативность, то можно попробовать. Если инициативности нет — я бы не решился работать с таким человеком.
«Эффективная лень — это не избегание работы, а умение делать её разумнее»

Дина Муштанова
Основатель академии IPE-ACADEMY, президент Международной ассоциации экспертов по профориентации и карьерному консультированию (IPEA)
— Фраза «Лень — двигатель прогресса» хорошо иллюстрирует суть закона Хлейда. Многие изобретения были созданы для упрощения жизни, а лень иногда действительно помогает находить эффективные решения. Однако важно понимать, кого мы имеем в виду под ленивым человеком.
С точки зрения психологии лень может быть защитной реакцией организма на перегрузку, стресс или отсутствие интереса. В таком состоянии человек вряд ли предложит креативное решение. Но если лень — это нежелание тратить время на бессмысленный труд, она может стать мощным инструментом оптимизации.
Эффективный ленивый человек сначала анализирует задачу, задаёт правильные вопросы и ищет, как сделать проще, а не делает «как принято». Он стремится автоматизировать, делегировать и минимизировать лишние усилия.
Не каждый ленивый человек способен находить эффективные решения. Чтобы закон Хлейда сработал, нужно совпадение трёх аспектов:
- Способности. Человек должен обладать аналитическим складом ума, уметь видеть альтернативные пути решения.
- Интерес к задаче. Без вовлечённости в процесс он не будет искать оптимальные решения.
- Зона гениальности. Если у человека есть склонность к автоматизации и системному подходу, он наверняка найдёт способ сделать проще и лучше.
Таким образом, эффективная лень — это не избегание работы, а умение делать её разумнее.
Больше об организации эффективной работы читайте в статьях Skillbox Media
- Что делать, если сотрудники срывают дедлайны
- Что делать, если сотрудники прокрастинируют
- Как искать сотрудников, которые помогут бизнесу достичь амбициозных целей
- Почему метод бутерброда не работает
- Стоит ли отвечать на рабочие звонки и сообщения по вечерам
Курс
Эффективный руководитель
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс