Управление
#истории

Как углубить знания в аналитике и найти работу в зарубежной компании: история Спартака

Обучение нужно не только новичкам: Спартак переквалифицировался из кредитного аналитика в финансового и получил работу мечты в престижной компании.

Иллюстрация: freepik / jcomp / jannoon028 / KamranAydinov / mamewmy / Freepik / Simone Hutsch / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Спартак Мукушев

Казахстан, Костанай


Пройденные курсы


Достижения

Углубил знания в финансовой аналитике и получил высокую должность в компании мечты.


Спартак рассказал:


«Есть большого слона по кусочкам»: как успевать учиться, не забывая про карьерный рост

— Финансовый аналитик — звучит серьёзно. Ты вошёл в эту сферу с нуля?

— Не совсем. До обучения я уже работал кредитным аналитиком в крупной западной компании. Меня всё устраивало, но хотелось расти, осваивать другие направления, глубже разбираться во «внутренней кухне» бизнеса. Основываясь на этом, принял решение изучить финансовую аналитику. Благо, помимо опыта работы, я также имел необходимое образование — экономическое.

— А без профильного образования стать финансовым аналитиком не получится?

— Получится, просто потребуется больше времени и сил на освоение курса. Со мной, например, училось много ребят без профильного образования: они успешно проходили все модули, просто вопросов возникало больше. А я многие ответы уже знал как раз благодаря вузовскому бэкграунду. По этой причине процесс обучения и шёл чуть быстрее.

Фото: Dylan Nolte / Unsplash

К тому же во время работы в западной компании у меня перед глазами был живой пример того, что «корочка» — не самое главное. Директор нашего представительства имела лингвистическое образование, но при этом была самым сильным инвестиционным аналитиком из всех, кого я встречал на своём профессиональном пути.

Ключевые факторы для достижения высокого уровня в аналитике — трудолюбие и непрерывное самообразование. Остальное второстепенно.

— Я знаю, что у тебя богатый опыт в профессии. И всё же, несмотря на это, получилось ли узнать на курсе что-то совершенно новое?

— В кредитном анализе редко возникают ситуации, когда приходится дополнительно запрашивать у клиента более подробную информацию о внутренних процессах. К тому же зачастую бизнес неохотно пускает во «внутреннюю кухню», либо может её намеренно приукрасить. Вот эту, другую сторону финансового анализа, как раз показал мне курс: научил рассуждать о компании и её делах не со стороны кредитора, а от лица самого бизнеса.

Как результат обучения — я научился лучше и более точно предоставлять рекомендации по принятию оперативных управленческих решений.

— А удалось ли обрести комьюнити?

— Да. Мне понравилось быть частью сообщества единомышленников. Более того: было отрадно видеть, как другие студенты меняют своё мировоззрение, подход к карьерным целям и отношение к страху перед сложными решениями после нашей с ними коммуникации. Я советовал им (а теперь советую и читателям) чаще покидать зону комфорта, ведь, лишь покидая её, мы растём!

Полезную информацию можно получать не только от преподавателей, но и от одногруппников.

— Как тебе удавалось совмещать работу с обучением и везде оставаться эффективным?

— Я не просто совмещал, а в процессе ещё и сменил несколько компаний, показывая при этом непрерывный рост в карьерных позициях и доходе 🙂 Концерн, в котором я прошёл лучшую школу и вырос ментально, в 2022 году покинул Россию. А меня там устраивало абсолютно всё: высокая корпоративная культура, профессионализм на всех уровнях, лучшая команда (в особенности я благодарен непосредственным руководителям и куратору, с которыми до сих пор сохранил тёплые и дружеские отношения).

В этой связи поставил себе цель — вернуться в компанию, несмотря ни на какие преграды. Начал искать возможности для «прокачки» недостающих скиллов и получения необходимого опыта. Так, устроился в одну из компаний «Газпромнефти», в департамент казначейства и кредитного контроля. Примечательно, что руководитель отдела знала мои намерения и поощряла их, предоставляя возможность эффективно управлять своим временем, что в итоге и привело меня к заветной цели.

Самое главное в тайм-менеджменте — уметь «есть большого слона по кусочкам», то есть приоритизировать задачи (разделять на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Например, я сейчас учу английский, и моя краткосрочная цель — сдать IELTS. Сертификат нужен для поступления за границу, поэтому этой задаче я отдаю больший приоритет, а приобретению других специфических скиллов, например программированию (долгосрочная цель) — меньший, ведь это может подождать.

Многие компании, особенно западные, умеют выстраивать грамотный work-life balance и только поощряют сотрудника за дополнительное повышение квалификации. На мой взгляд, это правильно.

К тому же, если у человека есть время на обучение, значит, в организации грамотно выстроены бизнес-процессы: сотрудник тратит меньше времени на рутину, а вместо этого — растёт как карьерно, так и личностно.

«Западные компании ценят постоянно обучающихся сотрудников»: о составлении резюме

— Ты упомянул, что получил желанную должность. Как это случилось?

— В «Газпромнефти» я приобрёл новый профессиональный опыт и, что важнее, несколько новых друзей. Люди и команда, на мой взгляд, — самый ценный капитал в жизни. Но в то же время я понимал, что гораздо комфортнее чувствую себя в рамках западной бизнес-модели и корпоративной культуры, а ещё — что должен освоить SAP.

Для решения этой задачи приступил к поиску новых карьерных возможностей, но теперь смотрел лишь на иностранные компании. И конечно, ориентировался на известность бренда и его масштаб: мне было важно поработать с теми технологиями, к которым у российского бизнеса доступ закрыт или затруднён.

— И у тебя получилось!

— Не обошлось без толики удачи: я нашёл вакансию в одной из крупнейших компаний в мире, работающей в FMCG-секторе (товары повседневного спроса). Она отвечала всем моим запросам. Откликнулся и успешно прошёл собеседование. Причём я получил не только новые возможности для профессионального роста, но и ещё одно повышение 🙂

Кстати, некоторые моменты из курса выручили меня на интервью. Моим слабым местом был cash flow (особенно working capital) — перед встречей я повторил нужный модуль, восполнил пробелы и верно ответил на вопросы.

Фото: личный архив Спартака Мукушева

— Круто! А что насчёт резюме? Дашь совет, как составить его так, чтобы заинтересовать западных работодателей?

— Абсолютная очевидная необходимость — указать уровень английского. Для работы в финансах это минимум upper intermediate, желательно подтверждённый международным сертификатом (IELTS, TOEFL).

Также обязательно перечислите в резюме не только то, чем занимались (обязанности), но и то, каких результатов добились (измеримые показатели). На мой взгляд, структура резюме в данном блоке должна выглядеть так: задача — результат, задача — результат. Также опишите интересные и крупные проекты, в реализации которых участвовали.

Не забудьте упомянуть про обучение. Западные компании ценят сотрудников, постоянно получающих новые знания. В некоторых фирмах обучение даже делают профессиональной целью для сотрудника на год. Например, ставят задачу: пройти минимум 20 часов любого профильного курса.

Но самое главное — это ментальность.

— Ментальность?

— Именно. Западный бизнес не похож на российский. По моим наблюдениям, очень разнится менталитет сотрудников и подходы. Там ты становишься частью одной большой семьи, но эта привилегия вместе с тем накладывает и обязательства. Как минимум с точки зрения эмоционального интеллекта.

Самое главное: если хотите работать в западной компании, готовьтесь относиться к ней как к своей собственной.

Мне повезло, что все наставники, которые у меня были (руководитель в вузе, топ-менеджеры немецкой компании и наконец руководитель отдела в «Газпромнефти»), внесли вклад в изменение моего мировоззрения и помогли на пути.

— Опыт обучения тоже, получается, пригодился тебе и при составлении резюме, и на собеседовании. А с чем теория, наоборот, никогда не сможет помочь?

— Теория никогда не опишет и не предугадает человеческий фактор, с которым в реальном бизнесе сталкиваешься постоянно.

— Можешь привести пример?

— Конечно. Например, в кредитовании теория не учитывает, что собственник может скрывать структуру бизнеса, что сама структура может быть совершенно не связана с конечным реальным выгодополучателем и что ты сам никогда не сможешь его вычислить, пользуясь только внешними источниками информации. И всё же благодаря опыту я уже чувствую себя увереннее в этих вопросах.

«Финаналитик будущего должен знать Python»: о ситуации на рынке

— Кажется, кризис — это ещё один фактор, на который сам специалист никак не может повлиять. Как он отразился на твоей работе?

— С точки зрения FMCG (товары повседневного спроса) не могу сказать, что сильно ощутил влияние кризиса. Да, есть сложности с поставками, как и у всех, но на этом, пожалуй, всё. Дело в том, что на продуктах население всегда начинает экономить в последнюю очередь. У одного из конкурентов, например, по итогам прошлого года показатели вообще увеличились примерно на 180%.

Зато совсем другое дело — моё прошлое место работы, «Газпромнефть». Там, наоборот, согласно публичным данным, произошло значительное уменьшение выручки ввиду очевидных сложностей с рынками сбыта.

— А востребованность финансовых аналитиков в связи с этим как-то изменилась?

— Опять же: всё зависит от отрасли. В FMCG я не заметил, чтобы число вакансий уменьшилось. А вот компании из других секторов и правда могут сокращать траты на персонал (из-за падения доходов и темпов производства), автоматизируя расчёты и аналитику.

Но нужно не забывать, что внедрение AI (искусственного интеллекта) — это не лишение людей рабочих мест. Нет. Это скорее оптимизация рутинных задач. Поэтому я убеждён, что в ближайшем будущем финансовому аналитику будет просто необходимо знать Python и AI-технологии для более быстрого и качественного анализа данных.

— Многие далёкие от сферы люди думают, что «финансовая аналитика» — скучная и однообразная специальность. Как бы ты их переубедил?

— На мой взгляд, финансовая аналитика на самом деле — это не только анализ цифр. Это вдумчивый анализ деятельности компании в целом: освоив профессию, вы с лёгкостью сможете разобрать любой бизнес до последнего винтика. Построить финансовую модель для оценки окупаемости инициатив внутри компании. Оптимизировать траты, найти ресурсы для развития, оценить риски. Качественно проанализировать всю отрасль.

Все эти знания очень пригодятся тем, кто хочет открыть собственный бизнес. Более того, это прекрасная возможность для входа в инвестиции. Надеюсь, никто из читателей не надеется жить только на пенсию 🙂

Позиция финансового аналитика — почти что прямая дорожка к заветной позиции финансового директора (CFO). Как правило, шансов им стать у финаналитика гораздо больше, чем у того же аналитика по маркетингу.

— А как знание финансового анализа может помочь в повседневной жизни?

— Самый простой пример: можно построить финансовую модель домохозяйства. Выписать доходы и расходы, понять, на что уходят ваши деньги и где лучше ужаться или пересмотреть приоритеты в потреблении.

Я, кстати, к этому пришёл после обучения. Раньше особо не смотрел на свои траты, а потом ради интереса построил финансовую модель и увидел статьи, по которым могу сэкономить. Что я и сделал 🙂

— Ты уже добился довольно многого: сменил вектор профессии, устроился в западную компанию. Что дальше?

— Я мечтаю развиваться как аналитик или же менеджер проектов в области возобновляемой энергетики, так как искренне верю в её будущее. Плюс, эта сфера довольно молодая, поэтому в ней много перспективных позиций и возможностей для роста.

Ветряная электростанция
Фото: Gonz DDL / Unsplash

— Что нужно, чтобы туда попасть?

— Прямо сейчас я готовлюсь к поступлению в зарубежную магистратуру: как раз планирую изучать инвестиционный анализ в области возобновляемой энергетики. Для этого, как я уже рассказывал, подтягиваю английский, готовлюсь к IELTS. Решив данную задачу, дальше собираюсь изучить Python для анализа данных.

За годы работы я научился не бояться ошибок. Как говорится: «У больших руководителей — большие провалы».

P. S. За время подготовки материала Спартак закрыл свою задачу по возвращению в первую компанию и переехал за границу. Сейчас он работает в немецком концерне в области коммерческого менеджмента нефтегазовых проектов.

Вот что Спартак пишет об этом сам:

«Всё получилось: я переехал и теперь работаю за границей. Надеюсь, моё возвращение в компанию окончательное. Уже сейчас могу комплементарно отметить, что здесь поощряют мобильность сотрудников: через несколько лет я рассчитываю перебраться на Запад, а пока работаю на Среднюю Азию и Турцию».

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована