Управление
#статьи

Финансовый анализ предприятия: стартовый гайд для тех, кто хочет быстро разобраться в теме

Кому нужно читать: всем, кто строит карьеру в финансах или изучает управление компанией. Простыми словами — о том, что понимают только специалисты.

Кадр: сериал «Приключения Шерлока Холмса» / Granada Television

В подготовке статьи помогала

Софья Бурцева

Руководитель направления финансового консалтинга онлайн-сервиса финансового и управленческого учёта «Финтабло».

Проблемы в бизнесе не всегда очевидны. Чтобы вовремя их заметить, собственники или финансовые аналитики регулярно проводят финансовый анализ.

В этом материале Skillbox Media расскажем:


Что такое финансовый анализ предприятия

Финансовый анализ — изучение финансовых показателей компании. Его цель — понять, что происходит с прибылью компании и почему ожидания оправдались или, наоборот, не оправдались.

Допустим, в отчёте видно, что чистая прибыль компании снизилась. Чтобы понять, почему это произошло и как исправить ситуацию, проводят финансовый анализ.

За проведение финансового анализа отвечает финансовый директор или финансовый аналитик. Если в компании его нет, можно привлечь специалиста на аутсорсе.

Результатами анализа пользуются внутренние и внешние пользователи. Внутренние — специалисты, которые принимают решения. Это, например, генеральный или коммерческий директор, директор по продажам и производству или даже HR-специалист.

Внешние пользователи — все, кто принимает решение о том, стоит ли работать с компанией. Это, например, банки, которые кредитуют бизнес, или инвесторы, которые хотят вложиться в него. Им важно понимать, насколько компания финансово устойчива, как быстро окупаются вложения в неё и какие у бизнеса планы развития.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет разобраться в финансах бизнеса

  • «Финансовый аналитик» — освоить финансовый анализ, получить новую должность или начать карьеру финансового аналитика.
  • «Финансовый менеджер» — освоить высокооплачиваемую профессию и управлять всеми финансами компании.
  • «Финансы для предпринимателя» — создать прозрачную систему управления финансами, нанимать хороших бухгалтеров, планировать расходы и прогнозировать кассовые разрывы.

Зачем нужен финансовый анализ

Финансовый анализ нужен, чтобы оценивать состояние компании и принимать решения в разных областях. Разберём на примерах, как финансовый анализ помогает это делать.

Допустим, у компании 10 торговых точек. Директор по продажам смотрит результаты финансового анализа и видит, что у одной из этих точек очень низкая рентабельность. Она практически не приносит прибыли, поэтому нет смысла в неё вкладываться. Директор может её закрыть.

Ещё один пример: крупный инвестор ищет бизнес для вложений и просит сделать финансовый анализ. В его результатах он увидит, что в сравнении с конкурентами компания выглядит стабильной: её выручка растёт с каждым годом, и она лучше справляется с кризисными временами.

Или, наоборот, он увидит проблемы — у бизнеса нет денег, чтобы покрыть долги, а выручка с каждым годом снижается. Основываясь на этих данных, инвестор примет решение, вкладывать деньги в компанию или нет.

Источники данных и инструменты для анализа

Чтобы провести финансовый анализ, нужно знать доходы, расходы компании, её активы и то, как в компании движутся деньги. Этого хватит для того, чтобы рассчитать основные показатели. Такие данные содержатся в управленческой отчётности. Чаще всего для расчёта используют отчёт о движении денежных средств (Cash Flow), о прибылях и убытках (PnL) и управленческий баланс.

Например, отчёт о прибылях и убытках в паре с платёжным календарём поможет инвестору оценить возможности бизнеса по выплате дивидендов, обеспечению кредитов и финансированию своей деятельности. Отчёт об изменениях капитала организации покажет финансовую устойчивость компании.

Чтобы провести анализ, бизнес может использовать разные инструменты.

Компании с небольшим оборотом — условно до 2 миллионов рублей в месяц — обычно используют Excel или «Google Таблицы». В них можно рассчитать показатели и сравнить их с помощью встроенных формул. Но на то, чтобы настроить расчёты, понадобится много времени.

Компании с большим оборотом могут проводить анализ в программах, например, базового, производственного или товарного учёта. А ещё — в специальных сервисах: в них выгружают данные о работе компании, а сервисы сами рассчитывают показатели и формируют удобные отчёты. Например, в Tableau и Power BI можно загрузить данные и построить дашборды — интерактивные панели с важными показателями.

Методы финансового анализа

Финансовые показатели в отрыве от других данных не дают полезной информации. Допустим, собственник провёл анализ и выяснил, что рентабельность составляет 30%. Чтобы понять, хороший этот показатель или плохой, используют методы финансового анализа.

Методами называют способы изучить и оценить показатели. В учебниках описывают до одиннадцати методов, мы расскажем об основных.

Горизонтальный анализ — показатели отчётного периода сравнивают с показателями предыдущего. Например, несколько важных показателей за 2023 год — с показателями за 2022 год. Это позволяет увидеть динамику.

Допустим, компания смотрит выручку за последние два года и видит, что показатель падает. Чтобы понять, почему это происходит, изучают другие показатели. Например, может оказаться, что продукт устарел, услугу оказывают неправильно или сотрудникам не хватает мотивации.

Трендовый анализ — вариант горизонтального анализа. Показатели сравнивают с показателями за несколько прошлых периодов. Например, берут показатели за 2019, 2020, 2021 и 2022 года, смотрят на изменения и определяют тренд.

Трендовый анализ показывает тенденции. Например, если прибыль растёт ежегодно на 20%, можно предположить, что в следующем году будет так же.

Вертикальный анализ — изучение того, как каждая позиция отчётности влияет на итоговый результат. Например, как на прибыль влияют выручка или себестоимость продукции. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга.

Анализ коэффициентов показывает, как одни показатели влияют на другие. Например, долги могут повлиять на чистую прибыль.

Допустим, поставщики повысили цены и увеличились налоговые сборы — в результате чистая прибыль упала. В таком случае компания может продать или сдать в аренду неиспользуемые активы (например, свободный склад), чтобы нивелировать расходы.

Сравнительный анализ — показатели компании сравнивают с показателями конкурентов. Метод позволяет понять, насколько эффективно работает компания в сравнении с другими бизнесами из отрасли.

Факторный анализ — изучают, какие факторы и как влияют на показатели. Например, коммерческий директор может сравнить показатели прибыли в разные сезоны и понять, зависят ли продажи от сезона.

Какие показатели используют в финансовом анализе

Финансовых показателей сотни. Их подбирают исходя из целей анализа. Мы расскажем о базовых показателях, на которые в большинстве случаев обращают внимание внутренние и внешние пользователи.

Внутренние пользователи чаще всего обращают внимание на валовую прибыль, постоянные затраты и рентабельность.

Валовая прибыль показывает способность бизнеса зарабатывать деньги и отвечает на вопрос, нужно вообще им заниматься или нет. Её рассчитывают по формуле:

Валовая прибыль = Выручка − Себестоимость товаров или услуг

Выручка — сумма, на которую бизнес продал товаров или оказал услуг. Себестоимость — деньги, которые потратили на производство или оказание услуг. Например, для торговли это закупочная стоимость товара, доставки и упаковки.

Постоянные затраты — это затраты, которые не сокращаются в период сезонных колебаний или кризиса. Они не зависят от объёма производства. Чтобы компания могла проходить временные трудности, объём постоянных затрат должен составлять не больше 30% от общего объёма затрат.

Чтобы рассчитать постоянные затраты, нужно сложить все издержки — арендную плату, расходы на коммунальные услуги, рекламу и так далее. Можно использовать для этого среднемесячные показатели — например, сумму, которую компания в среднем тратит на рекламу за месяц.

Рентабельность продаж по чистой прибыли показывает долю чистой прибыли в общей выручке бизнеса. Простыми словами — сколько копеек чистой прибыли бизнес получает с каждого рубля выручки. Показатель рассчитывают по формуле:

Рентабельность продаж по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка × 100%

Есть и другие виды показателя, которые важны для внутренних пользователей. Подробнее о них можно прочитать в статье о рентабельности.

Внешним пользователям важно знать, насколько компания устойчива и будет ли она приносить прибыль в будущем. Чтобы понять это, смотрят на такие показатели, как ликвидность, оборачиваемость активов и рыночная стоимость.

Ликвидность — это способность быстро продать активы по цене не ниже рыночной.

Например, банк при одобрении кредита будет смотреть, какое имущество компании можно быстро продать в случае неуплаты долга. Инвестор будет смотреть, насколько быстро бизнес сможет рассчитаться с долгами и выстоять в тяжёлые времена.

В Skillbox Media есть материал о ликвидности — из него вы узнаете, какая бывает ликвидность и как анализировать этот показатель.

Оборачиваемость активов показывает, с какой скоростью компания полностью использует актив. Например, за сколько дней бизнес продаёт партию товара.

Этот показатель сравнивают с оборачиваемостью конкурентов. Обычно чем он меньше, тем лучше. Это говорит о том, что компания эффективно использует активы. Если оборачиваемость большая, это значит, что активы используются неэффективно. То есть деньги «зависают» в этих активах вместо того, чтобы превращаться в чистую прибыль компании и оседать на счетах.

Рыночная стоимость — это цена, за которую объект может быть продан в условиях свободного рынка. Зная цену, инвестор сможет предположить, будет ли у компании возможность вернуть вложенные деньги в случае неудачного запуска проекта.

Банк будет смотреть на реальную стоимость компании и её активов. Если у бизнеса не будет денег, чтобы расплатиться за кредит, компания сможет продать активы и погасить долг.

Главное о финансовом анализе

  • Финансовый анализ — изучение основных финансовых показателей компании. Он нужен внутренним и внешним пользователям, чтобы принимать решения.
  • Показатели для анализа берут из отчётов о движении денежных средств, прибылях и убытках (PnL) и управленческого баланса. Всё зависит от того, что и зачем хотят посчитать. Расчёты проводят в Excel или в системах аналитики.
  • Чтобы оценить показатели, используют разные методы анализа. Например, сравнительный — показатели сравнивают с показателями конкурентов. Или горизонтальный — показатели отчётного периода сравнивают с показателями предыдущего.
  • С помощью финансового анализа можно рассматривать сотни показателей. Чаще всего работают с валовой прибылью, постоянными затратами, рентабельностью по чистой прибыли, ликвидностью, оборачиваемостью и рыночной стоимостью.

Как узнать больше о финансах и бизнесе

  • Чтобы оценить предстоящие расходы и доходы, в компаниях составляют бюджеты — например, бюджет доходов и расходов, производства и продаж. В Skillbox Media есть статья о бюджетировании, из которой вы узнаете, как устроен этот процесс.
  • Финансовые аналитики используют результаты анализа, чтобы оценить состояние компании и дать рекомендации, как увеличить прибыль. Прочитайте обзор профессии, чтобы узнать больше о работе таких специалистов.
  • Финансовому анализу можно научиться. Это позволит вам зарабатывать больше или начать карьеру финансового аналитика. Для этого в Skillbox есть курс «Финансовый аналитик». Он подходит и студентам, и тем, кто уже работает с финансами. На нём учат оценивать финансовое состояние компании, составлять финмодели, анализировать бюджеты. Этих знаний хватит, чтобы устроиться на работу в штат.
  • Для владельцев бизнеса в Skillbox есть курс «Финансы для предпринимателя». На нём можно систематизировать знания — это позволит выстроить прозрачную систему финансов в компании и эффективно управлять ей.

Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована