Управление
#истории

«Финансы — кровь любой компании»: зачем владелец успешного бизнеса учится в Skillbox

Роман — генеральный директор большого агентства. Пройдя курс Skillbox, он смог уберечь компанию от кассового разрыва.

Фото: личный архив Романа Федосова

Роман Федосов

Россия, Серпухов


Пройденные курсы


Достижения

Сумел предотвратить риск кассового разрыва и оптимизировал доходы и расходы в компании.


Роман рассказал:


— Роман, вы уже 10 лет владеете собственным агентством. Что привело вас в Skillbox?

— Наш веб-интегратор называется «Компот». Мы занимаемся разработкой интернет-проектов (интернет-магазинов, корпоративных порталов), а также технической поддержкой. В нашем бизнесе крайне важно следить за бюджетами на разработку, не позволять уходить в минус. Но поскольку компания развивается и проектов становится больше, с каждым новым проектом сложнее следить за финансами.

Мы начинали с сайтов за 5 тысяч рублей, а сейчас разрабатываем сайты за 10 миллионов. Раньше контролировать доходы и расходы компании было легко. У бизнеса возникают финансовые трудности — достаёшь деньги из своего кармана.

Сейчас команда разрослась, нас уже 50 человек. И цифры, с которыми мы имеем дело, намного выше. Начали возникать сложности: стало затруднительно распределять бюджет компании, планировать выплаты сотрудникам, разбираться с налогами. Однажды я понял, что личные навыки ведения доходов уже не релевантны. Инструменты, которые мы используем, больше не помогают. Поэтому я и задумался о том, что мне необходимы новые способы учёта финансов.

«Если я повышу сотруднику зарплату на 20%, как это скажется на будущем компании?»

— А какие инструменты контроля финансов вы использовали раньше?

— И у меня, и у моего партнёра математическое образование, также мы оба имеем опыт программирования. Поэтому знаем, как важно собирать данные. Мы пытались систематизировать всю отчётность в «Google Таблицах», потом использовали и другие приложения для этого.

Сначала дела велись по принципу «доход компании минус её расход, и всё оставшееся забираем себе». Это действительно удобная схема, когда в компании 3–4 человека, но когда количество транзакций увеличивается, в какой-то момент становится сложно понимать, сколько вообще у тебя есть денег на данный момент.

Например, клиент внёс предоплату — миллион рублей, и вроде бы этот миллион у тебя на руках, но это не совсем так: нужно, во-первых, заплатить определённую сумму налога, во-вторых, отдать предоплату сотрудникам. А следующий платёж от этого клиента будет только через два месяца, и, соответственно, миллион нужно грамотно распределить на всё время. И вот денег у тебя уже и нет!

Но даже если с контролем нашего бюджета мы более или менее справлялись, планировать будущее компании такая система не позволяла. Как генеральному директору, мне хотелось понимать, что происходит на самом деле в компании, что её ждёт. У меня не было представления о том, что будет через неделю, месяц, три месяца. Я уже не говорю о возможности оценивать риски. Например, если я повышу своему сотруднику зарплату на 20%, как это скажется на будущем компании? Повлияет ли это на её прибыльность? А если я захочу нанять нового сотрудника? Я не мог ответить на эти вопросы.

Это ощущалось так, будто я еду в машине и смотрю только в зеркало заднего вида: вижу то, что было, и не вижу то, что впереди.

— Почему вы, генеральный директор компании, решили сами научиться строить финансовую модель? Разве не легче нанять квалифицированного специалиста для этого?

— В будущем, когда наша компания станет ещё больше, я, естественно, буду искать для этой работы квалифицированного человека в штат.

Но прежде чем внедрять новые инструменты, мне важно самому разобраться, как они работают. Например, со своим небольшим опытом в программировании я, конечно, не смогу сделать сайт, но я знаю, чем отличаются более сложные сайты от менее сложных. Нанимая программиста, я, прочитав резюме, смогу приблизительно представить, почему он требует именно такую плату за свою работу. Если бы у меня не было базовых знаний, я бы наверняка думал, что любой программист может мне подойти, а это не так. То же можно сказать и про другие сферы.

Когда ты не понимаешь, как действует та или иная схема, не знаешь терминов, как можно привлекать специалиста? Можно просто не понять, о чём он говорит!

В конце концов, странно, если совладелец бизнеса не до конца знает, как обращаться с финансами. А финансы — это кровь любой компании. Нет прибыли — нет смысла вести бизнес.

— Вам приходилось совмещать обучение с управлением компанией. Звучит как невыполнимый квест…

— На самом деле чем сильнее компания расширяется, тем больше задач я делегирую сотрудникам. Я предпочитаю нанимать амбициозных, интересующихся и умных людей, которым я могу доверить работу. Поэтому времени на обучение мне хватало.

И кроме того, курс мы проходили вместе с моей помощницей-бухгалтером — и всё, что узнали, старались сразу интегрировать в работу. Мне хотелось, чтобы обучение не было в отрыве от производства, а стало его частью.

«После курса осознал, что нас ожидает кассовый разрыв через два месяца…»

— Вернёмся к «Компоту». Какие инструменты, предложенные на курсе, оказались вам полезны?

— Сама финансовая модель! Разработав финансовую модель компании, я понял, что нас ожидает существенный кассовый разрыв через два месяца. Был полезен и шаблон, по которому мы начали делать финансовую модель, и комментарий лектора о том, как этот шаблон заполнять и как работать с ним. И реальные рабочие бизнес-примеры, которые нам предлагали, с понятными задачами.

Некоторые студенты скидывали в чат полезные книги для самостоятельного изучения, они мне тоже помогли. А ещё очень полезно было узнать, что любая финансовая модель — живая: её можно редактировать, изменять согласно обстоятельствам.

— Вы справились с кассовым разрывом?

— В итоге до него даже дело не дошло! И нам не пришлось брать кредиты или закрывать финансовые бреши деньгами из собственного кармана. Благодаря финансовой модели многие процессы в компании изменились.

Мы сократили расходы. Проанализировали, что нам приносит доход, а что нет. Например, офис обходился нам в круглую сумму: аренда помещения, интернет, чай с печеньками. Всё это только забирало деньги, а прибыли не приносило. При попытке нанять нового сотрудника мы рассчитывали, что он будет работать именно в офисе, который был в Серпухове, это значительно ограничивало нас. Мы отказались от офиса, и теперь наши коллеги работают из разных концов света. Оказалось, удалёнка никак не мешает рабочим процессам!

Ещё мы обнаружили, что некоторые проекты, оказывается, не приносят нам доход, и от них пришлось отказаться.

Фото: личный архив Романа Федосова

— А получилось без риска нанять новых людей в компанию?

— Оказалось, в нашем случае выгоднее повысить плату сотрудникам и попросить их работать не семь часов, а восемь, чем нанимать дополнительного человека на должность. У нас просто не будет такого объёма регулярной работы, мы не сможем обеспечить ему занятость и гарантировать, что не сократим его через три месяца из-за недостатка проектов. А нам очень важно выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения. И с клиентами, и с сотрудниками. У нас низкая текучка, ребята работают по 5–6 лет. Мы очень стараемся выстраивать такое сотрудничество.

«Финансовая модель компании — живой организм»

— Вы строили модель, учитывая нынешние обстоятельства?

— Я создавал модель до прошлого февраля, и я не скажу, что она полностью сходится. Но, как я уже упоминал, модель — это живая вещь. Эта мысль, кстати, и положена в основу курса. Она ведь на то и модель, чтобы её менять.

— Что вам пришлось изменить в первоначальной модели?

— Мы скорректировали процент роста заработных плат, изменили прогнозы по продажам. Сделали поправку на прибыльность и доходность. Мы работаем на российский рынок и практически не сотрудничаем с крупными брендами. Наши клиенты — в основном малый и средний бизнес. Конечно, несколько проектов отвалилось. Но у нас большой портфель клиентов, поэтому мы почти не пострадали.

— Вы уже давно владеете компанией. Дайте три главных совета начинающим бизнесменам.

— Я бы сказал вот что:

  • Не бывает ошибок — бывает только обратная связь. Любая ошибка в бизнесе или в жизни не является чем-то окончательным. Это просто реакция мира на то, что вы сделали (или не сделали) в конкретный момент. Делайте выводы и идите дальше.
  • Делайте то, что нужно людям. Не надо изобретать велосипеды. Делайте то, за что платят. То, где есть рынок. 1% от миллиарда всегда больше, чем 100% от нуля.
  • Учитесь собирать команду. Бизнес невозможно построить одному. У вас никогда не хватит времени, сил и знаний, чтобы тянуть всё по всем направлениям (продукт, продажи, HR, бухгалтерия, юридические аспекты). Навык собирать команду будет полезным на любом этапе существования бизнеса.
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована