Управление
#статьи

Модель VUCA: как процветать в хаосе?

Концепцию придумали военные, а теперь её используют в своих стратегиях транснациональные корпорации. Рассказываем, как адаптироваться к хаосу с VUCA.

Кадр: фильм «Мстители: Война бесконечности»

VUCA — это антикризисная концепция, цель которой — адаптировать вашу стратегию к хаотичному миру. Согласно VUCA, среда в XXI веке содержит четыре угрозы: нестабильность, неопределённость, сложность и неоднозначность. На каждую из них VUCA предлагает своё решение.

В статье мы расскажем о четырёх угрозах и противоядиях к ним.

VUCA-мир и его четыре угрозы

VUCA — это аббревиатура, которой описывают современную бизнес-среду. Она составлена из первых букв в названиях угроз:

  • Volatility (нестабильность). Изменения происходят постоянно: меняются тренды, котировки ценных бумаг и курсы валют, разрываются деловые отношения — и это меняет бизнес и запросы клиентов.
  • Uncertainty (неопределённость). Прогнозировать будущее невозможно или очень трудно. Угрозы военных действий, масштабные перемены, пандемия COVID-19 — регулярно происходят события, которые разрушают любые планы.
  • Complexity (сложность). Становится всё больше факторов, с которыми приходится считаться при принятии бизнес-решений. Из-за этого стало сложнее анализировать, что именно влияет на результат.
  • Ambiguity (неоднозначность). Сигналы и информация, которую получает бизнес, двусмысленны. Это происходит в том числе из-за двойных стандартов в политике и корпоративном мире. Результат — непонимание, как действовать на рынке.

Модель VUCA возникла в 1980-х годах XX века в среде американских военных. Этой аббревиатурой они описывали условия боевых действий в конце XX века.

В начале 2000-х концепция мигрировала в управление бизнесом, а аббревиатурой стали описывать современную бизнес-среду. Модель VUCA для своих стратегий использовали многие компании — например, Coca-Cola, Apple и Hewlett Packard.

VUCA — это среда неопределённости. Если к ней не адаптироваться, то факторы VUCA-мира повлияют на компанию. Вот несколько последствий:

  • сотрудники беспокоятся и не мотивированы;
  • работники не хотят продолжать строить карьеру в компании;
  • люди чаще принимают неверные решения;
  • долгосрочные проекты, разработки и инновации — под угрозой;
  • процесс принятия решений в компании парализован;
  • на борьбу с обстоятельствами тратится чрезмерный объём ресурсов.

VUCA Prime: антидот для четырёх угроз

Цель VUCA — не просто показать, что всё вокруг нестабильно и непонятно. Модель нужна для того, чтобы приспособить компанию к четырём угрозам. Сотрудник Института будущего в Кремниевой долине Роберт Йоханссон доработал концепцию и предложил четыре компонента, каждый из которых противостоит одной из угроз. Концепцию назвали VUCA Prime.

Вот как Йоханссон расшифровал аббревиатуру:

  • Vision (видение) — понимание, куда движется компания. Подразумевает постановку бизнес-целей и фокус на них;
  • Understanding (понимание) — осознание внешних и внутренних факторов, которые влияют на бизнес;
  • Clarity (ясность) — развитие критического мышления, чтобы не отставать от рынка;
  • Agility (гибкость) — способность быстро реагировать на изменения и адаптироваться к ним.
Инфографика: Майя Мальгина для Skillbox Media

Как начать действовать в VUCA-среде, если бизнес требует этого прямо сейчас? Часто встречается рекомендация, что руководителю нужно начать с собственной психологии:

  1. В первую очередь примите факт, что изменения — это постоянная и непредсказуемая часть вашей новой рабочей среды. И постарайтесь не сопротивляться этому.
  2. Не спешите: сделайте паузу, чтобы осмотреться на рынке. Это поможет продумать стратегию действий и сформировать новые способы мышления в ответ на обстоятельства VUCA.
  3. После этого важно среагировать и поставить новые цели для команды. Они должны быть гибкими — чтобы при необходимости их можно было скорректировать. Это позволит сотрудникам быстрее находить опору в незнакомых ситуациях и быстрее адаптироваться к ним.

Как работать с моделью VUCA? Несколько советов

О VUCA написано много статей и в деловой прессе, и в экспертной литературе. Мы собрали часто повторяющиеся рекомендации.

Внимательно наблюдайте за своей отраслью. Выясните, как текущие события отразятся на бизнес-процессах. Следите за конкурентами и перенимайте их стратегии.

Также прислушайтесь к клиентам и постарайтесь понять, чего они хотят от компании в данный момент. Возможно, сейчас их волнует скорость вашей доставки или у них есть опасения по поводу повышения цен. А может, им не хватает эмоциональной поддержки и они воспримут её как знак внимания с вашей стороны.

Спустя какое-то время оцените эффективность ваших действий. Постарайтесь понять, где вы преуспели или ошиблись, если проблема клиента не была решена или, скажем, новая схема логистики не сработала. Делать ошибки в хаотичном VUCA-мире — нормально. Анализ поможет сделать выводы и продолжить движение в верном направлении.

Смоделируйте сценарии дальнейшего развития событий. Важно наметить будущие угрозы и спланировать, как вы сможете отреагировать на них в реальной жизни.

Как работать с командой? Можно дать пять рекомендаций:

  • В период кризиса находите и развивайте людей, которые преуспевают в среде VUCA. Вот как их распознать: они не настолько сильно боятся нестабильности и перемен, как остальные. Такие сотрудники имеют хорошие навыки мышления, а ещё с ними легче договариваться.
  • Поощряйте развитие людей за рамками их привычных задач. Благодаря этому они расширят свои знания и смогут подстраховать компанию в тех бизнес-процессах, где это наиболее важно. Мультискиллинг, совмещение рабочих обязанностей, — отличный способ повысить гибкость команды в период кризиса.
  • Откажитесь от авторитарного стиля управления: в сложные времена хорошо работает брейнсторминг, дискуссия и даже спор внутри команды. Главное, чтобы сотрудники чувствовали, что руководство доверяет им в принятии решений.
  • Двигайте культуру идей. Кевин Робертс из английского рекламного агентства Saatchi and Saatchi придумал альтернативное определение VUCA: Vivid, Unreal, Crazy and Astonishing. Что в переводе: «яркий, нереальный, сумасшедший и поразительный». Такой подход описывает энергичную команду, которая даже в период кризиса находит решения для компании и её клиентов с помощью креатива.
  • Поощряйте членов команды, которые ищут пути выхода из кризиса и быстро адаптируются к новой среде. Пусть сотрудники видят, что вы цените их нестандартный подход и взвешенный риск в непростые времена.
Фото: yanalya / Freepik

Одна из самых больших проблем управления в мире VUCA — сотрудники, которые сопротивляются изменениям. Они могут отказаться признавать изменения, придерживаться старых, испытанных методов, которые, однако, не работают, или просто не понимать ситуации, в которой находится бизнес.

В худшем случае сотрудников может парализовать страх. Тогда они не смогут работать вовсе. Если ситуация не дошла до крайней точки, когда остаётся только увольнение, с такими людьми стоит говорить. Поддержка и диалог могут оказаться эффективнее авторитарных приказов и наказаний за неподчинение.

Что может дать VUCA-мир

Парадоксально, но хаос и кризис могут усилить вашу компанию — это хорошее время, чтобы улучшить процессы и прокачать навыки сотрудников. Вот какие советы даёт портал о развитии карьеры MindTools:

  • Смените концепцию принятия решений — попробуйте посмотреть на период VUCA не как на крах и катастрофу, а как на движущую силу, которая даст компании почву для ценных изменений.
  • Развивайте креативность. Посмотрите на новые рабочие процессы как на способ решения VUCA-ситуации, а не как на реформы, от которых пострадает ваш привычный уклад. Возможно, пришло время в корне поменять процессы.
  • Ищите новые возможности. Кризис — время для поиска клиентов и создания связей. Старые партнёры могут покинуть вас в VUCA-мире, поэтому лучше хвататься за новые возможности. Они могут появляться и исчезать очень быстро, поэтому нужно постоянно следить за своим и смежными рынками.
  • Занимайтесь тимбилдингом — это поможет сплотить коллектив и мотивирует его работать так, чтобы выйти из VUCA-ситуации с минимальными потерями.
  • Улучшайте команду — нанимайте и продвигайте людей, которым комфортно в непредсказуемой среде. С ними любой кризис будет представлять для вас меньшую опасность.

Прочитайте другие наши статьи о стратегии бизнеса

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Профессия Бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик изучает процессы в компании и даёт рекомендации, как больше зарабатывать и не разориться. Вы научитесь собирать данные о финансах и бизнес-процессах, проводить продуктовые интервью и определять стратегии развития. Сможете получить профессию, которая особенно востребована во время нестабильности.

Узнать про курс
Обучение: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована