Управление
#статьи

Как провести опен-колл для арт-проекта?

Разбираемся с арт-менеджерами, для чего нужен опен-колл, как его организовать и в каких случаях делать этого точно не стоит.

Что такое опен-колл?

Опен-колл — это специальная отборочная программа для художников, фотографов, театральных коллективов и любых других деятелей искусства для участия в каком-либо арт-проекте.

Как правило, опен-колл проводится в виде конкурса. Кураторам и культурным площадкам такой формат позволяет привлечь внимание авторов к своему проекту, исследовать текущий художественный процесс или какую-либо проблематику в искусстве. Авторам и художественным коллективам — получить аудиторию, средства на создание своего художественного произведения.

Зачем галереям, театрам и выставочным площадкам нужны опен-коллы?

Оксана Чвякина

Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA

Все выставочные площадки заинтересованы в проведении опен-коллов. Это неотъемлемая часть работы арт-институций — осуществление просветительской миссии, открытие новых имён, демократичность выбора художников. Если площадка выставляет одних и тех же художников, это дурной тон — она обязательно столкнётся с критикой со стороны арт-сообщества.


Элина Куликова

Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»

Главная ценность опен-колла — возможность увидеть свежие имена. Если хочется эксперимента, непредсказуемости, свежести, это хорошая идея.


Саша Кременец

Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome

Опен-колл — отлично работающий инструмент для регионов. Возможно, некоторые знают: на Севере плохое транспортное сообщение. Например, из Архангельска в Мурманск по морю всего 600 км. Но нет прямого авиасообщения. На машине ты должен добраться до Питера, потом ехать в Мурманск — это невозможно долго, а дороги где-то лучше, где-то хуже.

Такая разобщённость и транспортная недоступность, конечно, влияют на культурную жизнь. Люди просто не знают друг друга. Опен-колл в этом плане — серьёзный мотивационный инструмент. С его помощью гораздо проще и легче привлечь художников, арт-менеджеров, продюсеров, чем бегать с лупой по городам и весям.

Чем отличается опен-колл в разных сферах искусства?

Если мы говорим о перформативном искусстве, надо иметь в виду, что результатом будет не материальный объект, а действие, протяжённое во времени. Даже на стадии отбора нельзя сказать, каким оно будет в финальной версии. Создание перформативного произведения в ходе опен-колла — это всегда эксперимент с непредсказуемым и уникальным результатом. Даже если за вечер зрители смогут увидеть несколько постановок, они будут самостоятельны и независимы друг от друга, иначе организованы в пространстве.

Для выставочных проектов, напротив, важнее архитектурная концепция: то, как будут экспонироваться художественные объекты, как будет организовано пространство. Выставка — это некий ансамбль, который будет представлен зрителю единовременно. Поэтому важно, чтобы все его элементы были концептуально связаны между собой.

Есть ли строгие правила в проведении опен-колла?

Оксана Чвякина

Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA

Нет какого-то единого, принятого всеми регламента. Последний опен-колл на поступление в «Свободные мастерские» длился почти три месяца. Нам пришло более 300 заявок — часть уже после того, как дедлайн подачи официально истёк. И мы поняли, что не можем уравнять возможности тех, кто успел прислать заявку до дедлайна, и остальных. Мы предложили им участвовать в открытых образовательных программах Лектория MMOMA или поступать к нам на следующий год.

Поэтому при поступлении заявки соискателю нужно сразу сообщить, что она принята, и срок, в который вы вернётесь с решением по ней.

Все данные о художнике или — в нашем случае — кураторе, подавшем заявку на обучение, собираются в общей таблице. Если человек не прислал какой-то документ или к нему возникли дополнительные вопросы, мы уточняем недостающую информацию. Появляется общая информационная сетка обо всех участниках опен-колла.

А дальше осуществляется непосредственно отбор участников выставки. Как правило, он проходит в несколько этапов. На первом отсекаются участники, чьи заявка или опыт не соответствуют концепции проекта. Им сразу сообщают об отказе. И так несколько раз, пока не сформируется основной состав участников.


Элина Куликова

Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»

Я курирую одно из направлений Фонда культурных проектов «Четверг», связанное с ольфакторным искусством. Ольфакторное искусство задействует в ткани произведения зрительское обоняние, ароматы и запахи. И здесь я впервые не представляю собственные художественные интересы, а помогаю другим художникам развить свои идеи в направлении, пока не очень популярном и даже эксклюзивном.

По итогам опен-колла художники, попавшие в шорт-лист, раз в неделю встречаются с куратором своего направления. В моём случае встречи проходят в формате воркшопа. Работа с запахами очень специфичная, и для меня важно в первую очередь поделиться практическими навыками этой работы. А уже потом помочь авторам с технической и концептуальной реализацией их проектов.

Как устроен отбор произведений искусства в опен-коллах?

Оксана Чвякина

Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA

Раз в два года «Свободные мастерские» MMOMA проводят среди русскоязычных художников опен-колл на участие в выставке «Мастерская». Заявки рассматривает кураторская группа выставки — обычно это координаторы и руководитель школы.

Я думаю, в составе жюри на опен-колле должны быть приглашённые эксперты. Иначе на сотрудников площадки, организующей опен-колл, ложится дополнительная ответственность. Например, когда наши эксперты рассматривают заявки студентов или выпускников «Свободных мастерских», может возникать личное отношение к работам. Они знают историю студентов: с чем они поступали, какие творческие вызовы у них были, как они их преодолевали. Эксперт знает, что художник очень старался, что участие в выставке ему внутренне необходимо. И если сейчас он по каким-то критериям не дотягивает, то к выставке точно сделает лучше! Возникает понятный соблазн пойти навстречу, сделать поблажку. Личного момента сложно избежать, поэтому ротация в жюри опен-колла — это важно.

Эксперт, который никогда не видел художника, оценивает его работу более объективно. Если ты — человек изнутри, требуется больше рефлексии. Но есть и преимущества: знание творческого стиля художника даёт возможность лучше представлять себе общую картину выставки.

Но часто бывает так, что присланные работы «сами выбирают», о чём будет выставка. То есть основой проекта в итоге становятся работы, пересекающиеся тематически и визуально.

Я проводила внутренний опен-колл для выставки работ выпускников «Свободных мастерских». По итогам опен-колла оказалось, что много работ фокусируются на конкретной предметной области. И сейчас я переделываю выставку под эти работы. Многим художникам пришлось отказать — к счастью, они тоже понимают, что отказ происходит из-за нюансов, которые не могут предугадать ни они сами, ни куратор выставки, ни организаторы.

Не стоит расстраиваться, если работа не прошла отбор. Часто бывает так, что работа с интересной идеей, правильно заполненной заявкой и прочим не подходит только потому, что другие оказались ближе друг к другу по какой-то внутренней пластике или легко объединяются в общую тему.

Заявки смотрит большое количество музейных сотрудников. Если даже в этот раз работа на выставку не прошла, есть вероятность, что художника заметят, запомнят, подпишутся на него в соцсетях, сохранят его портфолио в архиве и, возможно, пригласят к участию в других проектах.


Саша Кременец

Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome

Экспертный совет нужно формировать так, чтобы художникам было комфортно заявлять свои работы перед людьми, которых они признают экспертами. Когда у арт-проекта есть заказчик или влиятельный партнёр — люди из бизнеса или государственной структуры, — возможно, стоит оградить художников от знания, что их будут судить люди, не связанные с искусством, не имеющие веса в арт-сообществе. Мне кажется, это выигрышная стратегия: чтобы и волки сыты, и овцы целы.


Элина Куликова

Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»

У меня много сомнений вызывает категория экспертности как таковая. Экспертности не существует — эти границы размыты. Но если нужно производить отбор, люди, которые займутся этим, должны максимально различаться. Это могут быть и художники, и обычные зрители, которые не имеют специализации в области искусства. Не только кураторы, у которых есть символический капитал, статус и тому подобное. Это то, к чему сейчас стремится театр: горизонтальность и взаимодействие с аудиторией.

В искусстве нужно избегать вертикалей, они везде присутствуют в избыточном количестве. Эксперты в жюри художественных премий, опен-коллов — это люди с похожим статусом, похожей биографией. Почему экспертность выглядит так? Театральные проекты создаются исключительно для зрителей — и есть много прецедентов, когда в качестве экспертов собирается инклюзивная группа, куда входят не только профессионалы. В этом множестве голосов, точек зрения, различий в художественном и личном опыте кристаллизуются правильные и адекватные выводы.

В каких случаях опен-колл — это плохая идея?

Оксана Чвякина

Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA

Опен-колл вносит нестабильность в кураторский процесс. Часто работы, присланные художниками, меняют тему выставки и её изначальную концепцию. Если куратор не готов к этому — например, он точно представляет, какие работы должны быть представлены на выставке, — нужно просто звать тех художников, чьи работы складываются в голове у куратора в некое высказывание.

Не всегда опен-колл подходит и самим художникам. Чтобы создать работу специально для выставки, нужны дополнительные ресурсы. Встаёт вопрос реализации, продакшена. Часто итоговая версия отличается от поданного эскиза. В этом плане опен-колл для меня означает отсутствие контроля над содержанием выставки. А я за максимальную конкретику и ясность в работе.

Опен-колл — плохая идея, если у вас ограниченный бюджет на выставку. У любого куратора есть список хотя бы из нескольких имён — художников, которых он ценит и планирует открыть публике. Лучше организовать достойную выставку на несколько участников, чем на 30 человек, если у всех тридцати будет слабая реализация.

Связь художников и кураторов — интимная вещь: многое делается по любви. Поэтому важно, чтобы не было обманутых ожиданий. Если бюджет выставки ограничен, нужно заранее оговаривать все условия. Например, что создание произведения и доставка его на площадку, в выставочное пространство, будет происходить за счёт автора.


Саша Кременец

Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome

Опен-колл — точно плохая идея, когда вы не знаете наверняка, что вам нужно. Когда вы не определили свои намерения и цели, не рассчитали возможности, подняли каких-то людей на уши, а получили мертворождённый проект. Я даже не знаю, что хуже: когда не получилось или получилось, но плохо. Хорошо получится, если разложить все карты и быть максимально честным с собой, заказчиком, художниками и партнёрами. Иначе ваша репутация куратора потеряет столько, сколько энергии будет затрачено этими людьми.

Если нужно просто чем-то занять стены, ничего плохого в этом нет. Можно позвать знакомых художников и перформеров и вместе обсудить, что вам нужно, подготовить общее техзадание на выставку или проект. Худший вариант провести опен-колл — когда куратор или арт-менеджер вообще не понимают, что им нужно, кого позвать на площадку.


Элина Куликова

Куратор направления партиципаторного проекта ТАКТ в Фонде культурных проектов «Четверг»

Главное правило: опен-колл не должен стать эксплуатацией художественного труда. Часто региональные опен-коллы проходят в формате «Приезжайте в наш город, мы дадим вам три тысячи на материалы, вы внесёте неоценимый вклад в культуру нашего региона! Дорога за ваш счёт».

Концепция в таких случаях формулируется как очень внятный коммерческий заказ, а условия участия — как рассуждение о творческой свободе. И многие молодые художники на это соглашаются, потому что им важно набирать опыт взаимодействия с культурными институциями.

Но если финансовое вознаграждение не предполагается, организаторы опен-колла должны подумать о символическом обмене. Например, что вы можете сделать в плане инфоподдержки участников, пиара события.

Что нужно для успешной организации опен-колла?

Оксана Чвякина

Историк искусства, кураторка, координаторка образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» MMOMA

Основное правило успешного опен-колла — продуманная методология и предельно внятная коммуникация с потенциальными участниками.

Вы должны ясно представлять:

  • какие задачи вы решаете на своей площадке, проводя опен-колл;
  • для кого он будет организован, целевую аудиторию;
  • как будет проходить опен-колл, его этапы;
  • какие возможности даёт участие в опен-колле вашей аудитории.

Ответы на эти вопросы должны отражаться и в организации опен-колла, и в сопроводительных текстах — анонсе и заявке на участие. Нужно избавить и соискателей, и экспертов от воды: заранее подумать над списком документов, содержанием заявки — сузить и конкретизировать условия отбора, прописать каждое положение однозначно и конкретно.

Заранее найти платформы, где будет анонсироваться опен-колл. На Уральской индустриальной биеннале в 2020 году презентовали хороший агрегатор AiR of Russia Ассоциации российских арт-резиденций. Это полезная площадка с хорошим рубрикатором, где художники могут следить за программой арт-резиденций, образовательными и выставочными проектами в арт-среде.

Но нужно понимать, какие агрегаторы и онлайн-издания близки вашей аудитории. У «Свободных мастерских» есть своё комьюнити, и поскольку мы являемся частью MMOMA, нашей деятельностью интересуется и большое музейное сообщество. Поэтому обычно нам достаточно публикации в своих соцсетях и на сайте, чтобы информация стала расходиться по другим платформам. Но это возможно только потому, что у музея есть определённый статус в арт-сообществе. В большинстве случаев куратору опен-колла нужно позаботиться о партнёрских интеграциях со СМИ.

Как искать участников опен-колла в других странах?

Саша Кременец

Основатель и директор международного продюсерского центра BarentsDome

Наша работа сосредоточена в Баренц-регионе, куда входят прибрежные регионы России, Норвегии, Финляндии и Швеции. Партнёрами и донорами арт-проектов, которые мы реализуем, выступают культурные институты этих стран, крупные добывающие компании и региональные министерства. Например, норвежский Баренцев Секретариат и его программа приграничного сотрудничества в сфере культуры и искусства BarentsKult.

Но число российских кураторов, которые инициируют международные проекты в своих регионах, стремится к нулю. Здесь это абсолютно свободная ниша. Поэтому Баренцев Секретариат очень лоялен к заявкам от российских кураторов. Успех, по большому счёту, зависит от того, насколько верно заполнена формальная заявка на грант. И проект должен соответствовать определённым культурным стандартам: быть доступным людям без гендерных, расовых и религиозных ограничений, людям с ОВЗ и так далее.

В течение года есть 2 ступени, когда можно подать такую заявку: до 1 марта и до 1 сентября. В 2020 году, на фоне пандемии, у секретариата появились небольшие постковидные гранты — приблизительно на 50 тысяч крон, около 400 тысяч рублей. Подать заявку на них можно в любой период.

Российские учреждения культуры, НКО и бюджетные организации не могут получать финансирование в иностранной валюте. Мы берём эту функцию на себя.


Шандор Козлов

Заместитель директора Венгерского культурного центра

В первую очередь мы представляем венгерскую культуру в России. Но к нам часто обращаются и венгерские партнёры, чтобы помочь им с контактами здесь. Скажем, есть джазовый фестиваль в Венгрии — к нам обращаются, чтобы мы нашли российский джазовый коллектив по определённым критериям: музыкальный жанр, состав музыкантов и тому подобному.

Мы активно мониторим венгерскую культурную среду и, если запрос приходит от российских организаторов, в большинстве случаев знаем, что им предложить в разных культурных сферах. Что касается областей, где мы разбираемся меньше, обращаемся в компетентные венгерские институты.

Например, если нас попросят найти современного академического композитора, мы свяжемся с Budapest Music Center — крупным институтом современной академической музыки, который объединяет музыкальное издательство, концертную площадку и образовательный центр. Есть также Музыкальная академия Ференца Листа, будапештский Дворец искусств — как правило, мы отправляем им описание проекта, список его участников и указываем, от кого исходит запрос. По статусу участников там определяют, кого посоветовать с венгерской стороны.

Мы сотрудничаем с ЦСИ Винзавод в организации арт-резиденций. Они обратились к нам с предложением проводить арт-резиденции для молодых венгерских художников на Винзаводе. Мы в свою очередь обратились в Art Market Budapest, это крупнейшая ярмарка современного искусства в Венгрии. Те сформировали список из 20 молодых венгерских художников, из которых уже Винзавод выбирает, кого пригласить в свою арт-резиденцию.

В организационных и финансовых вопросах у разных культурных институтов свой подход. Мы придерживаемся позиции, что если российский партнёр заинтересован в проведении своего мероприятия, значит, расходы нужно делить. Как национальный культурный институт мы можем взять на себя визовую поддержку, перелёт участников, их гонорар. А российского партнёра просим обеспечить местный трансфер, исполнение технического райдера, проживание артистов, какие-то сопутствующие расходы.

В информационной поддержке российских опен-коллов нам сложно участвовать. Мы работаем в российском культурном пространстве, наш контент — на русском языке. Поэтому в Венгрии за нами следят только те институции и партнёры, с кем мы работаем давно и постоянно. Если и анонсировать опен-колл для венгерских участников, лучше сразу делать это на национальных платформах: через тот же Art Market Budapest, местные арт-галереи, фотоцентры.

Каждый год мы берём новую тематику — в 2020-м и 2021-м это были мода и дизайн, а 2022-й будет годом современного искусства. Планируем, что у новых проектов Венгерского культурного центра будет какое-то прикладное развитие. Скажем, если мы делаем проект с кем-то из венгерских дизайнеров, — что они потом будут представлены на российском рынке, что здесь у них будет какая-то дистрибуция. Не просто привезли, показали и разъехались по домам.

Из-за ограничений, связанных с пандемией, мы стали запускать больше гибридных проектов, которые имеют и физическую, и цифровую основу. И есть планы делать российско-венгерские проекты в формате совместного продакшена. Например, художественную выставку, для которой российские и венгерские художники создали бы совместную инсталляцию, некий арт-объект.

Где разместить информацию о проведении опен-колла для потенциальных участников?

e-flux

Международная онлайн-платформа для художников и кураторов. Ей пользуются организаторы известных биеннале и художественных ярмарок, издатели в сфере искусства и команды многих знаменитых музеев мира.

AiR of Russia

Сайт Ассоциации арт-резиденций России с агрегатором текущих резиденциальных программ в разных регионах страны.

Где выставка

Telegram-канал, анонсирующий опен-коллы в рамках российских и международных выставок, конкурсы и гранты для художников.

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована