Управление
#статьи

Главное о бизнес‑аналитике: как она работает и чем поможет компании

Каким компаниям и для чего нужна бизнес‑аналитика? Какие проблемы она решает? Чем отличается от бизнес‑анализа? Рассказывает Антон Антипин.

Иллюстрация: Kjpargeter / Pikisuperstar / Freepic / Betty1 / Cleanpng / Pixel Wizard / Reddit / Meery Mary для Skillbox Media

Антон Антипин

Бизнес‑аналитик с 15‑летним стажем, эксперт в области организационного развития. Основатель и генеральный директор консалтинговой компании Business Set. Преподаёт в ВШЭ и на курсе Skillbox «Профессия Бизнес‑аналитик».

Бизнес‑аналитика — это прежде всего работа с данными, изучение показателей деятельности компании. Ей занимаются специально подготовленные специалисты — бизнес-аналитики. На основе анализа данных они помогают управленцам выявить проблемы бизнеса и найти возможности для его устойчивого развития.

В статье разберёмся:


Чем бизнес‑аналитика отличается от бизнес‑анализа

Специалисты до сих пор спорят, что такое бизнес‑аналитика: тождественна ли она бизнес‑анализу или представляет собой отдельную область знаний. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим главные цели бизнес-анализа и бизнес‑аналитики.

Бизнес‑анализ — это изучение деятельности компании в широком смысле: анализ стратегии развития предприятия, его бизнес-процессов, организационной структуры и парка информационных систем, проектирование и настройка взаимодействия всего этого с бизнес‑окружением и внешней средой.

Главная цель бизнес-анализа — разработать и внедрить организационные изменения, которые позволили бы компании достичь её основных целей наилучшим образом.

Главная цель бизнес-аналитики — поддерживать управленческие решения и организационные изменения качественными, актуальными и объективными данными.

Вот три основные задачи бизнес-аналитики:

  • получить данные о работе компании в виде цифр;
  • обработать и структурировать эти данные — сделать их пригодными для последующего анализа;
  • провести анализ данных — найти закономерности в деятельности предприятия и смоделировать прогнозы его развития в тех или иных условиях.

Таким образом, бизнес‑аналитика — это часть бизнес‑анализа, которая отвечает за сбор, обработку и анализ данных. Она является первым и необходимым этапом эффективного управления организационными изменениями.

Каким компаниям и для чего нужна бизнес‑аналитика

Бизнес‑аналитика необходима всем компаниям, которые хотят принимать качественные управленческие решения. Качественными могут быть только решения, которые основываются на фактах. Бизнес‑аналитика отвечает как раз за сбор и обработку этих фактов.

Важно не просто собрать данные о деятельности предприятия, а ещё и подготовить их для управленцев:

  • структурировать;
  • проанализировать — выявить тенденции и тренды, влияющие на факторы;
  • представить результаты анализа в наглядном виде;
  • подготовить рекомендации по использованию этих данных для улучшения деятельности компании.

Через рекомендации бизнес-аналитиков менеджмент компании получает актуальную и достоверную информацию о том, что происходит в компании и за её пределами. Такой подход помогает принимать взвешенные и качественные бизнес‑решения.

Фото: Master1305 / Shutterstock

Простой пример: компания продаёт сезонные товары — велосипеды или лыжи. Бизнес-аналитики точно определят кривую спроса продукции с учётом сезонных факторов, в понятном виде продемонстрируют её руководителям и дадут подробные рекомендации — что нужно предпринять, чтобы максимизировать выручку от продаж. Без бизнес-аналитики такие решения принимают вслепую — это приводит к тому, что компания упускает выгоду.

Какие направления есть в бизнес-аналитике

Обычно направления в бизнес-аналитике определяют через методы анализа данных: кластерный анализ, корреляционный анализ, регрессионный анализ, методы линейного программирования. В Business Set мы определили подвиды бизнес-аналитики несколько иначе.

Мы выделяем четыре направления бизнес‑аналитики. Каждое из них соответствует одному из ключевых элементов системы управления. Эти элементы:

  • Стратегия развития предприятия.
  • Бизнес-процессы.
  • IT-архитектура.
  • Организационно-ролевая структура.

Бизнес‑аналитика, необходимая для разработки стратегии. Стратегия развития — важнейший элемент системы управления предприятием. Чтобы стратегия получилась качественной, необходимо проанализировать большой объём данных и цифр. Для этого привлекают бизнес‑аналитика.

Он анализирует внешнюю маркетинговую информацию — например, как меняется покупательский спрос, как конкурентные силы влияют на бизнес. По итогам анализа бизнес-аналитик подготавливает отчёт, который ложится в основу стратегии развития предприятия.

Аналитика бизнес‑процессов компании. Бизнес-процессы — инструмент реализации стратегии предприятия. Достижение стратегических целей компании возможно только за счёт точного исполнения настроенных бизнес-процессов.

Чтобы процессы отвечали современным подходам, учитывали изменения бизнес-среды, успешно реализовывали внутренний потенциал компании, их нужно периодически обновлять. Такие изменения также подготавливают с помощью работы с данными.

Для этого анализируют значения показателей бизнес‑процессов:

  • определяют факторы влияния на процессы и природу этих факторов — случайные они или нет;
  • оценивают управляемость процессов: способны ли они стабильно производить качественный результат;
  • оценивают их пропускную способность: какое количество запросов в единицу времени они способны обрабатывать.

По результатам анализа вырабатывают предложения по изменениям. Нужно, чтобы предлагаемые изменения помогали устранять сбои в процессах, улучшать качественные характеристики продуктов. Это позволит более точно достигать стратегических целей предприятия.

Бизнес‑аналитика, которая работает с данными по IT‑архитектуре. Сегодня ключевым фактором успеха предприятия является качественная работа его IT-сервисов. Чтобы ответить на вопрос, соответствует ли IT-архитектура предприятия потребностям бизнеса, нужно также обратиться к бизнес-аналитике — проанализировать состав и качество работы парка информационных систем компании, степень автоматизации и роботизации процессов, соответствие уровня IT-сервисов предприятия стандартам отрасли. Результаты анализа ложатся в основу решений для оптимизации IT‑архитектуры предприятия.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Аналитика данных, связанных с организационной структурой. Успешный бизнес способны делать только успешные люди. Вывод о том, насколько успешны люди компании, делают на основе анализа данных о работе подразделений, отделов, сотрудников компании. Здесь собирают и анализируют информацию о том, насколько бизнес оснащён требуемыми компетенциями, какова производительность организационных единиц, каков фактический уровень квалификации сотрудников предприятия.

Здесь также требуется изучить большой объём данных. Результаты таких исследований часто приводят к реструктуризации бизнеса или его отдельных направлений.

Какие методы используют бизнес‑аналитики

Как мы уже говорили выше, бизнес‑аналитика — это прежде всего работа с большими объёмами данных. Чтобы эта работа выполнялась качественно, бизнес-аналитику нужны соответствующие методические инструменты.

Вот несколько наиболее популярных инструментов.

Корреляционный и регрессионный анализ применяется для изучения зависимости между двумя и более количественными показателями: существует ли связь между ними, насколько она сильная, какого она характера. Результат такого анализа — математические формулы, которые описывают, как изменится один показатель в результате изменения другого.

Допустим, компания хочет понять, как связаны её продажи и объёмы торговли на всём рынке. Корреляционно‑регрессионный анализ покажет, что рост продаж на всём рынке на 2 млн долларов в месяц приведёт к увеличению выручки компании на 100 тысяч долларов за тот же период.

Дисперсионный и факторный анализ применяется для исследования степени влияния одной или нескольких качественных переменных на один зависимый количественный показатель. При этом качественные переменные рассматривают как причины (независимые переменные или факторы), а количественные — как следствия (зависимые переменные). Во время анализа меняют значения факторов и изучают, как это влияет на величину зависимой переменной.

Например, с помощью этого метода можно определить, как уровень продаж магазина зависит от дня недели: в этом случае дни недели будут качественными показателями, а уровень продаж — количественным.

Кластерный анализ применяется, когда нужно разбить множество цифр и показателей по однородным признакам. Он полезен, когда требуется проанализировать большое количество показателей, сгруппировать их и разобраться, как они друг с другом взаимодействуют.

Классическим примером кластерного анализа является ABC-анализ клиентской базы.

Методы описательной статистики применяются для обработки «сырых» данных. К этим методам относится обобщение и систематизация данных в виде таблиц, отображение результатов в графиках и расчёт статистических показателей: например, среднего значения, стандартного отклонения, медианы, моды, минимума и максимума значений.

Это не полный перечень методов — в арсенале любого специалиста их гораздо больше. Выбор метода зависит от задачи, стоящей перед бизнес‑аналитиком, а также от его предпочтений. Работу с этими методами лучше изучать на курсах по бизнес‑аналитике.

Чем занимается и как работает бизнес‑аналитик

Бизнес‑аналитик — проводник изменений внутри компании. Он помогает бизнесу понять, что нужно изменить в процессах и других элементах системы управления, чтобы увеличить эффективность компании.

Фото: Pavle Bugarski / Shutterstock

Функции бизнес‑аналитиков:

  • Понять требования заинтересованных сторон к сотрудникам, структурам компании, процессам и бизнесу в целом.
  • Найти проблемы и возможности компании и рассказать о них руководителю и менеджерам.
  • Проанализировать проблемы и возможности, предложить решения — как защититься от первых и развить вторые.
  • Защитить разработанные решения перед руководством компании. Для этого нужно подготовить графики и отчёты, аргументировать свою позицию.
  • Организовать внедрение изменений в жизнь.
  • Проанализировать, принесли ли изменения пользу для бизнеса.

Главный бизнес‑аналитик также должен:

  • Определить подходы к бизнес‑анализу и бизнес‑аналитике в компании, выбрать методы и инструменты, понять, как и для чего их будут использовать.
  • Разработать стратегию развития бизнес‑анализа в компании, распределить задачи между другими аналитиками и проконтролировать их выполнение.

Работа бизнес-аналитика в компании состоит из двух основных этапов.

Сбор данных, необходимых для анализа. Например, бизнес-аналитику нужны данные для разработки стратегии компании. Чтобы получить их, он формирует запросы в отделы компании. Предварительно он разбивает данные на четыре группы.

  • Финансовые показатели — например, общую выручку, чистую прибыль — запрашивают в бухгалтерии или финансово-экономическом отделе компании.
  • Клиентские показатели — выручку по целевым сегментам клиентской базы, удовлетворённость клиентов по сегментам, коэффициент конверсии, средний чек — запрашивают у коммерческого директора или руководителя отдела продаж.
  • Показатели по бизнес-процессам — пропускную способность, процент брака процессов — запрашивают у владельцев ключевых бизнес-процессов компании.
  • Показатели развития персонала — данные о текучке кадров, удовлетворённость персонала рабочими местами — запрашивают у директора по персоналу.

В запросах бизнес-аналитик указывает свои требования: какие показатели нужны, в каком виде, за какие периоды, по каким местам присутствия компании. После получения всех данных он приступает ко второму этапу работы.

Анализ данных и формирование отчётов. Чаще всего для этого используют обычный Microsoft Excel. Он позволяет применять все перечисленные выше методы и формировать отчёты с результатами.

В некоторых компаниях используют BI-системы. Это специальные программы, которые собирают, анализируют и обрабатывают показатели компании. В отличие от Excel, здесь всё происходит автоматически. Для этого к BI-системам подключают источники данных — например, облачные системы компании или отдельные файлы. BI-системы обрабатывают эти данные и в сжатом виде выдают наиболее важную информацию.

Одна из наиболее популярных BI-систем — Microsoft Power BI. У неё простой и интуитивно понятный интерфейс, который позволяет бизнес-аналитику очищать данные от информационного шума и собирать наглядные, удобочитаемые отчёты.

Результаты анализа аналитики передают менеджменту компании — теперь руководители могут принимать качественные управленческие решения.

Как найти бизнес‑аналитика — советы компаниям

Функции бизнес‑аналитика мы описали выше. Если исходить из функций, то для такого специалиста важно:

  • иметь опыт общения с владельцами бизнеса и менеджерами;
  • уметь работать с разными методами и инструментами анализа;
  • иметь успешные кейсы по разработке и внедрению организационных изменений.
Фото: dotshock / Shutterstock

Если у компании нет возможности нанять бизнес‑аналитика на отдельную ставку, можно использовать две стратегии:

  • Привлекать бизнес‑аналитиков время от времени — в зависимости от потребностей фирмы.

    Как часто это будет требоваться, зависит от масштабов компании и интенсивности её деятельности. Программа-минимум — приглашать аналитика раз в год, когда нужно актуализировать стратегию. Чтобы аналитик глубже погрузился в деятельность компании, лучше привлекать его на ежеквартальной основе для проработки ключевых бизнес‑процессов компании.
  • Наращивать компетенции бизнес‑аналитики внутри компании.

    В идеале такими компетенциями должны обладать руководители фирмы, управленцы среднего и высшего звена, ключевые специалисты отделов. Для старта будет достаточно аналитического склада ума и навыков общения. Остальные скиллы можно получить в ходе работы, параллельно слушая курсы и лекции по бизнес‑аналитике.

Подведём итог

  • Бизнес‑аналитика — это часть бизнес‑анализа, связанная с показателями деятельности компании: с её помощью получают и обрабатывают данные, находят закономерности, строят прогнозы и создают бизнес‑решения.
  • Бизнес‑аналитика нужна всем компаниям для принятия качественных управленческих решений. Без отчётов аналитиков менеджеры не увидят полной картины того, что происходит в компании и за её пределами.
  • Направления бизнес‑аналитики соответствуют элементам системы управления: аналитика для разработки стратегии компании, аналитика бизнес‑процессов, аналитика IT‑сервисов и организационной структуры.
  • Методы бизнес‑аналитики включают в себя сбор данных, их обработку и построение зависимостей. Чаще всего применяют корреляционно‑регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ и методы описательной статистики. Выбор метода зависит от задач, которые стоят перед аналитиком.
  • Хороший бизнес‑аналитик должен уметь определять проблемы и возможности компании, работать с методами и инструментами анализа, разрабатывать и внедрять организационные изменения. Не обязательно нанимать бизнес‑аналитика в штат — можно привлекать его раз в год или ежеквартально.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована