Дашборд: что это и зачем нужно

Анализировать и показывать информацию удобно с помощью дашборда. Рассказываем, что это такое, где и как его использовать.

Что такое дашборд?

Дашборд в буквальном переводе с английского (dashboard) — «приборная панель». Простейшие дашборды знакомы вам с детства: это будильник, градусник, приборная панель автомобиля. То есть изначально дашборд — просто прибор, который показывает какие-то данные.

Сейчас, в digital-отрасли, под дашбордом понимают инструмент, который не только визуализирует, но и анализирует любые данные. Если у вас много информации: показателей, результатов или цифр, которые нужно наглядно представить, объяснить и проанализировать, — то этот инструмент вам пригодится.

Мария Ираидина

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.


А тема может быть совсем любая? Я думал, это только для бизнеса.

Тема в дашборде не главное. Важно, чтобы были данные, которые можно анализировать. От темы будет зависеть содержание, но на этом всё. Дашборды действительно очень часто используют для бизнеса, потому что это удобный инструмент. Но их можно использовать в любой отрасли.

А можно примеры использования дашбордов?

Конечно. Например, в интернет-маркетинге, PR-кампаниях и рекламе с их помощью отслеживают эффективность рекламных кампаний (дашборды используются в Google Analytics и Яндекс.Метрике). В менеджменте — контролируют нагрузку и планируют работу команды (дашборды есть в Jira и других таск-менеджерах). В HR-аналитике — анализируют информацию по зарплате сотрудников, KPI, а также данные по отпускам, стажировкам.

Дашборд интеграций помогает наблюдать, как разные устройства и сервисы взаимодействуют друг с другом — это актуально для облачных сервисов.

Дашборд можно сделать для любой отрасли бизнеса.

А что-то из обычной жизни?

Пожалуйста. Дашборды используют музеи, чтобы следить за общей посещаемостью и популярностью выставок.

В медицине дашборды помогают больницам управлять финансами, контролировать количество пациентов и расход материалов.

В образовании преподаватели могут анализировать результаты экзаменов и следить за тем, какие лекции популярны у студентов. Студенты — посмотреть результаты своей учёбы, сравнить их с результатами других студентов, увидеть статистику по учебным курсам. Вот так выглядит фрагмент дашборда для студентов в Масариковом университете (Чехия).

Дашборды действительно можно использовать в любой теме. Вот несколько не совсем обычных примеров:

Очень похоже на инфографику. Это что, одно и то же?

Нет, дашборд и инфографика — разные инструменты. Дашборд используется и для анализа данных, и для их наглядного представления. А инфографика — только для наглядной подачи информации. По сути, это готовая картинка с данными, которую пользователь уже не может изменить, а может только посмотреть.

А похожи они визуально, потому что при создании дашбордов часто используют инфографику. То есть инфографика может быть одним из элементов дашборда.

Чтобы создать дашборд, нужно быть аналитиком?

Быть аналитиком необязательно, потому что современные программы все делают автоматически. Но аналитические навыки все равно нужны.

Дело в том, что при создании дашборда нужно обработать много информации, статистических данных, вычленить самое важное, чтобы показать самое важное. Тогда пользователь не утонет в мелочах и ваш дашборд будет полезнее и легче для восприятия.

А какие есть программы, чтобы создать дашборд?

Программ много. Вот несколько популярных платформ: Tableau, Power BI и Qlik.

Чтобы выбрать подходящую, посмотрите подробный разбор их функций. Кроме того, есть программа от Google — Google Data Studio и специальное расширение в Google Analytics.

А как сделать дашборд? Есть какие-то правила?

В дашборде важно так подать информацию, чтобы её было легко прочитать и использовать. Поэтому для создания дашборда работают стандартные принципы визуализации данных, UX и даже сторителлинга.

Например, вот 8 правил визуализации данных, которые советует использовать Стивен Фью (Stephen Few).

А специалист по информационному дизайну Эдвард Тафти (Edward Tufte) считает, что главное в визуализации данных — это «увеличить количество полезного изображения и исключить ненужные графические элементы».

Онлайн-университет Skillbox

Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!

Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.

Выбирайте:

Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox