Чем занимается менеджер проекта на самом деле
Все знают, что менеджмент — это про управление сотрудниками. Рассказываем, как это происходит в digital.
vlada_maestro / shutterstock
Когда мы слышим: «Я работаю менеджером», то представляем что-то такое: «Дал задание — ушел пить кофе — проверил результат — не понравилось — достал кнут». На самом деле работа менеджера включает в себя намного больше.
Один день из жизни менеджера проектов
Обычный рабочий день менеджера digital-проекта может выглядеть так.
9:00
Команда пришла в офис, а PM уже там. Вовсю проверяет электронную почту. Совещания и созвоны у него запланированы еще со вчерашнего дня.
9:30
Собирает команду, чтобы понять все о состоянии проекта. Анализирует ситуацию, заносит результат на доску (реальную или виртуальную).
10:00
Планирует задачи на день. Распределяет их по приоритетности и передает команде в работу.
11:00
Составляет отчет и созванивается с заказчиком,чтобы рассказать о состоянии проекта.
12:00
Приходит разработчик за советом. Менеджер слушает и помогает найти решение. Нужна помощь дизайнера. Вызывают дизайнера, вместе решают проблему.
13:00
Сотрудники расходятся на обед.
14:00
С вопросами приходит дизайнер. Ему не нравятся иконки и цветовое решение, на которых настаивает клиент: они не добавляют пользы приложению.
14:30
PM созванивается с заказчиком и объясняет, что сочетание нескольких ярких цветов никак не поможет пользователю больше любить приложение.
15:00
Выкраивает время, чтобы подготовиться к конференции, которая у него завтра.
16:00
Звонит заказчик. У него появились дополнения по проекту. Нужно переделать структуру приложения, то есть вернуться на шаг назад и сделать все заново. Это — как снести готовый дом до фундамента, а потом снова начать его строить.
17:00
PM снова собирает команду. Объясняет, что придется пересмотреть структуру проекта. Вместе они ищут способы, как внести изменения, но не потерять время.
18:00
Менеджер возвращается к подготовке доклада.
19:00
Время идти домой, но PM планирует задачи на завтра, чтобы не собирать команду, а дать разработчикам больше времени.
Чем занимается менеджер проекта в digital
Менеджер digital-проектов управляет командой разработчиков. Вот что он делает каждый день:
Планирует
Чтобы начать проект, нужен четкий план: что и когда делать. Менеджер проекта — стратег. Прежде чем раздавать задания направо и налево, он просчитывает все ходы наперед. Его задача — не только увидеть, как будет развиваться проект, но и правильно донести эту информацию команде.
Ищет проблемы, которые требуют решения
В digital-проекте время — очень ценный ресурс. Чем раньше обнаружен баг в коде, тем меньше времени и денег команда тратит на его исправление. Поэтому менеджер перед началом работы просчитывает риски, а потом следит за процессом. Чтобы вовремя начать решать проблему и не запустить ситуацию.
Распределяет ресурсы
Менеджер формулирует задачи по проекту, делит большие задачи на части, если это необходимо, и передает их команде в работу.
Любой документ читает как ТЗ
Внимательность — важное качество для менеджера. Любой документ нужно читать так, как будто у менеджера не два глаза, а целых четыре. Одна неточность или пропущенное слово могут стоить денег.
Контролирует все
Менеджер не может пустить все на самотек: раздать задачи и уйти собирать покемонов или поливать ферму. Контролировать придется абсолютно все процессы от самого незначительного до крупного. Но это не значит, что команде совсем нельзя доверять. Можно, но ответственность за проект полностью лежит на плечах менеджера. Поэтому лучше проверить самому, чем потом краснеть перед заказчиком.
Развивает таланты и навыки окружающих
Менеджер хочет себе в команду только самых крутых профессионалов. И знает, как их выращивать. Поэтому всегда следит за сотрудниками, которые ищут развития. Чтобы помочь им, а не проигнорировать и потерять.
Визуализирует каждый этап проекта
Чтобы следить за ходом проекта, он должен быть перед глазами. Менеджер всегда ищет способ визуализировать информацию, чтобы вся команда могла видеть, как идут дела. А еще так гораздо проще выявить слабые места, до того как они начали гореть. Ходят слухи, что у крутых менеджеров проекта scrum- или kanban-доска висит дома, прямо над кроватью.
Успевает делать десять дел одновременно
Менеджер проекта не боится многозадачности и не бежит от нее. Просто он знает, как концентрироваться на одном деле и только потом переходить к другому. У него черный пояс по тайм-менеджменту.
Следит за тенденциями
Менеджер проекта знает все методологии, которые только появились или уже давно изучены. Отставать от прогресса в digital — терять возможности. А хороший менеджер этого не хочет.
Проводит планерки
Быть в курсе всего, что происходит на проекте, — критически важно для менеджера. Он всегда найдет способ собрать команду, чтобы понять, кто на каком этапе находится, и составить общую картину происходящего.
С чего начинается менеджер
Хороший менеджер — это универсальный солдат. Он знает, как провести аналитику, разбирается в документообороте. Внимателен к деталям. Понимает работу каждого сотрудника.
Важно!
Менеджер проекта не должен быть крутым программистом или дизайнером, но он всегда в теме хотя бы на базовом уровне. Так ему проще ставить реальные задачи команде.
Он понимает, сколько времени и сил занимает прототип, сколько нужно разработчику, чтобы написать код, какие проблемы могут возникнуть по ходу работы. Подкованность в разных сферах позволяет точнее просчитывать риски.
Но кроме технических навыков, нужно развивать в себе качества, без которых работа менеджера может превратиться в постоянный кошмар.
Какие качества пригодятся менеджеру проектов
Коммуникабельность
Менеджер может найти подход к любому человеку: разработчику, дизайнеру или заказчику. Он хорошо разбирается в людях и понимает причины их поступков.
Аналитическое мышление
Умеет анализировать происходящее, сопоставлять факты и делать правильные выводы.
Требовательность
Умеет не только распределять задачи в команде, но и следить за сроками и качеством их выполнения. Не боится наказывать и не стесняется хвалить сотрудников.
Внимательность к деталям
Видит больше, чем другие. Например, первым заметит, если что-то в проекте пошло не так.
Смелость
Не боится принимать сложные решения, брать на себя ответственность и нести ее до конца.
Честность
Честен по отношению к себе, к команде, к заказчику. Если видит, что не получается, — команда не успевает в срок, например, — не пытается скрыть это и сделать вид, что все под контролем. А принимает проблему и ищет способ изменить подход, чтобы найти решение.
Заключение
Теперь вы знаете, что вас ждет на самом деле, если вы станете менеджером проектов. (Старшие коллеги, которые уже вовсю тушат проектные пожары, и встречали рабочие приключения посерьезнее, сейчас молчат и не запугивают молодое поколение). Но вас не так просто напугать и сбить с пути неожиданно случившимся завалом на работе, если вы хорошо знаете свое дело, постоянно получаете новые знания и прокачиваете уже сложившиеся навыки.