Развитие Образование
#статьи

Школьная тревожность: уровни, причины и симптомы

Как вовремя распознать проблему и помочь ребёнку.

Кадр: сериал «Сексуальное просвещение» / Eleven Films

Из этой статьи вы узнаете:

Маргарита Еремина

Психолог, детский КПТ-психотерапевт

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое школьная тревожность

Школьная тревожность — это понятие, которое включает в себя различные маркеры устойчивого эмоционального неблагополучия в школе. То есть это тревожность, проявляющаяся в конкретном контексте на протяжении нескольких недель.

Ребёнок может не тревожиться дома, в семейных поездках и в общении с друзьями, но страдать от навязчивого беспокойства, как только переступает порог учебного заведения, садится за уроки или просто думает об учёбе.

Школа — огромная часть жизни, которая тесно связана с переживаниями. Сидя за партой, мы заводим друзей, влюбляемся, учимся проявлять себя и осваиваем правила большого, не домашнего мира. Вдобавок к такой социальной активности детям надо учиться. Стремление к пятёркам, необходимость соответствовать установленным требованиям и страх перед неизбежными экзаменами сильно давят на без того перегруженную психику.

Школьная тревожность не считается расстройством. При этом тревога — одна из наиболее распространённых проблем психического здоровья учащихся. В 2023 году 86% школьников сообщили, что иногда испытывают беспокойство, связанное с учёбой. Такая тревожность может появиться в любом возрасте, но чаще всего встречается у подростков.

Тревожиться иногда — нормально. Ребёнок может переживать из-за двойки и терять уверенность в себе у доски — это не всегда указывает на тревожность. Если беспокойство имеет конкретную и адекватную причину и при этом школьник быстро адаптируется и не зацикливается на проблеме, получая необходимую поддержку от друзей, учителей и родителей, то всё в порядке. Всем иногда нужно время для поиска стабильности.

Признаки школьной тревожности

У школьной тревожности есть эмоциональные, физические и поведенческие признаки.

Эмоциональные симптомы:

  • сильное беспокойство в учебных ситуациях (например, перед экзаменами или ответом у доски);
  • ожидание плохого отношения к себе из-за недостатка знаний, внешнего вида или отличающегося поведения;
  • страх плохих оценок;
  • не оправданная конкретным поводом грусть;
  • продолжительная неконтролируемая раздражительность.

Физические симптомы:

  • головные боли;
  • расстройства ЖКТ;
  • головокружения;
  • повышения температуры;
  • потеря аппетита;
  • мышечное напряжение и усталость;
  • потеря концентрации (рассеянность);
  • нарушения режима питания и сна;
  • приступы паники.

Поведенческие симптомы:

  • избегание школы и прогулы уроков;
  • пассивность на занятиях;
  • нежелание участвовать во внеклассной деятельности.

Распознать симптомы школьной тревожности бывает сложно: дети умеют подавлять тревогу, не всегда признают наличие проблемы и обычно не просят о помощи. Это маскирует внешние признаки, но не решает внутренних трудностей.

Академическая тревога ребёнка не всегда проявляется в прогулах и пассивности. Если школьник зациклен на получении хороших оценок, засиживается над уроками, считает школу единственно важной сферой жизни и игнорирует хобби и друзей — это тоже вероятный сигнал для беспокойства.

Уровни школьной тревожности

Всего их три.

  • Низкая тревожность — это адекватное и уместное беспокойство: например, перед контрольной работой. Ребёнку не всё равно, но в пределах разумного. Он повторит теорию накануне теста, попрактикуется, а после сдачи экзамена проведёт работу над ошибками, успокоится и сместит фокус внимания на что-то иное.
  • Умеренная тревожность более выражена. В примере с контрольной ребёнок больше времени будет думать о предстоящем тестировании и дольше готовиться. И переживания могут сохраняться ещё несколько дней после экзамена.
  • Ребёнок с выраженной тревожностью зациклен на контрольной. Он плохо засыпает, усиленно учит материал, забывая о жизни вне учебника, постоянно думает о предстоящем тесте. А после проверки знаний прокручивает в голове свои ответы, думает, что мог бы справиться лучше, тревожится, достаточно ли хорошо оценят его работу. Или наоборот: зная о контрольной, ребёнок не говорит о ней родителям и избегает любых попыток подготовиться, а получив жуткий лист заданий — сдаётся, даже не приступая к задачам.

Важна не только сила тревоги, но и длительность. Чем дольше ребёнок находится в состоянии тревоги, тем больше аспектов жизни она будет захватывать.

«Если тревога помогает сосредоточиться на контрольных, не влияет на принятие решений, не приводит к ухудшению общего состояния, то мы можем говорить о низком уровне. Если из-за тревожного состояния ребёнок не может сконцентрироваться, хуже справляется с заданиями, отказывается ходить в школу или, наоборот, по 20 раз повторяет изученный материал, у ребёнка нарушается сон или крутит живот перед контрольной — это явно выраженная тревожность».

Маргарита Еремина

Причины школьной тревожности

Школьная тревожность развивается:

  • из-за недостатка сна (ранние подъёмы особенно трудно даются подросткам);
  • вследствие высокой для конкретного ребёнка школьной нагрузки;
  • от завышенных требований в семье (например, ожидания и котирования только четвёрок и пятёрок в дневнике или обесценивания интересов и личности ребёнка в пользу важности сакрального аттестата);
  • из-за низкой самооценки;
  • от особенностей здоровья (например, расстройства аутистического спектра или синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Особенно важная проблема школьной среды, которая влияет на формирование школьной тревожности, — сложности в отношениях с учителями и одноклассниками. Бывает, что ребёнок и учитель не совпадают в стиле общения, или школьник не может найти общий язык с товарищами по учёбе.

Зачастую трудности в общении, прогулы школы и школьная тревожность напрямую связаны с буллингом (травлей) — целенаправленными и регулярными актами агрессии с использованием физических или эмоциональных рычагов.

Учёные на международном уровне признают травлю серьёзной проблемой, связанной с психическим здоровьем и сложностями в функционировании у детей.

В арсенале буллинга существуют разные инструменты воздействия, основанные на уничижении внешности, интеллекта или семейного положения жертвы. Агрессоры обычно используют оскорбления, слухи, обвинения и угрозы.

Находясь в эпицентре травли, ребёнок регулярно испытывает страх получения статуса изгоя. Это большой стресс для любого человека и тем более для ребёнка. Систематически подвергаясь нападкам со стороны одноклассников или учителей, школьник замыкается, чувствует уязвимость и одиночество. И в итоге жертва буллинга чаще испытывает симптомы тревоги.

К сожалению, травля не ограничивается стенами школы. С появлением социальных сетей издевательства переселились и в интернет. Существует даже отдельный термин «киберзапугивание», или «кибербуллинг», — постоянное преследование, унижение и высмеивание человека онлайн.

Если вы заметили, что ребёнок становится более замкнутым, чаще закрывается в комнате, плачет, пропускает внеклассные занятия, не проводит время с друзьями, — стоит вмешаться и выяснить, в чём проблема. Травля способна оказать глубокое и долговременное воздействие на ребёнка.

Также в развитии тревожности иногда виновата генетика. Исследования показали, что наследственный компонент в формировании тревоги составляет 25–40%.

А ещё на ребёнка влияет среда воспитания. Так, если его окружают тревожные родители и значимые взрослые, вероятность развития беспокойства у малыша возрастает.

Чем опасна школьная тревожность

Школьная тревожность напрямую влияет на успеваемость. Если не помочь ребёнку в такой ситуации, он постепенно утратит интерес к обучению. Также тревожность влияет на физическое состояние. Со временем ребёнок всё чаще жалуется на различные боли и общее плохое самочувствие.

Выраженная тревожность у подростков связана с риском самоповреждений и суицидального поведения и порой провоцирует развитие психических заболеваний:

Если ребёнок не делится проблемами с родителями и перестаёт ходить в школу, это часто приводит к конфликтам в семье. Но ни домашние скандалы, ни избегание школы — не решение проблемы. Наоборот, ребёнок ещё больше отвыкает от общества и замыкается в себе. Это опасно не только для его настоящего, но и для будущего, потому что негативные симптомы могут сохраняться годами и в итоге перекочуют во взрослую жизнь.

Чтобы не допустить такого сценария, важно вовремя осознать проблему и оказать помощь. Даже если тревога связана не со школой, но при этом держится более месяца, это повод проконсультироваться со специалистом.

Шкала тревожности Филлипса — что это

Это тест, который показывает уровень и характер школьной тревожности. Разработал шкалу школьной тревожности (SAS) психотерапевт Биман Филлипс в 1978 году.

В тесте 58 вопросов. Среди них есть пункты об особенностях отношений с одноклассниками и педагогами, например: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?», «Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?». Опросник подходит для работы со школьниками младшего и среднего возраста.

Как помочь ребёнку

Если родители замечают негативные изменения в самочувствии и поведении ребёнка, которые держатся долгое время и никак не связаны с известными им обстоятельствами, то важно выяснить, что происходит. И далее постепенно работать над снижением тревожности.

«Сначала необходимо снизить уровень беспокойства, не торопя и не осуждая ребёнка. Ругань из-за оценок лишь усилит тревожность, поэтому взрослым стоит запастись терпением и поддерживать школьника в преодолении тревоги, замечая все его успехи, даже если сначала они кажутся незначительными».

Маргарита Еремина

Чтобы помочь школьнику с тревожностью, психологи также рекомендуют родителям придерживаться некоторых стратегий поведения.

  • Обратите внимание на изменения в эмоциях, привычках и поведении. Если ребёнок становится более капризным, грустным, замкнутым, у него меняется поведение или привычки в еде — с ним что-то происходит. Сосредоточьтесь на чувствах маленького человека и подумайте, что помогло бы ему почувствовать поддержку здесь и сейчас.
  • Помогите ребёнку открыться и довериться вам. Проводите время с ребёнком так, как интересно ему; общайтесь и укрепляйте вашу коммуникацию. Совместные занятия позволят чаду постепенно раскрыться. Это в разы эффективнее, чем раз в неделю забрасывать школьника грудой формальных вопросов из серии «Как дела в школе? Какая оценка выходит по математике?».
  • Не обвиняйте и не обесценивайте чувства и проблемы ребёнка. Реплики типа «В моём детстве бывало и хуже», «Что ты сделал, чтобы вызвать издевательства?» или «Может, если бы ты был добрее, они бы не придирались к тебе?» заставляют ребёнка чувствовать, что он сделал что-то не так: сам виноват, сам спровоцировал, сам недостаточно хорош. В итоге школьник сомневается в себе, чувствует неоправданную вину и ставит мнение других выше собственного.
  • Относитесь к учителям и директору школы как к партнёрам. Не торопитесь обвинять других взрослых. Разузнайте обстановку в классе, начните диалог, предложите пути решения.
  • Запишите ребёнка в кружок по интересам. Найдите пространство вне школы, в котором ребёнку будет интересно и безопасно среди сверстников, принимающих его таким, какой он есть.
  • Обеспечьте безусловную любовь и поддержку. Они творят чудеса: исследования доказали, что это два важнейших фактора для психического благополучия ребёнка. Дети, обделённые любовью, чаще обладают низкой самооценкой, проявляют эмоциональную нестабильность, испытывают чувства враждебности, тревожности и незащищённости. Это может привести к проблемам в поведении, злоупотреблению психоактивными веществами и депрессии.
  • Для самостоятельного преодоления тревоги подойдут разные упражнения, например практика осознанности. Но всё же родителям важно ориентироваться на состояние ребёнка и динамику симптомов.

Некоторые исследователи предлагают внедрять обучение осознанности в традиционную школьную систему. По мнению этих учёных, осознанность способна помочь в улучшении навыков совладания со стрессом у старшеклассников, снижении его уровня и продвижении в учёбе.

Зачастую школьная тревожность связана с самим возвращением в школу — например, после каникул или долгого больничного. Практикующий детский психотерапевт Эрин Леонард считает, что в такие моменты родителям важно соблюдать три правила.

  • Слушать внимательно и с открытым сердцем. Если дети не чувствуют, что их беспокойство признают, то со временем перестают делиться переживаниями вообще.
  • Сопереживать беспокойству ребёнка. Покажите, что понимаете его чувства. Вспомните свои школьные годы, когда вы сталкивались с похожими сложностями. Говорить ребёнку не беспокоиться о чём-либо — значит оставлять его наедине с тревогой.
  • Утешайте и напоминайте, что вы рядом. Скажите, что, даже если его тревожные представления воплотятся, вы будете любить его и поможете справиться.

Если ребёнок не готов рассказать родителям о том, что его беспокоит, можно обратиться к школьному психологу или стороннему специалисту, который проведёт диагностику и предложит план помощи.

Когда школьная тревожность требует работы со специалистом

Как и любая другая тревожность, школьная может значительно снижаться в психотерапии. Стоит обратиться к детскому специалисту, если беспокойные состояния ребёнка прогрессируют:

  • становятся чаще и интенсивнее;
  • занимают большую часть мыслей ребёнка;
  • мешают режиму сна и питания;
  • осложняют повседневную деятельность;
  • несопоставимы с реальной ситуацией;
  • провоцируют депрессивное состояние.

При необходимости психолог направит ребёнка на дополнительное обследование к психиатру. В ряде случаев родители могут задействовать школьного психолога в классе. А иногда бывает необходим пересмотр программы обучения, работа с учителями и даже перевод в другой класс или школу.

Родителям бывает непросто разобраться в состоянии ребёнка и выявить школьную тревожность — и это нормально. Но важно быть внимательным и понимать, что ухудшение оценок, прогулы или отсутствие активности на уроках не всегда связаны с ленью или плохим характером школьника.

Симптомы школьной тревожности — не причина, а следствие тяжёлого эмоционального состояния ребёнка, с которым он не в силах справиться. Оно пагубно влияет на все сферы жизни, может перерасти в расстройство и требует вовлечённости взрослых и помощи в поисках решения. Но с поддержкой и любовью близких подобное состояние можно преодолеть и вернуть ребёнку беззаботность и детство.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована