Развитие
#статьи

Социальная дезадаптация: что это и как её преодолеть

И почему важно оставаться «в контакте» с обществом.

Кадр: фильм «Хорошо быть тихоней» / Summit Entertainment

Из этой статьи вы узнаете:

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое социальная дезадаптация

Социальная дезадаптация — это неспособность человека адаптироваться к условиям жизни в обществе.

Человек с дезадаптацией ощущает дискомфорт в ситуациях, требующих активного взаимодействия с людьми: в семье, на работе, в школе, в гостях и в любых публичных местах.

Как ведут себя люди с социальной дезадаптацией

Дезадаптация на ранних стадиях не всегда заметна, но, прогрессируя, она начинает мешать полноценной жизни. Например, дезадаптация лишает стремления к самореализации, приводит к пассивности в трудных ситуациях, провоцирует страхи и фобии.

Дезадаптация часто характеризуется неадаптивным поведением, при котором человек:

  • избегает любых стрессовых ситуаций и взаимодействий;
  • прибегает к селфхарму;
  • страдает от вспышек агрессии;
  • «прячет» настоящие чувства, эмоции и мнения;
  • часто мечтает наяву — предпочитает фантазии реальности;
  • употребляет психоактивные вещества (наркотики, алкоголь) с целью подавить эмоции или тревогу.

Главный признак неадаптивного поведения — оно не способствует решению проблемы, а помогает избежать столкновения со стрессом. Покажем, как выглядит неадаптивное поведение с доминирующим паттерном избегания.

Старшеклассника подвергают травле в школе. Вместо того чтобы поговорить с обидчиками или попросить поддержки у родителей или учителей, он прогуливает уроки, и его исключают. Или он просит перевода в другую школу без объяснения истинных причин.

Другой пример: взрослый сталкивается с трудностями в отношениях с партнёром. Бытовые конфликты случаются как по расписанию, но человек выбирает не поговорить и выяснить, в чём причина, а «сбежать»: чаще задерживается на работе, уходит ночевать к друзьям, компенсирует недостаток положительных эмоций вечеринками или изменами.

Сбежать, спрятаться, сделать вид, что проблемы не существует, — стандартные сценарии неадаптивного поведения.

Иногда это единственная стратегия выживания. Например, если ребёнок растёт в семье, где прибегают к физическим наказаниям, до определённого возраста решить эту проблему он не может. Тогда психика «прячет» травму, обесценивает её масштабы, чтобы ребёнок меньше страдал, пока не может дать отпор.

Пассивная агрессия — тоже форма избегающего поведения. В таких случаях человек замалчивает свои чувства и негативные эмоции, прячет их или выражает косвенно. Хлопает дверью, даёт обещания и намеренно их не выполняет, прибегает к сарказму или демонстративно игнорирует собеседника.

Всё это — способы предотвратить открытый конфликт и избежать одиночества. Но такое поведение не разрешает ни межличностные, ни внутренние проблемы, а только способствует их развитию.

Также дезадаптивные паттерны поведения могут быть прямым отражением психических расстройств. Например:

  • тревожное расстройство провоцирует избегание;
  • расстройства аутистического спектра провоцируют самоповреждения и вспышки гнева;
  • различные расстройства личности могут вызывать болезненное восприятие критики и, как следствие, приводить к добровольной социальной изоляции.

Какие есть уровни дезадаптации

Доктор социологических наук Лидия Шпак сформулировала следующие признаки дезадаптации:

  • ослабление социальных связей, стремление к их разрыву;
  • нарушение повседневных взаимодействий — профессиональных, семейных, политических, социокультурных;
  • сокращение объёма внерабочих процессов (личных и семейных дел, досуга);
  • привыкание к утрате личностно значимого, безразличие к потерям и неудачам;
  • притупление способности следовать в повседневной жизни привычным, ранее освоенным социальным «схемам» (реже встречаться с друзьями, забросить любимые пешеходные маршруты).

В зависимости от степени проявления этих признаков Шпак выделяет четыре уровня дезадаптации:

  • Ядровый («скрытый») — признаки дезадаптированности ещё не заметны окружающим.
  • Неустойчиво восходящий — нарушения социальной адаптации периодически проявляются, их замечают другие.
  • Устойчиво восходящий — привычные связи и навыки адаптации рушатся.
  • Закрепившийся — признаки дезадаптированности очевидны и напрямую влияют на качество жизни человека.

Дезадаптивная реакция также может быть маркером расстройства адаптации, отмеченного в DSM-5 и МКБ-11. Такое расстройство характеризуется:

  • чрезмерным беспокойством о стрессовом событии или его последствиях;
  • систематическим обдумыванием стрессора;
  • неспособностью адаптироваться к стрессору.

Стрессорами могут выступать внешние и внутренние явления.

  • Внутренние стрессоры — психологические травмы, защитные установки и убеждения человека.
  • Внешние стрессоры — жизненные ситуации, приводящие к напряжению. Это могут быть серьёзные потрясения — развод, утраты, финансовые кризисы — или бытовые неурядицы, которые оказались очень важны для человека.

Допустим, вы долго готовились к встрече, но сильно опоздали и не оправдали собственных надежд. Если в такой ситуации окажется человек с расстройством адаптации, он, вероятно, не сможет продолжить встречу и будет думать о совершённой ошибке неоправданно долго. Или утратит способность концентрироваться на чём-либо, кроме упущенной возможности.

Почему возникает дезадаптация

Дезадаптация — следствие того, что внутренние ресурсы человека не совпадают с его способностями или социальными требованиями.

Нужно искать работу, нужно строить отношения, нужно заводить новые привычки и избавляться от вредных. Но у человека недостаточно сил для выполнения этих общественных директив или нет понимания, как им следовать.

Также к основным причинам дезадаптации относят:

  • педагогическую запущенность (невнимательное, безразличное отношение к ребёнку);
  • утрату привычного коллектива из-за длительного пребывания за его пределами (например, попав в больницу на месяц, ребёнок может замкнуться в себе, а после этого присутствие людей рядом начнёт его раздражать);
  • конфликт с окружением (вызов обществу, отказ следовать привычным ценностям или поддерживать общую идеологию).

Ещё дезадаптацию провоцируют:

  • детские травмы — в частности, физическое и эмоциональное насилие;
  • тяжёлый стресс (переезд, увольнение, расставание, утрата, окончание школы или университета);
  • психические расстройства.

Адаптация к новым условиям требует времени. Особенно часто проблемы с ней возникают у детей, поэтому отдельного внимания исследователей удостоилась школьная дезадаптация.

Классно-урочная система, общение с учителями и одноклассниками, необходимость следовать строгим коллективным правилам и режиму — стресс для психики детей, привыкших к интенсивной заботе и вниманию родителей. Неудивительно, что знакомство с миром оценок и парт часто сопровождается дезадаптацией.

В зоне повышенного риска дезадаптации — сироты и дети из дисфункциональных семей. Они глубоко усваивают модели семейной жизни, принимают их за норму, а затем, выйдя за пределы знакомого быта, с трудом взаимодействуют с теми, кто рос в более благоприятной среде. С такими же проблемами сталкиваются бывшие заключённые.

Почему дезадаптация опасна

Люди с длительной и непроходящей дезадаптацией не могут строить отношения или карьеру, заводить друзей и новые хобби.

Например, на работе дезадаптивное поведение проявляется:

  • в избегании отношений и контактов с коллегами;
  • в игнорировании рабочих мероприятий, намеренных опозданиях и неявке на общие собрания;
  • в отказе от проектов или должностей, предполагающих коллективную работу.

Такой набор не позволяет продвинуться по карьерной лестнице и снижает профессиональную ценность сотрудника в глазах начальства.

Учёные уверены, что люди, которые ограничивают социальные взаимодействия или вообще в них не вступают, чаще болеют и имеют более высокие показатели смертности.

В наиболее мрачных сценариях дезадаптация приводит к асоциальному поведению и тотальной самоизоляции, нарушениям закона и норм морали. Человек с тяжёлой формой дезадаптации может быть опасен как для себя, так и для окружающих.

Что может помочь при дезадаптации

Неадаптивное поведение зачастую продиктовано внутренними установками и страхами. Поэтому преодолеть дезадаптацию помогает терапия. Найти и принять свои триггеры и травмы, научиться осознавать и защищать личные границы — с этих шагов начинается путь к психологической гибкости и формированию навыков адаптивного поведения.

Чтобы справиться с неадаптивным поведением, нужно:

  • учиться брать ответственность за себя — следить за качеством собственной жизни, не забывать о сбалансированном питании, регулярных физических нагрузках, здоровом сне;
  • развивать социальные навыки — чем больше практики, тем меньше тревоги (начать можно с разговоров с соседями, новых знакомств или групповой психотерапии);
  • тренироваться в управлении эмоциями — для этого придётся приучить себя искать истинные причины эмоций и поступков, а также говорить о негативных чувствах, учиться справляться с ними, а не прятать неугодное где-то внутри;
  • осваивать новое — чаще всего страх основывается на неизвестности, но аккуратно узнавать нюансы и вступать в пугающую сферу полезно.

Если вы боитесь вслух высказывать своё мнение, можно стать немым наблюдателем в книжном онлайн-клубе или в любом другом тематическом объединении, сформировать привычку обдумывать своё мнение, а потом постепенно пробовать его транслировать.

Важный компонент адаптации — активное взаимодействие с окружающими. Значимые личные отношения помогают людям с неадаптивным поведением регулировать мысли, эмоции и поступки.

Отмечены случаи, когда у агрессивных детей цикл дезадаптации начинался в восемь лет и влиял на их дальнейшую жизнь: первичная школьная дезадаптация влекла проблемы с алкоголем и неспособность выбрать профессию, и в итоге человек долго не мог найти работу.

Чтобы такого не случилось, воспитание должно быть ориентировано на ребёнка и стимулировать просоциальное поведение.

В «здоровом» сценарии родители проявляют внимание к жизни и интересам ребёнка, но не гиперопекают его. Дом становится символом тепла и безопасности, местом, где можно проявлять эмоции и проживать негативные чувства. Подавлять агрессию, грусть и страх вредно и для взрослых, и для детей.

Помните, что чуткое отношение к себе даёт возможность отслеживать внутренние процессы: что мы чувствуем, от чего отдаляемся, почему замыкаемся. При первых «симптомах» дезадаптации не стесняйтесь обратиться к специалисту. Иногда выявление проблемы на ранних стадиях — часть решения и спасение от худших последствий.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована