Медиация — что это такое, объясняем простыми словами
Как сэкономить время и нервы на решении конфликтов с помощью посредника.
Иллюстрация: Alrandir / Shutterstock / Marcelo Quinan / Unsplash / Rawpixel / Annie для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое медиация и как она проводится;
- когда медиация необходима, а когда запрещена;
- какую медиацию называют восстановительной;
- в чём плюсы медиации и что такое стратегия win-win.
Мария Женина
Медиатор, член сообщества медиаторов «Авторитет», адвокат, кандидат юридических наук, заместитель председателя Президиума Коллегии адвокатов «Адвокат».
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое медиация
Медиация — это процесс внесудебного решения споров и проведения переговоров с помощью специального нейтрального посредника (медиатора).
Медиация предусматривается и регулируется законом, и обратиться к медиатору можно как на платной, так и на бесплатной основе.
Когда необходима медиация
В России медиация — это добровольный выбор сторон конфликта, то есть ситуаций, в которых медиация обязательна, нет. Но в некоторых европейских странах семейные дела не допускаются до суда без пройденной процедуры медиации.
К медиации можно обратиться для решения:
- гражданских, административных и иных публичных правоотношений (например, в спорах между двумя соседями о соблюдении режима тишины или в случае конфликтов о выдаче разрешений на строительство);
- споров по предпринимательской и иной экономической деятельности;
- конфликтов внутри трудовых и семейных правоотношений;
- имущественные (в частности, наследственные) споры.
«Процедура медиации не применяется к указанным спорам, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Например, к процедуре медиации нельзя прибегнуть в случае коллективного трудового спора.
Медиация — это уникальный инструмент урегулирования конфликтов, позволяющий найти решение, которое удовлетворит обе стороны спора. Но успех процесса напрямую зависит от желания двух сторон разрешить спор. Отсутствие договороспособности стороны может привести к невозможности проведения процедуры медиации, что повлечёт за собой необходимость обращения к юристу для разрешения конфликта».
Мария Женина
Иногда медиация выступает как метод, который близок к психологической консультации. Допустим, в семье есть конфликт: папа постоянно задерживается на работе, это не устраивает маму и сына. Каждый вечер заканчивается ссорами, папа говорит, что хочет развиваться ради себя и семьи и обеспечить всем лучшую жизнь, а мама с сыном пытаются донести, что нуждаются не в деньгах и статусе, а в папе дома. Семья хочет найти решение и обращается к медиатору.
«На самом деле такие конфликты очень распространены в медиации, и с подобными конфликтами часто обращаются пары.
Но между процедурой медиации и приёмом у семейного психолога есть принципиальные различия: медиатор, выявляя причину конфликта, не влияет на участников медиации, не анализирует их прошлое и не выявляет закономерности поведения каждой из сторон. Посредник помогает сторонам самостоятельно найти решение, которое устраивает две стороны. Психолог же работает с чувствами и поведением, помогает каждому понять себя и других, понять причины конфликта на уровне эмоций и научиться этими эмоциями управлять.
На наш взгляд, медиация — более короткий способ договориться. С психологом может понадобиться длительная терапия, чтобы проработать эмоции, чувства, нюансы и прошлый опыт. А с медиатором семейный спор из примера выше возможно решить всего за 4–6 сессий».
Мария Женина
Одна из задач медиатора — исключить эмоции. При этом посредник в решении споров владеет психологическими техниками и приёмами конфликтологии, которые позволяют отойти от позиций сторон и перейти к их интересам.
Психолог спросит: «Что вы чувствуете?», медиатор — «Чего вы хотите добиться?».
Чтобы стороны могли осознанно ответить, посредники проводят рефрейминг позиций — этот приём позволяет по-новому посмотреть на ситуацию и обозначить свои истинные интересы. В итоге рефрейминг помогает сторонам договориться и расширить переговорное поле, а не упираться в заранее продуманный ими сценарий развития событий. А ещё в подобных примерах семейных конфликтов популярна восстановительная медиация.
Читайте также:
Что такое восстановительная медиация
В некоторых конфликтах проблема не в том, что у сторон не совпадают интересы, а в том, что люди заранее негативно друг к другу настроены из-за непонимания или прошлых ошибок.
Например, может быть примерно следующая ситуация: ребёнок прогуливает школу, вступает в конфликт с конкретным учителем и отказывается выполнять требования нелюбимого педагога. Родителей регулярно вызывают к директору, учитель постоянно жалуется, и это превращается в замкнутый круг.
Интерес у сторон один — создать комфортный фон для получения образования. Но учитель смотрит на ситуацию под одним углом, а родители и ребёнок — под другим. Менять школу ребёнок не хочет, потому что с другими педагогами и с одноклассниками отношения хорошие, а учитель отказывается признавать свои методы работы непригодными — у других учеников жалоб нет.
«Восстановительная медиация — это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться. То есть такая медиация направлена на налаживание взаимопонимания. При восстановительной медитации стороны уже находятся в негативных эмоциональных состояниях, из которых необходимо выйти и найти силы и ресурс для совместного поиска выхода из конфликта.
Медиатор помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Помощь в осознании последствий и их преодолении является одним из главных ориентиров работы медиатора в восстановительной медиации».
Мария Женина
Читайте также:
Как проводится медиация
Процесс медиации довольно гибкий и проходит по разным сценариям. У медиации есть несколько этапов:
- вступительное слово медиатора;
- презентация сторон;
- дискуссия;
- кокус (этап, на котором медиатор общается отдельно, наедине с каждой из сторон);
- формирование повестки дня (медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать конкретные вопросы, по которым нужно прийти к соглашению);
- выработка предложений;
- подготовка медиативного соглашения;
- выход из медиации.
Это общая схема проведения медиации, но в каждом конкретном случае посредник выбирает оптимальную стратегию и структуру процедуры. Например, иногда затруднительно организовать открытую дискуссию в начале процесса, потому что участники слишком эмоциональны. В итоге они хотят решить проблему, но не могут услышать друг друга из-за психологического напряжения.
«На практике каждый процесс медиации проходит по-разному. Абсолютно одинаковых людей не существует, каждый человек мыслит по-своему, имеет свой опыт, свою позицию и своё сформированное мировоззрение. Скорость обработки информации и принятия решений также у всех разная.
С одними клиентами можно прийти к единому пониманию и за 20 минут, а с другими может потребоваться несколько сессий по аналогичному спору. Длительность медиации непосредственно зависит от сторон и их желания урегулировать конфликт.
В целом сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации, но существуют и пресекательные сроки. Медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для завершения процедуры в течение 60 дней. В исключительных случаях в связи со сложностью, необходимостью получения дополнительной информации или документов, срок увеличивается до 180 дней».
Мария Женина
Кстати, медиация может проходить и в онлайн-формате. В таком подходе есть два преимущества:
- экономия времени (устроить онлайн-встречу проще, когда у обеих сторон плотный график, а ещё не нужно тратить время и ресурсы на дорогу, особенно если стороны удалены друг от друга);
- снижение эмоционального накала (в этом формате стороны не так ярко проявляют свои эмоции и не могут считать эмоции собеседника по их внешним признакам).
А ещё медиаторы могут работать в парах и в группах. Такой коллективный процесс называется комедиацией.
«Медиаторы, организовавшие совместную работу, дополняют друг друга, и их слаженные действия могут значительно улучшить качество процесса. Комедиация уместна в ситуациях, когда сторонами конфликта являются мужчина и женщина. В этом случае участие двух медиаторов — мужчины и женщины — обеспечит баланс и позволит более эффективно провести медиацию. При совместной работе у медиаторов есть возможность распределить задачи и обязанности, использовать преимущества друг друга. Но в любом случае должно быть решение двух сторон на комедиацию».
Мария Женина
Читайте также:
В чём плюсы медиации
Во-первых, медиация требует меньше времени, чем судебная процедура. Во-вторых, такой формат решения конфликтов может быть менее стрессовым: суд у большинства людей ассоциируется с чем-то страшным, нервным и неприятным.
Кроме того, медиатор работает в рамках стратегии win-win: суть в том, что проигравших в финале дискуссии или спора нет. Основа этой стратегии — сотрудничество: обе стороны осознанно ищут решение, которое удовлетворит всех. Медиатор, в отличие от судьи, не встаёт ни на чью сторону и не ищет виновных. В этом заключается принцип нейтральности и бесстрастности медиатора, зафиксированный в законе.
«С первых минут встречи медиатор соблюдает принципы медиации: нейтральность, добровольность и признание равных прав на переговорную процедуру по отношению к участникам медиации. Гарантией независимости медиатора служит запрет оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь на протяжении всей процедуры медиации.
Режим конфиденциальности — также необходимое условие медиации и принятия решения в обстановке доверия и безопасности. Во время проведения процедуры присутствуют только медиатор и участники спора и (или) их представители. Другие лица допускаются к участию только с согласия обеих сторон. Во время процедуры медиации не ведутся ни стенографические, ни электронные записи. Фиксация участниками переговоров фактов возможна, но по завершении сессии все пометки подлежат уничтожению. Конфиденциальность в процедуре медиации обеспечивает тайну разрешения спора, что зачастую представляет собой самостоятельную ценность. Именно поэтому принцип конфиденциальности является одним из ключевых ценностей медиации и отличием от государственного правосудия, где установлен принцип гласности и открытости».
Мария Женина
Может случиться так, что в процессе медиации одна из сторон перестаёт действовать по правилам win-win и начинает прибегать к манипуляциям в свою пользу. Работа медиатора заключается ещё и в том, чтобы не допустить такого развития событий. Любые манипуляции одной стороны своевременно выявляются и корректно пресекаются медиатором. Медиатор обучен распознавать некорректные приёмы на начальной стадии. Задача посредника — обезопасить участников медиации от такого поведения, направить на сотрудничество и обеспечить равноправие сторон и условия для взаимопонимания.
Кто может стать медиатором
Медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25 лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Это востребованная профессия на стыке юриспруденции и психологии. И если вам нравится помогать людям и вы умеете сохранять нейтралитет в чужих конфликтах, стоит присмотреться к этой сфере.
«Исходя из опыта, мы придерживаемся мнения, что медиатор должен обладать юридическим или психологическим образованием. А также иметь богатый опыт разрешения конфликтных ситуаций на практике.
Если конфликт имеет какую-то специфику, целесообразно обратиться к медиатору, который либо имеет опыт в разрешении таких конфликтов, либо имеет специальные профессиональные знания.
Самое важное правило — обе стороны должны установить контакт и почувствовать определённый уровень доверия к медиатору».
Мария Женина