Метавселенные, NFT и неудачные ремастеры: эксперты из геймдева — об итогах 2021 года
Альфина, Максим Фомичев, Ярослав Кравцов, Владимир Белецкий и другие представители отрасли.
Иллюстрация: Sam Balye / Unsplash / The Game Awards 2021 poster / Wikimedia Commons / Annie для Skillbox Media
В конце 2021-го редакция «Геймдева» Skillbox Media связалась с экспертами из игровой индустрии, чтобы обсудить главные события года и поговорить о самых заметных играх. Получилось 12 статей, которые появились на странице раздела в декабре и начале января. Этот материал — что-то вроде хаба, где собраны самые яркие моменты из упомянутых двенадцати разговоров.
Александр Петров
Руководитель разработки PIONER, студия GFA Games
Для отечественного геймдева 2021 год — победный год. Я отчётливо вижу тренд на хорошие и сильные проекты, которые приобрели массовость. Мне кажется, в этом году появилось столько крупных отечественных тайтлов, сколько не выходило в течение предыдущих 5–6 лет. И ещё больше релизов я жду уже сейчас. В настоящее время отечественный геймдев показывает большую продуктивность по сравнению с нашими западными коллегами.
Из самых позитивных изменений, пожалуй, отмечу готовность различных инвесторов финансировать уникальные проекты. Возможно, мой опыт не столь репрезентативен, но мои игры финансировали два раза в жизни — в 2017 году и в этом. Поэтому я могу сравнить соотношение суммы и временного периода. Инвестиций стало больше, получить их — легче. Увеличился охват проектов и жанров; люди стали чаще экспериментировать, и рынок это поощряет.
Читайте также:
Альфина (Александра Голубева)
Переводчица Disco Elysium и нарративный дизайнер в студии Unfrozen
Мне кажется, именно в этом году широкой публике стало бросаться в глаза, что в России (а не только в других странах постсоветского пространства) есть PC-геймдев. От Loop Hero до Pathfinder, от Black Book и The Life and Suffering of Sir Brante до Encased — у нас стали делать игры, которые не просто находят свою аудиторию, но и становятся событиями. Игры и интересные, самобытные, и коммерчески успешные, и хорошего технического качества.
Вообще-то успешная PC-разработка появилась в России не сегодня — посмотрите, сколько отзывов (то есть какие продажи) в Steam у игры Graveyard Keeper от питерской студии Lazy Bear, да и Pathfinder уже не первая. Но мне кажется, что есть как минимум психологическая разница между мыслью «у нас иногда выпускают игры» и мыслью «у нас есть своя индустрия». Разница и для игроков, наконец-то не ощущающих себя на безрыбье, и для работников индустрии, которые больше не обречены идти делать мобилки.
В российской PC-разработке стало больше денег. Появились или окрепли профильные инвесторы, специализирующиеся именно на играх, порой — именно на PC и консолях. Рынок игрового сбыта тоже растёт (то есть все играют), поэтому инвестируют в разработку довольно охотно. И всё это, может, звучит неромантично, но корреляция очень проста: есть стабильные, осмысленные инвестиции — есть поток хороших игр. Нет их — остаются лишь редкие ростки.
Читайте также:
Левон Цатуров
Руководитель разработки Age of Silence, студия Game Gods
Не хочу показаться банальным, но главным событием в мировой игровой индустрии для меня стала The Game Awards 2021. Меня не особо интересовали номинанты, хотя за соотечественников в лице Loop Hero, конечно, держал кулачки. Большие надежды возлагались на громкие анонсы, до меня как раз доходили слухи о проекте Saber по одной популярной франшизе. Поэтому анонс Space Marine 2 стал для меня вишенкой на торте в уходящем году. Буду с нетерпением ждать релиза так долго ожидаемого сиквела!
Читайте также:
Ярослав Кравцов
Геймдизайнер и глава студии «Мастерская 15»
Говоря о самом важном в 2021 году, в первую очередь хочется упомянуть тренд на метавселенные. На самом деле тут можно пока вынести за скобки модное слово и обратить внимание на то, как стирается граница между физическим и цифровым мирами. Процесс уже давно идёт, но Марк Цукерберг своими высказываниями и переименованием компании подбросил дровишек в этот костёр.
Параллельно с этим развивается тренд на NFT. Хотя сама суть уникального токена, которым можно торговать на блокчейне, существует давно, сейчас эта технология стала обретать лицо в конкретных публичных сделках вроде покупки NFT-картины на аукционе. Это привело к популяризации технологии, и под неё адаптировались экономики различных виртуальных проектов.
На мой взгляд, мы видим сейчас только самое начало тренда, когда в нём много хаоса и сомнительных историй. Так, большинство игр с NFT-предметами не содержат главного — удовольствия от игрового процесса. Но ситуация меняется. Например, совсем недавно Ubisoft добавила NFT-предметы в свои игры, где точно есть фан.
Читайте также:
Леонид Горбачёв
Руководитель студии Moon Moose, один из создателей экономической стратегии Cartel Tycoon
В 2021 году особенно заметна печальная тенденция провала крупных проектов. Сложилось впечатление, что многие студии снизили планку качества и выпускали игры ради того, чтобы вписаться в запланированную дату релиза. Думаю, на это есть много причин. Например, из-за пандемии у крупных компаний наверняка срывались пайплайны.
В целом ситуация не очень благоприятная — игроки будут менее активно покупать игры на тех площадках, где нет простого механизма рефанда.
Читайте также:
Максим Фомичев
Исполнительный продюсер студии Owlcat Games
На мой взгляд, главным событием 2021 года стало безумие, которое творится вокруг NFT и метаверса. Каждый день ты слышишь об инвестициях на миллионы долларов в проекты, востребованность которых среди аудитории не проверена и не доказана. Очень интересно за этим наблюдать, особенно учитывая, что в памяти живы воспоминания о хайпе вокруг VR в 2014-м и криптовалютах в 2017-м.
А в русскоязычном геймдеве главный тренд — это окончательный ренессанс PC- и консольной разработки, который начался около пяти лет назад. Наконец-то мы вступили в фазу, когда этим сегментом занимаются не только маленькие инди-команды или разработчики-одиночки, но и крупные компании уровня Vizor, VK и MyTona. Важно это потому, что игры, ради которых мы все на самом деле пришли в геймдев, не делали у нас почти 10 лет, с кризиса 2008-го, но сейчас мы вновь встали на путь настоящего геймдева!
Читайте также:
Светлана Воронина
Пиар-менеджер агентства Kool Things
Самое значимое в мировой игровой индустрии — это, конечно, дикий хайп вокруг NFT и метавселенных. Наблюдать за этим крайне увлекательно, и очень интересно, что же в итоге выйдет. Или не выйдет. Если честно, я больше склоняюсь в пользу последнего варианта. Вероятно, кто-то продолжит заниматься NFT, как сейчас продолжают заниматься, например, VR или AR, но такого хайпа, какой был изначально, уже не будет.
Но я никогда не загадываю. В Илона Маска тоже никто не верил.
Читайте также:
Олег Кондрашов
Основатель студии Game Gods, тимлид и геймдизайнер Age of Silence
Самый важный тренд последних двух лет в том, что из-за коронавируса и социальной изоляции в игры стали играть талантливые люди из других отраслей и творческих сфер. Возможно, в других условиях они бы не стали этого делать. Благодаря таким людям концепция «для масс — только ААА» размылась, и мы увидели бум невероятно качественных игр, в которых главное — вовсе не графика и не кат-сцены.
Считаю, что нет ничего важнее преодоления этого снобизма, который царствует последнее десятилетие. Рынок видеоигр не ограничен крупными блокбастерами. И, кажется, индустрия сделала большой шаг к тому, чтобы донести эту мысль до большего количества игроков.
Читайте также:
Владимир Белецкий
Руководитель разработки Black Book, основатель студии Morteshka
Важным событием в 2021 году стал суд между Epic и Apple, поскольку в результате этого процесса работа в онлайн-магазинах может упроститься и стать более выгодной для разработчиков. Возможно, это будет не сразу, но и разбирательство Tengen с Nintendo не вмиг улучшило условия работы с последними.
Читайте также:
Антон Токарев
Ведущий технический дизайнер в Apella Games
Среди самых заметных событий 2021 года я бы выделил тренд на ужасающие ремастеры, как пример — попытка максимально бюджетно сделать ремастеры трёх частей Grand Theft Auto. Использование нейросетей для улучшения текстур и моделей не увенчалось успехом, но я уверен, что этот подход и дальше будут использовать в создании игр.
Также была достаточно качественная Diablo 2: Resurrected, которая, наоборот, выступает положительным примером того, насколько хорошо можно сделать ремастер. Впрочем, остались сетевые и технические проблемы, а также старые баги, на которые ругались игроки. Но всё равно впечатление очень положительное.
Второй тренд, который я выделяю, — это NFT и метавселенные. Я их объединяю, хотя это две отдельные большие темы. Под конец года студии начали внедрять в свои проекты NFT. Даже такая крупная компания, как Ubisoft, анонсировала использование NFT.
Читайте также:
Кирилл Золовкин
CEO студии Heart Core, креативный директор Gripper
IT-компании окончательно перешли на удалёнку. Мир никогда уже не будет «офисным». Метавселенные растят наших детей и помогают им сближаться, что мы наблюдаем в Roblox, Minecraft и Fortnite. На переменах играют уже не в классики, а в «Красный свет — зелёный свет» из «Игры в кальмара». Между тем стриминговые платформы начали создавать контент для геймерской аудитории — например, сериал «Аркейн».
Работа в геймдеве набрала популярность, разработчики стали типичными персонажами кино, как в фильме «Главный герой» или новой «Матрице», где Нео — геймдизайнер. Доставщики превратились в героев реальной жизни — кругом сплошная Death Stranding. Отмечать праздник по Сети уже в порядке вещей: в прошлом году мы справляли дни рождения в Zoom и закатывали вечеринки с диджеем в SpatialChat.
Мессенджеры забрались на территорию игр: разработчики создают сообщества в Discord, а Opera GX купила GameMaker, чтобы построить свою площадку — возможно, в будущем она сможет сравниться по популярности с Kongregate. Epic Games не только показала пятую версию движка Unreal Engine с технологией Nanite, но и дала «пощупать» её всем желающим. Так у нас, рядовых инди-разработчиков, впервые появился ранний доступ к некстгену.
Рынок NFT пытается построить своеобразный дом Gucci в игровом сегменте, делая массовый внутриигровой контент эксклюзивным, дорогим, личным. Но тех, кто готов за него платить, пока мало.
Читайте также:
Сергей Гиммельрейх
R&D-эксперт и геймдизайнер в компании Creative Mobile
Говоря о главных трендах 2021 года, мне сложно придумать что-то другое, кроме Meta от Facebook*. Потому что игровая индустрия перевернулась с ног на голову после того, как большая компания внезапно сказала, что метавселенные — это не так уж и плохо. Ещё и с NFT: «Почему бы нам не делать такое официально и не притворяться мошенниками? У нас всё честно».
Это настоящая гонка: очень многие крупные игровые компании заявили, что они делают собственную версию метавселенной. И одним из глубоких разочарований лично для меня стала политика компании Atari, можно сказать, приведшей меня в геймдев. Когда я узнал, что она собирается делать казино-метавселенную, я был разочарован, честно говоря.
От этой компании я ждал что-то вроде мультфильма «Ральф» и представлял метавселенную от Atari с налётом золотого века аркадных автоматов. И тут внезапно она выходит с этим ужасным роликом, с этой историей про казино.
Впрочем, от метавселенных уже никуда не деться — с каждым годом их будет всё больше и больше. Мы каждую неделю слышим о том, что какая-то компания объявляет о создании метавселенной, выкладывает очередной ролик об этом. Я предполагаю, что в будущем игроки будут приходить в эти метавселенные и играть там во всё, во что хотят.
Читайте также: