Геймдев
#Интервью

Итоги 2021 года для игровой индустрии: Ярослав Кравцов, глава студии «Мастерская 15»

Геймдизайнер и медиахудожник — о главных отраслевых трендах, изменениях за год и любимых играх.

Иллюстрация: Loop Hero / Far Cry 6 / Epic Games / Annie для Skillbox Media

Редакция «Геймдев» Skillbox Media вместе с экспертами из игровой индустрии подводит итоги 2021 года. Какие тренды в геймдеве показались разработчикам самыми важными? Как 2021-й прошёл для игровых студий и издательств? И, наконец, какие игры привлекли внимание наших спикеров сильнее всего? Об этом и многом другом — в материалах цикла «Итоги 2021 года для игровой индустрии».

Ярослав Кравцов

Геймдизайнер и глава студии «Мастерская 15»

— Какое событие или тренд в мировой игровой индустрии, на твой взгляд, стали самыми значимыми в 2021 году?

— В первую очередь хочется упомянуть тренд на метавселенные. На самом деле тут можно пока вынести за скобки модное слово и обратить внимание на то, как стирается граница между физическим и цифровым мирами. Процесс уже давно идёт, но Марк Цукерберг своими высказываниями и переименованием компании подбросил дровишек в этот костёр.

Параллельно с этим развивается тренд на NFT. Хотя сама суть уникального токена, которым можно торговать на блокчейне, существует давно, сейчас эта технология стала обретать лицо в конкретных публичных сделках вроде покупки NFT-картины на аукционе. Это привело к популяризации технологии, и под неё адаптировались экономики различных виртуальных проектов.

На мой взгляд, мы видим сейчас только самое начало тренда, когда в нём много хаоса и сомнительных историй. Так, большинство игр с NFT-предметами не содержат главного — удовольствия от игрового процесса. Но ситуация меняется. Например, совсем недавно Ubisoft добавила NFT-предметы в свои игры, где точно есть фан.

Игроки отреагировали на запуск NFT-платформы Ubisoft негативно, но игроки всегда чем-то недовольны. Особенно если это финансовый вопрос. Я к этому отношусь нейтрально. Игровой баланс не портит, покупать не обязывают. Зато всё официально, надёжно и прозрачно, в отличие от чёрного рынка предметов для Counter-Strike.

Трейлер NFT для видеоигры Tom Clancy’s Ghost Recon: Breakpoint

В остальном же я пока наблюдаю только стагнацию индустрии. В этом году вышло на удивление мало ярких хитов, которые принесли что-то новое. В основном в них повторяется то, что я видел уже много раз.

— Какое событие или тренд стали самыми значимыми для игровой индустрии в России и странах СНГ?

— Я не обладаю статистикой, но по ощущениям кажется, что в нашей части индустрии стало больше денег. Студии, которые выросли на доходах с мобильных игр на модели free-to-play, сейчас запустили в производство крупные консольные проекты. Кроме того, появляется всё больше и больше компаний, готовых инвестировать в разработчиков.

Ещё в новостях видел статистику, что треть российских школьников мечтает о работе в игровой индустрии. Это здорово! Индустрии нужны новые кадры.

— Как 2021 год прошёл для тебя? Какие события в профессиональной жизни стали самыми значимыми?

— После многих лет в игровой индустрии, когда я работал в найме или пытался делать свои инди-проекты, я нашёл свою нишу. Весь этот год я провёл в Roblox, создавая игры и виртуальные пространства на заказ, чаще всего для массовых мероприятий, в которых участвуют люди из разных городов.

С ростом популярности Roblox среди взрослой аудитории растёт и количество заказов. В итоге из маленькой команды мы за год выросли в большой коллектив, способный разрабатывать несколько игр одновременно. Из-за NDA я не могу назвать примеры, но если вы видите ивент в Roblox для российской компании, то, скорее всего, за ним стоит «Мастерская 15». Однако в этом году у нас появились конкуренты — что говорит о росте рынка.

— Каких изменений в игровой индустрии ты ждёшь в 2022 году?

— Жду развития неинвазивных нейроинтерфейсов, новых моделей VR-шлемов; возможно, появятся массовые AR-очки. Но больше всего меня интересует другая тема — авторские игры: и я не жду её, а сам стараюсь продвигать всеми силами.

Мне нравится, когда у игр есть авторы, а у авторов есть высказывания. Тогда разработчики в поисках способа высказаться с помощью игры находят новые решения и обогащают всю игровую индустрию, — в отличие от тех, кто использует уже известные способы и выглядит вторично. Поэтому хочу, чтобы это направление развивалось, получало поддержку и находило своих ценителей.

Игра Puzzled Love, созданная Ярославом Кравцовым для геймджема Ludum Dare в 2021 году
Скриншот: игра Puzzled Love

— Какие игры, вышедшие в 2021 году, сильнее всего привлекли твоё внимание и почему?

— Сейчас уже не вспомню названия, но в основном меня радуют игры с джемов. Маленькие, забагованные, без внятного туториала, но зато с интересными экспериментальными идеями.

Из крупных игр, в которые играл, такое могу отметить только у Deathloop. Настоящий глоток свежего воздуха. Ещё приятно удивила Far Cry 6, показавшая работу над ошибками в подаче истории, которые были в прошлых частях серии.

Вначале игра кажется какой-то буффонадой: снова карикатурный злодей и бравое сопротивление. Однако недалеко от начала есть момент, где главный герой едет на катере с Кларой, лидером сопротивления, и из их диалога мы узнаем, что нет какого-то сказочного плана свергнуть диктатора и зажить красиво.

Клара прекрасно понимает, что никакого мира не будет, а следующего президента, скорее всего, тоже довольно быстро свергнут. Так Far Cry 6 намекает, что революция на Яре — это нечто большее, чем просто убить всех плохих ради всего хорошего. И дальше игра даёт всё больше и больше намёков, что мир не делится на чёрное и белое.

— Назови личный топ-5 игр 2021 года.

— В этом году вышло много игр от разработчиков из стран СНГ. Ранжировать, кто лучше, не буду, но выделю из всего списка пять игр:

Также рекомендую не пропустить эти игры, вышедшие в 2021 году:

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована